PDA

Просмотр полной версии : Клуб флейтистов-умников: иностранцы, работавшие в России.



Photinx
22.03.2008, 11:10
Открываю список флейтистов-иностранцев работавших в России. Именно эти люди принесли нам знание об игре на флейте. По-моему это очень интересная тема. Я занимаюсь этим уже несколько лет. К моему удивлению практически никого из знакомых мне флейтистов подобные вещи не интересуют. Тем не менее, я напишу здесь все, что сам знаю. Пожалуйста, исправляйте, дополняйте, обсуждайте.

Photinx
22.03.2008, 11:12
ЖОЗЕФ ГИЙЮ (Гийу) Joseph Guillou (1787-1853) – французский флейтист, композитор, педагог, музыкальный критик. Родился 4 декабря 1787 в Париже. В 1797, в 10-и летнем возрасте стал студентом Девьенна и Вундерлиха в Парижской консерватории. В те времена каждый флейтист, желавший получить диплом об окончании консерватории, должен был выиграть первый приз на ежегодном конкурсе флейтистов, и Гийю добился его в 1805. С 1816 г. Гийю - придворный музыкант короля Людовика XVIII, а в 1822-1826 годах солист оркестра Гранд Опера. Автор виртуозных пьес для флейты.
Участвовал в создании первого в мире квинтета деревянных духовых инструментов. Возможно, что состав первого квинтета был таким:
Joseph Guillou (1787-1853) - флейта
Gustave Vogt (1781-1870) - гобой
Jacques-Jules Bouffil (1783-?) - кларнет
Louis-Franзois Dauprat (1781-1868 ) - валторна
Antoine Henry - фагот.
С 1819 по 1829 Гийю профессор Парижской консерватории. Среди его учеников Луи Дорю (Дорюс).
Гийю был весьма обеспеченным человеком. Однако какие-то значительные финансовые проблемы возникли в его жизни, и к концу 1820-ых Гийю потерял все состояние. С 1829 он вынужденно начал активно гастролировать по Европе и, в конечном счете, с 1831 года навсегда обосновался в Санкт-Петербурге. Здесь в 1846-1847 гг. Гийю издавал журнал «Ль`артист Рюс» (L'artist Russe), писавший по-французски о российских музыкантах. В нём наряду со статьями он печатал собственные гравюры с картин и портретов И.К. Айвазовского, Ф.А. Бруни, А.Е. Егорова и др. Гийю играл в оркестрах Санкт-Петербургских императорских театров (первый флейтист), выступал как критик в печати, был лектором, давал частные уроки. Автор концерта и ряда пьес для флейты, написал либретто оперы «Бьянка и Гуальтьеро» композитора А. Ф. Львова (1843 г., постановка 1844 г., Дрезден).
Скончался в Петербурге в сентябре 1853 года.

Photinx
22.03.2008, 12:03
ГЕНРИХ ЗУСМАН (Андрей Андреевич Зусман) Henrich Soussmann (1796-1848 ) – немецкий флейтист, скрипач и композитор. Родился в Берлине 23 января 1796 года, в семье музыканта. Сначала у своего отца отца учился игре на скрипке, затем занимался на флейте у солиста оркестра Берлинской оперы Августа Шрёка (August Schroeck). Теорией музыки занимался у К.Ф. Цельтера (Carl Friedrich Zelter). В возрасте 16 лет Зусман был уже известным флейтистом. В юности он много путешествовал как концертирующий артист. В 1822 с большим триумфом он выступал в Санкт-Петербурге, после чего получил приглашение стать флейтистом придворного оркестра. С 1836 и до самой смерти Зусман работал солистом оркестра Императорского театра. Глинка отмечая игру Зусмана писал: "...флейтист Зусман был, бесспорно, один из лучших, ежели не лучший солист в Европе".
В 1837 Зусман гастролировал в Берлине.
Андрей Андреевич Зусман автор многих произведений для флейты соло, флейты с фортепиано и флейты с оркестром, а также ансамблей флейт. Но наибольшую известность приобрело его педагогическое наследие – упражнения, этюды и «Школа игры на флейте» (1839) которые до сих пор издаются по всему миру.
Скончался Зусман в Петербурге в 1848.

Photinx
22.03.2008, 13:33
ЦЕЗАРЬ (Чезаре) ЧИАРДИ (Карл Иосифович Чьярди) Cesare Ciardi (1817?-1877)

http://www.forumklassika.ru/attachment.php?attachmentid=14151&stc=1&d=1209837333

– итальянский флейтист-виртуоз, один из основоположников профессионального обучения игре на флейте в России. Родился во Флоренции, Италия. Точная дата его рождения сейчас неизвестна. Музыкальное образование получил в Италии. Чиарди с юных лет много концертировал и считался одним из лучших европейских флейтистов. Играл на классической флейте венского стиля. Современники отмечали его мягкий, чистый и красивый звук, безупречный вкус и безукоризненную технику. Даже английские музыканты, обычно весьма холодно относившиеся к иностранным флейтистам, слушавшая Чиарди во время его поездки в Лондон, говорили: «Он должен играть в сопровождении хора ангелов».
В 1853 или 1855 году Чиарди приехал в Россию, где и остался до конца своих дней. Работал в Санкт-Петербурге в качестве первого флейтиста оркестра Итальянской оперы, а так же многие годы был солистом оркестра Императорского (Мариинского) театра. Искусство Чиарди было очень популярно – его часто приглашали в дома аристократов с концертами, он давал уроки флейты в знатнейших семьях России, преподавал в музыкальных классах Театрального училища. Можно сказать, что Чиарди оказывал заметное влияние на музыкальную жизнь Петербурга.
Когда в 1862 была открыта Петербургская консерватория Чиарди (которого считали замечательным преподавателем и очень образованным человеком), пригласили вести там класс флейты. В том же году был издан его учебник «Школа игры на флейте», содержащий сведения о нотной грамоте и теории музыки и включавший новейший для того времени материал из русской и зарубежной музыки. Чиарди был автором многих пьес (среди них известный «Русский карнавал» для флейты и ф-но) и переложений для флейты. Чайковский брал у него уроки игры на флейте и иногда как пианист аккомпанировал Чиарди на концертах.
Скончался Чиарди в 1877 году в Стрельне под Санкт-Петербургом.

Photinx
22.03.2008, 15:10
ФЕРДИНАНД Ф. БЮХНЕР Ferdinand Buchner (1825-1912)
– немецкий флейтист и композитор. Учился игре на флейте в Ганновере у известного немецкого виртуоза Кристиана Хайнемайера (Christian H. Heinemeyer, 1796-1872). С 1847 по 1850 Бюхнер выступал с концертами в Берлине и других городах Германии. Не признавая инструментов системы Бёма, он всегда играл на флейтах простых систем, предпочитая венских изготовителей.
С 1850 года Бюхнер жил и работал в России: сначала в Санкт-Петербурге, а с 1856 года в Москве, где занял должность солиста оркестра Большого театра. С 1866 по 1882 преподавал в Московской консерватории. В России Бюхнер быстро приобрёл репутацию выдающегося виртуоза и замечательного учителя.
Бюхнер написал много музыки для флейты. Наиболее известны его флейтовые дуэты, Ноктюрн оp. 20, и Гранд Концерт фа минор op.38. Этот концерт был посвящён известному фабриканту музыкальных инструментов и нотоиздателю, поставщику двора Его Императорского Величества Юлию Генриху Циммерману (Julius Heinrich Zimmermann), который активно пропагандировал флейту в Российской Империи. Современники считали концерт Бюхнера одним из лучших произведений когда-либо написанных для флейты.

Photinx
22.03.2008, 15:11
ЭРНСТ ВИЛЬГЕЛЬМ ХАЙНЕМАЙЕР (Ernst Wilhelm Heinemeyer, 1827-1869)
- немецкий флейтист и композитор. Родился в Ганновере 25-ого февраля 1827 года. Сын и ученик выдающегося флейтиста и придворного музыканта Кристиана Хайнемайера (Christian H. Heinemeyer, 1796-1872). С 1845 по 1847 вместе с отцом работал в придворном оркестре в Ганновере. В 1847 был приглашён в Санкт-Петербург играть первую флейту в Императорском придворном оркестре и преподавать в Театральном училище. В 1859 выйдя на пенсию, Хайнемайер возвратился в Ганновер, а в 1866 переехал в Вену, Австрия. Среди его произведений для флейты пьесы, ансамбли и концерты, бывшие в своё время весьма популярными.
Хайнемайер умер в Вене 12-ого февраля 1869.

Photinx
22.03.2008, 21:14
ВИЛЬГЕЛЬМ (Василий Васильевич) КРЕЧМАН Wilhelm Kretschmann (1848-1922)
– российский флейтист и педагог немецкого происхождения. Родился 15 февраля 1848, близ Галле.
До приезда в Россию Кречман играл в немецких и австрийских оркестрах: в придворной капелле князя Шварцбург-Зондерхаузен, оркестре И. Штрауса, в придворном театре герцогов Саксен-Мейнинген. Кречман был выдающимся ансамблистом, выступал и как солист.
В Москве с 1982 по 1907 был солистом оркестров оперы и балета Большого театра в Москве.
С 1882 по 1922 преподавал в Московской консерватории. Несомненная заслуга Кречмана состоит в том, что он первым в Москве ввел обучение на флейте системы Бёма и был её преданным популяризатором. Его учениками были известнейшие российские флейтисты В. Леонов, В. Цыбин, Н. Бакалейников, Ф. Левин, А. Стучевский. У Кречмана начинал учёбу в консерватории Н. Платонов.

Photinx
22.03.2008, 21:42
ЭРНЕСТО (Эрнест Иосифович) КЁЛЛЕР Ernesto Köhler (1849-1907)

http://www.forumklassika.ru/attachment.php?attachmentid=14153&stc=1&d=1209839688

– российский флейтист, композитор и педагог итало-австрийского происхождения, родился 4-ого декабря 1849 в Модене, Италия. Подобно многим другим знаменитым музыкантам Эрнесто вырос в музыкальной семье. Играть на флейте учился у своего отца - Венцеслава Йозефа (Джузеппе) Кёллера (Venceslau Joseph Köhler), замечательного флейтиста и преподавателя, который служил солистом придворного оркестра герцога Моденского. Благодаря своему таланту, трудолюбию и педагогическому дару отца, Эрнесто ещё в детстве добился значительного успеха и вскоре уже гастролировал по Италии, выступая в сопровождении своего брата - замечательного пианиста Фердинандо. Критика очень тепло встретила появление молодых талантливых музыкантов.
С 1869 в течение двух лет Кёллер был солистом оркестра театра Венской Оперы. В это же время начал публиковать свои первые произведения для флейты. В 1871 Кёллер решил вновь заняться сольными выступлениями и, последовав настоятельному совету Цезаря Чиарди, отправился на гастроли в Россию. В Санкт-Петербурге по рекомендации Чиарди он получил место флейтиста в оркестре Императорского Балета, а 1878, после смерти Чиарди, стал солистом оркестра. Кёллер очень много выступал, исполняя собственные произведения на концертах для широкой публики и домашних концертах для представителей российской знати. В 1906 "Санкт-Петербургский вестник" поместил заметку о Келере к 35-летию его деятельности в российской столице.
Кёллер был плодовитым композитором, для флейты он написал концерт (Op. 97), более 100 пьес и этюдов («Романтические этюды» Кёллер считал самыми красивыми) и многочисленные дуэты. По собственному утверждению Кёллера подавляющее большинство его пьес и этюдов предназначены музыкантам-любителям среднего уровня, но его концерт считается весьма трудным виртуозным произведением. Для Императорского театра он сочинил оперу «Бен Ахмет» (поставлена в 1893) и несколько успешных балетов (особенно популярен был балет «Клоринда»). В своём композиторском творчестве Кёллер уделял значительное внимание красоте мелодии. Его музыка была широко известна и часто исполнялась не только в России, но и в Европе, Америке и даже в Австралии. Публика очень любила его произведения, а музыканты высоко ценили великолепное знание автором особенностей игры на флейте. Таким образом, Кёллер был одним из знаменитейших флейтистов своего времени.
У Кёллера было очень много учеников. В 1880 он выпустил быстро ставшую популярной «Школу игры на флейте». По ней занимались студенты в консерваториях нескольких стран Европы.
Несмотря на то, что Кёллер родился уже после изобретения Бёмом флейты новой системы, он всю жизнь играл на классических флейтах простых систем. Впрочем, допускал, что его этюды удобнее играть на флейте конструкции Бёма, к которой сам относился иронически.
В последние годы жизни Кёллер мечтал вернуться в Италию, но 17-ого марта 1907 он скончался в Санкт-Петербурге.

Photinx
22.03.2008, 22:15
КАРЛ КАРЛОВИЧ ШВАБ Karl Schwab (1873-1938 )
- российский флейтист немецкого происхождения. Родился 2 октября 1873 г. в Вюхтенберге, Германия. Окончил Штутгартскую консерваторию сразу по трём специальностям - флейте, фортепиано и композиции. Играл на классической флейте немецкого типа. В 1896-1916 солист оркестра оперы Мариинского театра. С 1920 солист Воронежского симфонического оркестра и преподаватель местного музучилища, где этот выдающийся музыкант был вынужден преподавать не только флейту, но и баян. Дружил с Осипом Мандельштамом. В 1937 Шваб был арестован по ложному обвинению в шпионаже и отправлен на пять лет в уголовный лагерь под Воронежем. Там он и умер по официальным данным 18 января 1938г.

Photinx
23.03.2008, 00:52
МАКС ВАСИЛЬЕВИЧ БЕРГ (1876-1942)
- российский флейтист немецкого происхождения. Родился 27 октября 1876 в Бреслау (ныне польский город Вроцлав). Музыкальное образование получил в Германии. С 1902 по1942 год Берг флейтист оркестра Петербургского Мариинского театра (Ленинградского им. Кирова). Современники свидетельствовали, что такие дирижёры как Направник оказывали ему предпочтение перед другими солистами. Великолепно играл на пикколо.
В 1926-1941 преподавал в музыкальном училище.
Скончался 27мая 1942 в эвакуации в Перми.

Photinx
23.03.2008, 00:53
ЮЛИУС ИВАНОВИЧ ФЕДЕРГАНС Ulius Federgans (1862, Прага-1920, Петроград). В 1897-1920 солист оркестра Петербургского Мариинского театра.

Photinx
23.03.2008, 10:30
КРИСТИАН КАРЛ ХАРТМАН Christian Karl Hartmann (1750?-1804)
- немецкий флейтист и композитор. Родился около 1750 г. в Альтенбурге (Германия) в музыкальной семье. Играть на флейте учился у своего отца. Концертировал по Германии (в 1786 выступал в Гамбурге) и в Париже. В 1786-1783 гг. жил в Петербурге и Москве, где часто выступал c концертами, именуя себя членом Королевской Французской Академии, а также давал уроки игры на флейте, по весьма высокой плате (100 руб. в месяц за урок). В объявлении о своем концерте 19 января 1788 г. в С.-Петербурге писал о том, что "желающие его у себя слышать на дому могут его о сем предуведомить, а цена концерту сто рублей. — У него же продаются на его вкус сделанные и против обыкновенных гораздо превосходные флейты по 100 руб. каждая". Сам Хартман играл на весьма продвинутой по тем временам барочной флейте с клапаном до.
После отъезда из России Хартман жил в Эрлангене (Германия), а затем поселился в Париже, где получил место профессора консерватории (?) и флейтиста оркестра Гранд Опера.
Из произведений Хартмана известны 4 концерта, дуэты и вариации для флейты, 6 русских и французских арий для флейты с аккомпанементом скрипки и виолончели, симфония и т. д. Сочинения Хартмана издавались и в Европе и в России. В 1795 году в магазинах Петербурга рекламировался сборник Хартмана из 126 каденций для флейты.
Умер в 1804 г. в Париже.

Photinx
23.03.2008, 12:52
КАРЛ ВЕНЕР Carl Wehner (1838-1912)
- немецкий флейтист и преподаватель. Родился в Германии. Ученик Теобальда Бёма. Играл на деревянной флейте с механикой Бёма, с открытым соль диезом и закрытыми клапанами.
В 1867-1884 годы работал солистом оркестра Императорского Мариинского театра в Петербурге, давал уроки игры на флейте. Оттуда уехал в Ганновер (Германия), где был солистом оркестра Королевского театра, а затем в Америку, где вскоре стал ведущим флейтистом Нью-Йорка. С 1886 по 1902 Венер солист Нью-Йоркского филармонического и Нью-Йоркского симфонического оркестров, Метрополитен Опера. После того как в 1905 в Нью-Йорк приехал французский флейтист Жорж Баре (ученик Таффанеля, игравший на современной серебряной флейте) Венер утратил репутацию лучшего флейтиста и преподавателя.
Автор этюдов для флейты.

Photinx
23.03.2008, 15:19
ФЁДОР ИВАНОВИЧ ВАТЕРСТРААТ Karl Friedrich (Theodor) Waterstraat (1835-1896)
- немецкий флейтист и преподаватель. Родился 5 апреля 1835г. в Померании, Германия.
В 1857-1896 годы был солистом оркестра Петербургского Императорского Мариинского театра
В 1877 сменил Чиарди в должности профессора Петербургской консерватории, где проработал до конца жизни.
Его ученик Ф. Степанов стал первым русским профессором консерватории и первым начал там преподавать флейту Бема.
Кроме того, Ватерстраат преподавал в музыкальном училище (оркестровых классах) Придворной Певческой капеллы.
Скончался в Птербурге 12 мая 1896 года.

Odoletta
24.03.2008, 07:55
Андерсена здесь не вижу, я знаю он какое то время также работал в России.

Photinx
24.03.2008, 18:09
Андерсена здесь не вижу, я знаю он какое то время также работал в России.
Насколько я знаю, Андерсен бывал в России на гастролях, но сведений о том, что он работал здесь в каких-то оркестрах или преподавал, у меня нет. Odoletta, попробуйте заняться этим вопросом. Конечно, если Вам это интересно

Odoletta
24.03.2008, 20:47
Я уже пыталась поискать сведения на сайте Королевской библиотеке , где лежат его ноты, к сожаленью безуспешно. Но слышала , что он работал в оркестре и преподавал по контракту. Также можно сослаться и на его опусы на Русскую тему:)

Photinx
24.03.2008, 21:06
Я не спорю, может он и работал в России, но (ёще раз) сведений у меня нет А музыка могла быть написана под впечатлением от гастрольной поездки.
Ничего, кто-нибудь подскажет.

Photinx
24.03.2008, 22:09
Вообще я много лет занимаюсь историей флейты, но Вы Odoletta подвигли меня критичнее отнестись к накопленному материалу об Андерсене. И я нашёл… Ща размещу.

Photinx
24.03.2008, 22:47
КАРЛ ИОАХИМ АНДЕРСЕН Karl Joachim Andersen (1847-1909)
– знаменитый датско-немецкий флейтист, композитор и дирижёр. На флейте учился у своего отца Кристиана Иоахима, военного музыканта, флейтиста-виртуоза и композитора. Всю жизнь играл на классических инструментах простых (добёмовских) систем. С раннего детства много выступал, в 13 лет начал играть в профессиональном оркестре. С 1869 по 1878 работал в оркестре Датской Королевской Оперы в Копенгагене. Жажда творческой деятельности и страсть к перемене мест подвигли его отправиться в гастрольное турне по Скандинавии, а затем и в Россию. В 1878-1880 годы он работал в оркестре Санкт-Петербургского филармонического общества, выступал с сольными концертами и был частным преподавателем. Далее Андерсен отправился в Германию и в 1882 году был в числе 54 музыкантов-основателей оркестра Берлинской филармонии, где до 1893 играл первую флейту. Наряду с работой в оркестрах и сольными концертами успешно занимался дирижированием и преподаванием. Среди его учеников, многие из которых играли на флейтах системы Бёма, были известные флейтисты Эмиль Прилль и Ари ван Лёвен. В течении нескольких лет Андерсен дирижировал оркестром Берлинской филармонии на летних концертах в Швенингене (Scheveningen).
В 1893 Андерсен вынужден был прервать исполнительскую деятельность т.к. язык его был парализован, после чего он вернулся в Данию и сосредоточился на сочинении музыки, а в 1894 стал дирижёром Копенгагенского открытого театра Тиволи. В 1897 он основал оркестровую школу, где и работал до самой смерти директором и преподавателем.
В 1905 королевским указом Андерсен был удостоен дворянского звания.
Автор большого количества салонных пьес для флейты, ансамблей, оркестровой и фортепианной музыки. Большинство произведений Андерсен написал для классической флейты. Несколько пьес виртуозного характера для современной бёмской флейты были заказаны ему Полем Таффанелем специально для студентов Парижской консерватории. В наше время большинство его пьес считаются устаревшими, но этюды Андерсена, которых около 200 и сегодня входят в учебный репертуар флейтистов.

Александра Грот
25.03.2008, 01:06
Очень интересно! Большое спасибо за такую подробную информацию! Такое впечатление, что солистами-флейтистами Мариинского Театра в 19м веке были исключительно французы или немцы... Санкт-Петербург тогда конечно был одним из центров культуры в Европе, и видимо ещё и финансово мог предложить что-то солидное, если столько ведущих имён не просто приезжали с концертами, но и оставались жить и работать на периоды более двадцати лет. Вот откуда "Русский сувенир" Кёллера...

Photinx
25.03.2008, 12:52
Да-да. Немцы-итальянцы-французы. Это не впечатление – до последней четвери XIX века так оно и было. И в Большом театре, и в Мариинском, и в Придворном оркестре на флейтах играли только иностранцы. Я точно не знаю, но предполагаю, что с другими инструментами дело обстояло примерно также. Не стоит забывать, что крепостное право в России отменили только в 1861 году (150 лет ещё не прошло). Прибавьте сюда вечную бедность русских людей, а флейты никогда дёшевы не были. Тем не менее, в кругах российской аристократии, а затем и купечества и интеллигенции ещё с XVIII века, как и везде в Европе было популярно домашнее музицирование - игра на флейте, фортепиано, скрипке. Например, фантастически богатый князь Петр Иванович Репнин (1719 - 1778 ) прекрасно играл на флейте, выступал с исполнением труднейших пьес и концертов. По свидетельству современников собирались целые оркестры до 30 человек «из придворных кавалеров и русской знати… игравших на разных инструментах, главным образом скрипках, флейтах и виолончелях». Среди них баронесса Черкасова, братья Нарышкины, Строганов, Олсуфьев, Теплов, Трубецкой, Ягужинский и «различные офицеры императорской гвардии». «Все эти музыканты... играли с такой аккуратностью, выразительностью и точным соблюдением piano и forte, будто это играет придворная камерная капелла, состоящая из итальянцев, немцев и нескольких русских, обыкновенно игравших в оркестре». И как мы видим из мемуаров, те же музыканты неоднократно выступают в частных домах. Особой известностью пользовались концерты, проходившие «каждый четверг в послеобеденное время от 5 до 9 часов» в доме Ивана Ивановича Шувалова (1727-1797) — основателя и первого директора Академии художеств. Подобные концерты неизменно пользовались популярностью. «Часто бывало, что зал и четыре смежных комнаты были полны слушателей — придворных дам, кавалеров, а также дворян и купцов города».
Конечно, эти люди могли играть очень хорошо – многие из них были талантливы, занимались увлечённо, располагали для этого свободным временем, могли позволить себе купить самые дорогие инструменты и нанять самых лучших учителей, выписать из Европы самые современные ноты. Но!… Работать музыкантом – это увольте. Смешно! Этим людям не надо было работать. Служить в министерстве, гвардии или при дворе – это другое дело.

Litty
25.03.2008, 13:37
Я уже пыталась поискать сведения на сайте Королевской библиотеке , где лежат его ноты, к сожаленью безуспешно. Но слышала , что он работал в оркестре и преподавал по контракту. Также можно сослаться и на его опусы на Русскую тему:)
Хм, а что это за сайт такой? ссылочку не дадите?

А "Легенду" он интересно под каким впетчатлением написал

Photinx
25.03.2008, 15:05
Иностранные музыканты в оркестрах получали, кажется, вполне приличные деньги, но главное что их привлекало – это возможность давать уроки музыки представителям фантастически богатой русской знати.
Вот очень интересные статьи о музыке в Российской империи:
http://www.rulex.ru/01275008.htm (http://www.rulex.ru/01275008.htm)
http://www.rulex.ru/01275011.htm (http://www.rulex.ru/01275011.htm)
Годовое жалованье российских инженеров на государственной службе в 1913 году составляло около 2000 руб. (в частном секторе - до 3000 руб. и более), земские врачи получали около 1500 руб., преподаватели средней школы - от 900 до 2500 руб., младшие офицеры - 660-1260 руб., актеры и музыканты - 1200-1800 руб., адвокаты 2000 -10 000 руб., профессора вузов - 3000 - 5000 руб. Заработки наиболее известных художников, музыкантов, актеров, адвокатов, профессоров простирались до 12 и более тыс.руб.
Жалованье губернатора в год составляло 9,5 тыс., вице-губернатора – 4,2 тыс., губернского инженера – 2.1 тыс., редактора – 1,2 тыс. , канцелярских чиновников – 660-1800 руб в год.
В целом же в 1913 году при среднем заработке рабочего в 258 руб. в год заработок интеллигенции составлял 1058 руб.(технического персонала - 1462 руб.)

Photinx
25.03.2008, 17:48
Как относились к крепостным флейтистам в России XVIII века и для чего они служили:
Фаворит шестидесятилетней императрицы Екатерины II Платон Зубов влюбился в супругу её внука Александра и стал настойчиво за ней ухаживать. Не встретив сочувствия, этот человек, как рассказывает одни мемуарист, по целым дням валялся на диване, изнемогая от страстного томления. Для утешения он заставлял своих крепостных музыкантов играть на флейте. Меланхолические и сладострастные звуки должны были, как он надеялся, исцелить его раненое сердце.

Odoletta
25.03.2008, 22:03
Хм, а что это за сайт такой? ссылочку не дадите?

А "Легенду" он интересно под каким впетчатлением написал
вот ссылочка

http://www.kb.dk/da/nb/samling/ma/digmus/jo_and.html (http://www.kb.dk/da/nb/samling/ma/digmus/jo_and.html)
про Легенду не знаю.

Photinx, а не поделитесь источниками информации, очень надо мне про Чешских композиторов (Блодека и Мартину),если только это не википедия:)

Finezza
26.03.2008, 02:03
Как интересно..... а про Украину кто-то что-то знает? Львов был под австрийской империей - может там кто играл. Там был театр ,но консерватории не былов 19 веке еще

Litty
26.03.2008, 02:10
Спасибо за ссылочку...

А кто-нибудт знает где можно записи этого компорзитора послушать

Photinx
26.03.2008, 19:36
Photinx, а не поделитесь источниками информации, очень надо мне про Чешских композиторов (Блодека и Мартину),если только это не википедия:)
Хорошо было бы открыть книжку о флейтистах-иностранцах работавших в России и всё там прочитать, но нет такой книжки. Иногда подробности биографий приходится собирать по крупицам, настолько они скудны и разрозненны. Что-то находишь в книгах вообще не о музыке, в мемуарах той эпохи. И опыт показывает, что есть смысл критически относиться к любым добытым сведениям, надо их как-то проверять.
Биографический словарь Болотина вещь хорошая, но по этой теме сведения там скудные. Например, справку о Федергансе целиком взял оттуда, а это всего пара строк.
Заграница помогает. Кстати брал в Дюссельдорфской библиотеке и прочитал книжки Бёма и Ненси Тофф – они там есть на английском, а книгу о французских флейтистах XX века прочитать не успел. Ничего в следующий раз время найду.
Я искренне не понимаю в чем проблема с Блодеком. В Google набираете по-русски «Блодек» и получаете кучу результатов, а если языки знаете – «Vilem Blodek». Вообще нет проблем. Только не ленитесь копаться там.
Конечно, к информации из Интернета надо относиться очень критично. Иногда там такое…. Кстати, я не уверен, что всё написанное мной абсолютно точно. Некоторые интересные факты я не давал – сомневаюсь в их достоверности.

Photinx
26.03.2008, 19:41
Как интересно..... а про Украину кто-то что-то знает? Львов был под австрийской империей - может там кто играл. Там был театр ,но консерватории не былов 19 веке еще
Во Львове, а вернее в Лемберге (немецкое название Львова), родились братья Допплеры: АЛЬБЕРТ ФРАНЦ (Ференц) ДОППЛЕР Albert Franz Doppler (1821-1883) и КАРЛ ДОППЛЕР Karl Doppler (1825-1900).

Photinx
27.03.2008, 15:19
Как преподавали флейтисты-иностранцы в России.
На эту тему у нас есть только одна цитата, которую приводят везде:
«...немцы и чехи вели педагогическое дело с редкой старательностью. Но странно, выпускали они учеников не много, как будто боялись с их стороны конкурентов. Однажды в пылу откровенности в присутствии многих профессоров Ф. Ф. Бюхнер высказался так: «Мы приехали не для того, чтобы обучать себе конкурентов». (И.Липаев «Из прошлого Московской консерватории». ГЦММК им. М.И.Глинки. Ф.13 N 70).
Некоторые исследователи полагают, что фраза была сказана в полемическом запале и по-немецки, а перевод грешит неточностью. Вряд ли Бюхнер стал бы использовать местоимение «МЫ», скорее он сказал бы «Я», но в этом случае фраза получается ещё более дикая. С его стороны было бы безумием говорить что-либо подобное, в то время как в уголке кто-то сидит и записывает всё сказанное в красную книжечку. За такие речи можно было запросто лишиться работы в консерватории и всех частных учеников разом. Тогда люди были более щепетильны в подобных вопросах, и любой скандал очень плохо влиял на репутацию всех участников.
На каких языках они преподавали? Во времена Чайковского каждый преподаватель вёл урок на своём родном языке – студенты должны были понимать.

Photinx
28.03.2008, 20:11
Играли российские музыканты на флейтах простых систем различных типов; немецких, венских, французских, английских – т.е. на тех что привозили из разных стран либо они сами, либо их учителя. Всё это были разные по конструкции инструменты, отличавшиеся звуковыми возможностями и с аппликатурными особенностями. Российских мастеров делавших инструменты в то время не было. Так что никакого «русского стиля» в отношении флейты как определенного инструмента оформиться не могло.
В конце XIX начале XXвеков наиболее известны у нас были инструменты венского стиля австрийского фабриканта Циммермана (Zimmermann), который активно продвигал флейту в Российскую Империю. У него были мастерские не только в Вене, Лейпциге и Лондоне, но и в Санкт-Петербурге, Москве, Риге. В России Циммерман издал «Школу игры на флейте», где настоятельно рекомендовал свои инструменты.
Эрнесто Кёллер положительно отзывался об инструментах фирмы Циммермана, но нет никаких свидетельств о том, что он играл на какой-либо из них. Впрочем, это вполне возможно, потому что Кёллер предпочитал инструменты венского типа.
В дальнейшем Циммерман делал флейты системы Бема – деревянные с серебряной головой и посеребренной механикой. Такие инструменты ещё можно было встретить в 1980-е годы.

Photinx
29.03.2008, 00:27
О профессиональных русских флейтистах той эпохи сведений почти не сохранилось. Многие российские аристократы держали оркестры из крепостных крестьян. Были там и флейтисты, но сейчас известно лишь о существовании флейтиста-виртуоза первой половины XIX века Папкова. Конечно, в армейских оркестрах было множество флейтистов (1812 году в каждом гренадёрском полку по 8 флейт)- там их называли флейтщиками. Существовали оркестровые классы при театральных училищах и курсы (или классы) при музыкальных обществах. Затем появились Петербургская и Московская консерватории, Варшавский музыкальный институт, музыкально-драматическое училище в Москве, Бесплатная музыкальная школа в Петербурге. Флейтистов там учили и к концу XIX века ситуация значительно изменилась. История сохранила для нас имена некоторых флейтистов того времени, наверняка, все они были учениками иностранцев - Константин Зуев, Владимир Гуревич, Александр Семёнов, Иван Петров, Антон Лаго. Что это были за люди и как они играли мне не ведомо. Известно лишь то, что, участвуя в 1892г. в конкурсе на место флейтиста оркестров Императорских театров все они уступили Федору Степнову - первому русскому флейтисту, добившемуся известности и успеха. Ученик Ватерстраата Федор Васильевич Степанов (1867-1914), стал профессором Петербургской консерватории и солистом оркестра Мариинки. Он начал первым профессионально преподавать в России флейту Бёма. Думаю, что имя Степанова незаслуженно забыто. Его заслонили флейтисты советской поры – Цыбин и Платонов.

Photinx
30.03.2008, 18:07
«тут такой господин бегает, гениальным музыкантом себя воображает. «Я, говорит, конечно, ничего, я нуль, потому что я не учился, но у меня не в пример больше мелодий и больше идей, чем у Мейербера». Во-первых, я скажу: зачем же ты не учился? а во-вторых, не то что у Мейербера, а у последнего немецкого флейтщика, скромно высвистывающего свою партию в последнем немецком оркестре, в двадцать раз больше идей, чем у всех наших самородков; только флейтщик хранит про себя эти идеи и не суется с ними вперед в отечестве Моцартов и Гайднов; а наш брат самородок «трень-брень» вальсик или романсик, и смотришь — уже руки в панталоны и рот презрительно скривлен: я, мол, гений. И в живописи то же самое, и везде. Уж эти мне самородки! Да кто же не знает, что щеголяют ими только там, где нет ни настоящей, в кровь и плоть перешедшей науки, ни настоящего искусства? Неужели же не пора сдать в архив это щеголянье, этот пошлый хлам вместе с известными фразами о том, что у нас, на Руси, никто с голоду не умирает, и езда по дорогам самая скорая, и что мы шапками всех закидать можем? Лезут мне в глаза с даровитостью русской натуры, с гениальным инстинктом, с Кулибиным… Да какая это даровитость, помилуйте, господа? Это лепетанье спросонья, а не то полузвериная сметка. Инстинкт! Нашли чем хвастаться!»
И. С. Тургенев «Дым» (1867)

Odoletta
01.04.2008, 09:21
Я искренне не понимаю в чем проблема с Блодеком. В Google набираете по-русски «Блодек» и получаете кучу результатов, а если языки знаете – «Vilem Blodek». Вообще нет проблем. Только не ленитесь копаться там.
Конечно, к информации из Интернета надо относиться очень критично. Иногда там такое…. Кстати, я не уверен, что всё написанное мной абсолютно точно. Некоторые интересные факты я не давал – сомневаюсь в их достоверности.

Я нашла блодека на чешском , переведу конешна , но там очень мало. да и времени не хватает долго искать в интернете.
А про Андерсена , я так и слышала , что работал в Питере в оркестре по контракту. В то время очень это практиковалось с иностранцами. Да и им было выгодно. К примеру Ромберг тоже работал в Росийском оркестре пару лет.

Finezza
02.04.2008, 19:12
Во Львове, а вернее в Лемберге (немецкое название Львова), родились братья Допплеры: АЛЬБЕРТ ФРАНЦ (Ференц) ДОППЛЕР Albert Franz Doppler (1821-1883) и КАРЛ ДОППЛЕР Karl Doppler (1825-1900).
Пасиба. А еще что-то? :)

Photinx
05.04.2008, 22:23
ИОГАНН ГЕОРГ ТРЁМЛИЦ (Тромлиц) Johann Georg Trömlitz (1725-1805)
– известный немецкий флейтист, преподаватель, композитор, музыкальный мастер и теоретик флейты. Родился 8-ого ноября 1725 в Рейнсдорфе, Германия. С раннего детства играл на флейте, позднее изучал гармонию и контрапункт.. В 1750 Трёмлиц, окончив Лейпцигский университет, получил диплом нотариуса. Примерно в это же время, будучи недоволен конструкцией доступных ему флейт, начал делать их сам. С 1754 по 1776 Трёмлиц играет первую флейту в лейпцигском оркестре «Кончерто Гроссе» (предок современного оркестра Гевандхаус). Современники восхищались его совершенной интонацией, блеском и отточенностью техники, мощным и густым, трубоподобным звуком. Во время Семилетней войны (1756-1763) оркестр был расформирован и Тремлиц серьёзно занялся преподаванием, работой над совершенствованием конструкции флейты и написанием теоретических работ. В то же время он совершил несколько гастрольных поездок (среди них - один концерт в Санкт-Петербурге).
До 1780-ых Тремлиц играл на флейте с двумя клапанами, но затем, неудовлетворенный возможностями инструмента увеличил их количество.
Трёмлиц написал три книги и множество статей об игре на флейте. В этих работах он детально рассматривал все аспекты игры на флейте: постановку, дыхание, интонацию, артикуляцию, динамику, мелизмы, свойства музыкальных стилей, правила игры каденций, а также особенности конструкции флейты и уход за ней.
Начиная с 1785 недостаток средств от концертных выступлений, ограничил его финансовые возможности по усовершенствованию флейты. Последние флейты конструкции Трёмлица можно считать предшественницами флейты Бёма. Это были сложные по тем временам семиклапанные инструменты и на них могли играть только высокопрофессиональные музыканты.
Для флейты Трёмлиц сочинил: этюды, сольные пьесы и партиты, пьесы с аккомпанементом, несколько сонат с сопровождением фортепьяно и три концерта. Автор песен на стихи немецких поэтов: «Одиннадцать песен на стихи Шиллера и Хёлти» (1796).
Умер 4-ого февраля 1805 в Лейпциге.
Правнучкой Трёмлица была пианистка Клара Вик.

Photinx
07.04.2008, 17:11
ПОЛЬ ТАФФАНЕЛЬ Paul Taffanel (1844-1908 )
– наиболее значительный флейтист XIX века, композитор и дирижёр, выдающийся педагог, основатель современной французской школы игры на флейте.

http://www.forumklassika.ru/attachment.php?attachmentid=14154&stc=1&d=1209839957

Родился 16-ого сентября 1844 г. в Бордо, Франция. Первые уроки игры на флейте получил у своего отца Жюля (Jules Taffanel). Первый сольный концерт дал в возрасте десяти лет. Затем, учился у Луи Дорю в Парижской консерватории. В 1860 Таффанель победил на конкурсе Парижской консерватории как лучший флейтист. В 1862 получил приз консерватории по гармонии. В 1865 приз Парижской консерватории за контрапункт и фугу. В 1862-1890 Поль Таффанель работал в оркестре театра «Опера Комик». В 1864 он начал работать в оркестре Парижской «Гранд Опера», а 1876 стал солистом этого оркестра. В тоже время он начал выступать как солирующий флейтист и камерный музыкант, часто играя вместе со своим профессором Дорю и знаменитыми певицами того времени, в том числе Полиной Виардо.
В 1879 Таффанель основал Общество камерной музыки для духовых инструментов. С 1867 по 1892 он член оркестра Концертного общества консерватории (позднее «Оркестр Парижа»), затем был избран дирижёром этого оркестра. В 1887 и 1890-1906 Таффанель дирижёр оркестра Гранд Опера.
Совершил несколько концертных туров по Европе: Бельгия (1866), Англия (1874), Германия (1890), Швейцария (1891). Вместе с Сен-Сансом в 1887 он выступал в Москве и Петербурге, а в 1889 состоялись сольные концерты Таффанеля в Москве. Повсеместно его выступления пользовались огромным успехом. Его отличали не только виртуозная техника и потрясающий звук, но и идеальное чувство вкуса. Благодаря Таффанелю значительно возросла популярность флейты Бёма, повысились и требования к исполнительскому уровню флейтистов. Многие новые произведения французских композиторов были посвящены Таффанелю, например: Фантазия Форе (1898 ), Романс Сен-Санса (1898 ), Сюита Видора (1898 ).
В 1893 Таффанель стал главным дирижёром и музыкальным директором Гранд Опера.
С 1893 по 1908 гг. Таффанель профессор по классу флейты Парижской консерватории. Он кардинально пересмотрел учебный репертуар и методику преподавания игры на флейте. При нем стали часто исполнять музыку нефранцузских композиторов, музыку ранних эпох, музыку Баха, вернулись в учебный репертуар концерты Моцарта. Эта музыка не изучалась в Париже, с тех пор как профессором консерватории стал Тюлу. Студенты Таффанеля учились играть в новом, более легком и динамичном стиле, использовали вибрато. Увеличилось и количество студентов. Если прежде консерватория выпускала только одного флейтиста в год, то теперь двух, а то и трёх. Многие из этих выпускников стали выдающимися музыкантами и преподавателями. Они распространили влияние французской флейтовой школы на весь мир.
При Таффанеле совершенно изменился репертуар ежегодного конкурса консерватории. Лучшим современным композиторам, обычно выпускникам Парижской консерватории, заказывались произведения для этого конкурса.
Таффанель начал работу над книгами по истории флейты и методики преподавания на флейте. После смерти Таффанеля учебник (Méthode complète de Flute), по которому флейтисты всего мира занимаются и сегодня, закончили его ученики Луи Флёри и Филипп Гобер. Этот учебник, изданный в 1923, посвящён преимущественно развитию качества звука.
С 1897 Таффанель глава оркестрового факультета Парижской консерватории. Как флейтист и преподаватель он открыл новую эпоху в развитии флейты, сформировал современный стиль игры на флейте.
Автор пьес, этюдов и упражнений для флейты. Его виртуозные произведения носят в основном салонно-развлекательный характер. В 1876 Таффанель получил приз Общества композиторов за свой Квинтет для духовых. Как композитор он является одним из последних представителей французского романтизма.
В 1901 Таффанель серьёзно заболел. Он скончался в ночь с 21-ого на 22-е ноября 1908 года в Париже.
За свой выдающийся вклад в развитие музыкального искусства Таффанель получил следующие награды: орден Почетного легиона (Франция), орден Полярной Звезды (Швеция), орден Короны (Италия), орден Святой Анны (Россия), орден Льва и Солнца (Персия).

Odoletta
08.04.2008, 07:51
немного не по теме, но концерт очень красивый им написан для флейты.
В конце 1808 года Ромберг добирается до Петербурга, несколько лет живет в Москве, попеременно концертируя в обеих столицах, совершая гастрольные поездки по югу России и Прибалтике.
Любители музыки встретили его восторженно. Вот один из отзывов 1811 года «Концерт, данный вчера в Филармоническом зале славным виолончелистом Ромбергом, доставил здешним любителям музыки величайшее удовольствие. Многочисленное собрание и всеобщее одобрение доказывали, что публика наша несравненному дарованию сего редкого художника отдаст полную справедливость».
В Москве произошло важное событие в личной жизни Ромберга у него родился сын Карл. Он также стал виолончелистом и несколько лет прослужил в оркестре императорских театров в Петербурге.
Вполне возможно, что Ромберг так и остался бы в России, но нашествие Наполеона заставило его уехать. Через Швецию и Данию он добирается до Германии. Виолончелист дает концерты в Гамбурге, Бремене, некоторых городах Голландии, Бельгии. 8 декабря 1813 года в Вене он участвует в первом исполнении бетховенской «Битвы Веллингтона при Виттории».

Photinx
08.04.2008, 11:53
Ромберг так и остался бы в России, но нашествие Наполеона заставило его уехать.
А почему уехал? Наполеон музыкантов ценил. Флейтисту Друэ (Drouet) он флейту хрустальную подарил.

Odoletta
08.04.2008, 20:38
А почему уехал? Наполеон музыкантов ценил. Флейтисту Друэ (Drouet) он флейту хрустальную подарил.
Друэ видимо был француз, раз удостоился такой щедрости. Да и может у Наполеона хрустальной виолончели не оказалось просто:)

Finezza
09.04.2008, 00:18
кто бы мне флейту подарил... хоть какую-то :)

Photinx
10.04.2008, 00:31
Да, Друэ был француз. Кстати первую флейту в его жизни ему тоже подарили. А Голвей говорит, что флейту в подарок принимать нельзя – её обязательно надо купить. Но и ему, если я ничего не путаю, первую флейту подарили.

Photinx
16.04.2008, 20:22
К сожалению, вопросов по теме, замечаний, дополнений и уточнений маловато, обсуждение несколько вялое. Неужели неинтересно?
А вот меня интересует более подробная информация о том, как иностранные флейтисты здесь работали и жили. В данный момент особо интересует подробности жизни Жозефа Гийу в России (Joseph Guillou). Кто-нибудь может помочь?

slavago
17.04.2008, 00:00
К сожалению, вопросов по теме, замечаний, дополнений и уточнений маловато, обсуждение несколько вялое. Неужели неинтересно?
А вот меня интересует более подробная информация о том, как иностранные флейтисты здесь работали и жили. В данный момент особо интересует подробности жизни Жозефа Гийу в России (Joseph Guillou). Кто-нибудь может помочь?
Огромное спасибо за информацию! О Гийу в России может знать профессор В. В. Березин (во всяком случае он занимался вопросом пребывания в России иностранных музыкантов, кстати, в первую очередь французов). Попробуйте написать ему и расспросить его об этом (e-mail есть на сайте Московской консерватории в разделе Педагоги). А вообще у него есть книга "Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма" http://www.mosconsv.ru/publications/details.phtml?181
где тоже есть ряд любопытных примеров по обсуждаемой здесь теме...

Photinx
17.04.2008, 01:02
Очень интересно. Но увы ни дополнить, ни уточнить не могу.
Ну, если интересно, так спросите что-нибудь по теме. Когда интересно возникают вопросы и желание узнать больше. Нет?
А подобные пустые фразы только засоряют тему.

Photinx
17.04.2008, 01:11
есть книга "Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма" http://www.mosconsv.ru/publications/details.phtml?181
где тоже есть ряд любопытных примеров по обсуждаемой здесь теме...
Спасибо, попробую эту книгу найти.
И написать тоже надо, появилась новая интереснейшая информация. Надо разобраться.

Александра Грот
10.12.2008, 00:48
График, который показывает с какого по какой год флейтисты-иностранцы проживали в Российской империи:

http://www2.mediafire.com/imgbnc.php/6d53e47a2ff0923bf491ba2b478304db6g.jpg (http://www.mediafire.com/imageview.php?quickkey=ezg3ztdikmg&thumb=4)

Пофантазировав можно представить, что на концерте Таффанеля в Москве в 1889 году наверно присутствовал, тогда уже студент первого курса Московской Консерватории, 12-летний Владимир Цыбин... Точно присутсвовал на том концерте Чайковский, это общеизвестный факт - тогда у него наверно и родилось желание сочинить концерт для флейты. Наверно мог присутвовать и профессор Кречман. Интересно было бы узнать какую программу Таффанель исполнял. Вполне возможно в ней присутвовала какая-нибудь соната Иоганна Себастьяна Баха, так как он был фактически был первым флейтистом, начавшим исполнять и пропагандировать его произведения для флейты. Что подумал Кречман, мнение которого было скорее отрицательным по этому поводу (где эта его (?) цитата, что Бах невыгодно представляет флейту, что гораздо лучше исполнять виртуозные произведения Бриччиальди и компании, не написал ли он это после концерта Таффанеля, просто из зависти? или я уж совсем расфантазировалась?)

Finezza
10.12.2008, 02:09
Так сочинил Чайковский концерт для флейты или нет?

Александра Грот
10.12.2008, 12:49
Он сделал пару набросков (буквально пару строчек) и придумал название "Konzertstück" для флейты и оркестра, после этого умер. Одно американское издательство кстати умудрилось присочинить всё остальное и таки издать это под его именем!

Finezza
10.12.2008, 14:31
Одно американское издательство кстати умудрилось присочинить всё остальное и таки издать это под его именем!
от уроды :)

Photinx
10.12.2008, 15:20
График, который показывает с какого по какой год флейтисты-иностранцы проживали в Российской империи:

Табличка интересная. А откуда она? Кому не лень было нарисовать?

Photinx
10.12.2008, 15:21
Так сочинил Чайковский концерт для флейты или нет?
Забавно, но я где-то читал, что Рампаль уверял, будто он играл чудом сохранившийся и найденный в архивной пыли концерт Чайковского для флейты. К сожалению, не могу вспомнить, где я об этом читал – это было довольно давно. Я тогда очень удивился и просто отмахнулся от этой ерунды. Все знают, что Рампаль был шутник и мистификатор.
Но можно попробовать покопаться и найти что-нибудь на эту тему.

Александра Грот
10.12.2008, 16:14
Табличка интересная. А откуда она? Кому не лень было нарисовать?

Мне не лень было вчера! Как то ещё раз всё тут прочитала, и захотелось узнать кто ходил на концерт Таффанеля, и кто с кем был знаком. А это можно было выяснить только сделав такую табличку. Например стало легко понять, что Бюхнер и Хайнемейер-сын оба учились у Хайнемайера-отца, и Бюхнер приехал в Россию через три года после Хайнемайера-сына, видимо из-за позитивных отзывов последнего. Эта первая табличка была сделана на основе ещё одной таблички:

http://www2.mediafire.com/imgbnc.php/7a7bc86657e831074c547a020cae9ade6g.jpg (http://www.mediafire.com/imageview.php?quickkey=kxfg0o0xkxu&thumb=4)

В биографии и Кречмана и Степанова стоит, что они были первыми профессорами Бём флейты? Может быть Ватерстаат уже преподавал Бём флейту? Так кто всё таки был первым?

Степанов Фёдор Васильевич (1867-1914) Родился в Луге Петербургской губернии, умер в Петербурге. Флейтист. В 1905-1914 преподаватель Петербургской консерватории.

Так Кречман тогда точно раньше Степанова Бём флейту преподавал!

Вообще так как многие упомянутые флейтисты были композиторами, можно было бы сделать интересный концерт-лекцию по истории флейтового исполнительства в России. Ноты многих изданы.

Только что случайно нашла, что 24 этюда Йоахима Андерсена, op. 21, посвящены Ватерстраату ("Herrn Friedrich Waterstraat, Professor am kaiserlich russichem Conservatoriuni der Musik in St.Petersburg freundschaftlichst zugeeignet", что значит "самым дружественным образом посвящено"). Может быть он их написал для его учеников (в том числе Степанова?), когда был в России? Ватерстраат не был композитором (что среди его предшественников профессоров скорее было исключение), он наверно был очень этим этюдам рад :) . Правка: не совсем верно, Ватерстраат тоже сочинил этюды для флейты, 1890 год, каталог Hofmeister: Waterstraat, F., 40 Etudes p. Fl. Mk 6 n. Moskau, Jurgenson (издательство произведений Чайковского).

Photinx
10.12.2008, 19:03
Мне не лень было вчера!
Молодец!
Василий Васильевич Кречман первым в Московской консерватории, где преподавал с 1882 по 1922, ввел обучение на флейте системы Бёма. А Степанов начал вести «бёма» в Петербургской. Знаю, что сохранились некоторые записи Степанова (у меня их нет), и в Европах он гастролировал.
Ватерстраат родился в 1835, а в 1957, в 22 года, уже прибыл в Россию. Навсегда. Судя по фамилии, предки его голландских кровей. Преподавал в Петербургской консерватории с 1877 по 1896. В юности Ватерстраат вряд ли играл на бёмской флейте. Как музыкант он воспитался, наверное, в Германии, а мы знаем, что там флейта Бёма с большим трудом приживалась. Не решаюсь предположить, что в последние годы жизни, т. е., положим, лет с пятидесяти (с 1885) он вдруг перешёл на бёмскую систему. Впрочем, может я и неправ, т.к. сейчас у меня есть ученик, который вообще впервые взялся за флейту в 60 с лишком. Может Фёдор Иванович Ватерстраат был передовой личностью? Допускаю. Т.е. наверняка так оно и было. Либо он сам начал учиться на «бёме», либо брал уроки у кого-то из российских французов или бельгийцев и уж полученные навыки передал Степанову. Кстати, интересно знать, что на Западе Фёдора Степанова иногда Теодором Стефановым называют, и лет 10 назад я думал, что это вообще разные флейтисты. Если допустить, что Ватерстраат не играл и не учил на «бёме», то когда, у кого и где научился Степанов? У кого-то из коллег в России? На гастролях за границей? Надо искать ответы.
Несомненно, в то время (да и сейчас) каждый заметный преподаватель не мог не писать этюдов и упражнений. Это совершенно необходимо хотя бы для решения каких-то проблем своих же собственных учеников. Ещё бы все обладали композиторским талантом. Впрочем, для решения утилитарных задач достаточно и неталантливых этюдов – играть невыносимо скучно, но результат есть. Вроде степановские этюды и сейчас в Европе играют, а у нас, кажется, совсем нет.
Замечу насчёт Бриччальди и «бёма»:
Бриччальди играл на классической флейте венско-итальянского типа. Где-то здесь я уже писал, что это за инструмент. Около 1847 (ему под 30), Бриччальди посетил Бёма в Мюнхене. Восхитился, и вскоре перешёл на инструмент новой системы. Примерно через год, находясь в Лондоне, Бриччальди изобрёл вспомогательный рычажок для клапана си-бемоль (под большим пальцем левой руки) для флейты Бёма. Позже Бриччальди отказался от бёмовского инструмента, ради своей собственной модели цилиндрической флейты, которую он разрабатывал во Флоренции вместе с Эмилио Пиана.

Интересно, что я работаю вместе с кларнетистом, который ввел бемский кларнет у нас в училище. И он вовсе не древний старец. Вот скорость прогресса, да простят меня барочники.

Александра Грот
10.12.2008, 19:13
Если допустить, что Ватерстраат не играл и не учил на «бёме», то когда у кого и где научился Степанов? У кого-то из коллег в России? На гастролях за границей? Надо искать ответы.

Может быть Степанов брал частные уроки у ученика Теобальда Бёма, Carl Wehner, который был солистом Мариинки (но не профессором консерватории)? По годам вроде сходится.

Photinx
10.12.2008, 19:26
Может быть Степанов брал частные уроки у ученика Теобальда Бёма, Carl Wehner, который был солистом Мариинки (но не профессором консерватории)? По годам вроде сходится.
Может быть. Но я уже здесь писал:
КАРЛ ВЕНЕР Carl Wehner (1838-1912) - немецкий флейтист и преподаватель. Родился в Германии. Ученик Теобальда Бёма. Играл на деревянной флейте с механикой Бёма, с открытым соль диезом (это у нас до сих пор всречается) и закрытыми клапанами. В 1867-1884 годы работал солистом оркестра Императорского Мариинского театра в Петербурге, давал уроки игры на флейте. Оттуда уехал в Ганновер (Германия), где был солистом оркестра Королевского театра, а затем в Америку, где вскоре стал ведущим флейтистом Нью-Йорка. С 1886 по 1902 Венер солист Нью-Йоркского филармонического и Нью-Йоркского симфонического оркестров, Метрополитен Опера. После того как в 1905 в Нью-Йорк приехал французский флейтист Жорж Баре (ученик Таффанеля, игравший на современной серебряной флейте) Венер утратил репутацию лучшего флейтиста и преподавателя.
Автор этюдов для флейты.
Утратил статус лучшего Венер именно потому, что играл на несколько отсталом инструменте.
Т.е. в 1984 он уже уехал из России – Степанову 16 лет.

Александра Грот
10.12.2008, 19:37
Да, в 16 лет маловероятно, хотя Цыбин начал у Кречмана в 12? Но какое-то влияние он оказал наверно.

Вот диск (http://www.flutehistory.com/Recordings/FluteonRecord.php3), на котором есть запись Степанова, его достать уже невозможно.

Fedor Stepanov (pf/?): La fille du Pharaön: Ballade (Cesare Pugni/arr. Ciardi) 4389h St. Petersburg, 1906 Zonophone X-69158 - то есть

Фёдор Степанов.
Cesare Pugni (переложение Чиарди). Баллада "Дочь Фараона", записано в 1906 году в СПб, Zonophone

Photinx
10.12.2008, 19:43
Да, об этой подборке я знаю. А что, диск уже не продаётся?

Александра Грот
10.12.2008, 19:48
Такое впечатление, что его трудно купить в Европе, но можно заказать в Америке. Интересно было бы из него послушать Maximilian Schwedler, для которого была написана Соната Рейнеке. Может быть можно было бы немного понять, что имелось ввиду "без всякого вибрато", может он так это преувеличивал? (оффтоп)

Photinx
10.12.2008, 19:58
Интересно было бы из него послушать Maximilian Schwedler, для которого была написана Соната Рейнеке.
Да ещё услышать бы звучание флейты системы Шведлера. Хотя при таком качестве записи…
А насчет вибрации – это мода. Вибрацию диафрагмой уже сотни лет как придумали. Но люди то горлом вибрируют, то, прости Господи, щеками, то ещё черти чем. А тогда было модно без вибрации играть.
- Вибрация!? Фи! Это так вульгарно.

Александра Грот
10.12.2008, 20:01
Я только что заказала этот диск, всё-таки интересно. Поделюсь, когда придёт. Если есть запись Степанова, может и запись Цыбина где-нибудь найдётся, вот это было бы здорово!!

Photinx
10.12.2008, 20:07
Знаете, я только в этом году уже несколько раз в Дюссельдорфе был. Возможно, в январе ещё приеду.

Александра Грот
10.12.2008, 20:16
У меня 26 декабря сольный в Москве на Пречистенке, приходите!

Photinx
11.12.2008, 12:54
Когда Степанов начал играть на флейте? Когда он переехал из Луги в Петербург и встречался ли он там с Венером? Если нет, то мог ли Венер оказать на него столь сильное влияние, что мальчик заболел бёмской флейтой? Федя был в театре или на концерте - услышал игру Венера и впечатлился на всю жизнь – сами знаете как это быть может. «Достаточно одной таблэтки».
Кречман и Цыбин могли слышать Таффанеля не только в 1889, но и в 1887, когда тот вместе с Сен-Сансом гастролировал в Москве и Петербурге. Смею предположить, что в свой первый приезд Таффанель в России играл Сен-Санса. Тарантеллу a-moll для флейты, кларнета и оркестра, Романс Des-dur для флейты и оркестра, Каприс на темы датских и русских песен для флейты, гобоя, кларнета и ф-но.
О, этот Каприс, наверное, был написан специально, чтобы угодить и императору Александру III и его жене Марии Фёдоровне - в прошлом датской принцессе Дагмар. Не знаю как Кречман и Цыбин, а императорская чета концерт Сен-Санса своим присутствием наверняка почтила. Видимо Сен-Санс госзаказ выполнял - в 1887 году Александру III удалось договориться с Вильгельмом I, и предотвратить новую войну между Францией и Германией.

Photinx
11.12.2008, 12:57
Что подумал Кречман, мнение которого было скорее отрицательным по этому поводу (где эта его (?) цитата, что Бах невыгодно представляет флейту, что гораздо лучше исполнять виртуозные произведения Бриччиальди и компании, не написал ли он это после концерта Таффанеля, просто из зависти? или я уж совсем расфантазировалась?)
Не знал я, что Кречман считал, будто Бах плохо сочинял для флейты. Где он об этом писал? И почему Вы предполагаете, будто Кречман завидовал Таффанелю? Я не возмущаюсь этим предположением, Бог с Вами, я просто спрашиваю. Я не думаю, что Таффанель первым заиграл Баха на флейте. Во Франции возможно одним из первых. И всем известно, что именно он ввел Баха в программу консерватории. Надо заметить. что французы вообще какое-то время после франко-прусской войны 1870-1871 гг. всё немецкое, в том числе и музыку, игнорировали. Но в Германии-то Баха тогда играли. Со времён Мендельсона много воды утекло. А Кречман был немец и Баха он точно играл. Выигрышен ли тогда был Бах на флейте? Это другой вопрос. Играть Баха в концертных программах, нужна была некоторая решимость. То время - время блеска. Конечно, мишура виртуозных пьес приносила больше успеха, чем серьёзный и умный Бах. То было время эффектов – время «Прибытия поезда» братьев Люмьер (ну лет на 10 позже, подумаешь, ради красного словца-то…), как сейчас время «Большого путешествия поезда» Кларка. Кому в этот период нужен Бах. Что там, в сонатах Баха - фа-диез и соль третьей октавы, да ре первой. Тю – нешто это диапазон, нешто это размах. Вот Допплеров иль Чьярди сыграть – так это другое дело – там си и даже си-бемоль малой, да си третьей. А у Бриччальди и того выше бери - до четвёртой (у Николсона ми-бемоль четвёртой встречалась). А темпы? Хо – Бах до Генделя пешком дойти пытался, а мы теперь всё на поезде, да на поезде. «Железный конь пришёл на смену крестьянской лошадке». И главное музыка такая всё воздушная, такая понятная, пищеварению способствующая. Публика будет визжать и плакать. Да, слишком флейтисты XIX века виртуозность увлекались – всё хотели слушателя до восторга довести. Братья Допплеры так даже флейты в разные стороны держали (младший левша был) – публику веселили, визуальные спецэффекты создавали. Отсюда что-ли пошла убогость флейтового репертуара? Где-то с середины XIX века стало очевидно, что новой музыки для флейты слишком мало и пишется она не лучшими авторами. Не любили великие композиторы флейтистов? Может пустыми дураками их считали? А вот саму флейту любили – тому доказательство партии нашего инструмента в их симфонических произведениях.

Александра Грот
20.12.2008, 21:01
Я тоже нашла более точную информацию о концертах Таффанеля в Москве. Кстати первое турне в Петербурге и Москве в апреле 1887 года император своим присутвием не почтил (это известно из письма жены Таффанеля). Зато почтил своим присутвием один из 6 концертов, ректор Питерской консерватории Рубинштейн - и обязал всех студентов духового отделения посетить финальный концерт! Как жаль, что это было в апреле - Цыбина на тех концертах в Москве из-за этого наверное быть не могло (ему 12 лет, и он только через несколько месяцев в сентябре начнёт учёбу у Кречмана), а вот Степанов и другие ученики Питерской консерватории, а также Кёллер, Ватерстраат, может быть (судя по всему довольно гордый?) Бюхнер, и Кречман вполне могли быть. Программу которую он играл с Сен-Сансом и своими известными коллегами гобоистом и кларнестом на том турне была следующей:

Часть с фортепиано:
Допплер. Венгерская Фантазия
Шопен. Ноктюрн фа диез мажор (переложение Таффанеля)
Вальс Des-dur (тоже его переложение, имело наибольший успех)
Сен-Санс. Caprice sur les Airs danois et russes (флейта, кларнет, гобой, фп. - Вы совершенно правы о том, что он был специально для этого написан)

Часть с оркестром:
Сен-Санс. Романс
Тарантелла (с кларнетистом)
Prelude du Déluge (с оркестром)

Я предполагаю, что и дирижёром и пианистом был наверно Сен-Санс. На этом концерте присутвовал Чайковский, и тогда же загорелся идеей о концерте для флейты. Тогда же в записках Таффанеля значится "Чай с Кёллером" - так что они точно встретились и пообщались. Кстати на обратном пути с этого турне Таффанель встретился с Андерсеном в Германии, но пообщаться толком они не смогли, так как Таффанель не особо говорил по-немецки, а Андерсен не особо говорил по-французски.

На втором турне в Москве, январь 1889 года, Таффанель играл с оркестром концерт Моцарта соль мажор и Романс Сен-Санса. Чайковский персонально написал ему пригласительное письмо, но сам присутвовать не мог, так как был в момент этих концертов в Париже.

Кстати, попадалась ли Вам книга Ломтева Немецкие музыканты в России: к истории становления русских консерваторий? Такое впечатление, что там может быть интересная информация в том числе и об упомянтых здесь флейтистах.

Насчёт братьев Допплеров, Адорян (который занимается исследованием этой семьи уже не одно десятилетие) отрицает тот факт, что они держали флейты в разные стороны. Он в своём фильме о них объяснял откуда пошла эта ошибка, но я к сожалению забыла.

Photinx
21.12.2008, 16:31
он играл с Сен-Сансом и своими известными коллегами гобоистом и кларнестом
В 1887 году вместе с Сен-Сансом и Таффанелем в Россию ездили гобоист Жорж Жиле (Georges Gillet) и кларнетист Шарль Тюрбан (Charles Turban). Поездку в Россию им устроил Французский Красный крест. Каждому обещали по 1000 франков. Была договорённость о семи пасхальных концертах с оркестром Императорской оперы. Вот, нашёл книгу - Edward Blakeman: Taffanel: Genius of the Flute. Книга очень занятная. Надеюсь всему написанному там можно доверять. Автор пишет, что тогда в России чуть ли не впервые люди услышали сольную игру на флейте, гобое и кларнете. Что-то не так? Автор заблуждается? Неужели Чиарди, Кёллер, Андерсен и др. никогда не давали концертов? Насчет слабого знания Таффанелем и Андерсеном иностранных языков там тоже написано. Но я думаю это не причина не встречаться. Они постоянно друг с другом переписывались - значит, кто-то помогал переводить. Неужели в тот момент рядом не нашлось знающего человека. Это в Европе-то?

Вот что в книге интересно касательно нашей темы: Эрнесто Кёллер не только в оркестре Императорского театра играл – он был дирижёром оркестра Главного военно-инженерного училища, а также преподавал флейту в Императорском училище правоведения. Это было одно из престижных заведений, где учились А. Грибоедов, Л. Собинов, М. Врубель, П. Чайковский, В. Стасов, А. Серов. В училищной жизни помимо общих предметов повышенное внимание уделялось музыкальным занятиям. Здесь обучали игре на арфе, флейте, валторне, скрипке, виолончели, контрабасе и фортепиано. Шефом училища был принц Александр Петрович Ольденбургский. В семье Ольденбургских многие играли на флейте, и вероятно этот принц иногда музицировал с Кёллером, а может и уроки у него брал. Кстати сам принц и его жена серьёзно занимались организацией здравоохранения в России, возможно используя их связи, французский Красный крест и организовал те гастроли.

А вот и подходящий анекдот о принце Ольденбургском (из книги Левика "Четверть века в опере"). "В ноябре 1911 году на репетиции праздника в Народном доме им. императора Николая II (культурный центр той эпохи), посетить который должен был сам царь, Александр Петрович решил самолично проверить акустику одного из участков сцены, для чего, взяв у оркестрового музыканта флейту, прошел на сцену и, владея этим инструментом, сыграл несколько пассажей. Затем, желая проверить свое впечатление, отправился в зрительный зал. Проходя по настилу над оркестром, он сунул по ошибке флейту литавристу-барабанщику и скомандовал: «На мое место, играть две минуты!» Литаврист почтительно возразил: «Я не играю на флейте, я…». «Что-что? - возмутился принц, - отказ?». И мгновенно повернувшись к директору театра Н. Фигнеру, известному певцу, приказал: «Уволить забастовщика!» Фигнер, хорошо знавший своего шефа, тотчас приказал литавристу: «Вы уволены, - и, хитро подмигнув, тише добавил, - идите домой!» На следующий день, при очередном докладе по делам театра Фигнер объяснил принцу его ошибку и сокрушенно добавил, что-де без этого инструмента вся музыка в предстоящем празднике будет «не та», к тому же и семья литавриста в отчаянии. Александр Петрович не дал ему закончить: «Ай-яй-яй! Выходит я набедокурил? Ну, так, пожалуйста, дайте бедному литавристу со всей семьей тотчас после праздника отпуск, и пусть все они едут в Гагры, в мой дворец на все лето. В самом деле, не обязан же литаврист Народного дома играть на флейте! Какой абсурд!»

Мы здесь всё пишем только о нескольких персонах. Даже Ваша табличка, из которой наконец-то всё стало понятно, не даёт нам новых имён. Иностранных флейтистов в России было много больше (Костер, Фогель, Брабе, Тепперт, Гирт и т.д.) и не всегда они находили тёплый приём.
Книги Ломтева должны быть действительно интересны, но я пока не читал.

Photinx
21.12.2008, 16:56
Насчёт братьев Допплеров, Адорян (который занимается исследованием этой семьи уже не одно десятилетие) отрицает тот факт, что они держали флейты в разные стороны. Он в своём фильме о них объяснял откуда пошла эта ошибка, но я к сожалению забыла.
По поводу левосторонней флейты.
Поскольку Адорьян серьёзно занимается историей Доплеров ему можно доверять. Если только он сам не заблуждается искренне (я, например, о пребывании Гийю в России много неверного здесь написал). Может это и забавная сказка не более. Но есть ли у Адорьяна точные свидетельства что такого не было и быть не могло? Карл Допплер (или как его по-венгерски звали? Кароль?) был левша или не был? Для левшей в те времена держать флейту в другую сторону это было нормально? Известно, что Блаве держал флейту влево. Но то был инструмент с одним клапаном и переделать его или сделать на заказ специально для левши не представляло большой сложности, а у Допплеров, кажется, были многоклапанные инструменты французского типа (почему-то не венского). Совершенно точно известно - специально для левшей делались и такие флейты. И они сохранились до наших дней. Почему бы Карлу Допплеру на такой и не играть? Вопрос не слишком серьёзный, но мне это интересно. Я думаю, что на флейте главная ручка – левая. Насколько было бы удобнее правшам держать инструмент в левую сторону? Правая-то рука была бы главной.

Почитайте что пишет о России (а точнее ещё о Советском Союзе) Тревор Вай, побывавший там в 80-е годы. Это очень интересно. Его впечатления напоминают бред. Вообще Вай здорово пишет. Way Why так пишет?
http://www.trevorwye.com/russiapage15.html

Александра Грот
22.12.2008, 00:16
Спасибо за ссылку. Я хорошо посмеялась, а потом мне стало трогательно как-то. Мне захотелось ему написать. Написать, что стало лучше! Ну правда же! Адорян был очень приятно удивлён уровнем наших студентов, игравших ему на мастерклассе в Москве месяц назад (кстати вы были там?). Сейчас поищу email Trevor Wye.

Александра Грот
23.02.2009, 02:06
Дополнение к списку - Эмиль Прилл (http://ru.wikipedia.org/wiki/Прилл,_Эмиль) , хотя точных сведений о его пребывании в России пока нет. Так же достоин упоминания прям флейтовый Одиссей Адольф Тершак (http://ru.wikipedia.org/wiki/Тершак,_Адольф) , который в конце XIX века несколько лет гастролировал по России, объездив всю Сибирь!

Photinx
23.02.2009, 10:20
Да, современники посмеивались над Тершаком, а среди музыкантов ходили злые анекдоты о нелюбви Тершака к флейте Бёма. Но всё же не стоит забывать, что Тершак был одним из ведущих гастролирующих виртуозов. И музыка его не забыта - до сих пор играют даже у нас. Несколько лет назад флейтист из Ростова привозил своего внука показываться с концертом Тершака.
Вот и портрет этого сердитого человека:
http://www.forumklassika.ru/attachment.php?attachmentid=21735&stc=1&d=1235373540

Почему не написано о том, что Приль учился у Андерсена? Или я ошибаюсь?
А ми-механикой он совместно с Борном занимался?
И я был убежден, что Приль родился в Италии. Век живи - век учись, а помрёшь всё равно дураком.

Александра Грот
23.02.2009, 12:50
Насчёт того учился ли Прилль у Андерсена или нет, как раз сегодня хотела выяснить, так как у Вас это действительно написано, я помню. По годам не очень сходится - Прилль учился в Берлине с 1881 по 1883, а Андерсен там в это время был солистом только что основанной Берлинской филармонии, но вроде не преподавал ещё?

Ми механикой он занимался совместно с немецким флейтовым мастером Emil Rittershausen (1852-1927), а во Франции это дело было запантетовано независимо и паралелльно в это же самое время. Получается, что её изобрели одновременно двое, не зная друг о друге.

пирогов илья
14.06.2009, 01:51
ГЕНРИХ ЗУСМАН (Андрей Андреевич Зусман) Henrich Soussmann (1796-1848 ) – немецкий флейтист, скрипач и композитор. Родился в Берлине 23 января 1796 года, в семье музыканта. Сначала у своего отца отца учился игре на скрипке, затем занимался на флейте у солиста оркестра Берлинской оперы Августа Шрёка (August Schroeck). Теорией музыки занимался у К.Ф. Цельтера (Carl Friedrich Zelter). В возрасте 16 лет Зусман был уже известным флейтистом. В юности он много путешествовал как концертирующий артист. В 1822 с большим триумфом он выступал в Санкт-Петербурге, после чего получил приглашение стать флейтистом придворного оркестра. С 1836 и до самой смерти Зусман работал солистом оркестра Императорского театра. Глинка отмечая игру Зусмана писал: "...флейтист Зусман был, бесспорно, один из лучших, ежели не лучший солист в Европе".
В 1837 Зусман гастролировал в Берлине.
Андрей Андреевич Зусман автор многих произведений для флейты соло, флейты с фортепиано и флейты с оркестром, а также ансамблей флейт. Но наибольшую известность приобрело его педагогическое наследие – упражнения, этюды и «Школа игры на флейте» (1839) которые до сих пор издаются по всему миру.
Скончался Зусман в Петербурге в 1848.
А где разыскать ноты Зусмана ( за исключением "Школы...")? Идавались ли они? Может существует его архив?

Яндекс.Метрика Rambler's Top100