RSS лента

yohji_nap

Диагональная симфония

Рейтинг: 5.00. Голосов: 3.
"Диагональная симфония" (Symphonie Diagonale) - это такой знаменитый фильм шведа Викинга Эггелинга (1880-1925), маленькая абстрактная лента, в которой Эггелинг старался создать "визуальную" музыку. На экране перерисовываются разные - простые и не очень - геометрические конструкции, которые при желании можно т.с. ассоциировать с темами, мотивами, группами инструментов, и т.д. Сложно описать, проще самому увидеть. Скачать фильм можно, например, тут:
http://www.ubu.com/film/eggeling.html
Или посмотреть на Youtube, где он есть в многочисленных копиях:
http://www.youtube.com/watch?v=PxqqPiVDOQ4
(только обязательно уберите звук - а то кому-то там пришло в голову написать саундртек, как будто это вот обычный немой фильм)
Оно всего 7 минут идёт.

У меня тут лежит версия в хорошем качестве на 97 мегабайт, добытая то ли из eMule, то ли из торрентов, но я не стал её закачивать никуда - сомневаюсь, что это так уж многим интересно здесь Тем не менее, и по приведённым ссылкам можно т.с. вынести суждение, и очень интересно, что тут скажут т.с. музыканты и сочувствующие. Потому как в фильме и правда легко просматривается "музыкальная" структура. Всего три части: каждая начинается характерными "расчёсочками" (которые у меня лично ассоциируются с медными духовыми ). Первая часть после расчёсочек даёт мелкий мотивчик (на фортепиано? ), а потом представляет большую картинку из пяти тем. Далее идёт разработка этих тем, сопоставление, трансформация одной в другую, и т.д.; завершается эта часть "разворачиванием" материала, из которого следует, что это вот всё было только маленькой частью общего. Вступление второй части (расчёсочки всё там же, только вначале немножко жирнее..) основано на материале финала первой - тамошняя т.с. финальная тема стала здесь главной. Вступление быстро сменяется большой картинкой с многочисленными темами и богатой оркестровкой , но тут нет их дальнейшего развития по отдельности: этот комплекс пульсирует, развивается как-то внутри себя, постепенно теряет то одну, то другую темы - растворяется. Вторая часть, таким образом, заканчивается т.с. всего парой-тройкой тем в пустоте.

Начало третьей части дублирует начало первой: после расчёсочек снова появляется тот "фортепианный" мотивчик. За этим, однако, следуют новые расчёсочки, которые заменяются очередным большим панно из тем, которые мы уже видели. Это панно всё время видоизменяется по мелочам, приобретает и теряет темы (или инструменты?..); после чего начинается разработка одной из тем (широкий мазок), в которой участвует характерным мотивчик из первой части (такой.. ээ.. уголок? гм.). Заканчивается всё репризой пары кусочков из разработки первой части.

В общем, если кому интересно, то можно посидеть и поанализировать - очень интересный процесс, как пытаться читать ноты, которые невозможно исполнить, или которые записаны в системе, которой никогда не видел. Не всему тут, я думаю, можно найти именно музыкальное соответствие (постоянная перерисовка, например, является, думаю, просто необходимостью, продиктованной методом съёмки, а не музыкальным повторением), но это т.с. ничуть не мешает. Если кому нужно - я надёргал немножко картинок, см. приложение.

А вообще из фильмов того же плана можно назвать Рихтеровский Rhythmus (http://www.youtube.com/watch?v=uhv2KpQGMqY - но оно менее интересно, по-моему), Фишингеровские вещи типа Komposition in Blau (синие кубики и шарики пляшут под классическую музыку - очень смешно, но не очень интересно, на мой взгляд В торрентах есть), может быть - "Цветные сонаты" (Hirschfeld-Mack - не видел, не знаю, где найти).

А почитать об Эггелинге можно либо тут:
http://de.wikipedia.org/wiki/Viking_Eggeling (нем.)
Либо в книжке Peter Wollen, "Paris Hollywood: Writings on Film", см. второе приложение к этому посту (англ.).

(Да, пользуясь случаем, передаю привет неизвестному доброжелателю, проставившему единицы всем верхним постам в моём дневнике. Я заметил и оценил этот знак внимания; мне очень лестно )
Миниатюры Вложения

Отправить "Диагональная симфония" в Google Отправить "Диагональная симфония" в Facebook Отправить "Диагональная симфония" в Twitter Отправить "Диагональная симфония" в del.icio.us Отправить "Диагональная симфония" в Digg Отправить "Диагональная симфония" в StumbleUpon

Обновлено 11.10.2008 в 18:30 yohji_nap

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для барух
    Спaсибo!
    Ужaснo интeрeснo, - мнe личнo, в связи с пoслeдними рaзмышлeниями прo симмeтрию и oрнaмeнт и т. д. (см. "сeму"), и прo - врeмя в визуaльнoм вoсприятии и в aудиaльнoм; и прo .- кoнкрeтнo сeмaнтику (вoт у вaс были тeмбрoвыe aссoциaции, a у мeня - сoвсeм пoчти нeт). Интeрeснo eщe, нaскoлькo всe дoлжнo oтупeть, eсли пoд этo пoдстaвляют музыку-сaундтрeк. Этo ужe нe "мaртышкa и oчки", этo ужe "мaлeнький мaльчик нaшeл пулeмeт".
  2. Аватар для yohji_nap
    в связи с пoслeдними рaзмышлeниями прo симмeтрию и oрнaмeнт
    Пропустил :( А сейчас что-то не получается найти.

    Интeрeснo eщe, нaскoлькo всe дoлжнo oтупeть, eсли пoд этo пoдстaвляют музыку-сaундтрeк. Этo ужe нe "мaртышкa и oчки", этo ужe "мaлeнький мaльчик нaшeл пулeмeт".
    Угу, я тоже очень удивился в первый же просмотр - как? зачем? С обычными немыми всё понятно, но тут, конечно, глупость неимоверная получается.
  3. Аватар для барух
    http://www.forumklassika.ru/showthre...21420&page=575

    http://www.forumklassika.ru/showthre...21420&page=555

    http://www.forumklassika.ru/showpost...postcount=5690

    Вoт гдe-тo тaм - снaчaлa прo aрaбeск, oрнaмeнт, пoтoм дo симмeтрии дoбрaлись...
  4. Аватар для Ciaccona D-moll
    Это очень интересный эксперимент. Помнишь, я тебе говорил, что некоторые люди, и я в том числе, нередко воспринимают музыку именно как совокупность геометрических фигур, калейдоскопических картинок и т.д. - и вот это как бы иллюстрация такого восприятия. Только уж больно субъективно это - с моими, например, геометрическими ассоциациями картинки из фильма не совпадают (т.е. я никогда не слышал такой музыки, которая бы совпала с подобным "орнаментом").
  5. Аватар для yohji_nap
    Угу, и у меня т.с. вот теплится пока ещё надежда, что кто-нибудь ещё отпишется с похожим восприятием
  6. Аватар для Амфибия
    Интересно, спасибо. Мне показалось забавным и озорным. Может как фортепианный концерт Шостаковича. Только ритмический пульс (вероятно, более по-викинговски ) спокойный. Главную партию - тему боевитых расчесок сначала умиротворяют орнаментальные узоры связующей и плодовитые полукружья побочной. Дальше как полагается, два этапа разработки. особенно хорош второй - изменение масштаба взаимодейсвия. Все дела.
    На мои представления, к серьезным недостаткам отнесу некоторое ритмическое однообразие. Это, кстати, свойственно и многим хореографическим постановкам обеих половин 20 века.

    ( PS Заодно приглашаю присутствующих на просмотр маленькой Сюиты дверей у меня в профиле).
  7. Аватар для Nata_SPb
    Интересно, конечно. Но катастрофически не хватает третьего измерения.
  8. Аватар для yohji_nap
    Амфибия, а, вот оно как.. а я-то расчёсочки как-то списал в т.с. простые фанфары Ритмическое однообразие - это да. Не знаю только, чем это было продиктовано: мышлением Эггелинга или ограничениями технологии (фильм снимался всякими там картонными вырезками чего-то из чего-то - сложно сказать, что это за собой влекло).
  9. Аватар для yohji_nap
    Вот тут у меня ещё есть книжка воспоминаний Клэр Голль (поэтесса, переводчик, дада и пр.), в которой есть, например, такие вещи про Эггелинга - очень печальные и игнорируемые в других источниках, насколько я понимаю:

    "Создание фильма требовало много времени и сил, и Голль [муж Клэр - y_n] вызвался помочь ему вырезать круги и треугольники для макетов. В скором времени мы с большим удовольствием каждый вечер собирались у Эггелинга. Нас с Голлем некоторое время весьма занимал странный цвет кожи Эггелинга. Насколько нам было известно, коричнево-зелёный цвет кожи для шведов не типичен. Только спустя неделю, мы догадались, что он позеленел от голода. Вот уже несколько месяцев он питался исключительно упавшими томатами, а так как ни кукуруза, ни каштаны ещё не поспели, он добавлял к своему помидорному рациону только воду и ягоды.
    У него не было ни гроша. Все те жалкие деньги, которые ему случалось получить, он тотчас же тратил на покупку плёнки. Мы начали приносить ему еду..
    [...]"
  10. Аватар для yohji_nap
    Nata_SPb, ну, мне т.с. хватило двух С другой стороны, Эггелинг, может, и думал о третьем, но исполнение - вот что-то наклеивать куда-то - и так было трудоёмким. А вскоре после окончания работы над фильмом он умер. Так что вот не факт, что два измерения - это прямо вот сознательный отказ от третьего..
  11. Аватар для Nata_SPb
    Ну, это я ляпнула, послушав Букстехуде с Леонхардом, и вообще про симфоническое многоголосье. Но если сосредоточиться на фортепианном Шонберге, то близко .
  12. Аватар для dm1581
    Очень интересно, спасибо!

    Если нужно, могу вам выложить Die reflektorischen Farbenlichtspiele (Hirschfeld-Mack), у меня есть
  13. Аватар для yohji_nap
    Если нужно, могу вам выложить Die reflektorischen Farbenlichtspiele (Hirschfeld-Mack), у меня есть
    Было бы очень здорово!
  14. Аватар для dm1581
    Ловите - http://www.sendspace.com/file/iofrx9

    Поделитесь потом впечатлением? Насчет Фишингера вы как-то столкнули меня с мертвой точки - кажется, действительно можно пойти дальше...
  15. Аватар для yohji_nap
    dm1581, спасибо большое за Hirschfeld-Mack'а. Посмотрел сейчас. (Я не очень понял, там, получается, реконструкция нужна была? Т.е. это не старая плёнка, а как-то вот по "чертежам" делали в наше время? Я немецкого не знаю, увы, так что по финальным титрам судил - а там всякие reconstruction of the apparatus и пр.)

    Мне показалось технически интересным - Kreuzspiel особенно; но вот сонытной формы в "Sonatine" я не увидел, да и как-то вот смутные у меня ощущения - есть там организация материала, нет её... кажется, что какой-то особенной нет. То есть вот всё, что существенного я заметил в "Sonatine", так это долгий переход от, грубо говоря, кривой к прямой. Сравнивать я не люблю, но пока мне вот из этих вещей Эггелинг всё-таки больше всех нравится. Очень жалко, что он так мало прожил - было бы интересно посмотреть, как бы он реализовал (и реализовал бы) музыку в псевдо-трёхмерном изображении, как тут в Kreuzspiel.

    А что значит насчёт Фишингера столкнул - т.е. Вам оно нравилось? Не нравилось? Мне лично из абстракционистов ещё Brakhage нравится. Если не видели, посмотрите Mothlight - классика жанра считается, и он и правда интересный. Он лежит на Youtube, но у меня тут есть и в нормальном качестве версия.
  16. Аватар для dm1581
    > Т.е. это не старая плёнка, а как-то вот по "чертежам" делали в наше время?

    Угу. Вот здесь написано про фильм - http://www.mlab.at/falisp/dwnloads/c...plays_info.pdf, а на http://www.mlab.at/falisp/farbenlichtspiele.html - немного фотографий и текста (ссылка "setup info") про перформанс. Жалко, что весь DVD (с 4 или 5 работами) не продается... я написал им, но пока не ответили.

    > есть там организация материала, нет её... кажется, что какой-то особенной нет.

    А что для вас организация материала?

    Если представить, что у фигур в "Сонатине" есть характер, то ведь ни одна из них не ведет себя неестественно. (А у Фишингера в "Аллегретто" есть момент, когда большая часть экрана словно загораживается вырезанной бумагой, и такую грубую фигуру совсем не ждешь. Или абстрактные фигуры в седьмой или восьмой Filmstudie вдруг превращаются во вполне узнаваемый глаз.) А здесь композиция себя осознает. То есть если сейчас кружок пополз в одном направлении, то когда-нибудь после, через много разных интересных трансформаций, он поползет совершенно так же, но обратно...

    Внезапная перемена цвета, по-моему, очень драматична - словно повторение музыкальной фразы в другом тоне. Или перемены ритма (быстрые смены цвета "подложки" на шестой минуте) - приходят на ум аналогии с "надстройками" в пасскалии Кригера или хорале Nun komm, der Heiden Heiland Буттштетта.

    Есть моменты неожиданности (когда фигура полностью построена, бывает два пути - транспонировать ее в цвете, или после паузы продолжить развитие формы - хотя кажется, что уже некуда) и моменты предсказуемости - долгое выстраивание синего треугольника в левом нижнем углу, меденное сужение центрального прямоугольника в конце фильма...

    > А что значит насчёт Фишингера столкнул - т.е. Вам оно нравилось? Не нравилось?

    Я его посмотрел первым и был восхищен. А теперь, как вы понимаете, восхищен Хиршфельд-Маком :-)
  17. Аватар для yohji_nap
    Организация материала для меня - какое-то вот базовое понятие, которое и объяснить-то... гм... ну, вот в том же Эггелинге она есть - видишь, что образы подчинены какой-то системе, у неё есть большие части, маленькие части, архитектура и логика не только между парой соседних образов, но и т.с. на более общем уровне... и если материал настолько простой - т.е. геометрические фигуры - то без такой организации, по-моему, не обойтись. И от Фишингера, и от Хиршфельд-Мака у меня такое ощущение, что они просто радовались тому, что вот, смотрите, квадратик, круг, смотрите, их можно повернуть, а можно наложить, и т.д. - это тоже здорово, конечно, только мне мало. Вот тому же Брэкхеджу в Mothlight организация не нужна (хотя, может, она там и есть как раз) - материал сам по себе очень сильный и т.с. на нём как раз короткая вещь вполне может базироваться. А в виденных мною фильмах Фишингера и Хиршфельд-Мака мне недостаёт формальной логики.

    Ну, то есть это как если бы Кейдж, открыв для себя алеаторику, после 1951 года писал бы просто играя на фортепиано аккорды и ноты безо всякой системы - тоже была бы алеаторика и наслаждение самим звуком.. только как-то вот уж слишком примитивно.
  18. Аватар для dm1581
    Тогда можно вас попросить выложить Эггелинга в хорошем качестве? - попробую все-таки вникнуть :-) Может, и другие его работы у вас есть?

    А насчет Mothlight... вот у Len Lye в A Colour Box http://www.youtube.com/watch?v=T3y1offmJ4Y есть организация или нет?

    Спасибо.
  19. Аватар для yohji_nap
    По-моему в A Colour Box всё тот же эффект, что и у Фишингера, и Хиршфельд-Мака... ну, Фишингер вот к музыке ещё как-то привязывал, помнится, но на очень базовом уровне - типа там на одну сильную долю вырастаем, на другую - становимся короче, и т.д. (впрочем, давно смотрел; может, там и получше что-то было).. у Mothlight, понимаете, там вот вся эта идея - наклеивать части умерших мотыльков на плёнку, и потом это снимать, как смерть мотылька, прилетевшего на свет камеры - это само по себе здорово.

    Эггелинга я в хорошем качестве выложить могу, попозже, но вообще говоря и по плохому должно быть всё понятно - т.е. см. вот и пост мой, и в ветке комментарии, как сонатная/симфоническая формы сюда привязаны. То есть, ну, когда у Эггелинга повтор фигуры через минуту - это повтор темы, и она играет какую-то роль в общей структуре, а когда у Хиршфельд-Мака - это просто повтор... по-моему.
  20. Аватар для dm1581
    По-моему в A Colour Box всё тот же эффект, что и у Фишингера, и Хиршфельд-Мака...
    Угу, я подозревал, что вы отнесете его к той же компании :-)

    Еще раз спасибо за комментарии! Это все очень интересно...

Трекбэков

Яндекс.Метрика Rambler's Top100