Диагональная симфония
11.10.2008 в 16:57 (4050 Просмотров)
"Диагональная симфония" (Symphonie Diagonale) - это такой знаменитый фильм шведа Викинга Эггелинга (1880-1925), маленькая абстрактная лента, в которой Эггелинг старался создать "визуальную" музыку. На экране перерисовываются разные - простые и не очень - геометрические конструкции, которые при желании можно т.с. ассоциировать с темами, мотивами, группами инструментов, и т.д. Сложно описать, проще самому увидеть. Скачать фильм можно, например, тут:
Или посмотреть на Youtube, где он есть в многочисленных копиях:
(только обязательно уберите звук - а то кому-то там пришло в голову написать саундртек, как будто это вот обычный немой фильм)
Оно всего 7 минут идёт.
У меня тут лежит версия в хорошем качестве на 97 мегабайт, добытая то ли из eMule, то ли из торрентов, но я не стал её закачивать никуда - сомневаюсь, что это так уж многим интересно здесьТем не менее, и по приведённым ссылкам можно т.с. вынести суждение, и очень интересно, что тут скажут т.с. музыканты и сочувствующие. Потому как в фильме и правда легко просматривается "музыкальная" структура. Всего три части: каждая начинается характерными "расчёсочками" (которые у меня лично ассоциируются с медными духовыми
). Первая часть после расчёсочек даёт мелкий мотивчик (на фортепиано?
), а потом представляет большую картинку из пяти тем. Далее идёт разработка этих тем, сопоставление, трансформация одной в другую, и т.д.; завершается эта часть "разворачиванием" материала, из которого следует, что это вот всё было только маленькой частью общего. Вступление второй части (расчёсочки всё там же, только вначале немножко жирнее..) основано на материале финала первой - тамошняя т.с. финальная тема стала здесь главной. Вступление быстро сменяется большой картинкой с многочисленными темами
и богатой оркестровкой, но тут нет их дальнейшего развития по отдельности: этот комплекс пульсирует, развивается как-то внутри себя, постепенно теряет то одну, то другую темы - растворяется. Вторая часть, таким образом, заканчивается т.с. всего парой-тройкой тем в пустоте.
Начало третьей части дублирует начало первой: после расчёсочек снова появляется тот "фортепианный" мотивчик. За этим, однако, следуют новые расчёсочки, которые заменяются очередным большим панно из тем, которые мы уже видели. Это панно всё время видоизменяется по мелочам, приобретает и теряет темы (или инструменты?..); после чего начинается разработка одной из тем (широкий мазок), в которой участвует характерным мотивчик из первой части (такой.. ээ.. уголок? гм.). Заканчивается всё репризой пары кусочков из разработки первой части.
В общем, если кому интересно, то можно посидеть и поанализировать - очень интересный процесс, как пытаться читать ноты, которые невозможно исполнить, или которые записаны в системе, которой никогда не видел. Не всему тут, я думаю, можно найти именно музыкальное соответствие (постоянная перерисовка, например, является, думаю, просто необходимостью, продиктованной методом съёмки, а не музыкальным повторением), но это т.с. ничуть не мешает. Если кому нужно - я надёргал немножко картинок, см. приложение.
А вообще из фильмов того же плана можно назвать Рихтеровский Rhythmus ( - но оно менее интересно, по-моему), Фишингеровские вещи типа Komposition in Blau (синие кубики и шарики пляшут под классическую музыку - очень смешно, но не очень интересно, на мой взглядВ торрентах есть), может быть - "Цветные сонаты" (Hirschfeld-Mack - не видел, не знаю, где найти).
А почитать об Эггелинге можно либо тут:
(нем.)
Либо в книжке Peter Wollen, "Paris Hollywood: Writings on Film", см. второе приложение к этому посту (англ.).
(Да, пользуясь случаем, передаю привет неизвестному доброжелателю, проставившему единицы всем верхним постам в моём дневнике. Я заметил и оценил этот знак внимания; мне очень лестно)
Комментарии
Трекбэков
Всего трекбэков 0
Ссылка трекбэка:











Отправить другу ссылку на эту запись