RSS лента

usman

"О музыке будущего" (ну очень серьезная лекция... :-))

Рейтинг: 5.00. Голосов: 2.
              

А вот это, как раз, именно лекция

========================
Разъяснение для уважаемого читателя:

История эта берет свое начало в далеком 1980 году, когда мы напару с однокурсницей сочинили увертюру к нашему студенческому капустнику. Капустник прошел на уровне — сценарий был достаточно юмористичным, мизансцены были оживлённы, костюмы блистали парадоксальностью, увертюра тоже понравилась. Посмеялись — и забыли… Долгое время эта увертюра существовала только в воспаленном воображении авторов и в слабеющей памяти слушателей. Стало жалко — в один прекрасный день было решено зафиксировать её сначала в нотах, а следом — и в звуках. Более того — спустя много лет произошла — в рамках другого капустника — новая презентация той же увертюры (уже не в скромном студенческом двухрояльном исполнении, а в более «респектабельном» псевдо-симфоническом варианте). На этот раз увертюра предстала в более концептуальном освещении, она предварялась небольшой лекцией «о судьбах музыкального искусства».

Подумалось, что это может заинтересовать и позабавить читателей форума. Итак, небольшое выступление с музыковедческой трибуны — невероятно серьезное, но с большой долей шутки:

_________________________________


Я собрал вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие: на дворе XXI век! Да, да... Двадцать первый... Почему пренеприятнейшее — спросите вы? Потому что не поспеваем, НЕ ПОСПЕВАЕМ ЗА ВЕКОМ, ГОСПОДА!..

Что и говорить, люди прошлого жили и мыслили более неторопливо. И моя сегодняшняя речь могла бы быть более подробна, обстоятельна, могла открыться обширными размышлениями о смысле всего сущего, о постижении непознаваемого, о месте человека в этом безбрежном мире, стоило, быть может, рассмотреть проблему как вширь — в исторической перспективе, так и вглубь — т.е. в сравнительном анализе синхронических срезов эпох... Но слишком серьёзна наша нынешняя ситуация, чтобы мы могли позволить себе утонуть в академических словоплетениях, и слишком срочного решения требуют насущные проблемы, которые не потерпят нашего самолюбования в отражении собственных, уютных и импозантных искусствоведческих амбиций...

Как известно, в классических персидских поэмах среди пятнадцати-двадцати вступлений к собственно поэме всегда была особая глава под названием «Почему эта книга лучше многих». Вот и я в нескольких словах попробую изложить вам смысл моего сегодняшнего выступления и убедить вас в его необычайной важности и исключительности.

Как сказал один очень достойный человек, с которым я имел честь быть знакомым: «ДУМАТЬ можно, а вот ЗАДУМЫВАТЬСЯ вредно». И в самом деле, представьте на секунду, что КАЖДЫЙ (без исключения) начал бы серьёзно задумываться — где бы мы все вместе оказались?!.. Вы можете спросить: «А где мы все СЕЙЧАС?!» И будете, безусловно, правы... Но хотя многие прекрасно осознают эту горькую ситуацию, — это, пожалуй, типичный пример того, над чем как раз глубоко задумываться не стоит.

Так вот, общество и функционирует именно таким образом, что кто-то один (два, несколько...) над чем-то вдруг задумывается, а потом все уже без особого размышления замечательно пользуются плодами этой задумчивости. И это хорошо! Как говорил поэт:
«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны!»
Действительно, далеко ли уехала бы машина прогресса, если бы все только и делали, что изобретали её, но никто никуда бы не ездил?! Поэтому всё в мире в этом смысле предельно гармонизировано — непременно у любой идеи найдутся последователи, и, с другой стороны — для любого последователя найдётся идея.

К ЧЕМУ ЭТО ВСЁ? Да к тому, что взяв на себя труд тщательно проанализировать всю историю развития музыкального искусства и ГЛУБОКО ЗАДУМАВШИСЬ, я могу предложить вам некий взгляд на состояние этого музыкального искусства и магистральную идею путей его развития — идею, глубоко выстраданную, которой я и хотел бы поделиться с вами, искренне ПОДАРИВ её вам, и тем самым избавляя ВАС от той самой ГЛУБОКОЙ ЗАДУМЧИВОСТИ о перспективах нашего общего дела, идею, которая наконец укажет нам всем дорогу в лабиринте проблем, в котором мы оказались, идею, которая в вашем лице дорогие коллеги, я надеюсь и ПРОСТО УВЕРЕН, найдет самых горячих последователей.

То, к чему мне хотелось бы привлечь ваше драгоценное внимание — это вопиющее несоответствие на данном этапе нашей неуклонно мчащейся вперёд цивилизации нашим представлениям и нашим (увы!) предпочтениям в сфере искусства, как ни печально мне это констатировать... Не поспеваем, не поспеваем за веком, господа!.. Скорректировать законы искусства, трансформировать их и привести их в соответствие с законами жизни вот путь поднять искусство на новый, невиданный доселе уровень.

Ключевой фигурой в этом вопросе, конечно же, является фигура КОМПОЗИТОРА, АВТОРА. Сегодняшний композитор — каким ему быть? Пройдя сквозь все тяжкие, обогащённые изысками постмодернизма, мы теперь уже смело можем утверждать, что современный композитор
это личность, чуждая индивидуалистическому отшельничеству, личность образованная, обогащённая музыкальным опытом предыдущих поколений гениев и талантов, глубоко почитающая их, личность, которая предпочитает черпать вдохновение в неувядающих образах мирового музыкального наследия, чувствовать «веков связующую нить», а вовсе не ставящая перед собой презренных псевдоноваторских задач, не пытающаяся раскрыть перед аудиторией сугубо свою, подчас жалкую и глубоко ущербную сущность.

Поэтому сегодняшний композитор своё высшее предназначение видит не в изобретении собственных комбинаций звуков (в самом деле — сколько уже можно издеваться над узко ограниченным набором нот?!), а в осмыслении, переосмыслении и даже, быть может, ПСЕВДООСМЫСЛЕНИИ музыкального наследия. И в этом он чужд эстетического снобизма: темы Альбинони и АББЫ, Бетховена и Веаtlеs, Вагнера и Верки Сердючки, Генделя, Шменделя и т. д. и т. д. — имя им легион!, плюс глубочайшие фольклорные пласты всех времён и народов — вот его НОТЫ, его кирпичики, из которых он возводит прекрасные здания, его планеты, из которых он создаёт свои галактики... Паря над музыкальным океаном прошлого, он, своим орлиным взором настоящего выхватывая из этого безбрежного океана темы и образы, создаёт в их сочетании, их столкновении и пересечении новое качество — качество БУДУЩЕГО, это поэзия аллюзий и ассонансов, оргия семантики и семиотики, это подлинное торжество мысли и чувства. Что может более ясно открыть нам экзистенциальную сущность мироустройства, нежели сопряжение в пространственно-временном континууме партитуры Баха и Оффенбаха?.. Вот где многомерность смысла, предельная ёмкость содержания, где разнозаряженные знаковые образы рождают в своём взаимодействии то самое НОВОЕ КАЧЕСТВО! Поверьте, никакому Бетховену это даже и не снилось!..

Хотя, впрочем, справедливости ради надо отметить, что хотя тот же Бетховен и написал в своих произведениях много лишних, НИ К ЧЕМУ НЕ ВЕДУЩИХ нот, но у него — надо отдать классику должное — случались и удивительные прозрения: например, в самом начале 19 века ещё не глухой Бетховен услышал своим духовным ухом катаклизмы грядущего, столкнув в финале своего Первого концерта передовые революционные устремления (буквально предвосхитив песню «Вперёд, заре навстречу!»):

и косность и лицемерие нэпмановского быта:


В веке двадцатом эта намеченная им антитеза уже прозвучала более сконцентрировано, более радикально, более цинично и более ТРАГИЧНО: вспомните хорошо всем известное:


Наряду с сущностью самого материала музыки, тематизма хочется также оздоровить и самое больное место в композиторском творчестве — ФОРМУ... — вот где надо освободить наше музыкальное ИСКУССТВО от самого порочного его свойства — ИСКУССТВЕННОСТИ. Бесконечно далёкие от сущности самой жизни кристаллические структуры давно стали настоящей ПРОФАНАЦИЕЙ, эта «застывшая (в самом негативном смысле этого слова) архитектура» ничего общего не имеет с бесконечно гибкими, изменчивыми и непредсказуемыми порывами души человеческой... Скажите мне, люди искусства, знатоки человеческих сердец, хоть одна история любви, этого прекрасного, и облагораживающего любого чувства, развивалась ли хоть одна история любви в сонатной форме? Девушка, Вы хотя бы один телефонный разговор с подругой выстраивали в четвёртой форме рондо? Молодой человек, Вы прожили хоть один свой день в форме вариаций? А вообще, само явление РЕПРИЗНОСТИ разве не идёт наперекор самому неумолимому, невозвратному току времени?! Сам феномен жизни, обаяние ЖИВОГО как раз и состоит в непредсказуемости, парадоксальности, невозможности «поверить алгеброй»!.. Если воспользоваться этой плоскостью аналогий, то можно сказать, что жизнь — это уравнение с бесконечным количеством неизвестных, и не в нашей компетенции решить его, и НЕ ЭТО есть наша задача; наш прекрасный удел, с благодарностью нами принимаемый — ВОСХИЩАТЬСЯ им...

Я обращаюсь к вам, к элите нашего музыкального общества, к тем, кто ещё может взглянуть на жизнь мудрым философским взглядом: разве можем углядеть мы в многообразном течении жизни однозначные начала и концы чего-либо и масштабы, проникнутые симметрией, разве не является жизнь изумительным калейдоскопом, в котором непостижимым и нерегламентированным образом переплетены во времени и пространстве линии, сюжеты, персонажи, настроения?.. Так для чего же в музыке нам заковывать жизнь души в тяжеловесные квадратно-гнездовые структуры, для чего эти бессмысленные репризы, когда всё равно «в одну и ту же реку дважды не войти», к чему же тогда это нелепое интонационное единство и упрямые попытки дотла пережёвывать одни и те же темы на протяжении всего произведения?! Разве не замечательно, напротив, если какой-нибудь четвёртый элемент третьей побочной больше НИКОГДА не появится в дальнейшем развитии, тем самым оставив у нас ощущение чудесной неповторимости момента, которое ценно, может быть, как раз тем, что оно БЕЗВОЗВРАТНО?..

Попробуем подытожить сказанное: какие же высокие требования мы с высоты нашего птичьего полёта можем и должны предъявить к композиторскому творчеству, какой мы хотим видеть (и, конечно, слышать) музыку настоящего и будущего? С одной стороны — это новое отношение к тематизму, использование богатейшего тезауруса уже накопленного веками материала, МЕТАЯЗЫК тематических цитат, и стилистике-семантических аллюзий, а с другой — ЖИВЫЕ ПРОЦЕССЫ, а не аппелирующие к каким-то застывшим правилам СТРУКТУРЫ — вот те основные черты музыкальной композиции нового типа, которая никоим образом не порывает с традициями музыкального прошлого и при этом предоставляет богатейшие возможности новых концепций, созвучных современному сознанию.


От проблемы КОМПОЗИТОРА перейдём к проблеме СЛУШАТЕЛЯ. Новый тип композиции потребует и нового уровня слушателя — слушателя умного, остроумного и даже ЗАУМНОГО. Этот слушатель ничего общего не имеет с печальным образом сентиментальной дамы, млеющей под звуки вялого романса. Это человек, обогащённый превосходным знанием всей музыкальной культуры и наделённый блестящим умом, это человек, который с особым интеллектуальным насаждением воспринимает тот самый МЕТАЯЗЫК новых сочинений, который свободно мыслит и чувствует на этом языке.

И здесь, в частности, мы подходим к одной важнейшей проблеме нашего времени — к плачевному состоянию нашего музыкального образования. Не поспеваем, не поспеваем за веком, господа!.. Щадящие либеральные методики, граничащие с олигофренопедагогикой, порождают леность ума, школярство, и в итоге — катастрофическое отсутствие подлинного владения материалом. В самом деле, вдумайтесь, сколько мозговых извилин требуется задействовать, чтобы определить в жанре так называемой викторины, какая из двух тем заведомо определённой учебным планом сонаты — главная или побочная — в данный момент звучит?...... Правильно — ровно две извилины (по одной на каждую тему).
Но мы не можем с этим примириться. Идя и дальше таким путём, мы очень скоро безнадёжно застрянем в узком тупике школярства и начётничества и начнём общаться с учеником на таком уровне:
Вопрос: А что есть капитализм?
Ответ: Бешеная эксплуатация на основе частной собственности.
Вопрос: А где были все страны?
Ответ: На Первом конгрессе Коминтерна.
или же:
«Слышите увеличенный терцквартаккорд? — Слышу!»

Разве таким путём можно развить настоящий музыкальный кругозор, воспитать ту восприимчивость к явлениям музыкального мира, которая позволяет человеку гордо именовать себя МУЗЫКАНТОМ?!

И вот, именно та самая НОВАЯ МУЗЫКА, которая черпает свой материал из МНОЖЕСТВА сонат, МНОЖЕСТВА симфоний, опер и вообще всех мыслимых и немыслимых жанров, которая синтезирует в одной композиции не три темы, а ТРИДЦАТЬ ТРИ, которая насыщена смыслообразующими сопоставлениями «французского с нижегородским», именно она и предоставляет прекрасную возможность по-настоящему оценить музыкальный кругозор учащегося, именно она и сможет стать мерилом профессионализма и образованности.

Не желая больше занимать ваше драгоценное внимание, хочу вам предложить прослушать одну композицию, призванную служить красноречивой иллюстрацией ко всему вышесказанному. В ней, как раз, вы сможете услышать тот самый полёт фантазии, богатейшую стилистическую палитру, смелое и свободное сопряжение как во времени, так и в пространстве самых различных музыкальных образов, узнаваемых, но в то же время дающих в своём сплаве принципиально новую картину музыкального мира. Попрошу вас также обратить внимание и на исключительную дидактическую ценность этого сочинения, которое с успехом может быть рекомендовано в качестве теста-викторины на итоговом государственном экзамене по курсу музыкальной литературы.

Хочу обратиться к вам, уважаемые коллеги и, надеюсь, ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ:
когда в процессе прослушивания этой многомерной, предельно сконцентрированной композиции кто-нибудь из вас услышит какую-нибудь знакомую для себя тему (что совершенно закономерно, ибо буквально всё сочинение соткано из золотых нитей мирового музыкального наследия, и, практически, ни одной ноты какой-либо дилетантской отсебятины в нём нет), большая просьба — не проявлять слишком бурно своё вполне закономерное ликование, иначе вы рискуете (в силу предельной насыщенности партитуры) упустить многое в дальнейшем, а также подвергнете этой опасности других слушателей.




Список использованной музыкальной литературы (в порядке цитирования):

  • К. Сен-Санс — Концерт №2 для фортепиано с оркестром
  • С. Рахманинов — Прелюдия соль минор
  • В. Агапкин — Марш «Прощание славянки»
  • Р. Вагнер — «Тристан и Изольда»
  • Э. Григ — Концерт для фортепиано с оркестром
  • П. Чайковский — «Евгений Онегин»
  • Дж. Россини — «Севильский цирюльник»
  • И. Дунаевский — «Легко на сердце от песни веселой»
  • Ф. Шопен — Этюд №14
  • Цыганский романс «Очи черные»
  • И. Шатров — «На сопках Маньчжурии»
  • Н. Римский-Корсаков — «Шехерезада»
  • П. Чайковский — «День ли царит»
  • С. Прокофьев — Симфония №7
  • АВВА — «I Do, I Do, I Do, I Do, I Do»
  • С. Франк — Прелюдия, хорал и фуга
  • Дж. Россини — «Севильский цирюльник»
  • А. Рубинштейн — Эпиталама из оперы «Нерон»
  • С. Рахманинов — Концерт №2 для фортепиано с оркестром
  • Ф. Шопен — Концерт №2 для фортепиано с оркестром
  • К.М. Вебер — Вальс из оперы «Вольный стрелок»
  • «Жил-был у бабушки серенький козлик»
  • Ф. Шопен — Скерцо №2
  • А. Бородин — Симфония №3 («Богатырская»)

Отправить ""О музыке будущего" (ну очень серьезная лекция... :-))" в Google Отправить ""О музыке будущего" (ну очень серьезная лекция... :-))" в Facebook Отправить ""О музыке будущего" (ну очень серьезная лекция... :-))" в Twitter Отправить ""О музыке будущего" (ну очень серьезная лекция... :-))" в del.icio.us Отправить ""О музыке будущего" (ну очень серьезная лекция... :-))" в Digg Отправить ""О музыке будущего" (ну очень серьезная лекция... :-))" в StumbleUpon

Обновлено 29.03.2010 в 14:15 usman

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для invisible
    Лекцию я не осилила (многабукаф ), а музыка подобрана просто блестяще, браво! Вообще, люблю такие штуки, у нас когда-то целые оперы ставились подобного рода.
  2. Аватар для kalina
    Спасибо! Вот это лекция
    Чудесное ассорти!
    Поддержу invisible - великолепно подобраны темы!
    У нас (в студенческую бытность) тоже писалось нечто подобное.
  3. Аватар для ALEXY
    Шарман ! Чудесное прочтение ! Гармония мира коснулась меня сегодня утром ! День будет прожит не зря. Мы еще любили играть гимн СССР, чтобы кто- нибудь в такт попой садился на басы, изображая салют - достойный финал.
  4. Аватар для Lucia
    usman, спасибо!
    "Сердце познавшего подобно лампе, заключённой в канделябр из совершенных зеркал. Сияние его сердца озаряет наш мир..."
  5. Аватар для anni
    Надо же, как интересно... Долгие годы эта увертюра и ещё одна (из которой я почему-то кроме Колыбельной Волхвы ничего не помню) хранились у меня на аудиокассетах. Но лет 15 назад, после душераздирающе жаркого лета, эти кассеты, наряду с несколькими другими, были обнаружены распаренными и непригодными к дальнейшему употреблению А вот фотографии с того капустника, на котором исполнялось Па де де из "Дон Кихота", где-то должны быть.
    Что же до лекции, предваряющей выложенную запись, чувствую, создавалась она не без влияния неподражаемой Донны Зажорцевой
  6. Аватар для usman
    Цитата Сообщение от anni
    Надо же, как интересно...
    Что же до лекции, предваряющей выложенную запись, чувствую, создавалась она не без влияния неподражаемой Донны Зажорцевой
    Да, фотографии и у меня где-то есть... А неподражаемая ЗВГ (aka Донна Зажорцева) вполне здравствует. Она несколько лет назад затеяла инициативу - проводить душевные номерные капустники с чаепитиями на 1 апреля и попросила от меня какой-нибудь сюрприз. Пришлось судорожно сочинить вышеприведенную лекцию и пафосно её прочесть, после чего запущенная в кабинете звукозаписи увертюра победно раздалась из динамиков класса. Репрезентация вполне удалась. Немногие старожилы вспомнили и исходный капустник...
  7. Аватар для anni
    Цитата Сообщение от usman
    А неподражаемая ЗВГ (aka Донна Зажорцева) вполне здравствует.
    Да, я читала про бурную деятельность ЗВГ на сайте альма-матери. Там же, кстати, обнаружила её год рождения (ЗВГ, а не матери) и с изумлением поняла, что в годы нашей учёбы Зоя Викторовна была моложе, чем я сейчас... А казалась мне тогда вполне взрослой женщиной
  8. Аватар для usman
    Цитата Сообщение от anni
    ... с изумлением поняла, что в годы нашей учёбы Зоя Викторовна была моложе, чем я сейчас... А казалась мне тогда вполне взрослой женщиной
    Мне тоже эта же мысль приходила в голову и аналогично изумляла! С другой стороны - мы тоже кому-то вполне взрослыми кажемся - и, подозреваю, уже давно... [Этот вывод меня и примирил тогда с действительностью - и изумление понемногу прошло]

Трекбэков

Яндекс.Метрика Rambler's Top100