Mamma-a-a Mi-a-a-a-a-a!!!!!!!
----------------------------------
Для написания композиторского раздела книги "Занимательное хороведение" композитор Антон Федоров безапелляционно заявил мне, что ему в непременном порядке нужно посетить Италию - проконсультироваться в ряде вопросов у дирижера и композитора Джулиано Виченци, руководителя знаменитого полифонического хора "Джузеппе Верди", мол нам ли мелочиться. На мой естественный вопрос "А я тут при чем?", - соавтор ответил директивно и ничтоже сумняшеся:
- А ты, Тараканов, будешь переводить. На итальянский! - Потом подумал, почесал длинный нос и добавил: - Ну, и с итальянского, конечно, тоже...
Вот это ещё новость, - подумал я, но... В общем, пришлось ехать, консультироваться, спорить, и переводить, переводить, переводить туда и обратно все эти витиеватые диалоги двух талантливых людей, гениев моей жизни, да шоб они мне были здоровы!.. Порой до дрожи, до посинения!
В последний день пред отъездом в легендарной для моей жизни миланской пиццерии "Il forno antico" маэстро Виченци познакомил меня и Антона с одной Популярной Итальянской Певицей - эстрадной, как выяснилось. На вид ей было года двадцать три, не по-итальянски пухленькая и весьма недурная собой.
В завязавшейся непринужденной беседе Джулиано рассказал о стремительной вокальной карьере нашей новой знакомой. Из рассказа следовало, что несколько лет назад в одном из миланских ресторанов споткнувшийся о чью-то ногу официант совершенно не нарочно вывалил ей на голову тарелку горячих спагетти с соусом "фунги е панна". Будущая знаменитость так возопила местным колоритным матом, что сидящий за соседним столиком известный импресарио из Сан-Ремо воскликнул: "О-о-о!!! Ке бельканто, синьора-а!!", - что с некоторой натяжкой можно перевести как "Ну и глотка у этой тетки!"
Обтерев будущую звезду салфетками, смоченными стоящей у нее на столе минеральной водой, он тут же предложил ей экспресс-учебу и контракт. Как результат - стабильные первые места в чартах давно уже никому в мире не интересной итальянской эстрады с ее извечной "...о миа преферита, аморе, дольче вита", воспетой еще незабвенным Петраркой.
Узнав в ходе нашей непринужденной болтовни, что Антон "немножко композитор", дива выразила легкое разочарование - тем, что его музыкальна карьера развивалась не так молниеносно, как у нее. Но для поддержания беседы поинтересовалась, а сложно ли вообще сочинять музыку?
- А чего сложного-то, когда диктуют? - Антон двусмысленно процитировал Ахматову, вальяжно развалясь на мощном деревянном стуле.
- Мамма миа-а-а!! - ошарашено возопила эстрадная примадонна и громко ударила вилкой по тарелке. Посетители заведения испуганно обернулись в нашу сторону. Надо было отдать должное - голос у нее был сильный, тембристый, ей бы в оперу и, кто знает, не получит ли человечество еще одну Гулегину.
От такого спонтанного энтузиазма и только что выпитого Мартини с водкой по знаменитому рецепту Джеймса Бонда ("встряхнуть, но не взбалтывать?") Антон как-то сразу зарумянился, раскрепостился и видимо решил добить новоявленную собеседницу гигантизмом мирового композиторского размаха - он принялся объяснять ей тут же, на салфетке, правила композиции в классической гармонии.
Я обреченно переводил.
Примадонна же после каждого нового гармонического приема, изображенного Антоном, натурально закатывала глаза, била себя крупными ладонями по пышным бедрам, обтянутым джинсами с дырками на коленях, и восклицала высокочастотно:
- Мамма миа-а-а!!
- Это - доминантсептакорд! - весомо сообщал Антон, рисуя на салфетке подобие нотного стана.
- Мамма миа-а-а!!
- А это - тоническое трезвучие.
- Мамма миа-а-а!!
- И разрешается доминантсептакорд непременно в тонику, например как раз вот в это трезвучие!
- Мамма миа-а-а!!
Я боялся предположить, что наша поп-идиотка, занимая первые места в местных хит-парадах, впервые столкнулась с нотной грамотой, не говоря уже об основах сольфеджио. Это казалось на столько невероятным, что похоже так оно и было.
Антон испещрял салфетку нотными знаками, салфетка мученически рвалась и расползалась синими неприличной формы кляксами под его гелиевой авторучкой, от чего он периодически матерился, а мне приходилось тормозить себя в переводе - не ровен час машинально выдал бы еще и "про маму", с меня станется.
- Смотри, вот это - традиции русского церковного обихода. - Под кривой гомофонно-гармонической последовательностью Антон также криво вывел: "А-а-а-ми-инь".
Собеседница замерла с полуоткрытым ртом и с таким изумлением на лице, будто стоящая на столе баночка с тертым пармезаном неожиданно запела голосом покойного Лучано Паваротти. Пожалуй, впервые за всю эту странную дискуссию она не прокомментировала Антонову речь своим раскатистым воплем.
- ...тоника - субдоминанта - доминанта – тоника! - Торжествующе объявил Антон. - Видишь?
Жизнеутверждающая последовательность, - подумал я, не отрываясь от перевода. Очень "изячно", деваться некуда. Тем более что наша птичка певчая похоже "повисла", как "повисает" компьютер, терзаемый слоноподобным "Касперским" во время обновления сигнатур.
Антон в эти минуты был достоин обожания.
- А это - доминатсептаккорд в широком расположении, чтобы среднестатистическому хору было комфортно. Поняла?
- Мамма миа-а-а!! - вновь прорвало итальянскую эстрадную диву. - Мамма миа-а-а-а!! Мамма миа! Мамма миа! - вдруг зачастила она, захлопав руками по бедрам, словно наседка крыльями. - Мадонна Санта, ке белло! О мио импресарио! ма ке фортунато инконтро!..
- Смотри-ка, - искренне удивился Антон, повернувшись ко мне. - Она сменила репертуар.
Слава Богу, у меня хватило ума не перевести это замечание в обратную сторону. Антон быстро вернулся в исходную тему:
- ...а сейчас мы разрешим его в тонику тоже в широком расположении - да так, что все голоса в хоре просто кайф поймают, вот смотри...
- Ваша пицца, господа, - перебил его монолог подошедший официант с внешностью молодого завкафедрой провинциальной консерватории.
- О-о-о!!! Мамма-а миа-а-а-а-а!!... - певица вцепилась в благословленную Антоном салфетку, словно в автограф группы "Битлз", неизвестно как оказавшийся в этой пиццерии, и с поразительной скоростью запихала ее куда-то в район декольте.
Я смотрел на все это не мигая, пытаясь совладать с ощущением какой-то непонятной сюжетности происходящего. Антон нехотя прервал свой увлекательный мастер-класс, ибо итальянская пицца "Времена года" из настоящей дровяной печи действительно требует особого к себе отношения.
Милан, 2010 г.
Комментарии
Трекбэков
Всего трекбэков 0
Ссылка трекбэка: