RSS лента

Per aspera ad astra, или Нетленные "консервы"

Библейские сюжеты (часть IV) - "Царица Савская" Гольдмарка

Рейтинг: 3.67. Голосов: 3.
              
В музыкальной культуре любого европейского народа есть композиторские имена, представляющие особую ценность для конкретного этноса, но почти неизвестные и редко исполняемые в международном музыкальном обиходе. К числу таких композиторов с полным основанием можно причислить Карла Гольдмарка. На своей родине - в Венгрии - его имя окружено почетом и поклонением (и это при том, что из 85 лет жизни в Венгрии он прожил всего 17...). Его включают в тройку самых великих национальных композиторов наряду с Листом и Эркелем. А вот за пределами Венгрии он известен далеко не в такой степени. Надо сказать, что Гольдмарк не получил настоящего музыкального образования и фактически являлся самоучкой, но самоучкой талантливым. Он сочинял в основном в двух жанрах - программной симфонической музыки и оперы. Из симфонических произведений наибольший успех выпал на долю увертюры "Шакунтала". А среди опер бесспорно лучшей стала "Царица Савская" - его первое законченное оперное сочинение, поставленное в Вене в 1875 году.
Сюжетная канва была заимствована из Третьей книги Царств и относится периоду правления царя Соломона. На этом библейско-историческом фоне либреттист Моргенталь сочинил вольно трактованную фабулу, в которой соединил библейских персонажей с персонажами вымышленными. Поскольку Гольдмарк давно и прочно обосновался в Вене, оперу он писал на немецкий текст. Полученное либретто не слишком удовлетворило композитора, и он самостоятельно дорабатывал его в течение многих лет, параллельно сочиняя музыкальный материал. Работа над оперой началась в 1866 году и продолжалась до декабря 1874 года. Постановка оперы в следующем году потребовала привлечения как больших материальных ресурсов (исторические костюмы и антураж стоили недешево в любые времена), так и задействования лучших артистических сил тогдашней венской труппы. Трудности при разучивании партитуры были таковы, что интендант Венской оперы потребовал от композитора сделать сокращения даже после генеральной репетиции. Отличительной особенностью этой оперы в целом является то, что в ней все без исключения партии должны исполнять певцы первого положения. Конечно, размеры партий сильно отличаются, но вот вокальных трудностей предостаточно даже у второстепенных, казалось бы, персонажей.
Премьера "Царицы Савской" прошла весьма успешно, но постановочные и музыкальные проблемы предрешили ее дальнейшую судьбу. Дорогостоящий спектакль недолго продержался в афише. Периодические возобновления были очень редкими. Иногда в концертах исполнялись фрагменты из этой оперы. Особенным успехом пользовалось симфоническое шествие Царицы из первого акта, а также знаменитая теноровая ария из второго действия.
В двадцатом веке музыка "Царицы Савской" оказалась прочно и надолго забытой. И только в Венгрии сохранялся интерес к этой опере как к национальному музыкальному достоянию. В 1980 году фирма "Хунгаротон" осуществила первую полную запись этой оперы Гольдмарка, которая вот уже в течение 35 лет остается единственной. По сути эта запись является дискографической редкостью. В прошлом десятилетии было выпущено издание на компакт-дисках, но и оно уже давно стало раритетным.
В моей фонотеке опера появилась в начале 80-х годов в виде выдающегося винилового издания, одного из самых роскошных из всех, которые я когда-либо держал в руках. Высокое качество звука и особенно полиграфии всегда было отличительной чертой "Хунгаротона", но комплект с пластинками "Царицы Савской" выделяется даже на этом фоне.
Как всегда, в студии "Хунгаротона" были собраны великолепные артистические силы. Участие в записи приняли ведущие солисты Венгерской национальной оперы, а также молодая звезда из Германии, приглашенная на теноровую партию, которую можно считать наиболее эффектной в этой опере. Почему-то "Хунгаротон" довольно регулярно приглашал зарубежных солистов именно на теноровые партии, хотя в труппе Венгерской оперы были такие блестящие тенора, как Янош Б. Надь и Денеш Гуйяш. Тем не менее, на запись вердиевских опер приглашались Джорджо Казеллато Ламберти и Эцио ди Чезаре, а для исполнения оперы Гольдмарка был ангажирован Зигфрид Иерусалем. Надо сказать, что в этом приглашении был определенный риск. Иерусалем к моменту записи пел на оперной сцене около пяти лет. Причем его музыкальная карьера была очень извилистой. Сначала он обучался игре на струнных инструментах, консерваторское образование получал как фаготист и лишь затем увлекся пением. Однако показательно, что готовился он как баритон. Все решил случай. В 1975 году никому не известный певец заменил Франко Бонизолли в партии Баринкая в оперетте "Цыганский барон" и с той поры переквалифицировался в тенора. В 1979 году состоялся дебют Иерусалема в грамзаписи. Им стала опера Фердинанда Паэра "Леонора" (ее сюжет полностью аналогичен бетховенскому "Фиделио"). Таким образом, запись "Царицы Савской" стала лишь вторым опытом работы Иерусалема в студии звукозаписи. И опыт этот оказался, надо признать, удачным.
Если говорить о музыке этой оперы, то необходимо отметить ее безусловную мастеровитость, сочетающуюся с некоторым однообразием построения музыкальной ткани. Гольдмарк излишне часто строил всю композицию на фиксированном органном пункте, над которым расцветали порой пышные гармонии. Однако постоянное использование такой методы постепенно надоедает, что в сочетании с умеренными темпами затрудняет общее музыкальное восприятие. Нельзя не отметить, что в тональном плане подавляющее превосходство имеют мажорные тональности, что несколько не вяжется с общим драматизмом сюжета. В целом этот драматизм уступил пальму первенства красочной торжественности и проникновенной лиричности. Даже трагический финал оперы написан в просветленных музыкальных красках. И в целом для восприятия такой музыки нужна немалая подготовка и соответствующий настрой.
Наиболее известными фрагментами являются уже упомянутые мной марш Царицы со свитой и романс Ассада, а также мольба Суламифи на суде Соломона в третьем акте оперы. Романс Ассада "Magische Toene" пользовался особой популярностью у теноров конца девятнадцатого - начала двадцатого веков. Один из восторженных критиков даже изрек знаменитую фразу: "Вот настоящая мелодия Беллини!". У меня, по правде говоря, такого ощущения не возникает, хотя романс действительно красив. Он написан в до мажоре и предполагает наличие у исполнителя высокого "до", которое должно быть спето не в виде пушечного выстрела, как в кабалетте Манрико, а в ином, совершенно элегическом ключе. Самым знаменитым исполнителем этого номера был выдающийся австрийский тенор Лео Слезак. Конечно, Иерусалем обладал гораздо более скромными вокальными возможностями, но всю свою партию, в том числе и романс, он исполнил достойно.
Титульная партия была записана прекрасной певицей Кларой Такач. Она была участницей многочисленных записей на "Хунгаротоне", в которых зарекомендовала себя с наилучшей стороны. Ее голос можно услышать в таких разнохарактерных произведениях, как "Медея" Керубини", "Возвращение Товия" Гайдна, "Нерон" Бойто... Фирма "Электрола" пригласила ее на запись "Риголетто" в ансамбле с Вайклем, Арагаллем и Попп. Такач обладала интересным нестандартным меццо-сопрано, регистрово разноокрашенным с несколько жесткими и резковатыми верхами. Наиболее благозвучен был центральный регистр. При этом такие свойства вокального материала очень подходили для воплощения характера Царицы. Именно ее образ получился у Гольдмарка наиболее разноплановым и противоречивым. Певица была равно убедительна и в сценах любовного обольщения, и в драматических моментах спора с Соломоном.
Исполнительница сопрановой партии Суламифи Вероника Кинчеш долгое время была одной из ведущих солисток Венгерской оперы. Эта партия стала для нее одной из ярких удач в студии, наряду с партией Баттерфлай, которую она записала в ансамбле с Петером Дворским. Спустя год после записи "Царицы Савской" Кинчеш побывала в Москве в составе труппы Венгерской национальной оперы и исполнила на сцене Большого театра партию Нормы в опере Беллини, а это говорит о многом. У Кинчеш был красивый плотный лирический голос, которым она очень умело пользовалась. Правда, партия Суламифи по настроению несколько одномерна, но это настроение тихой любви и жертвенности певица воплощала мастерски.
Маленькую партию рабыни Астарот спела Магда Кальмар, также хорошо известная по другим записям партий легкого сопрано. Но даже в этой небольшой партии для любой исполнительницы кроются немалые трудности. Она фактически состоит из призывной песни любви, которой Астарот завлекает Ассада. Этот напев крайне нелегок по тесситуре и интонации. Он исполняется без оркестрового сопровождения и фактически является первой пробой в использовании атональной музыки в традиционной оперной партитуре. Рядовая певица с такими сложностями справиться просто не может. А Кальмар показала здесь и вкус, и класс пения.
Главный оппонент Царицы - царь Соломон - предстал в исполнении Шандора Шойома-Надя. Певец давно и прочно освоил драматический репертуар и долгое время являлся главным драматическим баритоном венгерской оперной труппы. Правда, в моем понимании, его голос больше подходил для немецкой музыки, нежели для итальянской, по причине несколько тяжело звучащих нот верхнего регистра (хотя одной из коронных в репертуаре певца была партия Риголетто...). Партия Соломона очень удачно легла на голос певца, поскольку в ней требовалась звучность именно в нижнем и центральном участках диапазона. Тем не менее, на фоне трех других исполнителей главных партий Шойом-Надь все же чуть отходил на задний план.
В партии Верховного жреца записался мой любимый бас Йожеф Грегор. В драматическом плане эта партия не представляет из себя ничего особенного. От исполнителя требуется прежде всего умение петь легато, что Грегор блестяще и демонстрирует. Он был очень разноплановым певцом, скорее склонным к воплощению комических персонажей ("Фальстаф" Верди, "Фальстаф" Сальери, "Дон Паскуале" Доницетти", одноактные оперы Чимарозы, Телемана...), но также очень умело передавал благородство персонажей чисто вокальными средствами.
В небольших партиях гофмейстера Ваал-Ханана и Хранителя храма записались Лайош Миллер и Ласло Полгар. Оба певца впоследствии сделали блестящую международную карьеру. Миллер вскоре принял от Шойома-Надя место первого баритона Венгерской оперы. К его выдающимся достижениям в студии следует отнести Фануэля в "Нероне" Бойто и, в первую очередь, Дон Карлоса в вердиевском "Эрнани". Лирический баритон роскошного тембра и в этой ранней записи звучал притягательно. Ласло Полгар находился только на первых ступенях своей карьерной лестницы, но его бас очень интересной окраски запомнился сразу же. Ничуть не удивительно, что впоследствии его искусству рукоплескали слушатели многих европейских театров, а его голос запечатлен в многочисленных записях.
Надо отдать должное и профессионализму и мастерству дирижера, объединившему под своей рукой прекрасные творческие коллективы и первоклассных солистов. Запись выполнена под управлением Адама Фишера, представителя одной из самых известных венгерских музыкальных фамилий. Его брат Иван Фишер также снискал славу первоклассного дирижера. Искусство обоих братьев было широко известно публике не только в Венгрии, но и далеко за ее пределами.
"Царица Савская" Гольдмарка до настоящего времени продолжает оставаться малоизвестной и полузабытой оперой. Конечно, ее трудно назвать шедевром. Но музыкальные красоты этой оперы несомненны, и она достойна внимания со стороны настоящих ценителей прекрасного.

Отправить "Библейские сюжеты (часть IV) - "Царица Савская" Гольдмарка" в Google Отправить "Библейские сюжеты (часть IV) - "Царица Савская" Гольдмарка" в Facebook Отправить "Библейские сюжеты (часть IV) - "Царица Савская" Гольдмарка" в Twitter Отправить "Библейские сюжеты (часть IV) - "Царица Савская" Гольдмарка" в del.icio.us Отправить "Библейские сюжеты (часть IV) - "Царица Савская" Гольдмарка" в Digg Отправить "Библейские сюжеты (часть IV) - "Царица Савская" Гольдмарка" в StumbleUpon

Обновлено 24.07.2015 в 23:11 Дискограф

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Sasha.E.Zhur
    Да. Одна из самых любимых записей Хунгаротона. И первая на пластинках, давших мне представление о том, что такое эталон полиграфии. Венгры средств не жалели.
    Одной из самых известных исполнительниц Астарот (с её "призывной" песней) была. по-моему, великая Зелма Курц? Калмар в данном случае абсолютно адекватна великой предшественнице.
    Удивляет общий уровень записи. Ни одного проходного момента и сомнительного звука!
    Сама же опера вагнерианского замеса - несколько тяжеловесна, но благозвучна и романтична.
  2. Аватар для Дискограф
    Да, практически все записи полных опер, изданные Хунгаротоном в виниловую эпоху, можно считать эталоном полиграфии. И не только полиграфии, но и простой информативности. Вступительные статьи на нескольких языках всегда поражали своей энциклопедичностью.
    Технический и художественный уровень записи действительно великолепен. Совершенно не случайно она была удостоена Гран При дю Диск.
    Тяжеловесность, конечно, ощущается довольно явственно. Но известная церемониальность сюжета и места действия располагает именно к такому стилю.

Трекбэков

Яндекс.Метрика Rambler's Top100