Дирижер Роман Леонтьев и Санкт-Петербургский симфонический оркестр в США. Зал Florida Southern College, Город Lakeland, Florida. 2012.01.26.
Город
Город Lakeland, Florida,
Концертный зал
Зал Florida Southern College,
В девятом концерте из 46 в гастрольном турне оркестра по США была исполнена программа, состоящая из произведений композиторов тесно связанными между собой творческими узами: Равель, Прокофьев и Римский-Корсаков.
И Равель, и Прокофьев, особенно в раннем периоде, ощущали влияние Римского-Корсакова. Считали его своим педагогом, восхищались его произведениями и личностью. И вот теперь, соединились вместе в одной программе.
В первом отделении прозвучали: Сюита №2 из балета Равеля(1875-1937) «Дафнис и Хлоя» и Концерт для фортепиано №1 Прокофьева. Во втором было исполнено одно из самых ярких произведений Римского-Корсакова Симфоническая сюита «Шехеразада».
Балетная сюита Равеля «Дафнис и Хлоя» изобилует множеством великолепных оркестровых находок, используются редкие инструменты: альтовая флейта, челеста. Иногда эта сюита исполняется вместе с хором. Здесь музыка погружает слушателя в события, созданные греческой мифологией: историю любви Дафниса и Хлои, которые разыгрывают пантомиму.
Все эпизоды сюиты имеют авторские предписания сюжета балета. Например, начало произведения совпадает с началом дня и открывается «тишиной, нарушаемой лишь журчанием ручейков росы, стекающих со скал». В оркестре эти образы передаются пассажами флейт, кларнетов и арфы. Струнные используют сурдины. Но самое главное, что создается картина, мгновенное погружение в тот мир спокойствия и неги. Дафнис погружен в сон. Постепенно, в звучании появляются солирующие контрабасы. Эта тема передает постепенное появление солнечных лучей. Слышны птичьи голоса. Оркестр дополняется новыми инструментами. Флейта пикколо показывает появление первого пастуха со стадом. Кларнет пикколо изображает второго пастуха. Взволнованные вздохи струнных инструментов передают волнение Дафниса перед появлением Хлои. И, наконец, радостная встреча влюбленных. Торжественно они клянутся друг другу в любви. Далее разыгрывается пантомима, в которой Дафнис и Хлоя становятся персонажами: Паном и Нимфой. Звучит самая пронзительная и щемящая тема в исполнении солирующей флейты.
Оркестр сумел все эти краски передать соответственно замыслу автора. Это произведение часто исполняется в Петербурге и в США оно тоже любимо слушателями. Как оркестр в целом, так и отдельные солирующие исполнители были хороши в этом концерте. Виртуозная и стремительная пляска-вакханалия в финале сюиты показывала огромные исполнительские возможности русских музыкантов. Прекрасно звучали трубы в своих пассажах. Темп был не просто быстрым, но воодушевляющим. Оркестр превращался в огромную, грандиозную птицу, все ускоряющую свой полет.
Невероятно талантливый, броский и разнообразный первый фортепианный концерт, соч. 10, написанный молодым Прокофьевым в 1911 году, поразил слушателей своим мастерским исполнением пианиста Александра Пироженко, который своей внешностью немного напомнил самого Прокофьева. Пожалуй, выбор этого произведения исполнителем указывал на его эстетическую близость с автором. Бисерная, невероятная техника, удивительный, волшебный звук рояля в средней части, сарказм и восторженность – все это эмоции изобиловало в исполнении.
Безусловно, Прокофьев хотел нарушить привычные устои и традиции, сложившиеся в фортепианной музыке к тому времени, поэтому в музыке присутствуют необычные, новые гармонии, удивительная виртуозность, острые акценты, большие скачки. Пироженко показал себя в этом исполнении виртуозом мирового уровня.
Настоящим открытием Америки можно смело считать еще одного исполнителя оркестра, концертмейстера, скрипачку Анну Орехову в произведении Римского-Корсакова «Шехеразаде».
Все знают, что сюжет к этому произведению был взят автором из сказок 1001 ночи, в котором Шехеразада спасает свою жизнь, рассказывая султану Шахриару, убежденному в коварстве женщин, сказки. Именно поэтому Шахриар откладывал казнь своей неверной жены, т.к. любопытство заставляло его ждать следующей ночи и следующего рассказа.
Анна Орехова, очевидно, настолько вошла в образ Шехеразады, что слушателям хотелось вновь и вновь слышать голос ее скрипки в каждой следующей сольной реплике, которыми разделяются части друг с другом.
Симфоническая сюита «Шехеразада», конечно, своей программностью, театральностью очень соответствовала всем другим произведениям концерта, а Орехова была настоящим украшением. Кроме этого, другие солисты оркестра, а именно так и задумана сюита, как произведение с множеством солистов, были настолько хороши, что вызвали невообразимый восторг публики. Притом, что «Шехеразада» исполняется довольно часто прекрасными коллективами. Но сочетание таких заслуг, плюс великолепный руководитель оркестра Роман Леонтьев, известный у себя в России как знаток русской музыки, частый исполнитель незаслуженно забытых произведений Рубинштейна, Балакирева, действительно вызвал у публики невероятный эмоциональный отклик. Нескончаемые аплодисменты длились довольно долго, так, что оркестру, немного не ожидавшему такого горячего приема, пришлось повторить последнюю часть «Шехеразады». www.romanleontiev.com