Корсаков решил написать оперу на сюжет одной из самых добрых сказочных повестей Гоголя сразу, в одночасье. Послушал 10 апреля 1894 года концертное исполнение "Майской ночи" и принял решение: опере про Чёрта, Кузнеца и черевички - быть!
Надо сказать, что период в жизни у Николая Андреевича тогда был очень непростой. Практически кризис! И выходить из кризиса он решил с опорой на близкий по тематике удачнейшей "Майской ночи" сюжет. Конечно Гоголь. Конечно сказка. Добрая, искрящаяся юмором, народным колоритом сказка.
Помимо того. что композитор вышел из полосы заторможенности и апатии, так ещё и открыл своей новой оперой необычайный по насыщенности период своего творчества. Оперы появляются практически ежегодно!
"Ночь перед Рождеством" - очень своеобразная опера. Переплетение народно-бытовых и фантастических интонаций, украинский колорит, необычайная лиричность некоторых сцен, юмор и сатира, звукопись. Всё это есть. Но это есть и в других операх. Например, в той же "Майской ночи". Но в "Ночи перед Рождеством" Римский-Корсаков на значительное расстояние удаляется от литературного первоисточника, вплоть до введения новых персонажей и фантастических сцен. В "Полёте Вакулы" мы видим целую галерею всякой всячины, от звёздочек до кометы!
Вообще, здесь Корсаков так сильно увлёкся мистическими штучками, что это нарушило некий баланс, помешало органическому соединению фантастики и быта (что так гениально было сделано в "Майской ночи") и нанесло ущерб единству драматургической концепции оперы. Он сам так считал.
Но это не мешает наслаждаться замечательной оперой. Вся гоголевская фантастика и чертовня окрашена у Римского-Корсакова в такие добродушно-юмористические тона, что и креститься не приходится! Всё "демоническое" у композитора какое-то не очень демоническое. Чего стоит песня Солохи, вылетающей на "охоту" за звёздами. Это старинная колядовая песня. Эту же песню подхватывает и Чёрт. Потом эта тема преобразуется в мотив "демонической колядки", которую поёт нечистая сила, бросившаяся в погоню за Вакулой! И эту же песню поёт "добрый" хор колядующей молодёжи. Всё рядышком: добрые божества Коляда и Овсень и нечистая сила.
Чёрт в этой опере совсем не страшный. Он забавный и ... немножко жалкий. Всё сетует на то, что люди не чтут старых обычаев.
Солоха...Ну с этой всё понятно! И здесь больше мягкого добродушия и простоватого эротизма, чем сатиры и фантасмагоричности. Эта ведьма не имеет ничего общего с её оперными сестричками, скажем с Ведьмой из "Хензеля и Гретель" Хумпердинка.
Оксана в опере музыкально гораздо богаче Вакулы. Вообще, лирическая линия в "Ночи перед Рождеством" не достигает такого уровня, как в "Майской ночи". Это видно и слышно в том, какой музыкальный материал "дарит" композитор своим влюблённым. Две роскошные, сложные, яркие, "белькантовые" арии у Оксаны и всего одна "песня" у Вакулы. Это для Римского-Корсакова не новость. Он всегда внимательнее относился к сопрано, нежели к другим голосам.
Прекрасны сцены, где действуют яркие персонажи украинской деревенской жизни: Чуб, Дьяк, Голова, Панас. Особенно хороша сцена у Солохи, в которой Дьяк, изъястняющийся в привычной церковной манере, "разговаривает" с "ОбвОрОжительной СОлОхОю", которая на свой лад, велеречиво-торжественно-распевно, ему отвечает.
Опера чудесная. Её особенно приятно слушать в записи, поскольку можно сфокусировать внимание и на вокале, и на музыке. Роскошная оркестровка Римского-Корсакова, его находчивость и фантазия, производят сильное впечатление.
Запись оперы, о которой я скажу, появилась вообще у меня одной из первых. До сих пор, а прошло уже больше 15 лет, я радуюсь!
Михаил Юровский, оркестр театра "Форум" (помните, был такой), хор Юрлова и подборка замечательных певцов Большого театра создали в партнёрстве с фирмой "Le Chant du Monde" продукт высочайшего качества.
Юровский буквально ввергает нас в мир сказок и фантазий Римского-Корсакова и Гоголя с первых тактов вступления. А вступление к опере - один из мировых шедевров музыкальной живописи. Мерцание звёзд в холодном зимнем небе, прозрачный морозный воздух, застылость, но не мёртвая, а обещающая чудеса, сказку. Безмятежная зимняя ночь. Этим всё сказано. Оркестр звучит бесподобно, а оркестру тут предназначена чуть ли не главная роль!
Оксану поёт замечательная, но не слишком долго певшая, Екатерина Кудрявченко. Наверное, это лучшее, что сделала эта певица в записи. Трудная партия Оксаны с двумя большими ариями-размышлениями, дуэтом и сценами по силам только певице самого высокого вокального уровня. Мы слышим практически бельканто: кантиленность, динамические оттенки, краски и недюженную виртуозность. В этот же период (начало 90-х прошлого века) Екатерина сенсационно спела сложнейшую партию Лукреции в опере Верди "Двое Фоскари" в Великобритании...К сожалению, дальнейшая карьера певицы для меня загадка.
Тёплый большой голос, абсолютный контроль и мастерство виртуоза - вот какая это Оксана в записи Юровского!
Вакула...Неблагодарная и трудная партия. Неудобная тесситура. Мало сольных номеров. Да что там, один сольный номер - песня! Владимир Богачёв достойно справляется со всеми препятствиями партии. Его голос не особенно красив в целом, но есть у певца эдакие прорывы и мы слышим сладчайшее, красивейшее звукоизвлечение.
Солоха - звезда мировой оперы Елена Заремба. Партия не очень большая, но яркая и запоминающаяся. Мощное контральтовое звучание голоса Зарембы хорошо подходит для Солохи. Как и многие другие славянские меццо, голос Зарембы одновременно и грубоват, и богат, и женственен. Это самое то! Слушаешь и перед глазами дивная Людмила Хитяева-Солоха из замечательной экранизации повести Гоголя.
Дьяка поёт певец-легенда. Алексей Масленников, тенор которого уже в значительной мере ко времени записи оперы, утратил свои чисто вокальные качества, тем не менее рисует нам законченный и интересный образ дьяка-романтика. Это явно любящий жизнь, прохиндеистый деятель, очаровательный и уютный. Как он говорит с Солохой! Масленников нам дарит яркие отблески своего грандиозного таланта певца-актёра.
Максим Михайлов-Панас, Станислав Сулейманов-Чуб, Борис Бейко-Пацюк и Вячеслав Верестников - Голова являют нам сильную группу низких мужских голосов, индивидуальных и ярких. Все они увлечённо и артистично исполняют свои небольшие, но значительные партии.
Чёрта поёт Вячеслав Войнаровский...Надо сказать, что это не самое лучшее, что есть в этой записи. Голос певца звучит не идеально. Такое ощущение, что этот Нечистый сильно устал к концу года. И все его проделки исполнены налётом "уставшей обречённости", а не вечной борьбой зла за место, так сказать, под солнцем!
Ярко "поданы" образы Царицы (Ольга Терюшнова) и , особенно, двух мерзотных сельских склочниц, которые здесь звучат голосами Раисы Котовой и Зои Смольяниновой. Игра тембров, прекрасная дикция и ощущение ансамбля - вот, что здесь хорошо слышно.
Отдельно можно сказать о великолепной дикции всех участников записи.
by Rimski-Korsakov, Mikhail Yurovski, Vladimir Bogatchov, Ekaterina Koudriavtchenko, and Elena Zaremba (Audio CD)
Вступление:
Ария Оксаны (увы, на английском) в исполнении Джулии Конвелл:
Ещё отрывочек:




Облако меток
Сообщение форума