RSS лента

Байки администратора

Подскажите по поводу авторского права...

Оценить эту запись
              
Вот, какой тут по ходу дела возник вопрос. Ситуация следующая. Дана рок-группа, с которой я дружу, и дана ее новая песня (еще невыпущенная и, строго говоря, даже не записанная). В эту песню хочется вставить виолончельное соло. Учитывая то, что я ни разу не композитор, а не своим делом заниматься не хочется, я решил пойти более простым путем и взять что-то из академического репертуара, подходящего к случаю.

"Что-то" быстро нашлось - оно оказалось отрывком из виолончельной сонаты Рахманинова (начало репризы, кому интересно). То есть, дана цитата из произведения композитора, защищенного авторским правом (Рахманинов умер в 1943 или 44 году - точно знаю, что за полное исполнение его произведений сейчас пока еще нужно платить, особенно после января 2008 года). Цитата, которую я хочу взять, длится 14 тактов, а по времени - примерно минуту или меньше даже.


Вопрос - могут ли за это прищучить? Понятно, то вряд ли кто-то узнает и так далее, но интересует принципиальная сторона вопроса.


Кроме того, вопрос можно видоизменить: что, если, допустим, оставить рахманиновскую мелодию, а у рояля будут совершенно другие ноты (просто гармонические функции останутся, а партия будет другая)?


Кто бы подсказал? Некоторые юристы считают, что лучше не связываться. А мне уж очень хочется сделать именно так - неужели нет лазеек?

Отправить "Подскажите по поводу авторского права..." в Google Отправить "Подскажите по поводу авторского права..." в Facebook Отправить "Подскажите по поводу авторского права..." в Twitter Отправить "Подскажите по поводу авторского права..." в del.icio.us Отправить "Подскажите по поводу авторского права..." в Digg Отправить "Подскажите по поводу авторского права..." в StumbleUpon

Категории
Личное

Комментарии

  1. Аватар для Tatra
    Ну и ну.
  2. Аватар для Aybolit
    Я думаю, Борис, что по сотне баксов за каждую ноту в такте придётся отстегнуть. А то и поболе. Вопрос - кому? И где касса?
    Отсюда вывод: надо поскорее стать классиком и писать пассажи шиздисятчитвёртыми!
  3. Аватар для Peter S. Ovtscharov
    Борис,

    не зря же я хлеб модератора "муз. менеджмента" ем

    Итак, специально для Вас фрагмент австрийского Urheberrecht (закона об авторских правах), который когда-то конспектировал:

    "... Schutz von Werkteilen.

    Ein Werk genießt nicht nur als Ganzes Schutz, sondern auch in seinen Teilen.

    In diesem Zusammenhang sei darauf hingewiesen, dass die immer wieder angesprochene "generelle Freiheit, einige Takte bzw. eine bestimmte Sekundenzahl eines geschützten fremden Musikwerkes verwenden zu können", nicht der rechtlichen Situation entspricht..."


    Примерный (корявый) перевод:

    "...Не только произведение в целом, но и части его подлежат защите авторским правом.

    В связи с этим следует заметить, что часто упоминающаяся "свобода использования определенного количества тактов/секунд музыкального произведения, защищенного авторским правом" - не соответствует юридической действительности (...и преследуется по закону - П.О.)
    ..."

    Законы об авторском праве в разных странах мира достаточно схожи, так что послаблений в российском законодательстве, увы, не ждите...

    Тем более я сильно уверен в том, что родственники Рахманинова не дадут принципиального согласия использовать его музыку в творчестве, пусть даже замечательной, рок-группы (или придется миллионы отстегнуть)

    НО

    если Вы мелодию измените до неузнаваемости (т.е. на суде не будет возможности убедительно доказать, что это Рахманинов) - дерзайте. Не очень удачный ход было выложить этот вопрос на форум - потому что Вы сами против себя уже создали обвинение, за которое Вам скажут спасибо адвокаты владельца авторских прав
    Обновлено 28.10.2008 в 01:55 Peter S. Ovtscharov
  4. Аватар для Aybolit
    Комментарий юриста:


    "...использовать можно те произведения, срок охраны которых истек. Если автор умер до 1943 года (это общее правило, есть исключения), то его произведение можно использовать, НО(!) необходимо учитывать, что также охраняются права исполнителей произведения и производителя фонограмм! А исполнители классики и тем более производители фонограмм, как правило, современники или недавно скончавшиеся, так что их труд охраняется. Поэтому в случае, когда автор умер до 1943 года, Вы можете сами исполнить классич. произведение и использовать в своем произведении.
    При этом неимущественные права по-прежнему надо соблюдать, т.е. указывать, чье произведение Вы использовали."

    Такое ощущение, что этот закон специально под Рахманинова писали..

    Короче, Борис, ежели не хочете неприятностей - найдите пример из творчества более древнего автора. Ей-богу, хорошую песню отрывок из Рахманинова не улучшит, а плохую не спасёт. Главное, чтобы не оказалось, что цитата из Рахманинова - самый запоминающийся отрывок в этом опусе...

    А вот старая, но интересная статейка с моего ЖЖ про страдания Джорджа Харрисона в связи с песней My Sweet Lord
    http://users.livejournal.com/_badger_/1020.html?nc=17
    Обновлено 27.10.2008 в 19:37 Aybolit
  5. Аватар для basti
    Вообще следуя логики 4-ой части ГК за любое использование произведений Рахманинова нужно платить... ужас какой-то. С другой стороны, если использовать каким-либо образом произведение без разрешения, то правообладатель может потребовать либо пресечения нарушения авторского права, либо возмещения убытков. Какие могут быть убытки, если произведение исполнялось или использовалось, например безвозмездно? так что тут можно еще подумать.
  6. Аватар для Aybolit
    Я вот что ещё думаю.. попробуй найди этих самых правообладателей, когда тебе надо. Зато ежели чего - они сами как из под земли выпрыгнут и изнасилуют в грубой извращённой форме!
  7. Аватар для Peter S. Ovtscharov
    С другой стороны, если использовать каким-либо образом произведение без разрешения, то правообладатель может потребовать либо пресечения нарушения авторского права, либо возмещения убытков. Какие могут быть убытки, если произведение исполнялось или использовалось, например безвозмездно? так что тут можно еще подумать.
    Отнюдь. Независимо от возмездного или безвозмездного использования, само по себе использование произведения, защищенного авторским правом (или части его, см. выше) - наказуемо. Тем более, речь идет, как я понимаю, о рок-группе, которая все это будет исполнять или записывать, т.е. - продавать.

    Если Вы угнали чужую машину, никто не спросит Вас, с какой целью ее угнали - продать или просто покататься. То есть, спросить может быть и спросят, а вот на сам факт угона это никак не повлияет.
  8. Аватар для basti
    да я понимаю, что наказуемо. Я как раз хочу сказать, как наказуемо...
    . Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления требования:
    1) о признании права - к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;
    2) о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, - к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним;
    3) о возмещении убытков - к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб;
    4) об изъятии материального носителя в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи - к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;
    5) о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя - к нарушителю исключительного права.
    Ну попросят пресечь использование.. и что дальше? ну прекратит Борис использование... пускай попробуют доказать, что не прекратил.
    А насчет угона некорректный пример: угон (завладение автомобилем БЕЗ цели хищения) или ее кража, чтобы продать и выручить деньги - разные деяния, и наказываются по-разному. Ну почти как с авторскими правами: смотря как их нарушить
  9. Аватар для Светлана Надлер
    Я бы в этом случае колорировала мелодию и сделала бы метроритмику фрагмента более прихотливой, каденционной, что ли. Сильно изменила бы тональность и гармонию. Изуродовала бы ,как Бог черепаху. Т.е., всеми силами души дала бы понять ,что это -мой крик души!..
    Авось прошло бы.
    Но вообще бы лучше для вопроса к знакомому из РАИС ещё раз обратиться
  10. Аватар для stvorchok
    В общем, так, Борис:

    Срочно стирайте эту запись, тему Рахманинова переворачивайте вверх ногами и задом наперёд, на допросах стойте насмерть, утверждая одно - "все совпадения совершенно случайны..."

    А мы набираем в рот воды и молчим, как партизаны.
  11. Аватар для Aybolit
    А вы в моём постинге пройдите-таки по ссылочке про Джорджа Харрисона, там прямо протокол судебного заседания приведен, как ноту за нотой сличали и Харрисона к позорному столбу калёной метлой пригвоздяли.

    Там ещё много чего написано, например, "А принятый в 2006 году Закон о копирайте (Copyright Law) на основе этого и ряда других подобных судебных прецедентов постановил приравнивать случаи неосознанного копирования к умышленному плагиату (precedent in United States copyright law as of 2006 is to treat alleged cryptomnesia no differently from deliberate plagiarism)"
  12. Аватар для lerit
    Мдя, теперь ссылаться на то, что музыка навеяла, низзя...
  13. Аватар для Muzylo
    Рахманинов умер в марте 1943 г.
    Соната написана ещё в 1901 г. М.б. за давностию лет закон не сработает?
    Цитаты из Рахманинова использовались и используются в хвост и гриву всеми, кому не лень, начиная с Шостаковича....
  14. Аватар для lerit
    А известны прецеденты подобных судебных разбирательств касаемо классики?
  15. Аватар для Сергей
    А какой срок защиты прав по действующему ГК? Подпадает ли Рахманинов под его защиту в 2009-м году?

    И что ГК говорит об использовании цитат из произведений для создания "существенно других" произведений? Где грань, за которой уже не надо платить?
  16. Аватар для Peter S. Ovtscharov
    Сергей, все упирается в конце концов в здравый смысл.

    Если родственники композитора смогут доказать в суде, что мелодия действительно схожа с оригинальным произведением, то кирдык. Нет - все замечательно.

    Решать это будет в конечном счете судья и/или специальный эксперт. Вполне реально изменить мелодию так, чтобы "не подкопались". Для этого достаточно немного быть знакомым с судебным делопроизводством и иметь опыт с авторскими правами. Этому, в принципе, учат (меня, по крайней мере, мало-мало учили).

    Маленький адвайс - судья обычно совсем не такой дурак, как себе большинство людей представляет. Если некоторые думают, что лазейка в законе позволяет все, то замечу - судья тоже не дурак и сам об этих лазейках замечательно освдомлен. Пытаться дурачить закон - очень неблагодарное занятие...
  17. Аватар для Peter S. Ovtscharov
    Рахманинов умер в марте 1943 г.
    Соната написана ещё в 1901 г. М.б. за давностию лет закон не сработает?
    Цитаты из Рахманинова использовались и используются в хвост и гриву всеми, кому не лень, начиная с Шостаковича....
    Музыло, в законе об авторских правах большинства стран мира (кроме Сомали, Конго, Чечни и Ирака, наверное) четко прописано: 70 лет после смерти композитора. Про 1943 год впервые слышу.

    Закон - это закон, никаких поблажек и тем по типу "сработает/не сработает" не будет. Это не взятку гаишнику давать.
  18. Аватар для Aybolit
    Наивный Пётр всё ещё верит в Закон.
    Ничего, у него всё ещё впереди.
  19. Аватар для boris
    М-да... В собственное оправдание (для Татры) хочу сказать, что я, собственно, основной работой занимаюсь в родном жанре. По поводу дружбы с рокерами - я, собственно, и не скрывал никогда, что мне импонирует идея с ними работать - особенно, если люди музыкальные и готовы к диалогу. В данном случае так и есть. Я никоим образом не готов утверждать, что они пишут/играют лучше/хуже, чем Рахманинов - просто мне с ними комфортно. И дружить, и играть. Что я, собственно, и собираюсь делать в ближайшем будущем. И что не отменяет основного места службы и всего такого. Собственно, это касается любых музыкантов, которые мне симпатичны...

    Почему я про Рахманинова подумал - я уж написал. Мне просто нравится Рахманинов в этой песне... Мне он туда подходит. Я при этом не собираюсь никого ни в чем убеждать.

    По сути.
    Спасибо за ссылки. При всем при том, очевидно ли, что Эрик Карон, в песне которого All by myself (в вольном переводе - "Все сам, да сам" ), ее все знают!, используется прямая цитата из 3-го концерта Рахманинова (дословная!), и вслед за ним то же самое - в перепевке этой песни Селин Дион - так вот, очевидно ли, что оба этих человека башляют наследникам Рахманинова? Мне прямо не верится...
  20. Аватар для Peter S. Ovtscharov
    Наивный Пётр всё ещё верит в Закон.
    Ничего, у него всё ещё впереди.
    Aybolit, я не настолько глуп или наивен, как Вам кажется.

    Дело в том, что закон в подобных случаях, как правило, на стороне владельца авторских прав. И это в Европе.

    А если хорошенько подумать и представить себе предложенную Борисом ситуацию (Россия, рок-группа, "Рахманинов - наше все") - то вырисовывается еще худший перевес совсем отнюдь не в пользу Бориса и его друзей. Засудят.

    Как раз в Европе к этому относятся более прагматично, никто с плакатами в поддержку Бетховена на улице стоять не будет. У нас - запросто.

    Попробуйте ради эксперимента покритиковать музыку Рахманинова на этом форуме Думаю, скоро Вам станет здесь совсем неуютно

    При всем при том, очевидно ли, что Эрик Карон, в песне которого All by myself (в вольном переводе - "Все сам, да сам" ), ее все знают!, используется прямая цитата из 3-го концерта Рахманинова (дословная!), и вслед за ним то же самое - в перепевке этой песни Селин Дион - так вот, очевидно ли, что оба этих человека башляют наследникам Рахманинова? Мне прямо не верится...
    Башляют, Борис, еще как. Точнее, не наследникам напрямую, а обществу по защите авторских прав вроде GEMA или AKM.
    Обновлено 28.10.2008 в 12:39 Peter S. Ovtscharov

Трекбэков

Яндекс.Метрика Rambler's Top100