С Днем Рождения,Mr Carter!
11.12.2008 в 23:00 (4955 Просмотров)
Сегодня удивительный день: ровно век назад родился человек,который и сейчас продолжает творить. В истории музыки этот композитор явно не останется только как счастливый обладатель здорового организма.
Сочинения нашего героя удивительны не меньше его самого,общавшегося в юности с ещё находящимся в творческой активности Айвзом,в зрелости вызывавшим своими сочинениями восхищение Стравинского и написавшим на сотом году жизни Концерт для флейты; выразительность и рационализм, традиции и стремление к новому,Айвз и Шёнберг,математика и кино,Европа и Америка... - все это органично сплелось в музыке выдающегося американского композитора ХХ века.
Итак,сегодня,11 декабря,ровно сто лет назад,в 1908 году родился Эллиотт Картер. Поразительно,ещё в начале 20х годов его занятия музыкой поощрял сам Чарльз Айвз(судьба!),а сейчас,через 100 лет после создания самого знаменитого айвзовского сочинения - шире - первого американского музыкального шедевра, - "Вопрос,оставшийся без ответа", - Картер продолжает прославлять американское музыкальное искусство,пополняя его новыми партитурами.
"Он поощрял меня быть композитором. Я начал писать довольно паршивые песни,и он думал,что в них есть некоторый талант. Когда я теперь вижу их,я не могу понять,как он предположил это. Во всяком случае,Айвз поощрял мои занятия музыкой <...>." - так начиналась музыкальная карьера Эллиотта Картера. Следующим знаменитым наставником стала знаменитая Надя Буланже,с которой Картер занимался в 30х в Париже. У "Бади Нуланже",как однажды назвал противник её педагогических методов А.Шёнберг,учились очень многие американские композиторы,и Картер был не первым её учеником и далеко не последним(долгая жизнь Буланже способствовала этому,в числе её учеников даже Ф.Гласс)). Музыка молодого композитора была довольно яркой и талантливой,но её никак нельзя было её назвать особенной или удивительной - так писали многие в то время. И это продолжалось до середины 40х,пока в 1948 появилась виолончельная соната,которая явилась началом изменений в музыкальном языке. Через 3 года появился 1й струнный квартет,признанный "первым опусом" нового(настоящего?) Картера. До квартета были написаны два важных для себя сочинения - "Восемь этюдов и фантазия" для духового квартета(это сочинение напоминает цикл Лигети "Musica ricercata",который появится через 4 года*),где Картер впервые применяет "метрическую модуляцию",и Соната для флейты,гобоя,виолончели и клавесина(1950),в которой максимально приблизился к языку первого струнного квартета.
Картер только что родился,ему уже за сорок,в папке с его сочинениями есть и балеты(целых 2 - "Покахонтас" и "Минотавр"),и оркестровые сочинения(симфония,"Праздничная увертюра"),и камерные("Элегия",соната для ф-но),но только сейчас он создает что-то свое. Ракета вышла на орбиту. Где-то в Париже начинают говорить о себе школа Мессиана,ровесника Картера,а в родной Америке что-то подобное Месcиану делает молодой Милтон Бэббит; Кейдж и Фельдман идут иными путями; в Калифорнии умирает Арнольд Шёнберг... Происходит какое-то всеобщее воодушевление,появляются новые техники,новая эстетика,новый инструментарий,новые приемы и т.д. Эллиотт Картер родился в свое время,но ему пришлось долго ждать этого главного момента своей жизни...
Картер,как и Шёнберг,никогда не порывал с традициями,и даже был в некоторой степени академистом. Он не отказывался от кантилены,от выразительных мелодий,традиционных жанров и форм. Посмотрев список сочинений,мы увидим все жанры классической музыки: опера,симфония,квартет,квинтет,соната и - особенно много - инструментальный концерт(8 инструментальных концертов! - для ф-но и клавесина; для ф-но; для гобоя; для скрипки; для кларнета; для виолончели; для валторны; для флейты; есть ещё концерты для оркестра/ансамбля: концерт для оркестра(1969); ASCO-концерт; Бостонский концерт; также стоит упомянуть 2 концертные пьесы для ф-но с оркестром). Есть сочинения и с интересные оригинальные инструментальные сочетания,как в Сонате для флейты,гобоя,виолончели и клавесина(однако,примеры похожие были: как известно,Дебюсси планировал написать Сонату для гобоя,рожка и клавесина). Стоит отметить,что за последние 10 лет Эллиотт Картер стал больше обращаться к нестандартным инструментальным сочетаниям и к музыке для ансамбля. Хотя стиль(скорее - почерк композитора,его "лицо") особенно сильно не менялся с первого квартета,в сочинениях последнего десятилетия,помимо нестандартных составов,совсем иногда стали появляться нестандартные приемы звукоизвлечения(нестандартные по отношению к музыке1й половины ХХ века и самого Картера).
Влияние музыки Шёнберга на язык Картера очевидно,особенно сочинения "атонального" периода; влияния Стравинского(очень ценивший музыку Картера),Бартока,Барбера и Копленда(они были большими друзьями,но музыка Эллиотта не очень-то нравилась Аарону) также ощутимы. Грех ничего не сказать про Айвза. Его музыка несомненно оказала огромное влияние на Картера(не только в выборе дела жизни). Во-первых,эти картеровские разношерстные контрапункты(полиритмичные и полиметричные,не говоря уже о максимально контрастном использовании материала) ,которые перекликаются с "жанровыми контрапунктами" Айвза,и,как мне кажется,имеют что-то общее с родным городом обоих композиторов - Нью-Йорком; во-вторых - "молчащие друиды" и "ищущие ответ"**,которые появляются почти в каждом произведении Картера. Слышно и и интонационное родство с Айвзом,в т.ч. сознательное использование тем Айвза(Figment 2 Remembering Mr Ives для виолончели(2001)).
"Так что мы слушали тогда музыку Вареза,и затем была здесь на 3й авеню женщина по имени Кэтрин Хамон,которая играла многие сонаты Скрябина. Она играла Равеля,Дебюсси,и играла некоторые из пьес Шёнберга и так же части "Конкорд-сонаты" Айвза. Я знал эти пьесы с лет 16-и или 17-и <...> . <...> Самыми ранними сочинениями,которые меня интересовали,были "Весна священная" Cтравинского,"Счастливая рука" Шёнберга и "Воццек" исполняемые Филадельфийским оркестром под управлением Леопольда Стоковского". <...> Моя жизнь действительно вращалась вокруг музыки,которая была написана,примерно,когда я был рожден - 1908 год - как раз перед началом первой мировой войны и вскоре после этого. Эта музыка,которую я всегда знал,и это та музыка,которая является наиболее важной для меня.". В этом отрывке из интервью,Картер перечислил всех,на чье творчество он опирался,чье творчество оказало на него особенное влияние. Скрябин,Шёнберг,Стравинский,Берг... - частицу каждого можно найти в музыке Картера. Особенно стоит выделить Эдгара Вареза,знакомый Картеру с детства. Не у него ли Картер учился писать свою музыку для ударных?
Внезапность и контрасты в музыке Картера становятся неким дыханием...*** Обрушивающиеся на нас темы,созвучия и характеры складываются(огромное мастерство Картера - удержать все это и скрепить) в единое целое,все время изменяющееся и движущееся. Целое вертикали и горизонтали,целостность формы - сила мысли,уверенная рука Мастера. Для музыки Картера,на ряду с выразительными мелодическими линиями(такими cantus firmus'ами),характерны очень быстрые импровизционные,несколько болтливые и стремительные пассажи,имеющие что-то общее с джазовыми сольными импровизациями("<...> Дюк Эллингтон подошел ко мне,и пожал мою руку со словами: "Я думаю,Вы начинаете понимать кое-что о джазе"). "Молчащие друиды" у Картера уже не такие безучастные: они скорее противостоят,они немо кричат,их нередко обрывают,так же как и они иногда заглушают все. А "поиск ответа" стал настолько настойчивым,что это иногда приводит к катастрофам. Однако это все сосуществует,как в мире люди с разными характерами,темпераментами,религиями,нациями и расами.
Судьба отпустила Эллиотту Картеру долгую и богатую жизненными и творческими силами жизнь. Я очень хочу через год опять поздравлять здравствующего и творящего Мастера. Пока жив и творит этот человек,мир может гордиться буквально живой традиции музыки периода 10х-20х и 50х-60х - времени музыкальных перемен и открытий,надежд и дерзких замыслов.
* Цикл Дьёрдя Лигети(1923-2006) "Musica ricercata" был написан в 1953 году. Например,в "Musica ricercata" первая часть строится на одной ноте(кроме последних тактов),как и часть из "Восьми этюдов" Картера. Сходство есть и в творческом становлении: оба композитора в этих сочинениях нащупывают что-то новое для себя.
** "молчащие друиды" и "ищущие ответ" - партии струнных и флейт в сочинении Чарльза Айвза(1874-1954) "Вопрос,оставшийся без ответа"( 1906-08 ).
*** У Картера есть также сочинения выдержанные в более однородном характере,без ярких контрастов;в т.ч. есть и медитативные(отдельные пьесы и части из циклов).
В тексте использованны цитаты Картера,взятые из интервью 2002 года(Alan Baker, American Public Media, July 2002).
Ссылки:
(там же смотрите и др. ссылки)
Музыка на Youtube:
- одно из самых последних интервью( 2008 ).
- интервью.
и - с Джульярдским струнным квартетом.
- опера "What Next?"(1997;сцены из оперы).
- Enchanted Preludes для флейты и виолончели(1988.)
- Струнный квартет №3(1971). I
- струнный квартет № 3. II
- струнный квартет № 3. III
- квинтет для струнных и ф-но(1997) часть 1
- квинтет для струнных и ф-но часть 2
- "A Celebration of Some 100 x 150 Notes" для оркестра(1986)
- "Remembrance" для оркестра(1988.)
- "Anniversary" для оркестра(1989)
- Симфония 3х оркестров(1976). I
- Симфония 3х оркестров. II
- соната для виолончели и ф-но( 1948 ),1я часть
Комментарии
Трекбэков
Всего трекбэков 0
Ссылка трекбэка:











Отправить другу ссылку на эту запись
