Несущественность явления
28.06.2009 в 11:36 (16858 Просмотров)
Меня давно уже занимает гегелевская мысль о несущественности явления:
«Существование достигло в этой вещи своей полноты, будучи в одном и том же и сущим в себе бытием или самостоятельным наличием, и несущественным существованием; истина существования заключается поэтому в том, что оно имеет свое в-себе-бытие в несущественности или свое наличие в ином, и притом в абсолютно ином, другими словами, имеет своей основой свою ничтожность. Поэтому оно явление.
И правда: восхищаемся же мы красотой Петербурга, забывая о той крови, из которой он вырос.
«Набережные Петербурга относятся к числу самых прекрасных сооружений в Европе, потому что их великолепие заключается в массивности и целесообразности постройки. Глыбы гранита защищают столицу от ярости невских вод и в то же время опоясывают красавицу реку чудесными парапетами. Почва уходит у нас из-под ног, так что же? Мы сделаем мостовую из скал, и на ней воздвигнем наш пышный город. Тысячи человек погибнут на этой работе? Не беда! Зато мы будем иметь европейскую столицу и славу великого города. Оплакивая бесчеловечную жестокость, с которой было создано это сооружение, я все же восхищаюсь его красотой».
Точно так же г-н Зюганов и иже с ним вопили в свое время (впрочем, и продолжают вопить) о завоеваниях нашего «реального социализма». Неважно, что погубили десятки миллионов на пути к светлому будущему.
«Если бы чеховским интеллигентам, всё гадавшим, что будет через двадцать – тридцать – сорок лет, ответили бы, что через сорок лет на Руси будет пыточное следствие, будут сжимать череп железным кольцом, опускать человека в ванну с кислотами, голого и привязанного пытать муравьями, клопами, загонять раскаленный на примусе шомпол в анальное отверстие («секретное тавро»), медленно раздавливать сапогом половые части, а в виде самого лёгкого – пытать по неделе бессонницей, жаждой и избивать в кровавое мясо, - ни одна чеховская пьеса не дошла до конца, все герои попали бы в сумасшедший дом...
И только ли ужасен этот взрыв атавизма, теперь увертливо названный «культом личности»? Или страшно, что в те самые годы мы праздновали пушкинское столетие? Бесстыдно ставили эти же самые чеховские пьесы, хотя ответ на них уже был получен? Или страшней еще то, что и тридцать лет спустя нам говорят: не надо об этом! если вспоминать о страданиях миллионов, это искажает историческую перспективу! если доискиваться до сути наших нравов, это затемняет материальный прогресс! Вспоминайте лучше о задутых домнах, о прокатных станах, о прорытых каналах… нет, о каналах не надо… тогда о колымском золоте, нет, и о нём не надо… Да обо всём можно, но умеючи, но прославляя…».
Что там тридцать лет спустя… Семьдесят не хотите?
Нет, воистину: сущность есть то, что подлежит забвению. Или сокрытию. Нет ничего страшнее, когда сущность совпадает с существованием (скорее, явлением, если пользоваться не спинозовской, а гегелевской терминологией).
Deus conservat omnia. Богу не позавидуешь.
Г.В.Ф. Гегель. Наука логики. – М.: Мысль, 1970. – Т. 2, с. 129-130.
А. де Кюстин. Мемуары. Николаевская Россия. – Смоленск: Русич, 2003. – С. 221.
А. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ (ч. 1, гл. 3). – Екатеринбург: У-Фактория, 2007.- С. 98-99. (Выделено мной. – D.)
Комментарии
Трекбэков
Всего трекбэков 0
Ссылка трекбэка:











Отправить другу ссылку на эту запись
