RSS лента

Muzylo

В гостях у Игоря Стравинского

Рейтинг: 5.00. Голосов: 2.
              
Городок Устилуг находится на самой польской границе: сразу за усадьбой Стравинского - река Луга, и за ней - Польша. Можно, казалось, дотянуться - польских коров за рога пощупать:





При въезде в Устилуг нас встретила такая картина: старый сельмаг, обшарпанный, одноэтажный, с вывеской "Продукти", - типичный, одним словом, - и на нем - гордая табличка: "Площа Стравинського". Жаль, не успел снять...

Сама усадьба - дальше, на окраине, на обрывистом берегу речки Луги:



Увидев этот дом, никак не скажешь, что он принадлежит эпохе Рериха и Бенуа: с виду он подозрительно напоминает хрущевский барак. В самом деле - выяснилось, что в 60-е годы дом надстроили, разместив в нем общежитие. А раньше, при буржуях, он выглядел так:





Но при входе нас встретили две доски, внушительно подтверждающие, что дом - взаправдашний, не поддельный:





А рядом - памятник хозяину:





К дому ведут две липовые аллеи, высаженные лично Игорем Стравинским в 1908 г.

первая:





и вторая:





Вскоре, утолив первые впечатления и растратив в пароксизме туристического восторга энергоресурсы всех камер, экскурсия направилась в дом:





Нас вел директор музея, Владимир Васильевич Терещенко. Этот человек представляет собой удивительную смесь характернейшего сельского типажа - типичные словообороты, манера речи, мимика и проч. и проч., знакомые, как говорится, до боли, - с доскональным знанием жизни Стравинского и пламенной любовью к его музыке. Он сыпал датами, именами, степенями родства (двоюродными, троюродными и проч. племянниками, дядьями и тетушками Стравинского) так, что наши музыковеды только рты пораскрывали, - пересыпая все это фигурами речи, к которым я привык с раннего детства в сельских клубах:





50 человек консерваторцев с трудом уместились в тесных комнатках музея:





Для меня было большой новостью, что сын композитора, Федор Стравинский, был замечательным художником. Вот - две его работы, совершенно изумительные, на мой взгляд, - портрет отца и натюрморт, присланный в дар музею (Ф.С. создал его за несколько лет до смерти, в возрасте 90 лет), а также дарственная надпись музею.
Прошу прощения за отвратительное качество снимков: в музее было темновато, а настраивать камеру на нужный режим было просто некогда.









Кабинет Стравинского - единственная комната музея, сохранившая подлинную прижизненную обстановку.

Рояль Стравинского:





Механика, увы, в ужасающем состоянии:





На пюпитре - папа с сыном, разделенные, как барьером враждебных друг другу веков, "Piano-Rag-Music":





Столик Стравинского, заставленный раритетными изданиями:





Большинство нотных изданий - украинские (Харьков и Киев, 10-е и 20-е г.г.):





На стенах кабинета - подлинные японские гравюры, которыми Стравинский страстно увлекся в 1910-е г.г.:





Рабочий столик Стравинского. За ним были написаны: Фейерверк, Жар-Птица, Петрушка и первая картина Весны Священной.
Как объяснил директор (с особой гордостью), "это - настоящий ампирный столик начала 19 века. Его хотели утащить в Эрмитаж, но мы не дали. Подняли на ноги всю область, но не дали".
Мне показалось символичным то, что изначальное назначение этого столика - игра в покер. Есть какая-то таинственная связь между самим миром Стравинского и тем, что первые его шедевры написаны за игральным столиком. Эффектнее было бы, правда, если б за ним была написана "Игра в карты", но... що маємо - то маємо.
Справа в кадр попала нога главы профкома. Я не стал ее вытирать, решив, что она эффектно гармонирует с дизайном столика.





Далее - покажу несколько понравившихся мне фотографий. Я видел их впервые; вполне возможно, что знатокам жизни Стравинского они ничего нового не скажут, но мне они были очень интересны. И снова приношу извинения за отвратительное качество съемки...

Стравинский-гимназист:





Стравинский в Устилуге. Паводок на Луге:





Стравинский записывает лирника на крыльце дома в Устилуге в период работы над Весной Священной (интересно, использованы ли в ней эти записи?):





Стравинский с детьми (4 штуки, как изволите видеть):





Братья Стравинские с женами-сестрами:





Стравинский с женой в саду в Устилуге:





Стравинский в период жизни в Устилуге:





Стравинский с женой, с братом и соло:





Рерих. Эскиз костюма к балету "Весна Священная":





Рерих. Макет декораций к балету "Весна Священная" (на заднем плане - загадочные профили, по всей видимости, богов любви):





Ну и, наконец, - как же без традиционного фото "Я и Пушкин":





После экскурсии, или Наши В Городе:





НМАУвцы шумною толпою...





НМАУ пасется на травке:





Девушка, освещенная солнцем:





А теперь - немного контекста. Волынь удивила меня какой-то непостижимой связью с колоритом Весны Священной. Та же влажность, сочность, перенасыщенность, и неброскость в то же время, - и в природе Волыни, и в колорите Весны. Потребовавшим вещественных доказательств, увы, ничего предъявить не смогу, кроме махрового субъективизма, - а главное, ничего и не хочу доказывать. Хочу лишь поделиться впечатлениями. Судите сами:

Згоранское озеро (не на его ли берегах проходила вторая картина Весны?)



























Озеро Свитязь:



























И в заключение - немного средних веков.

Собор (XII век) и колокольня (1494 год). Все сохранилось в первоначальном облике, без достроек и реконструкций:





Колокольня - реликт чистого романского стиля. В Европе уж отшумела готика, ренессанс вовсю развивался, а здесь, на отшибе Европы, в 1494 году еще царил XI век:





Митрополичий дом построен вместе с колокольней, но перестроен в XVII веке:





Ротонда св. Василия (XIV век, главки надстроены в кон. XIX века):



Отправить "В гостях у Игоря Стравинского" в Google Отправить "В гостях у Игоря Стравинского" в Facebook Отправить "В гостях у Игоря Стравинского" в Twitter Отправить "В гостях у Игоря Стравинского" в del.icio.us Отправить "В гостях у Игоря Стравинского" в Digg Отправить "В гостях у Игоря Стравинского" в StumbleUpon

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для femmina
    Ну, Артём, ну молодец!!!
    Вот это качество всего! Браво!
    СПАСИБО за фотоэскурс в историю музыки, архитектуры, природы, окружавшей композитора Стравинского и его семейство!!!
    Буду ждать ваших новых фото-передвижений.
  2. Аватар для Читатель
    Просто поразительно, как все это сохранилось: и кабинет, и рояль, и столик, и гравюры. А еще любят теперь говорить, что при советской власти всё было порушено. А тут, композитор - эмигрант, и столько всего сохранилось!!! Несмотря на годы революции, гражданской и отечественной войн. И успели таки открыть музей в самый последний советский год - 1990-й. Что-то у меня нет уверенности, что его бы открыли позднее, в 1990-е.
  3. Аватар для Muzylo
    Ну, при советской-то власти этот же дом хотели попросту снести. Чудом отстояли.
    Дело не во власти, а в небольшой горстке энтузиастов.
  4. Аватар для Lucia
    Дорогой Muzylo! Спасибо огромное как небо за этот роскошный подарок
    Заметки на полях (с Вашего позволения)
    А раньше, при буржуях, он выглядел так:
    Дом, к слову, был построен по проекту ИФС.

    Для меня было большой новостью, что сын композитора, Федор Стравинский, был замечательным художником.
    Ещё 18-летним Фёдор написал портреты ИФС и Екатерины Гавриловны, избрав для себя путь профессионального художника. Фёдор был учеником Жоржа Брака. В 1927 году состоялась его первая персональная выставка. (Источник: С. Савенко. Игорь Стравинский. - Челябинск: Аркаим, 2004.)
    За натюрморт - спасибо

    Стравинский в Устилуге. Паводок на Луге:
    Это, по-моему, очень редкая фотография. Во всяком случае, я её вижу впервые. Хотя, впрочем, и эти тоже:
    Братья Стравинские с женами-сестрами:
    Стравинский с женой в саду в Устилуге:
    Стравинский в период жизни в Устилуге:
    По поводу:
    Стравинский записывает лирника на крыльце дома в Устилуге в период работы над Весной Священной (интересно, использованы ли в ней эти записи?):
    имплицитно (прямых цитат, по-видимому, нет).

    Уточню:
    Стравинский с женой, с братом и соло:
    нижнее фото - не с братом, а с А. Бенуа (1911).

    ... "Я и Пушкин":
    Кажется, мгновение - Ваши руки коснутся клавиш, и оживёт голос Фёдора Игнатьевича...
    Да, большое спасибо за контекст - чудные фото природы и храма! Как всё это важно! Сколько рассыпанного жемчуга в Ваших снимках!
    Благодарю Вас от всего объятого восторгом сердца!
  5. Аватар для kalina
    Артём, спасибо за содержательную и красочную экскурсию!
  6. Аватар для Светлана Надлер
    Суперблог! Огромное спасибо!
  7. Аватар для Читатель
    Цитата Сообщение от Muzylo
    Ну, при советской-то власти этот же дом хотели попросту снести. Чудом отстояли.
    Дело не во власти, а в небольшой горстке энтузиастов.
    Ну так не снесли же. Я не отрицаю значение энтузиастов, но нужно же было, чтобы эти вещи "дожили" (т.е. не были расхищены, разграблены, уничтожены) до энтузиастов. Особенно учитывая революции и войны, а также то обстоятельство, что вещи принадлежали композитору-эмигранту и авангардисту. Причем ни то, ни другое обстоятельство, как известно, не слишком приветствовалось советской властью
  8. Аватар для Muzylo
    Дорогие Лючия, Феммина, Четвертитончик,
    я рад, что Вы рады
    Озера волшебные, колдовские, фотографии не передают и сотой доли их магии...
  9. Аватар для Muzylo
    А собор, кстати, древнейший во всей Западной Украине. Находится в г. Владимире-Волынском (пару км. от Устилуга)
  10. Аватар для Dmitrii
    А, вон оно что. А то я все понять не мог - в каком-то Устилуге каменный собор 12 века.
  11. Аватар для Беназир
    Отличный рассказ-показ!

Трекбэков

Яндекс.Метрика Rambler's Top100