RSS лента

Per aspera ad astra, или Нетленные "консервы"

Франко Корелли в студиях грамзаписи

Рейтинг: 5.00. Голосов: 1.
              
В истории грамзаписи, к сожалению, есть достаточно имен выдающихся певцов, составляющих славу мирового вокального искусства, которые были обойдены вниманием звукозаписывающих фирм или это внимание было явно недостаточным. Уже поистине хрестоматийным стал пример знаменитой певицы Лейлы Генчер, студийных записей которой практически не существует. Правда, и сама певица не проявляла особого стремления к работе в студии.
Совершенно непонятным представляется отношение индустрии звукозаписи по отношению к великому тенору второй половины 20 века Франко Корелли. Это тем более странно, поскольку певец не был связан каким-то эксклюзивным контрактом. Его записывали Cetra, EMI, Decca, RCA. Любимец оперной публики крупнейших театров мира, в течение двадцати лет занимавший исключительное положение на мировом оперном Олимпе, за свою оперную карьеру сделал всего 13 записей полных опер. Причем две оперы были им записаны дважды. Таким образом, список записанных Корелли оперных названий сокращается до одиннадцати. Непростительно мало! За пределами внимания гигантов музыкальной индустрии остались такие его исполнительские шедевры, как "Сила судьбы", "Адриенна Лекуврер", "Гугеноты", "Девушка с Запада"… Да, этот пробел восполняется многочисленными живыми записями спектаклей с участием великого тенора, но не снимает вины с акул музыкального бизнеса, ведь сколько еще популярных опер могли были быть представлены в выдающемся исполнении и достойном звуковом качестве…
В моей фонотеке присутствуют двенадцать из тринадцати студийных записей артиста. Можно сказать, что эта ниша заполнена почти полностью.

1. "Аида"
Франко Корелли, Мария Куртис Верна, Мириам Пираццини, Джан Джакомо Гуэльфи/ Анджело Куэста
Самая первая запись Корелли в студии. Именно она у меня отсутствует. Хотелось бы услышать отзывы тех, кто знаком с этой записью.

2. "Норма"
Франко Корелли, Мария Каллас, Криста Людвиг, Никола Дзаккариа/ Туллио Серафин
Одна из лучших записей популярнейшего шедевра, сделанная в начале эпохи стерео специально для того, чтобы запечатлеть в стереозвуке трактовку заглавной партии величайшей певицей 20 века. Каллас уже записывала свою Норму пятью годами ранее, находясь на пике своей формы. Сравнение этих двух записей является само собой разумеющимся. Конечно, голос примадонны в 1954 году звучал увереннее, и никаких вокальных трудностей при исполнении партии не ощущалось. Во второй записи ощущается некое напряжение, связанное с состоянием вокального аппарата Каллас, но в целом это играет на драматическое развитие образа, а не против него.
Партия Поллиона хоть и главная в опере, тем не менее носит в известной мере сопроводительный характер. Корелли не слишком любил эту партию и выступал в ней редко. Достаточно ревнивый к успеху, он не стремился появляться в опере, в которой все лавры обычно достаются только исполнительнице заглавной партии. Арию Поллиона Meco l'altar di Venere Корелли исполнил прекрасно. Красивейший "бронзовый" звук и общее одушевление оставляют очень большое впечатление. Тем не менее, мне больше нравится исполнение этой арии Марио Филиппески. Исполнение и Корелли, и Филиппески - это высший пилотаж в партии Поллиона. Доминго, Александер и особенно Паваротти производят в этой партии куда меньшее впечатление. Развитие вокального образа у Корелли идет по нарастающей, достигая вокальной и эмоциональной кульминации в последней сцене. Всепожирающее пламя костра, на который восходит Поллион вслед за Нормой, полностью соответствует грандиозности финального ансамбля, над которым парят голоса Каллас и Корелли.

3. "Сельская честь"
Франко Корелли, Виктория де лос Анхелес, Марио Серени/ Габриеле Сантини
Интересная запись шедевра Масканьи. Интересная, но не лучшая. Лично у меня вызывает сомнение выбор исполнительницы партии Сантуццы. Манера пения лос Анхелес слишком мягка и аристократична для этой партии, в которой страсти почти с самого начала рвутся в клочья. Голос певицы звучит излишне лирично, особенно на фоне остродраматичного пения Корелли. Певец прекрасно звучит в сицилиане. Пение за сценой позволяет в полной мере оценить голосовой "калибр" певца. Центральный дуэт с Сантуццей оставляет меньшее впечатление, которое вновь нарастает к финалу оперы. Туридду - далеко не рядовая партия для Корелли, но все же эпохальной для него она не стала.

4. "Паяцы"
Франко Корелли, Люсин Амара, Тито Гобби/ Ловро фон Матачич
Запись сделана, когда певец находился в зените своих возможностей. Эмоциональной отдаче Корелли здесь можно только позавидовать и восхититься ею. В этой опере у тенора три больших вокальных куска, каждый из которых оставляет сильное впечатление. Хотя сам характер Канио, прямолинейный и подозрительный, не совсем стыкуется с ощущениями от голоса Корелли, гораздо более благородного по своей окраске. Эмоциональные всплески первого акта не предвещают кровавой развязки во втором акте. Но в заключительной сцене Корелли превосходит самого себя по драматичности и насыщенности пения. Второе ариозо Non, Pagliaccio non son и вся последующая сцена поднимаются до высот подлинного трагизма, а голос Корелли звучит подобно иерихонской трубе. Финал оперы в его исполнении просто незабываем. Достойнейшим партнером здесь выступил Тито Гобби, создавший яркий образ Тонио (хотя исполнение Пролога все равно оставляло желать много лучшего с чисто вокальных позиций). Образ Недды у Люсин Амара получился несколько виктимным. Она не воспринимается в этой записи сильной личностью, способной противостоять Канио. Причина кроется в особенностях голоса певицы, лирического по своей сути. Однако здесь лиризм не является явным недостатком. На его фоне еще более выпукло вырисовывается образ главного героя, партию которого блестяще исполнил Корелли.

5. "Турандот"
Франко Корелли, Биргит Нильссон, Рената Скотто/ Франческо Молинари-Праделли
Хрестоматийная запись во всей обширной дискографии этого шедевра Пуччини. На мой вкус, это самая лучшая из всех сделанных в студии записей "Турандот". Исполнители партий Турандот и Калафа находятся в идеальной вокальной форме. Голоса и Нильссон, и Корелли поражают своей силой, яркостью, насыщенностью звучания на крайних участках диапазона, и в то же время свободой в преодолении огромных вокальных трудностей. Этот дуэт остался в памяти слушателей дуэтом на все времена. Для многих поколений слушателей имя Франко Корелли ассоциируется с образом Калафа, так же как имя Биргит Нильссон - с образом Турандот. Когда слушаешь пение такого качества, критический анализ отступает на задний план.

6. "Андре Шенье"
Франко Корелли, Антониетта Стела, Марио Серени/ Габриеле Сантини
Один из шедевров веризма нашел очень достойное воплощение. Даже более чем достойное. По художественному впечатлению для меня эта запись уступает только записи Дель Монако-Тебальди-Бастьянини. Корелли поет Шенье очень ярко и вдохновенно. Создается ощущение, что он в большей степени поэт, чем борец за свободу. При всей мужественности голоса возникает образ элегического поэта, воспевающего прекрасные стороны бытия. Однако жестокая окружающая действительность вступает в противоречие с тонкой натурой поэта. Импровизация Шенье и строфы последнего действия исполнены просто образцово. Кульминация оперы - финальный дуэт Vicino a te - просто захватывает. Это великолепная финальная точка блестящего прочтения популярнейшей в наше время оперы.

7. "Трубадур"
Франко Корелли, Габриела Туччи, Джульетта Симионато, Роберт Меррилл/ Томас Шипперс
Партия, считающаяся коронной в репертуаре певца. Тем не менее запись в целом не оставляет выдающегося впечатления. Для Меррилла она стала откровенно неудачной, другой такой в его обширной дискографии просто нет. Туччи слишком лирична для партии Леоноры, ее образу недостает характера. В этом смысле впечатление напоминает Недду в исполнении Амара. Дирижерская концепция традиционна, с многочисленными привычными купюрами. Корелли поет хорошо, даже очень хорошо, но неотразимым его назвать нельзя. Лучшими сценами стали его дуэты с Азученой-Симионато и, конечно, романс и стретта. Тем не менее, стретта воспринимается какой-то незавершенной, ее повторение отсутствует. Конечно, если рассматривать только исполнение партии Манрико, то Корелли окажется в первых рядах, но не самым первым. Все-таки Бонизолли оставил в этой партии самое незабываемое впечатление. Радует только то, что имеются многочисленные записи Корелли в этой партии со сцены, и в этих записях певец раскрывает свои безграничные возможности гораздо полнее.

8. "Тоска"
Франко Корелли, Биргит Нильссон, Дитрих Фишер-Дискау/ Лорин Маазель
Для меня - самая странная запись горячо любимого певца. Голос его в этой записи звучит тембрально непонятно. С первых нот его даже трудно узнать. Появляются какие-то призвуки, отнюдь не украшающие его звучание. В результате партия, которая считалась самой убойной на протяжении всей карьеры певца, в записи не оставила должного впечатления. Наибольшее удовлетворение оставил Корелли во втором акте. Там мало пения, зато много крайних высоких нот, причем отдельно написанных. Пластика вокальной партии уступает место веристскому надрыву. Именно этой пластики явно не хватает в первом действии в арии и большом дуэте с Тоской. Заключительное действие исполнено более впечатляюще. Причем немалая доля в этом приходится на великолепно звучащий оркестр под управлением Лорина Маазеля, к которому на протяжении всей записи нет никаких претензий. Для Биргит Нильссон партия Тоски была заметной, но далеко не главной в репертуаре. Акцент ею делался на сильные стороны характера персонажа. Ее образ строился на базе соответствующих вокальных данных. Трудно было бы ожидать от самого "стального" голоса столетия нежных и долгих пианиссимо или воздушной филировки верхних нот. Хотя образ главной героини в целом получился весьма убедительным. Крайняя неожиданность записи - участие Фишера-Дискау в партии Скарпиа. Художествнно-актерские способности певца сомнению никогда не подвергались. Но вот звучание его голоса в итальянском репертуаре отличается крайним своеобразием и удовлетворяет далеко не всегда. Даже в партии, для которой не нужен безусловно красивый в обычном понимании голос. Фразы Скарпиа в сцене допроса звучат отрывисто и лающе, в полном соответствии с нормами немецкого языка. Но мы-то слушаем не немецкую, а итальянскую оперу! Наиболее удачно в исполнении Фишера прозвучал Te Deum. Запись в целом можно считать удовлетворительной, но до художественных откровений осталось далековато. Опять же несколько смягчает ситуацию наличие огромного количества живых записей спектаклей "Тоски" с участием Корелли, некоторые из которых стали легендарными.

9. "Аида"
Франко Корелли, Биргит Нильссон, Грейс Бамбри, Марио Серени/ Зубин Мета
Еще одна весьма противоречивая запись. Впрочем, основная претензия здесь относится к дирижеру, взявшему слишком подвинутые темпы. В результате первое и второе действия кажутся крайне торопливыми. Исчезает плавность непрерывной вердиевской кантилены. В третьем и четвертом действии темпы более соответствуют традиционным, хотя и не в полной мере. В этих условиях певцам приходится нелегко. Наибольшее неудобство испытывает Нильссон, которой приходится приспосабливать свой огромный объемный голос к предлагаемым требованиям. Можно констатировать, что с этой задачей она успешно справляется, но о каком-то трепетном и рефлексирующем образе речь не идет по определению. Тем не менее запись знаменательна тем, что в ней и Нильссон, и прежде всего Корелли демонстрируют настоящие вокальные фокусы и непревзойденную технику. Корелли показывает феноменальную филировку на диминуэндо верхнего си-бемоль в завершении своего романса. Одна эта нота для ценителя прекрасного пения стоит всей оперы! Такое завершение ударного оперного номера было прописано самим Верди, но романс подобным образом не завершал никто, поскольку это технически крайне сложно. Корелли сделал это не только в студии, но и в многочисленных спектаклях, чем утвердил за собой славу и положение самого техничного героического тенора 20 века. Второй аналогичный фокус последовал в заключительном дуэте Радамеса и Аиды в склепе, причем на этот раз уникальные технические возможности продемонстрировал не только Корелли, но и Нильссон. Остальные исполнители в этой записи выглядели достойно, особенно Марио Серени, но не более. Все-таки голос Бамбри оказался несколько жидковат для партии Амнерис. Через три года она гораздо более успешно записала ее в ансамбле с Леонтин Прайс и Пласидо Доминго.

10. "Кармен"
Франко Корелли, Леонтин Прайс, Роберт Меррилл, Мирелла Френи/ Герберт фон Караян
Это прочтение знаменитейшей оперы Бизе для меня является одним из шедевров звукозаписи. Красота звучания оркестра захватывает с первых тактов знаменитой увертюры и не отпускает по последних мрачных аккордов на площади перед ареной. Караян дирижирует просто шедеврально. Это та самая его запись, которую я принимаю от начала и до конца (наряду с "Трубадуром" 1978 года). Дирижер был не первым, кто пригласил сопрано для исполнения титульной партии. Уже записала свою Кармен Виктория де лос Анхелес, примерно в то же время состоялась запись с Каллас. Но именно Леонтин Прайс утвердила за сопрано право петь эту партию. Вокальная форма Прайс и Корелли в то время была оптимальной и практически идеальной. Поэтому на первый план вышло решение не технологических, а чисто художественных задач. Прайс буквально захватывает своей Хабанерой. В ней чувствуется и стихийное буйство, и призывность, и готовность к новой любви. Сегидилья и цыганская песня исполнены более традиционно, но сцена гадания спета выше всяких похвал. А заключительная сцена в исполнении двух вокальных гигантов является уникальной по силе эмоционального воздействия. Корелли начал свой путь на оперной сцене именно с выступления в партии Хозе, так что для него это был известный образ. Но под руководством великого дирижера он смог прыгнуть выше головы и поставить своего героя на один уровень с Кармен. Именно в этой записи "Кармен" Корелли в наибольшей степени демонстрирует красоту и широту своего голоса. В арии с цветком и дуэте с Микаэлой возникают мягкие лирически краски, но в остальном перед нами всесокрушающий драматический тенор, охваченный настоящей страстью. По красоте и мощи вокала с Корелли здесь может сравниться только Марио Дель Монако в своих спектаклях в Москве и Токио (студийная запись с его участием относится к числу моих самых нелюбимых). Все другие исполнители партии Хозе вынуждены использовать другие средства и способы, чтобы быть убедительными в этой партии. Безусловным достоинством записи в целом стало исполнение Робертом Мерриллом партии Эскамильо. Здесь этот певец представил лучший образец исполнения куплетов тореадора среди всех своих коллег-баритонов. Мирелла Френи в целом отменно исполнила партию Микаэлы, хотя мне больше нравится Жаннин Мишо в записи под управлением Томаса Бичема.

11. "Ромео и Джульетта"
Франко Корелли, Мирелла Френи/ Алэн Ломбар
Образчик французской лирической оперы, к которому обратился Корелли во второй половине 60-х годов. Буду откровенен, эта опера не принадлежит к моим самым любимым и даже просто любимым произведениям. У меня всегда возникали трудности при ее восприятии. В опере, на мой взгляд, мало динамики, много статуарных дуэтов. Преобладание лирического характера музыки требует все-таки голоса несколько иного типа, нежели голос Корелли. По своим вокальным данным Мирелла Фпени здесь гораздо больше подходит для партии Джульетты, чем Корелли для партии Ромео. Конечно, невозможно не испытывать энтузиазма при звуках голоса любимого певца, но в других записях этот энтузиазм был гораздо большим.

12. "Фауст"
Франко Корелли, Николай Гяуров, Джоан Сазерленд/ Ричард Бонинг
Самая известная и популярная лирическая опера Шарля Гуно нашла свое блестящее воплощение в этой музыкальной версии. Корелли явился фактически единственным певцом, равно убедительным как в облике старого, так и молодого Фауста. Причем особенности вокального дарования Корелли и его способность к адаптации своего аппарата к музыке разных стилей позволили преодолеть некоторую одномерность образа молодого Фауста, которого иногда воспринимают как ходульного ветреного любовника при исполнении более легким тенором. Корелли поет старого Фауста темным драматическим звуком, иногда даже несколько глуховатого тембра. Зато в партии молодого Фауста его голос звучит ярко, звонко и мощно, причем эта мощь прекрасно сочетается с динамикой голосов других исполнителей. Знаменитая каватина Salute, demere прозвучала в его устах не арией томления, а гимном любви. И уже в этом значительное отличие его трактовки от исполнения другими выдающимися вокалистами. Николай Гяуров в партии Мефистофеля оставил незабываемое впечатление. Образ получился скорее гротескный, нежели зловещий. В этом его явное отличие от трактовки Бориса Христова, в которой довлеет атмосфера зла. Сазерленд своим прекрасным вокалом украсила эту запись, так же как и Робер Массар в партии Валентина.

13. "Кармен"
Франко Корелли, Анна Моффо, Пьеро Каппуччилли, Хелен Донат/ Лорин Маазель
Вторая запись "Кармен", сделанная в начале 70-х годов, оказалась последней работой певца в студии грамзаписи. Оперную сцену он покинул шестью годами позже, в возрасте 55 лет. Эта запись "Кармен" получилась не столь удачной, как запись Караяна. Голос Корелли немного утратил свою прелесть и всеохватность. Конечно, партия Хозе не представляла для него вокальных проблем, она не слишком высока по тесситуре. Просто в некоторых местах стало ощущаться снижение гибкости голоса и обеднение тембра. Но в целом Корелли несмотря ни на что оказался лучшим в этой записи. В партии Кармен его партнершей в студии вновь оказалась сопрано - на этот раз Анна Моффо. У нее был крупный лирический голос. Тем не менее, основные проблемы певицы проявились не на нижних, а на верхних нотах, которые звучали недостаточно свободно и ярко. Не вызывает нареканий только заключительная сцена, в которой оба выложились до конца. Каппуччилли красиво исполнил свою партию, но в целом большого впечатления не оставил. Донат корректно спела Микаэлу.

Таким образом, из всего студийного наследия великого тенора достойными его положения в истории оперного исполнительства можно считать "Турандот", "Кармен" с Караяном, "Паяцы", "Андре Шенье", отдельные фрагменты из "Трубадура" и "Аиды" и, с некоторой натяжкой, «Фауст». Тем не менее, слава лучшего тенора второй половины века, закрепившаяся за Корелли, заслуженна и неоспорима. Достаточно послушать живые записи "Силы судьбы", "Весталки", "Полиевкта", "Гугенотов" или студийные записи неаполитанских песен. Но это уже тема для отдельного разговора…

Отправить "Франко Корелли в студиях грамзаписи" в Google Отправить "Франко Корелли в студиях грамзаписи" в Facebook Отправить "Франко Корелли в студиях грамзаписи" в Twitter Отправить "Франко Корелли в студиях грамзаписи" в del.icio.us Отправить "Франко Корелли в студиях грамзаписи" в Digg Отправить "Франко Корелли в студиях грамзаписи" в StumbleUpon

Обновлено 30.11.2011 в 23:30 Дискограф

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Дима Иванов
    Тем не менее Корелли довольно много снимался в фильмах-операх. Как вы оцениваете его актерские способности и качество работы в этом направлении?
  2. Аватар для Дискограф
    Я видел его только в "Андре Шенье" с Пьеро Каппуччилли и Челестиной Казапьетра. В этом фильме-опере он мне очень понравился! Конечно, не гениальный актер, но очень достойный. Ну, а голос... Это сказка.
  3. Аватар для Sasha.E.Zhur
    А я как раз сейчас послушал Тоску!
    Мне понравилось! Понравилось! Нильссон, которая никогда не пела более красиво, и Корелли, который сделал своего Каварадосси поэтичным и мужественным. Фишер - Скарпиа недотягивает в масштабности. Особенно это слышно в Те Деуме.
    Понравилась работа Маазеля. Я очень люблю, когда дирижёры понимают, что Пуччини - замечательный знаток оркестровых возможностей.
    Нравится и Аида...Ну, скажем, очень нравится.
    Разделяю ощущения по поводу Ромео и Джульетты. Мне не нравится ни запись, ни опера)!
  4. Аватар для Дискограф
    Добрый вечер, Саша!
    Корелли - мой любимейший певец. И можно было бы пойти по пути огульного восхищения всеми записями без разбора. Но мне хотелось сделать именно критический обзор, основываясь на собственном восприятии каждой из прослушанных записей. А уж слушал я их в высшей степени заинтересованно и доброжелательно, можете не сомневаться! Отмеченные мною шероховатости и неустроения никак не повлияли на мое общее отношение к творчеству этого вокального уникума.
  5. Аватар для Sasha.E.Zhur
    А я получил удовольствие от Вашей новой дневниковой записи! Назло всем врагам и недоумкам!
    Мне безумно интересно читать такие дайджетсы. Я и сам ТАКОЕ пишу. Спасибо!
    (Вот всё-таки, лучшее, что сделал Корелли в записи, это его Калаф! Да? Хотя и Фауст, и Хозе, и Радамес хороши без сомнений. Хорош и Поллион. Жаль, что такого сугубого бельканто у Корелли очень мало. )
  6. Аватар для Дискограф
    Да, согласен, Калаф в его исполнении - это легенда.
    Очень жаль, что так и не находится пиратской записи "Пирата" (тавтология здесь неизбежна) с ним и Каллас.
    Враги и недоумки в мой дневник вряд ли заходят. У меня же неразвитый художественный вкус и серая натура... Я не их поля ягода. Не будем больше о них.
  7. Аватар для Sasha.E.Zhur
    Кстати, Кармен произвела на меня очень странное впечатление: это убогая запись! Каппуччилли и Донат - герои записи, при том, что
    Каппа слишком жёсткий, а Донат совершенно не для Бизе. У неё слишком инструментальный вокал.
    Протагонисты же - ой! Ни Моффо, ни Корелли не ощущают себя так, как надо.
  8. Аватар для Дискограф
    Ну, все же называть вторую запись "Кармен" убогой я бы не стал. Хотя что-то там действительно не так. По звучанию голоса Моффо это особенно чувствуется.

Трекбэков

Яндекс.Метрика Rambler's Top100