RSS лента

Per aspera ad astra, или Нетленные "консервы"

Звёздная плеяда афро-американских примадонн (часть I)

Рейтинг: 3.67. Голосов: 3.
              
Несмотря на прорыв, осуществленный Мариан Андерсон, которая первой среди негритянских певиц появилась в 1955 году на сцене «Метрополитен-опера», еще долгое время солистки с темным цветом кожи оставались редкостью на этой прославленной сцене. Только в 1961 году состоялся дебют в театре Леонтин Прайс, которая тут же заняла положение примадонны. При этом ее имя уже было достаточно известно в Европе. Прайс регулярно выступала в Вене и в оперных театрах других европейских столиц, сделала свои первые записи на пластинки с итальянскими оркестрами и дирижерами (в их числе – ее первая запись «Трубадура»), но у себя на родине вынуждена была дожидаться поворота общественного сознания, которое ранее не допускало мысли о возможности появления темнокожей певицы на сцене лучшего оперного театра Америки. И Прайс делала себе имя в Европе.

В этих своих усилиях она была совсем не одинока. В конце 50-х – начале 60-х годов сразу несколько афро-американских певиц заявили о себе на лучших европейских оперных сценах. Многие из них впоследствии стали безусловными «звездами» «Метрополитен-опера».

В самом начале 60-х годов музыкальная общественность Европы в один голос с восторгом заговорила о Грейс Бамбри. Начало ее европейской карьеры было не совсем обычным. Бамбри сразу же пришлась ко двору в вагнеровской Мекке – Байрейте. Ее участие в спектакле «Тангейзер» под управлением Вольфганга Заваллиша произвело настоящий фурор. Певицу с ходу окрестили «черной Венерой». Необходимо отметить, что уже в начале карьеры ее репертуар отличался разнообразием. Бамбри с успехом исполняла партии в операх Вагнера и Верди (особое место заняла партия Леди Макбет в Зальцбурге 1964 года снова под управлением Заваллиша), ораториях Генделя. Интересно, что изначально существовали большие расхождения при классификации ее голоса. В партии Венеры она значилась как сопрано. В оратории Генделя «Мессия» ее определили как контральто. Но подлинное международное признание пришло к Бамбри в репертуаре меццо-сопрано. Тем не менее в ее голосе всегда присутствовал свободный верхний регистр, что отмечали многие рецензенты. Певица приезжала в СССР на личные гастроли в 1976 году и выступала в Москве и Вильнюсе в партиях Эболи и Тоски. При этом Всеволод Тимохин отмечал, что голос певицы по своей природе – это сопрано, хотя его звучание очень украшают низкие ноты. В репертуаре меццо Бамбри оставалась до начала 80-х годов, а с 1982 года полностью переключилась на сопрановые партии. Сам Герберт Караян называл Бамбри «единственным реальным сопрано нашего времени». К такой оценке нельзя не прислушаться.

Тем не менее в грамзаписи Бамбри запечатлена в основном в партиях меццо-сопрано, хотя бывали и исключения.

Байрейтская запись «Тангейзера» до настоящего времени не утратила своего художественного значения. Наибольшее впечатление певица оставляет в первом действии. Ее голос звучит ярко и достаточно мощно. Тесситурно напряженная партия Венеры исполняется на широком дыхании, темпераментно, с большим эмоциональным накалом. В третьем действии отчаянные призывы Венеры, доносящиеся из-за сцены на фоне мощных аккордов оркестра, уже не способны увлечь Тангейзера в грот любви. Бамбри при этом демонстрирует возможности своего молодого голоса, уверенно покоряя крайние верхние ноты.

В студийной записи «Мессии» Генделя певица демонстрирует чувство стиля и рафинированность вокального инструмента. Сольные партии в этой оратории не отличаются избыточной барочной пышностью, зато требуют от исполнителей меры и вкуса. Голос Бамбри здесь окрашен в чисто альтовые тона, что особенно наглядно проявляется на фоне более виртуозной партии сопрано, которую исполняет Джоан Сазерленд. Остается сожалеть, что линия генделевского исполнительства не нашла продолжения в последующем творчестве певицы.

В середине 60-х годов, когда партии меццо-сопрано прочно заняли основное место в репертуаре певицы, она записалась в двух операх позднего Верди – «Дон Карлосе» и «Аиде». Запись «Дон Карлоса» под руководством Шолти собрала полностью интернациональный состав солистов, каждый из который претендовал на звание лучшего в своей партии. Нельзя сказать, что все в этой записи удалось. Но общее впечатление от исполнения осталось самое благоприятное. Хотя нельзя не отметить, что Бамбри спела Эболи гораздо более сдержанно и холодновато, чем это обычно приходится видеть и слышать на подмостках театров или в студии грамзаписи. На первый план здесь выходила принцесса, оставляя на втором плане мятущуюся интриганку. Однако все же в сравнении с другими исполнительницами этой партии прочтение этой партии Бамбри не выглядит самым убедительным.

В 1966 и 1970 годах Бамбри дважды записала партию Амнерис в «Аиде». Можно сказать, что певица в этой партии соревновалась сама с собой. В этом соревновании предпочтение следует отдать второй версии, сделанной под управлением Эриха Лайнсдорфа. Великолепный ансамбль солистов, включавший Леонтин Прайс, Пласидо Доминго, Шеррила Милнза, Руджеро Раймонди, создал яркую и запоминающуюся трактовку этой гениальной оперы Верди. Особенно сильно Бамбри провела две ключевые сцены: дуэт с Аидой во втором акте и дуэт с Радамесом в четвертом. В сцене судилища все же не чувствовалось стихийной мощи, хотя в целом голос звучал плотнее, чем в записи 1966 года. Вообще более раннюю запись «Аиды» следует считать скорее эскизом на пути подлинного постижения и раскрытия образа Амнерис. В той записи основное внимание приковывают Нильссон и Корелли, а исполнительница Амнерис остается несколько отодвинутой на задний план. Во второй же записи Бамбри является достойной партнершей своих молодых (в то время) коллег по оперному цеху.

Важной вехой в творческом пути певицы стало исполнение ею партии Кармен на Зальцбургском фестивале в спектакле Герберта Караяна. Этот спектакль с участием Бамбри и Викерса был снят на пленку как фильм-опера. А через три года состоялась студийная запись «Кармен» с теми же главными исполнителями, только дирижировал ею Рафаэль Фрюбек де Бургос. Надо отдать должное певице: она сумела создать свой собственный образ цыганки, ничуть не похожий на образ, созданный Леонтин Прайс, например. Голос Бамбри звучит здесь как полноценное и полновесное меццо, с уверенными верхами и красивыми низами. Из центральных моментов оперы наиболее запоминается заключительная сцена, в которой певица демонстрирует яркий темперамент, никогда не переходящий за границы вкуса.

В середине 70-х Грейс Бамбри стала вновь обращаться к репертуару сопрано. В 1976 году в Карнеги-холле состоялось концертное исполнение оперы Массне «Сид». В этой редко звучащей опере Бамбри выступила блестящей партнершей Пласидо Доминго, создав прекрасный вокальный образ Химены. Огромное впечатление оставила печальная ария Химены Mes pleurez ces yeaux. Неслучайно эта «живая» запись под руководством Ив Квелер до сих пор пользуется популярностью среди любителей оперы и является эталонным образцом в прочтении этого творения Массне.

После завершения перехода на репертуар сопрано певица записала в студии интереснейший диск с ариями 18-19 века. Она представила исключительно разнообразный репертуар – от Глюка до Пуччини. Были записаны фрагменты из «Альцесты», «Силы судьбы», «Джоконды», «Турандот»… Бамбри покорила полной трансформацией своей подачи звука. Не остается никаких сомнений, что поет именно сопрано. Причем звук не кажется зауженным, голос льется свободно и ровно. Несомненно, певица проделала фундаментальную работу по освоению нового репертуара.

Несомненный интерес представляют и «живые» записи выдающейся артистки. Она многократно была записана с Франко Корелли в «Сельской чести». Франко Корелли именно в ансамбле с Бамбри единственный раз выступил в вердиевском Реквиеме. Но самая интересная запись – это версия «Нормы» для двух сопрано с участием Грейс Бамбри и Леллы Куберли, сделанная в 1976 году. Мне кажется, эта запись достойна отдельного разговора…

Певица завершила активную сценическую деятельность в начале 90-х годов и навсегда осталась в памяти слушателей одной из самых ярких представительниц вокального искусства второй половины 20 века.

Отправить "Звёздная плеяда афро-американских примадонн (часть I)" в Google Отправить "Звёздная плеяда афро-американских примадонн (часть I)" в Facebook Отправить "Звёздная плеяда афро-американских примадонн (часть I)" в Twitter Отправить "Звёздная плеяда афро-американских примадонн (часть I)" в del.icio.us Отправить "Звёздная плеяда афро-американских примадонн (часть I)" в Digg Отправить "Звёздная плеяда афро-американских примадонн (часть I)" в StumbleUpon

Обновлено 11.05.2011 в 22:43 Дискограф

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для opera19962010
    Большое спасибо! Прочитал с удовольствием! Надеюсь, что во второй части Вы расскажете о Ширли Веррет, т. е. о "черной Каллас", как ее называли..
  2. Аватар для Дискограф
    Костя, Вы почти угадали. ))) Верретт точно обойти молчанием нельзя.
  3. Аватар для opera19962010
    Почти?!)). А Вы хотели рассказать о Кэтлин Бэттл или Джесси Норман?
  4. Аватар для Дискограф
    Нет, здесь Вы промахнулись.
    До отъезда на выставку планирую еще что-то разместить. Давайте сохраним некую интригу. )))
  5. Аватар для opera19962010
    Да, давайте. Так даже интереснее будет!)))
  6. Аватар для kalina
    Спасибо за тему!
    Если не возражаете, немного позже добавлю ссылки на сообщения из календарной рубрики.
  7. Аватар для Дискограф
    Конечно! Буду весьма признателен.
  8. Аватар для kalina
    Неплохо бы выложить список примадонн, о которых Вам хочется рассказать в первой части дневниковой записи (судя по нумерации).
  9. Аватар для Дискограф
    Часть первая посвящена Бамбри. Последующие будут посвящены другим певицам. ))) Давайте добавлять ссылки из календарной рубрики по мере выкладки новых частей. Надеюсь, Вы не обиделись. Ждать не так уж и долго...
  10. Аватар для kalina
    Так и поступим. Мне совершенно не на что обижаться )))
  11. Аватар для idalgo1492
    Спасибо за интересное сообщение! В книге "And so I sing: African-American divas of opera and concert", 1990 есть следующее оглавление:
    Preface
    Introduction
    Sissieretta Jones p. 1
    Pioneers and Pathfinders p. 20
    Marian Anderson: The Voice of a Century p. 37
    Harlem's Golden Age: A Musical Awakening p. 59
    Dorothy Maynor and the Mid-Century Divas p. 76
    Leontyne Price: Prima Donna Assoluta p. 100
    Martina Arroyo and a New Firmament of Stars p. 115
    Grace Bumbry: Modern Diva p. 141
    Shirley Verrett: Artist and Maverick p. 157
    My Soul Is a Witness: A Digression on the Black Church and the Spiritual p. 171
    Ethnicity: Vocal and Visual p. 183
    Voices of a New Generation p. 193
    Selected Bibliography p. 223
    Index p. 228
    Наверняка, в следующий раз будет кто-то из этого списка...
  12. Аватар для Дискограф
    Дима, Вы и угадали, и не угадали. ))) Милости прошу в мои следующие дневниковые записи.
  13. Аватар для Sasha.E.Zhur
    Интересно было бы прочитать про певицу, о которой сейчас редко кто вспоминает, - Фелицию Уэзерс. Исключительно красивый голос. Жаль, что она почти не имеет записей. Её сольный диск с ариями Верди и Пуччини - украшение моей коллекции.
    (Я, между прочим, только сегодня увидел обновления в Вашем дневнике!)
  14. Аватар для Sasha.E.Zhur
    Про Бамбри...
    Странно, но лично на меня она производит впечатление именно в сопрановом репертуаре. Химена великолепна!
    Эболи холодновата. Ни одна её Амнерис не производит впечатления настолько сильного, чтобы об этом можно было вспоминать.
    Леди, Абигаль, Венера, Тоска, Норма - здорово! Кармен - нормально.
    (Жаль, что она практически не "писала" Вагнера. Она была бы роскошной Изольдой, Ортрудой, Зиглиндой, Кундри. Я имею ввиду , конечно, записи. Эти партии, по-моему, были в её репертуаре.)
    У неё очень впечатляющая Баба-Турка в записи "Похождения повесы" Кента Нагано. Рыхлая, с подсевшим голосом, сохранившим остатки былой роскоши...Очень смешная.
  15. Аватар для Дискограф
    Саша, мне кажется, у нас с Вами нет расхождений в оценках Бамбри в грамзаписи.
  16. Аватар для Sasha.E.Zhur
    У нас вообще редко оценки расходятся! Нас даже за одного и того же человека приняли. Помните?)))))
    Есть у меня такое мнение, что ,будучи ученицей великой Лотте Леман, Грейс Бамбри могла бы поплотнее проработать немецко-австрийскую линию своего вокального творчества!
    У неё есть прекрасные программы с камерной лирикой Шуберта, Шумана, Брамса. Она была первой негритянкой, спевшей Саломею! (Она её не просто спела, она ещё и первая среди певиц разделась в Танце семи покрывал!)
  17. Аватар для Дискограф
    И не напоминайте! )))) К тому же этот персонаж регулярно обретается в моих публичных сообщениях. Видимо, что-то ему интересно...
    Спасибо за дополнение: не знал, что в активе Бамбри была и Саломея...
  18. Аватар для Sasha.E.Zhur
    Мне очень нравится запись Орфея и Эвридики Глюка. Я вообще считаю, что это одно из лучших воплощений певицы в записи. Это ГДР-овская запись с дирижёром Вацлавом Нойманом.
  19. Аватар для Дискограф
    Я когда-то видел эту запись, но почему-то не купил... Сейчас уже трудно вспомнить причину.
  20. Аватар для Sasha.E.Zhur
    Я тоже много лет слушал совсем других Орфеев - аутентичных.
    А вот по-поводу конкретно этой записи, то именно ТА история: мне ужасно захотелось понять Бамбри в оперном репертуаре! Стандартные вещи, повторюсь, меня не слишком вдохновляли и поэтому я решил покуситься на что-нибудь нестандартное. У Бамбри, как и у Веррет, совсем не так много записей. Не мало, но и не много. И это , в принципе, стандартный набор Эболи, Амнерис и т.д. Жаль, что ни Веррет, ни Бамбри, не записали своих Тосок, Аид, Норм (в студиях)...Норма у Бамбри уникальная (тёмная по тембру, ярко драматичная, вагнеровских пропорций, но тонко нюансированная) и очень жаль, что нет студийного варианта.
    У Веррет есть Адальжиза, что замечательно! У Веррет есть Россини и Доницетти! Бамбри в бельканто нам почти не знакома!

Трекбэков

Яндекс.Метрика Rambler's Top100