Главный шедевр оперного веризма
Если бы меня спросили, какую единственную оперу я взял бы с собой на необитаемый остров, мой ответ для многих меломанов прозвучал бы неожиданно. Таким сочинением стала бы «Сельская честь» Масканьи, опера, обессмертившая имя своего создателя. Безусловно, есть другие, ничуть не менее достойные оперные творения других гениальных композиторов. Но получилось так, что именно в «Сельской чести» оказались сконцентрированы и с потрясающей силой выражены многие жанры классической музыки: собственно опера, хоровая музыка (вступительные хоры в обеих картинах), симфоническая музыка (знаменитое интермеццо), культовая музыка (пасхальные песнопения). В собственно оперном жанре также продемонстрировано огромное разнообразие: серенада (сицилиана Туридду), романс (романс Сантуццы), песня (выходная и застольная), ария в свободной форме (прощание Туридду), дуэт (Сантуцца-Туридду), сцены дуэтного характера. Наконец, завершается опера на совсем не вокальной ноте: она завершается двукратным воплем, возвещающим о смерти Туридду. Именно этот вопль зачастую является кульминационным впечатлением от всей оперы в целом. И все это великолепие уложилось всего в 70-80 минут звучания! Здесь как нельзя к месту вспоминается поговорка «краткость – сестра таланта». И пусть Масканьи больше никогда не взлетал так высоко в своем творчестве, как в этом первом оперном опыте, сам факт создания им такого шедевра навсегда сохранит его имя в музыкальных анналах.
«Сельская честь» пользуется неизменной и заслуженной популярностью у слушателей. Две главные партии в этой опере вот уже более столетия являются пробным камнем для многих поколений драматических теноров и певиц с голосом переходного типа (до сих пор ведутся споры, какой тип женского голоса должен исполнять партию Сантуццы – драматическое сопрано или высокое меццо). Общий ансамбль всегда украшает присутствие классного драматического баритона, а также двух низких женских голосов.
«Сельская честь» всегда пользовалась вниманием со стороны студий звукозаписи. Это одно из немногих оперных произведений, которое записано, в том числе, и под управлением автора. Правда, необходимо признать, что авторская интерпретация (с участием Лины Бруна-Раза) не является самой впечатляющей из всех, выполненных в студии.
Записей этого оперного шедевра было сделано более чем достаточно. В моей фонотеке их более десятка. Знаю, что у некоторых любителей оперы это число приближается к тридцати… Но в своих дневниках я пишу только о том, что есть в моей фонотеке.
1. Каллас, ди Стефано, Панераи/ Серафин
Самая первая запись «Сельской чести», появившаяся в коллекции. Одно из самых запоминающихся прочтений оперы. Неслучайно Каллас начала свой путь на сцене именно с партии Сантуццы еще до Второй мировой войны. Впоследствии она не появлялась больше на сцене в этой партии, но ее запись во многом остается эталонной и по сей день. Неограниченные вокальные возможности певицы в тот период позволили ей создать запоминающийся вокальный образ. Голос звучит полноценно на всем диапазоне, трудности тесситуры отсутствуют по определению. Особенно сильно проводит Каллас сцену с Альфио. Здесь ее дуэт с Панераи буквально захватывает своей стихийностью. Великолепен в партии Туридду и Джузеппе ди Стефано. Певец вкладывает в свое исполнение неподдельную итальянскую южную страсть. А прощание с матерью вообще звучит у него на разрыв аорты. На мой вкус, это самое захватывающее исполнение арии Туридду. Если говорить о записи в целом, можно сказать, что Серафин подарил нам всем звучащий шедевр.
2. Образцова, Соткилава, Верестников/ Жюрайтис
Елена Образцова стала первой, кто познакомил отечественную публику с «Сельской честью». До нее опера была известна у нас во фрагментах. Однако Образцова добилась полноценного концертного исполнения оперы, причем на итальянском языке. И это исполнение стало по-настоящему триумфальным. Запись этого концертного исполнения – пожалуй, одно из самых захватывающих прочтений «Сельской чести». Образцова находилась в то время в блестящей вокальной форме. Трудности сопрановой тесситуры преодолевались с неправдоподобной легкостью. И при этом даже в концертном исполнении был продемонстрирован необычайный накал страстей. Зураб Соткилава выступил в этом концерте достойнейшим партнером примадонны. Партия Туридду прекрасно легла на его голос, и грузинский темперамент находился в полном соответствии с ролью. Очень качественный вокал продемонстрировал и Владислав Верестников. И это всеобщее великолепие не могло состояться без твердой направляющей руки Альгиса Жюрайтиса. Эта запись демонстрирует высочайший уровень музыкальной культуры солистов и коллективов Большого театра и хора Центрального телевидения под управлением Клавдия Птицы. Остается только снять шляпу…
3. Образцова, Доминго, Брузон/ Претр
Запись фирмы «Филипс» является саундтреком к фильму, снятому Франко Дзеффирелли. Судя по всему, это одна из любимых работ самой Елены ОБразцовой. Претр собрал в студии блистательный состав «звезд» прошлого и настоящего. Невозможно не упомянуть участие в записи предшественницы Образцовой на троне меццо-сопрано – Федоры Барбьери в партии Лючии. Запись в целом получилась достаточно впечатляющей, хотя до эталона она все же не дотягивает. Лично меня не совсем устроило достаточно лирическое звучание голоса Доминго и некоторая истеричность в пении Образцовой. Хотя при наложении видеоряда впечатление получается более цельным.
4. Образцова, Дворски, Агаке/ Ленард
Запись, сделанная словацкой фирмой «Опус» на излете большой карьеры блистательной певицы. Это одно из самых быстрых прочтений оперы, длящееся менее 70 минут. Голос Образцовой находится уже далеко не в оптимальной форме. Певческая амортизация заметна, прежде всего, со стороны тембра. Уменьшение вокальных возможностей певица пытается компенсировать взрывами темперамента, но это ей удается не до конца. Зато очень привлекательно звучат в этой записи оба мужских голоса. Красивый тенор Петера Дворски прекрасно справляется с драматически насыщенной партией, не теряя при этом прелести своей лирической окраски. Румынский певец Александру Агаке продемонстрировал роскошный драматический баритон. Партия Альфио оказалась первой среди записанных им в студии. Дебют оказался впечатляющим.
5. Тебальди, Бьёрлинг, Бастьянини/ Эреде
Чрезвычайно интересная и запоминающаяся запись! Зная лирический характер дарования Тебальди, было невозможно даже подумать, насколько сильно она способна провести эту драматическую партию. Но «Великолепная» оставила великолепное впечатление! Общая красота голоса сочеталась с эмоциональной открытостью, певица продемонстрировала блестящее владение не только верхним, но и нижним регистром своего голоса. Одно слово – блеск! Бьёрлинг исполнил свою партию изумительно красивым звуком, с большим накалом страстей, неподдельным темпераментом. Их центральный дуэт с Тебальди был просто изумителен. К сожалению, неудачей записи является пение Этторе Бастьянини. Голос великого баритона здесь звучал без должного блеска, сам тембр стал каким-то матовым и малоузнаваемым. Что поделать, неудачи случались и у великих…
6. Миланова, Бьёрлинг, Меррилл/ Челлини
Только после прослушивания этой записи RCA я понял, почему Зинка Миланова занимала столь высокое положение в табели о рангах «Метрополитен-опера». Ни в одной другой слышанной мною записи с ее участием нет того блеска, шелковистости и чистоты тона, а также необычайно красивого тембра. Певица, находившаяся на закате карьеры, в этой записи прыгнула выше головы. Именно ее исполнение стало центром притяжения и художественного восприятия. Бьёрлинг в данной интерпретации воспринимается как достойный партнер, но не более. То же самое можно сказать и о Роберте Меррилле. В этой версии главной бесспорно оказалась примадонна.
7. Коссотто, Бергонци, Гуэльфи/ Караян
Самая медленная запись «Сельской чести», продолжающаяся более 80 минут. Караян медленно, но верно закручивает музыкальную пружину, готовую распрямиться в любой момент. Невероятно красиво звучит оркестр «Ла Скала» под его управлением. С огромной отдачей поют все солисты. Наверное, по-другому и быть не могло. К подбору солистов нет никаких претензий. Для Коссотто партия Сантуццы была одной из коронных, удивительно подходившей характеру ее голоса. Возможно, это самое беспроблемное исполнение этой партии, которое я слышал в грамзаписи. Бергонци, которого часто не без основания упрекают в некоторой холодности, здесь показал, что и он может продемонстрировать немалый темперамент. А уж вокально партия Туридду была исполнена им образцово. Гуэльфи показал мощь и благородство вокала, которые можно было услышать только в тот золотой период оперного исполнительства – в середине 60-х годов. Запись в целом заслуженно является гордостью «Дойче Граммофон» и регулярно переиздается.
8. Скотто, Доминго, Эльвира/ Ливайн
Одна из немногих записей, которые я считаю неудачными. К сожалению, Рената Скотто не смогла продемонстрировать здесь необходимой мощи звучания. Иногда ее голос звучал несколько истерично. Чувствовалось, что блестящая певица борется с музыкальным материалом, и не всегда успешно. Доминго исполнил свою партию достаточно убедительно, но все же мне кажется, что Туридду – не самая подходящая и не самая лучшая его партия. Пабло Эльвира не оставил никакого оформленного впечатления ни качеством голоса, ни своей трактовкой.
9. Кабалье, Каррерас, Манугуэрра/ Мути
Запись, которую я бы назвал интересной и интригующей по составу исполнителей. Риккардо Мути для исполнения партии Лючии пригласил вагнеровскую приму прошлого Астрид Варнай. Для Кабалье партия Сантуццы оказалась редким экскурсом в мир веристской музыки. Она скорее понравилась в этой партии, чем не понравилась. Но явно чувствовалось, что петь ей далеко не всегда удобно. Голос Каррераса в партии Туридду звучал несколько легковесно, хотя и весьма красиво. Беспроблемный голос Маттео Манугуэрры показал, что и лирический баритон способен справиться с драматической партией Альфио. Но в целом запись не из первого ряда.
10. Симионато, Дель Монако, Макнейл/ Молинари-Праделли
Одна из лучших версий в грамзаписи. Симионато поет блистательно. Дель Монако тоже. Макнил также прекрасен. Огромные голоса этой тройки вокальных гигантов оставляют незабываемое впечатление. После прослушивания понимаешь, что Образцова в своей интерпретации опиралась именно на достижения Симионато и отчасти Каллас. Можно только констатировать, что нашей примой были выбраны самые достойные образцы.
11. Сулиотис, Дель Монако, Гобби/ Гарделли
Запись, в которой есть явный лидер. Елена Сулиотис здесь поет абсолютно шедеврально! Ни в одной другой партии она не произвела на меня такого захватывающего впечатления. Если Коссотто в течение всей партии сохраняла окраску меццо-сопрано, то Сулиотис всегда звучала как чистое сопрано с безграничными верхами и стальными, кинжальными низами. Это трудно передать словами, это надо слышать! При этом известная жесткость тембра певицы уступила место насыщенным благородным обертонам. В этой записи певица оказалась на две головы выше своих «звездных» партнеров. Голос Дель Монако звучал неузнаваемо бедно по тембру и необычно узко. Налицо явная деградация по сравнению с записью 1958 года. Голос Гобби тоже давно пережил пик своих возможностей. Блестящие актерские способности не смогли компенсировать утрату способностей вокальных. К тому же партия Альфио совсем невелика. Тем не менее исполнение Сулиотис полностью искупает все теневые стороны этой записи. Для меня именно она – идеальная Сантуцца.
12. Криловичи, Ставру, Оганесян/ Попа
Весьма невнятная запись румынских исполнителей. Хотя сами исполнители вроде бы подобраны с умом. Голос Марины Криловичи достаточно мощен и красив. Столь же привлекателен голос Корнеля Ставру. Давид Оганесян – обладатель настоящего драматического баритона. Но в единое целое это не сложилось. В таких случаях принято говорить, что это «заслуга» дирижера…
13. Лос Анхелес, Корелли, Серени/ Сантини
Об этой записи я писал в посте о студийных работах Франко Корелли. Могу лишь повторить, что мужчины здесь пели лучше. Хотя в целом эту запись нельзя отнести к самым выдающимся.
Такова моя дискография этой оперы на сегодняшний день. Жаль, что в ней нет записи с Варади, Паваротти и Каппуччилли, которую я однажды слышал и которая произвела незабываемое впечатление благодаря, прежде всего, пению Юлии Варади и тому самому заключительному истерическому воплю, которым завершается опера. Такого финального «аккорда» я больше никогда не слышал.
Вызывают неподдельный интерес записи Бальтса-Доминго, Арройо-Бонизолли-Вайкль. Надеюсь, о них и других прочтениях этого веристского шедевра расскажут посетители моего дневника.
Комментарии
Трекбэков
Всего трекбэков 0
Ссылка трекбэка: