RSS лента

Per aspera ad astra, или Нетленные "консервы"

Вторая вершина оперного веризма

Рейтинг: 3.00. Голосов: 2.
              
«Паяцы», как и «Сельская честь», является безусловным шедевром оперного веризма. Именно эти две оперы в начале 90-х годов XIX века совершили прорыв, переворот в эстетике итальянского оперного театра. На подмостки вышли простые люди из низов со своими страстями, болью, отчаянием. Манифестом новых оперных героев можно считать содержание Пролога к «Паяцам», где говорится о единстве человеческой природы вне зависимости от социального положения того или иного человека.

До сих пор достоверно не установлено, является ли сюжет «Паяцев» отражением реальных событий, произошедших ДО написания оперы, или же эти события случились уже ПОСЛЕ постановки оперы на сцене. Но в любом случаеследует признать, что события эти не являются чем-то из ряда вон выходящим и имели место неоднократно, поэтому содержание этой оперы оказалось близко и понятно итальянской публике.

Волею судеб «Паяцы» и «Сельская честь» оказались спаяны неразрывным образом. В подавляющем большинстве случаев эти две оперы исполняются в один вечер. И мало кто задается риторическим вопросом: какая из этих двух опер лучше? А ведь это вопрос мог быть далеко не праздным 120 лет назад. Тогда «Паяцы» сугубо по формальным основаниям были исключены из конкурса, победителем в котором была признана «Сельская честь». Комиссия посчитала, что «Паяцы» - это двухактная опера, в то время как в конкурсе участвовали только оперы одноактные. Надо сказать, что это решение оказалось соломоновым. Высокочтимой комиссии не пришлось в связи с этим делать выбор между двумя шедеврами, и первую премию конкурса заслуженно получила «Сельская честь». Так соображения, далекие от искусства, дали нам возможность считать обе оперы равновершинными явлениями в искусстве оперного веризма.

Тем не менее, можно констатировать, что музыка «Сельской чести» более сложна, изысканна и утонченна, а музыка «Паяцев» более традиционна и доступна для восприятия. Некоторые критики вообще называют «Паяцы» «грубой» оперой, однако на такое суждение не в последнюю очередь накладывает отпечаток сам сюжет, далекий от благородства, но зато отражающий реальности жизни.

Скрепляющим звеном для обеих опер является возможность их исполнения в один вечер одним тенором-премьером (что происходит в большинстве случаев) и одной певицей-примадонной (что случается нечасто, но все же случается). Главная теноровая партия в «Паяцах» является одной из самых кровавых в прямом и переносном смыслах. Партия Канио практически всегда была привилегией ярко выраженных драматических теноров, способных блеснуть силой и мощью голоса, в то время как в партии Туридду наиболее убедительно звучит тенор-спинто, обладающий большей гибкостью. Партия Недды предназначена для крупного лирического сопрано полного диапазона, а вот партия Сантуццы находится на переходе от драматического сопрано к меццо. Тем не менее многие выдающиеся певцы и певицы запечатлели в грамзаписи свои прочтения главных партий в обеих операх. Среди них Каллас, Кабалье, Скотто, Дель Монако, Корелли, Бергонци, Паваротти, Каррерас, Доминго… Иногда, хотя и крайне редко, в один вечер поет также один драматический баритон, для которого написаны партии Альфио, Пролога и Тонио.

«Паяцы» многократно записывались как в студии звукозаписи, так и со сцены театров. Первые студийные записи этой оперы относятся к 30-м годам прошлого века. С одной из этих записей я бы и хотел начать обзор имеющейся у меня дискографии «Паяцев».

1. Джильи, Пачетти, Базиола-старший/ Гионе

Эта запись 1933 года появилась в моей фонотеке первой и сразу установила ту меру требований к вкусу и мастерству исполнителей, которые хотелось бы видеть у всех певцов, записывавшихся в «Паяцах» впоследствии. Запись под управлением Франко Гионе – выдающийся образец. Исполнивший партию Канио Беньямино Джильи находился в расцвете своего вокального таланта. Для его «укрепленного фальцета» не существовало никаких вокальных трудностей в этой очень напряженной вокально и эмоционально партии. Здесь великий певец звучит как настоящий лирико-драматический тенор, покоряя свободой вокализации, красотой тембра и эмоциональным напором. На мой вкус, запись в «Паяцах» - одна из вершинных в студийном наследии Джильи, насчитывающем 8 полных опер и вердиевский «Реквием». Достойнейшей партнершей главного тенора середины прошлого века предстала Ива Пачетти, которую с полным на то основанием величали «главной примадонной веризма» в предвоенные годы. Певица специализировалась именно на веристском репертуаре и достигла в нем исключительных высот. В ее трактовке Недда становится достойной соперницей Канио, способной отстаивать свое право на любовь и свободу от общественных условностей. Голос Пачетти весьма специфичен и идеально подходит для выражения аффектированных чувств. При этом певица неизменно остается в границах хорошего вкуса. Большое впечатление оставил и Марио Базиола-старший в партии Тонио. Красивый тембр, свобода вокализации и яркий артистизм этого баритона запоминаются надолго. Для меня эта запись в целом – одна из самых лучших среди всех, которые мне доводилось слышать.

2. ди Стефано ,Каллас, Гобби/ Серафин

Еще одна запись, сделанная в эпоху монозвучания, которая оставляет незабываемое впечатление. Прежде всего благодаря тенору и сопрано. Каллас сумела поднять значение партии Недды до уровня партии Канио. Она смогла продемонстрировать и лирику в балателле, и сарказм в сцене с Тонио, и силу чувства в дуэте с Сильвио, и гротескные интонации в сцене спектакля. Ди Стефано временами не хватало вокальной мощи для партии Канио, но его фонтанирующая эмоциональность компенсировала этот недостаток. А уж красота его голоса покоряет с первых тактов и не отпускает до самого трагического финала. Очень неоднозначное впечатление осталось от Тито Гобби в партии Тонио. В Прологе его голос звучал настолько напряженно, что при первом прослушивании было совершенно непонятно, как он собирается брать верхние ля-бемоль и соль в конце номера. В результате Гобби даже не пытался взять ни одной верхней ноты, венчающей этот убойный по трудности номер. Тем самым он навсегда оставил о себе впечатление, как о певце с весьма ограниченными вокальными данными и возможностями. Чего никак не скажешь о возможностях артистических. Наибольшее впечатление певец-актер оставил в сцене спектакля во втором действии. Общее впечатление от этой версии сугубо положительное.

3. Дель Монако, Л. Масленникова, Ал. Иванов/ Небольсин

Запись живого исполнения великого тенора, запечатлевшая его гастроли в Москве в 1959 году. Ощущается некий стилистический разнобой из-за того, что тенор поет по-итальянски, а остальные участники спектакля – по-русски. В чисто вокальном плане Дель Монако оставляет блестящее впечатление. Стальной крепости и блеска голос с рыданиями – идеальный материал для воплощения этой кровавой партии! Во время гастролей Дель Монако находился в выдающейся вокальной форме и продемонстрировал восхищенным москвичам, что он по праву занимает место на оперном Олимпе. Очень достойно спела партию Недды Леокадия Масленникова. Лирико-драматический голос красивого теплого тембра лился свободно и непринужденно. Очень понравилась хорошая дикция певицы. Остальные участники спектакля тоже продемонстрировали хороший уровень вокала. Но ,конечно, королем спектакля стал тенор.

4. Дель Монако, Туччи, Макнил/ Серафин

Хрестоматийная студийная запись с участием великого драматического тенора. Голос Дель Монако звучит ярко и мощно, он буквально звенит. Хотя не обошлось и без некой нарочитости при рыданиях в верхнем регистре. В целом партия Канио была исполнена очень мощно, но несколько однокрасочно по оттенкам. Большое впечатление оставили вокальные возможности Корнелла Макнила. Плотный яркий голос драматического тембра с насыщенной серединой и красивыми верхами. Претензий в вокальном плане предъявить просто не к чему. А вот Габриелла Туччи оставила куда менее яркое впечатление. В ее исполнении Недда оказалась некой проходной фигурой, которая фактически не влияет на развивающиеся события. Традиционный красивый лирический голос, но не более. Тем не менее, впечатление от записи более чем положительное.

5. Паваротти, Френи, Виксель/ Гарделли

Одна из тех записей, которые мне не сильно по душе. Я уже писал о ней в моем дневнике в теме о Паваротти. Он взялся не за свою партию. Певцу явно не хватило мощи и эмоциональных всплесков, которые во многом определяют успех исполнения. Хотя вроде бы все ноты были успешно взяты… Френи достойно спела свою партию, но особо ничем не запомнилась. Для нее эта запись осталась проходной. Виксель, как всегда, был интересен актерски, но вокальные данные не всегда соответствовали требованиям партии.

6. Атлантов, Попп, Вайкль/ Гарделли

Интересная запись, позволяющая увидеть нашего выдающегося соотечественника в общеевропейском оперном контексте. Голос Атлантова звучит насыщенно, но верхний регистр у него специфически тяжеловат. Кроме того, партия Канио трудна для Владимира Андреевича чисто эмоционально. Возможно, в силу его воспитания, далекого от рвущихся в клочья страстей бродячей труппы комедиантов. Лючия Попп спела Недду несколько легковесным звуком, что совершенно неудивительно, зная природу ее голоса. Прекрасное общее впечатление оставил Бернд Вайкль в партии Тонио. Запись в целом получилась достойной, но не выдающейся.

7. Бергонци, Карлайл, Таддеи/ Караян

Для меня – очень интересная запись. Знаю, что не всем нравится Бергонци в веристском репертуаре. Но мне он здесь очень по душе. Как всегда, заметно смущают медленные темпы Караяна. Но певческие достижения под его руководством налицо. Джоан Карлайл сделала, бесспорно, лучшую запись в своей карьере. Замечательно прозвучал голос Джузеппе Таддеи. Нельзя не упомянуть и Роландо Панераи, который второй раз в своей карьере записал партию Сильвио (впервые он это сделал в ансамбле с Каллас). По уровню вокала это одна из наиболее впечатляющих и сбалансированных записей, ведь даже маленькую партию Беппо.исполнил великолепный Уго Бенелли.

8. Каррерас, Скотто, Нурмела/ Мути

Запись, полная противоречий. Прекрасно звучат оркестр и хор, уверенно дирижирует Мути. Но цельной картины как-то не получается. Наиболее соответствует воображаемому идеалу Рената Скотто, голос которой сочетает мягкость и драматическую насыщенность. А вот голос Каррераса для партии Канио оказался легковат. В кульминационных местах явно чувствуется некоторая форсировка, обедняющая красивый тембр певца. Но в целом исполнение его вполне удовлетворительное. А вот Кари Нурмела не оставил сколько-нибудь внятного впечатления. Подобно Гобби и Викселю, он отказался от верхних нот в Прологе, но не компенсировал это выдающейся актерской игрой. Исполнявший партию Сильвио Томас Аллен выглядел более интересно.

9. МакКрэкен, Лоренгар, Меррилл/ Гарделли

Очень интересная и специфичная запись. Здесь все солисты на своем месте. МакКрэкен, возможно, самый тяжелый теноровый голос, бравшийся за партию Канио. Звучание этого голоса очень своеобразное и специфическое: при насыщенной середине в верхнем регистре наблюдается некое утоньшение звуковой волны и снижение гибкости. Лоренгар спела свою партию очень красивым звуком, но как-то индифферентно, что не выходит за рамки ее обычной манеры. Впрочем, в наличии вкуса ей никак не откажешь. Чисто вокально весьма запомнился Меррилл в партии Тонио. Красивейший тембр, свободная вокализация – его бесспорные достоинства. В плане актерства восторги будут более умеренными. В целом получилась добротная запись выше среднего уровня, но без какой-то искры…

10. Доминго, Стратас, Понс/ Претр

Саунд-трек к фильму-опере. Эту запись трудно воспринимать в отрыве от видеоряда. Наиболее удачен здесь Доминго, сумевший продемонстрировать максимум своих возможностей. Вообще надо сказать, что партия Канио чисто вокально оказалась ему более близка, чем партия Туридду, хотя вроде бы должно было быть наоборот. В «Паяцах» Доминго удалось создать более цельный вокально-драматический образ, на мой взгляд. Тереза Стратас ничем не отметилась в плане вокала. Достаточно скрипучий тембр не всегда доставлял эстетическое удовольствие. Но ее актерская игра в фильме заставляла закрывать глаза на сомнительные достоинства голоса. Так же крайне специфично звучал Хуан Понс. У певца от природы весьма пестрый, хотя и плотный, голос с «песочком» в верхнем регистре. В записи были видны и его достоинства, и недостатки: достаточная мощь при угловатости тембра.

11. Корелли, Амара, Гобби/ фон Матачич

Об этой записи я отзывался в теме о Корелли. Могу лишь повторить, что Корелли в этом составе был явным лидером в вокальном отношении и проявил себя одаренным актером с хорошим вкусом. Его исполнение всех трех ариозо Канио во многом является образцовым. Люсин Амара спела красиво и традиционно. Гобби был прекрасен как актер, но очень бледен вокально. Однако запись в целом все равно остается в памяти надолго.

12. Ставру, Флореску, Херля/ Попа

Запись из числа наименее выразительных. Тем не менее, и в ней есть своя изюминка – совершенно шедевральное исполнение Пролога Николае Херлей. Это голос феноменальных возможностей и изумительного тембра. В 1966 году певец находился в блистательной форме, что и было зафиксировано в записи. Арта Флореску – лучшая румынская сопрано послевоенного времени – спела удовлетворительно, но достаточно монотонно. И совсем полный конфуз произошел с исполнителем партии Канио Корнелем Ставру. В ариозо Vesti la giubba на кульминационной фразе Ridi, Pagliaccio он натуральным образом начинает хрипеть…Но почему-то именно этот дубль и был опубликован. Надо понимать, что дубль был единственным… Ничего подобного ни в одной другой студийной записи я не слышал.

13. Доминго, Кабалье, Милнс/ Санти

Ранняя запись Доминго, которая мне нравится больше записи Претра. Хотя некоторые находят Доминго в этой записи несколько истеричным. Мне представляется, что это издержки испанского темперамента, во многом сходного с итальянским. Голос певца звучит по-юношески свободно, он свободно вокализирует и преодолевает немалые тесситурные трудности. Кабалье исполнила Недду очень красивым звуком, и одного этого вполне достаточно. Просто великолепен в партии Тонио Шеррилл Милнс! Богатейшие вокальные возможности и прекрасные актерские способности певца нашли достойное воплощение в этой партии. Вообще эта запись«Паяцев» близка моему сердцу.

14. Корелли, Микелуцци, Гобби/ Симонетто

15. Кура, Фриттоли, Альварес/ Шайи

Эти две версии есть в моей фонотеке, но пока остаются непрослушанными. Надеюсь, посетители дневника выскажут свое суждение об этих записях, а также, к примеру, о записи с участием Бьёрлинга, Лос Анхелес, Уоррена и Меррилла, которую я однажды слышал и которая произвела незабываемое впечатление, но в фонотеке пока не появилась… Не всегда удается объять необъятное.

Отправить "Вторая вершина оперного веризма" в Google Отправить "Вторая вершина оперного веризма" в Facebook Отправить "Вторая вершина оперного веризма" в Twitter Отправить "Вторая вершина оперного веризма" в del.icio.us Отправить "Вторая вершина оперного веризма" в Digg Отправить "Вторая вершина оперного веризма" в StumbleUpon

Обновлено 29.05.2012 в 07:05 Дискограф

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для opera19962010
    Спасибо за новую запись! Очень интересно! Запись с Курой я не слушал, а вот запись "live" с Корелли, Микелуцци, Гобби прослушал. На мой взгляд, здесь главный герой - Корелли. Шедевр-и только. Тито Гобби - оствил равнодушным, а Мафальда Микелуцци.....спела менее красиво, чем Амара, но весьма неплохо и традиционно.
  2. Аватар для Дима Иванов
    Недавно приобрел две раритетные записи Паяцев:
    Р.ВИНАЙ, Ф.Квартараро, Л.УОРРЕН / Дирижер Джузеппе Антоничелли / МЕТ 28.2.1948
    Р.ВИНАЙ, Д.Ригал, Р.Капекки (Сильвио), Ф.Гваррера / Дирижер А.Эреде / МЕТ 26.1.1952.
    Так что Вы, Сергей, ошиблись, когда говорили, что МакКрэкен самый тяжелый тенор, взявшийся за партию Канио. Таковым, безусловно, был Винай. У него получился очень интересный Канио: отнюдь не слабак и не "распускает слюни". Он пошел на убийство именно, потому что у него отняли его "собственность", а вовсе не из ревности. При этом в записи 1949 г. басовитый голос Виная (он звучал намного тяжелее Уоррена) придавал партии оттенок "секс-маньяка". Однако "смейся паяц" в 49 г. получился бесподобно, аж муражки по коже. Конечно, очень понравился Уоррен. На мой взляд, лучший Тонио.
  3. Аватар для Дискограф
    Очень интересно, Дима!
    Вообще-то к Винаю применима сакраментальная фраза, приписываемая Владимиру Галузину: "У меня голос, которому нет названия"... Поймите, я в самом лучшем смысле... Не случайно же Вы употребили слово "басовитый". Чистому тенору это вряд ли присуще. Винай - это отдельное явление и просто ГОЛОС. Ничуть не удивлен, что он звучал тяжелее Уоррена. Вполне могу согласиться в оценке Уоррена в партии Тонио. В упомянутой записи с Бьёрлингом он поет блестяще. Я вообще к нему неровно дышу.
    P.S. Кстати, я заказал в интернет-магазине запись "Отелло" с Винаем 1959 года из Буэнос-Айреса.
  4. Аватар для Дискограф
    А как Вам понравились Ренато Капекки и Фрэнк Гуаррера?
  5. Аватар для Sasha.E.Zhur
    Спасибо за свежатинку!
    Ощущения от записей (какие-то есть, какие-то хорошо знакомы) очень похожи.
    Ну может только Кабалье получилась не совсем Неддой, на моё взгляд.
    Мои любимейшие записи паяцев - Кура, Фриттоли и Каллас, Ди Стефано. Очень нравится и запись МакКрекена.
    А вот в формате фильма - караяновский шедевр с Райной Кабайванской и Виккерсом. Обожаю.
    Последние Паяцы в театре - ввод Романько на партию Недды в спектакле БТ,начало 90-х. Было прикольно.)
  6. Аватар для Дима Иванов
    Фрэнк Гуаррера - для меня на втором месте в партии Тонио после Джозефа Шора. Огромный голос со сбалансированным вибратто. Ренато Капекки - просто вулкан страстей, рвет и мечет. Явно переигрывает, но голос все равно очень хороший.
  7. Аватар для Дискограф
    Саша, полностью согласен с оценкой исполнения Кабалье. Но ведь я и написал, что у нее во главе угла была красота звука. При этом не обязательно было создавать вокальный образ. В этой записи за нее постарались Доминго и Милнс.
    По иронии судьбы "Паяцы" были самым последним живым спектаклем, на котором я присутствовал в Большом весной 1993 года. Канио пел Владимир Богачев и пел блестяще! Остальных не помню. Просто на его фоне они были слишком бледными вокально. А в программки как-то лезть неохота... Дирижировал Жюрайтис. Это был класс! Правда, опера едва не сорвалась, так как Жюрайтис, выйдя на подиум в яму, покинул ее из-за непрекращавшегося шума в зале, который был заполнен натуральной шантрапой. После распада страны даже в главный театр России прорвался новый ХАМ. Такого непотребства в оперном театре я никогда не видел и не предполагал, что такое может быть. Спектакль был шефским. Жюрайтиса уговаривали вновь выйти в яму целых десять минут. За это время по громкой связи дважды призывали к порядку публику, которую и публикой-то назвать нельзя...
    Так что мое прощание с Большим было запоминающимся со всех сторон...
  8. Аватар для Дискограф
    Дима, у Вас весьма нестандартное восприятие голоса Гуарреры и Капекки.
    Гуаррера все-таки гораздо чаще выступал в партиях второго плана, хотя и ответственных, таких, как Форд в "Фальстафе", Альфио в "Сельской чести", Эскамильо в "Кармен". Дирижеры считали его достаточно прямолинейным певцом, хотя и безусловным профессионалом. Но на первое положение он никогда не претендовал.
    Зная некоторые записи Капекки 60-70-х годов, трудно представить себе вулкан страстей. Голос у него действительно был хороший. Капекки пел многие ответственнейшие партии, записал в студии "Цирюльника" и "Риголетто", но на фоне других итальянских баритонов явно не смотрелся (точнее, не слушался). Возможно, в самые молодые годы, в начале карьеры, у него было больше темперамента. Хотя в целом соглашусь, что Капекки - певец очень достойный.
  9. Аватар для Дима Иванов
    Сергей, немного поправлю Вас: первая студийная запись этой оперы была осуществлена под руководством самого Леонкавалло в июне 1907 г. в следующем составе:

    Canio - Antonio Paoli
    Nedda - Giuseppina Huguet
    Tonio - Francesco Cigada
    Silvio - Ernesto Badini
    Beppe - Gaetano Pini-Corsi
    Il contadino - Giuseppe Rosci
    К счастью, эту запись отреставрировали и я имел удовльствие её вчера послушать. Естественно,эта запись интересна прежде всего виденьем оперы самим Леонкавалло. Партию Тонио исполняет "тенор без верхов" Франческо Цигада. Он звучит примерно как наш Норцов. Странно, что Леонкавалло видел Тонио именно таким. Такой Тонио ничем не отличается от Сильвио. В партии Недды Леонкавалло видел колоратурное сопрано с сильным "стеклорезом". Ну, а в качестве главного героя - именно тенора-спинто с очень звонким голосом. И тут он полностью прав: эта партия, в принципе, не требует особой тяжеловестности голоса и баритональности звучания, но обязательной является звонкость голоса. Из этой записи становится понятно почему Карузо не давал Паоли возможности выступать в Метрополитен. В партии Канио уж точно мог бы его затмить. Обожаю певцов с сильной и повышенной (более 3000 Гц)высокой певческой ферматой. Многих такие голоса раздражают, но мне они кажутся более звучными и эмоционально насыщенными по сравнению со среднестатистическими. Бьюсь об заклад, что Доминго слышал эту запись: уж больно похожи интонации Доминго и Паоли (в частности, арию "смейся Паяц" оба исполняют на глиссандо и в начале арии используют мягкую атаку).
  10. Аватар для Дима Иванов
    Ой, забыл дирижёра назвать: К.Сабайно.
  11. Аватар для Дискограф
    Очень интересно! Кто бы мог подумать, что в начале прошлого века оперы записывались целиком...
    Конечно, к записи 1907 года надо относиться осторожно. Все-таки при тогдашней системе записи звука качествнного (хотя бы минимально) оркестрового звучания достичь невозможно. Оркестр в записях того времени всегда звучит как шарманка в прямом смысле.
    Конечно, Антонио Паоли - одна из выдающихся теноровых фигур того времени. У меня есть запись стретты Манрико в его исполнении в комплекте пластинок "Мастера bel canto" (1 серия). В год записи "Паяцев" ему было 37 лет, то есть он был в самом расцвете таланта.
    Не всегда вИдение автора является наиболее художественно убедительным. Ведь Масканьи уже в эпоху электрической записи продирижировал своим шедевром - "Сельской честью". Однако выбор солистов, предложенные темпы и общий художественный результат не до конца убеждают. Похоже, что-то подобное произошло и в записи "Паяцев" под управлением автора...
  12. Аватар для Дима Иванов
    На самом деле даже в России в начале века записывались оперы записывались полностью. Например, есть дореволюцонная "Пиковая дама" с Давыдовым. Правда, в настоящее время их научились неплохо реставрировать и я бы не сказал, что там всё звучит как шарманка. К счастью, сохранились и другие отрывки из опер в исполнении Паоли: Отелло, последний дуэт с Кармен, Пророк и другие. По мощи голоса Паоли уступает только Таманьо (в этом признался фанат Карузо Торторелли в книге о нём). У него не обычный голос: очень светлый тембр, но в то же время очень звонкий и сверхмощный, с не менее "лазерным" звучанием, чем у дель Монако. При этом у него верх лучше, чем у дель Монако, потому что гортань не опускал и ему вполне доступены меццо-воче и пиано. Таким образом, то что он малоизвестен - это заслуга Карузо (известно, что он не давал Паоли выступать в Метрополитен).

Трекбэков

Яндекс.Метрика Rambler's Top100