RSS лента

Per aspera ad astra, или Нетленные "консервы"

Недооценённые "золотые голоса" (часть I) - Франко Бонизолли

Рейтинг: 4.33. Голосов: 6.
              
Новый раздел моего дневника мне хочется начать с поста об одном из выдающихся, но уже редко вспоминаемых певцов – Франко Бонизолли.

Артистическая судьба это артиста сложилась весьма непросто. На то были свои объективные и субъективные причины. Но, несмотря на все взлеты и падения, карьерные сложности и трудности во взаимоотношениях с коллегами, главное достоинство Бонизолли впечатляет неизменно и неотразимо. Это достоинство – голос, великолепный драматический тенор, который рождает ассоциации с пурпурно-красно-черным цветом тлеющего костра. После ухода со сцены Франко Корелли именно Бонизолли имел наибольшие основания на занятие трона лучшего итальянского драматического тенора своего поколения. Не его вина в том, что он не смог утвердиться в этом качестве. Это, скорее, его беда. Иногда обстоятельства бывают сильнее нас…

Карьера певца началась в 1962 году. Впервые он появился на сцене в партии Руджеро в «Ласточке». Вероятно, он имел основания прислушиваться к советам педагогов, рекомендовавших начинать с партий, легких для голоса. В первые годы сценической деятельности Бонизолли пел исключительно лирический репертуар – Неморино, Альфред, Герцог…

Так или иначе, старт получился достаточно удачным, и молодой тенор постепенно получил известность и признание в Италии, на сценах которой он выступал до начала 70-х годов. Да и могло ли быть иначе? Голос молодого Бонизолли звучал очень ярко, красиво, в лучших итальянских традициях. Он успешно освоил лирико-спинтовый репертуар в итальянских операх. Порывистость и страстность певца как нельзя лучше соответствовали типажам в операх Джузеппе Верди.

Получив имя на родине, Бонизолли вышел и на европейскую арену. Особенно часто он появлялся на подмостках Венской оперы. В 70-х годах певца пригласили для участия в съемках фильмов-опер. Мне запомнилось его исполнение партии Альфреда в телевизионной версии «Травиаты», сделанной в ГДР. Его Альфред был страстным влюбленным, он жил этими страстями. Образ получился очень убедительным. Вообще весь этот фильм оставил большое впечатление. Бонизолли оказался достойнейшим партнером Миреллы Френи и Сесто Брускантини не только в плане вокала, но и актерской игры.

А вот другой фильм-опера с его участием – «Риголетто» - вспоминается весьма смутно. В нем на первом плане был Роландо Панераи, а исполнитель партии Герцога остался несколько в тени. Впрочем, и к неудачам этот опыт отнести нельзя. Наверняка кому-то Бонизолли в этой роли понравился и запомнился.

Постепенно известность Бонизолли росла. Он выступал на основных европейских сценах, а также появился на подмостках «Метрополитен-опера». Впрочем, известности Бонизолли-певца всегда сопутствовала известность Бонизолли-человека. И если певцом он был великолепным, то вот в человеческом плане не все было в полном порядке. Бонизолли обладал вполне скандальным характером, всегда ощущал себя премьером и требовал отношения к себе именно как к премьеру. Далеко не всем его партнерам нравилось подобное поведение. Нередко дело доходило до ссор и отказов участвовать в одних спектаклях с Бонизолли. Апофеозом этой «погони за славой и признанием» стал скандал во время спектакля «Тоски» в Вене в 1979 году, когда певец после второго акта отказался продолжать выступление из-за того, что, по его мнению, публика принимала его недостаточно восторженно. Естественно, после подобных инцидентов у певца не могли не возникать сложности с подписанием новых контрактов. Среди своих коллег Бонизолли получил прозвище «Безумец». К сожалению, тогда мало кто задумывался и предполагал, что такого рода эксцессы были предвестниками тяжелого душевного недуга, поразившего певца в конце жизни…

Бонизолли никогда не скрывал неудовлетворенности своим положением в оперной иерархии. Нельзя сказать, что у него не было для этого оснований. Но постепенно эта неудовлетворенность стала перерастать в манию преследования. В середине 80-х годов в газете «За рубежом» была напечатана статья о Джоан Сазерленд. В ней оперная дива, в числе прочего, вспоминает, как она записывала в 1981 году оперу Верди «Разбойники», партию Карло в которой исполнял Франко Бонизолли. Немалую толику времени она посвятила тому, чтобы утешать тенора, находившегося в расстроенных чувствах и горько жаловавшегося на то, что его «зажимают» и не пускают на самый верх оперного Олимпа… Сазерленд со всей возможной мягкостью старалась обратить эти сетования коллеги в некое подобие шутки. Хотя, как известно, в каждой шутке есть доля шутки… Поблагодарим великую певицу за участие в судьбе коллеги. Надо думать, доброе отношение со стороны Сазерленд позволило состояться одной из впечатляющих записей этой ранней вердиевской оперы, которая по качеству исполнения стоит вровень с записью Кабалье-Бергонци-Каппуччилли/Гарделли.

Надо отметить, что партию Карло певец исполнил великолепно, с чувством и страстью. Особое впечатление оставила красивейшая минорная ария. В момент записи Бонизолли находился на пике вокальной формы и демонстрировал образчик блестящего итальянского пения. В чем-то это исполнение не самой известной оперы Верди для меня является более показательным и рафинированным, чем интерпретация партии Манрико в «Трубадуре» под управлением Караяна, по которой большинство любителей оперы судят о творчестве певца.

Действительно, запись «Трубадура» 1978 года – истинный шедевр. Она великолепна и в целом, и в деталях. Один из главных создателей этого великолепия – Франко Бонизолли. По красоте и насыщенности звука, уверенности вокала, накалу страстей с Бонизолли в этой партии мало кто может сравниться, разве что такие вокальные уникумы, как Франко Корелли или Юсси Бьёрлинг. А по блеску исполнения стретты с пресловутым не прописанным в партитуре верхним «до» рядом можно поставить лишь Марио Дель Монако.

Однако характерно, что Елена Образцова, чьим основным партнером в этой записи был именно Бонизолли, ни единым словом не упомянула о нем в своей книге-дневнике. Видимо, в ходе записи были какие-то сложности… Хотя в конце концов важен итоговый результат. А уж он-то, этот результат, действительно великолепен!

Очень жаль, что Бонизолли весьма редко приглашали на записи в студии. От певца с такими вокальными данными мы были бы вправе ожидать куда более обширной дискографии. Приятно то, что Бонизолли запечатлен не только в привычном итальянском репертуаре драматического тенора, но и в редких операх. К традиционным партиям следует отнести Каварадосси в «Тоске» под управлением Ростроповича с участием Вишневской и Манугуэрры. А к раритетам – записи «Джамиле» Бизе, «Париса и Елены», «Ифигении в Тавриде» Глюка и «Богемы» Леонкавалло. В «Джамиле» голос певца звучит особо прозрачно. Это показывает, что он был способен подстроиться и к такому лирическому голосу, каким был голос Лючии Попп. А в «Парисе и Елене» его исполнение было достаточно строгим, в полном соответствии с эстетикой Глюка.

Вообще необходимо отметить, что певец обладал хорошей техникой, позволявшей ему исполнять весьма разнохарактерные партии. В его репертуаре наряду с партиями в операх Верди («Сила судьбы», «Луиза Миллер») были и сложнейшие партии в операх Россини («Вильгельм Телль», «Дева озера»). Зафиксированные в трансляционных записях, они дают достаточно полное представление об искусстве выдающегося певца.

И все же визитной карточкой Бонизолли осталась партия Манрико в «Трубадуре». Многим, вероятно, памятен спектакль с Веронской Арены, в котором участвовали Коссотто, Дзанканаро и Плоурайт. В этом спектакле наглядно проявилась особая любовь итальянской публики к теноровому голосу. Бонизолли спел своего Манрико очень мощно и драматично, хотя красота тембра была не столь впечатляюща, как в студийной записи оперы. Голос стал не таким блестящим, верхний регистр чуть потяжелел. Однако певец выложился до конца. Его исполнение стретты настолько захватило многотысячную аудиторию, что певец был вынужден полностью ее бисировать, то есть повторно исполнить двойную кабалетту с заходом на верхнее «до».

В конце своей карьеры Бонизолли побывал и в Москве, приняв участие в спектакле «Две Манон» на сцене Большого театра. Тогда находившаяся в своей лучшей форме Любовь Казарновская организовала компиляционный спектакль, включавший музыку Массне и Пуччини на общий сюжет. Партию Де Грие в пуччиниевской части тогда исполнил Франко Бонизолли.

Закат жизни знаменитого артиста был весьма печальным. Душевная болезнь быстро прогрессировала. Бонизолли неоднократно лечился в специализированных клиниках, но стойкой ремиссии добиться не удавалось.

Скончался певец в октябре 2003 года в Вене в возрасте 65 лет. Его смерть прошла малозамеченной, поскольку за день до этого печального события ушел из жизни великий Франко Корелли. Даже на пути к посмертной славе его коллеги перешли ему дорогу…

Отправить "Недооценённые "золотые голоса" (часть I) - Франко Бонизолли" в Google Отправить "Недооценённые "золотые голоса" (часть I) - Франко Бонизолли" в Facebook Отправить "Недооценённые "золотые голоса" (часть I) - Франко Бонизолли" в Twitter Отправить "Недооценённые "золотые голоса" (часть I) - Франко Бонизолли" в del.icio.us Отправить "Недооценённые "золотые голоса" (часть I) - Франко Бонизолли" в Digg Отправить "Недооценённые "золотые голоса" (часть I) - Франко Бонизолли" в StumbleUpon

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для opera19962010
    Огромное спасибо! Очень интересно!
    Да, Бонизолли был сканадалистом...на репетиции "Трубадура" в Венской опере он зпустил бутафорским мечом в Караяна....кончилось тем, что пригласили Доминго....
    Но в партии "Трубадура" мне ближе Бергонци..))))
  2. Аватар для placido
    спасибо за коммент!
    когда я читал ваш пост,то вспомнил,что я в далеком 2008 г. тоже писал о Бонизолли:
    http://www.forumklassika.ru/entry.php?b=1628

    и тогда Саша порекомендовал мне "Андреа Шенье" с ним,но так и не смог достать!
    а певец был прекрасным,жаль,что мало записей!
  3. Аватар для placido
    Но в партии "Трубадура" мне ближе Бергонци..))))
    В партии Манрико меня просто ошеломили лишь Два Певца:Марио дель Монако и Франко Бонизолли!
    к счастью есть записи,где можно насладится звучанием таких голосов!!!
    а Бергонци меня совершенно не убедил в "Трубадуре",его голос вообще не для партии.
    и кстати что бы не говорили мне нравится как поет Доминго партию Манрико.

    Доминго,дель Монако,даже Паваротти,но не Бергонци!!!
  4. Аватар для opera19962010
    Это Ваше мнение......Я Бергонци обожаю!
  5. Аватар для Дима Иванов
    В аналлах оперы сохранился тот ранний лирический репертуар, о котором Вы писали в начале поста. Например, Севильский цирюльник 1970 г. Действительно, там у него голос совершенно другой по сравнению с концом 70-х: еще далеко не драматический тенор, легкий и звонкий ... и избегающий верхнего до.
    Его Шенье я полностью не слышал, но есть знаменитая запись "Импровизио" с Франкфуртского концерта 1989 г. По-моему он спел ее посредственно (сахара в голосе не хватало), а он обязательно должен быть при исполнении этой арии - ведь Шенье романтик и мечтатель.
    Кстати, помимо россиниевского репертуара он неплохо исполнял и доницетиевский. Например, Эрнесто - А.Нафе, Г.Фонтана, Ф.Бонисолли, Л.Нуччи, Н.Гяуров / Дирижер Джанфранко Мазини / Гамбург 16.6.1985, Эдгаро.
    Обожаю, фильм-оперу "Травиата" с ним и Моффо. Сергей, а Вам не довелось слышать его Отелло и Ричарда?
  6. Аватар для Дискограф
    Нет, Дима, в этих партиях я его не слышал.
    Было бы интересно когда-нибудь посмотреть "Травиату" с Моффо и сравнить по впечатлениям с версией с Френи...
  7. Аватар для opera19962010
    Благо "Травиату" можно купить... http://www.cdvpodarok.ru/pages-class...di+La+Traviata
  8. Аватар для Дима Иванов
    Но всё-таки если быть честным на самую вершину оперного Олимпа он не попал не только из-за своего характера. Не было в нем "вулкана страстей", голос звучал немного грубовато, без "сахарца" и сексуальности.
  9. Аватар для Дима Иванов
    Но всё-таки если быть честным на самую вершину оперного Олимпа он не попал не только из-за своего характера. Не было в нем "вулкана страстей", голос звучал немного грубовато, без "сахарца" и сексуальности.
  10. Аватар для Дискограф
    Ну, не знаю... В студийных записях "Трубадура" и "Разбойников" этого самого "сахарца" и сексуальности - хоть отбавляй...
    По поводу "вулкана страстей"... Где Вы их слышите у Паваротти? И в помине нет ничего, кроме чистого вокала.
  11. Аватар для opera19962010
    Чего-то пересмотрел "Трубадура" с Арены - "вулкана страстей" хоть отбавляй...(и наконец-то попался нормальный художник по костюмам - ура!!! А вот художника по декорациям просто убить мало....)
  12. Аватар для Sasha.E.Zhur
    Что-то я тоже не понял про "вулкан страстей" и "сахарЕЦ", которых якобы нет у Бонисолли. Мне у него и того, и другого хватает! Без этого не споёшь достойно Альфреда (аж две замечательные версии!!!), не споёшь и не сыграешь Манрико...А уж во французскую оперу вход вообще закрыт без сексуальности и сиропа!
    Я уверен, что его карьера - плод "усилий" тех личностных качеств и природных данных, которых было много....Разных! Он никогда не был дипломатом, никогда не славился стабильностью, никогда не баловал театры терпеливостью и терпимостью. Его надо было всегда уговаривать и жалеть, уговаривать и жалеть, уговаривать и жалеть!
    (Собственно я это знаю со слов тех, кому повезло выступать с Франко на одной сцене.)
    А певец он замечательный!
    Слава Богу, что есть Джамиле, Андре Шенье, Риголетто, Травиата и другие замечательные записи замечательного певца!
  13. Аватар для Дима Иванов
    Ну, у него эти страсти выглядят как-то поверхностно и неискренно. А тембр у него был жесткий и металлический как раз то, что нужно для Манрико (в этой уж партии "сахар" не нужен). Хотя в "Травиате" он действительно свой металл "расплавил" и значительно смягчил тембр.
  14. Аватар для Sasha.E.Zhur
    Дим, слушайте, я про "искренние" страсти у оперных теноров разговаривать не могу! Физиологически!
    Будьте проще. А то прям в тему "Должен певец рождать у публики душевный трепет или не должен", или как она там называется!
    Поверхностно, искренне-неискренне...Всё это очень субъективно. Для меня - искренне!
  15. Аватар для Дима Иванов
    Решил самому себе сделать подарок на Новый год и приобрёл все три записи Бала с Бонисолли. Вот сегодня немного послушал запись из Вены 4 февраля 1979 г. Голос звучит потрясающе мощно и легко. Но уж очень убыстрённые там темпы, ну просто голопом по Европе. Плюс, конечно, ему очень сильно не хватает нюансировки в исполнении. В частности, в знаменитой "погадай мне" он просто хамит Ульрике, а вовсе не издевается над ней.
  16. Аватар для Sasha.E.Zhur
    Вы бы, Дим. поподробнее о составчиках-то!
  17. Аватар для Дискограф
    Да уж, Дима, будьте любезны поподробнее. Кто, где, когда, с кем, в какое время? Три записи "Бала-маскарада" с Бонизолли - это круто!
  18. Аватар для Дима Иванов
    Итак, по многочисленным просьбам трудящихся:
    Vienna
    4 February 1979

    Riccardo: Franco Bonisolli
    Amelia: Martina Arroyo
    Renato: Lajos Miller
    Oscar: Patricia Wise
    Ulrica: Stefania Toczyska
    Tom: Fredrick Guthrie
    Samuel: Manfred Jungwirth
    Silvano: Peter Weber

    Conductor: Giuseppe Patane

    В первом акте мне Бонисолли не понравился: всё звучало слишком быстро и грубо. Для арии La rivedra nell’estasi голос Бонисолли, безусловно, слишком баритонален и её исполнить ему очень сложно на достойном уровне. Как я уже сказал, гадалке он просто нахамил, а не поиздевался и не поязвил над ней.
    Но потом Бонисолли распелся и уже акт 2 был спет на очень достойном уровне с прекрасным меццо-войче (хотя иногда верха слишком долго тянет, хвастается своим блестящим верхним регистром, что мне не очень нравится).
    Очень понравился Лайош Миллер: прекрасный объёмный баритон с металлом в голосе. У него очень чёткая дикция, все буковки и нотки по полочкам. Пение ровное без лишних эмоций.
    У Мартины Арройо голос тембрально беден, не чета Ричарелли в партии Амелии. Но верха свободные и тембр очень красивый.

  19. Аватар для Дискограф
    Интересный отзыв о первом спектакле из трех.
    Вообще-то по части темпов претензии надо предъявлять дирижеру, а не певцу. И что Вы понимаете под "грубостью" в этой партии?
    Стало общим местом повторять, что для партии Ричарда требуется тенор с тремя голосами, по одному на каждое действие. Голос идет от лирики к драме, что требует от исполнителя виртуозной техники владения своим аппаратом. Не удивлен, что Бонизолли было трудно справиться со всеми колоратурами и смехом в первом акте. С дуэтом второго действия все ясно. А как был спет романс в третьем?
    Миллер - лучший венгерский баритон 70-80-х годов. Он сделал немало записей у себя на родине. Особенно впечатляют "Нерон" Бойто и вердиевский "Эрнани".
    Про Арройо я что-то не понял. Так все-таки ее голос для Вас тембрально беден или тембр очень красивый? Согласен с Вами, что с Риччарелли в записях этой оперы сравнивать можно только Кабалье. И Арройо, и Барстоу (в особенности), и Нелли слушаются бледнее. Но можно ли сравнивать студийное и живое исполнение? Мы же не слышали, как поет Катя эту партию в спектакле... А мне вот очень по душе исполнение Амелии Марой Дзампьери в спектакле Ла Скала 1978 года...
    Точиска и Юнгвирт - тоже певцы первого ряда. Так что состав этого спектакля в целом весьма и весьма силен.
    Будем ждать рассказа о двух других исполнениях.
  20. Аватар для opera19962010
    Да, Бонизолли любил хвалиться своими верхами. Особенно над Доминго. Он его "Пламинго" называл..На вопрос: "Почему", отвечал - "Senza si e senza do". (без си и без до). За это, кстати, Бонизолли недолюбливали.
    Прекрасной Амелией была Биргит Нильссон, советую прослушать..к Риччарелли особо не проникся.
    На мой взгляд, два самых прекрасных Ричарда (или Густава в "шведской" редакции) - Бергонци и Паваротти.
    Спасибо за отзыв!

Трекбэков

Яндекс.Метрика Rambler's Top100