RSS лента

Per aspera ad astra, или Нетленные "консервы"

Недооценённые "золотые голоса" (часть IV) - Джанджакомо Гуэльфи

Рейтинг: 5.00. Голосов: 1.
              
…Грустно, когда поводом для дневниковой записи является печальное событие. Вчера, 8 февраля, скончался Джанджакомо Гуэльфи, один из столпов итальянской оперы ее «золотого периода» 50-60-х годов прошлого века. По некоторым признакам его тоже следует отнести к категории недооценных, хотя голос у певца был поистине «золотым».

Период, последовавший за окончанием Второй мировой войны, оказался необычайно богатым на певческие таланты повсеместно, но особенно в Италии. Количество выдающихся певцов, заявивших о себе и утвердившихся на первых ролях на лучших оперных сценах мира, поражает воображение. Алфавитный список новоявленных баритонов того времени говорит сам за себя: Бастьянини, Гобби, Гуэльфи Джанджакомо, Гуэльфи Пьетро, Каппуччилли, Кольцани, Панераи, Протти, Серени, Сильвери, Таддеи, Фьораванти. В самом расцвете таланта и возможностей находился Джино Беки. Продолжали выступать на сцене Тальябуэ и Маскерини. Такого количества баритонов экстра-класса, представлявших к тому же одну-единственную страну примерно в одно и то же время, больше не было в истории вокального искусства. И Джанджакомо Гуэльфи был одной из наиболее ярких фигур в этом созвездии вокальных талантов.

Джанджакомо Гуэльфи родился в 1924 году. Его юношеские годы пришлись на военный период. О серьезном обучении пению речь тогда не шла. Но после наступления мира молодой Гуэльфи начал активное обучение певческому мастерству. Его талант был заметен уже в те годы. Иначе вряд ли бы в числе его наставников значилось имя величайшего баритона первой трети XX века Титта Руффо. Именно на голос Титта Руффо – «голос льва» - походили вокальные данные Джандажкомо Гуэльфи. Гуэльфи брал уроки у Руффо в Риме в конце 40-х годов, когда готовился дебютировать на оперной сцене. Дебют этот состоялся в 1950 году. Гуэльфи сразу зарекомендовал себя как певец, способный исполнять основной драматический репертуар итальянского баритона. Его выступления в провинциальных театрах Италии продолжались около двух лет и были настолько успешными, что уже в 1952 году певца пригласили в театр «Ла Скала», что само по себе было признанием его недюжинных вокальных способностей и возможностей.

Одной из самых ранних записей, в которой запечатлено искусство артиста, стало «живое» исполнение оперы Каталани «Валли», зафиксированное со сцены «Ла Скала» в 1953 году с участием пользовавшихся уже всемирной славой Ренаты Тебальди и Марио Дель Монако.

На протяжении всей карьеры Гуэльфи исполнял не только ходовой, но раритетный репертуар. Наибольшим раритетом здесь следует признать исполнение оперы Гюставо Спонтини «Агнесса фон Хохенштауфен». Спектакль, состоявшийся в 1954 году, собрал ансамбль исполнителей высшего уровня, при этом партитура предполагает присутствие на сцене сразу трех (!) баритонов первого положения, которыми в данном случае оказались Гуэльфи, Кольцани и Маскерини. Вокальная мощь и красота тембра Гуэльфи в партии одного из трёх Генрихов (sic!) не могут оставить равнодушным настоящего любителя оперного пения. В этом спектакле мы явственно ощущаем подлинный триумф огромных голосов Гуэльфи, Корелли и Удовик. Можно сказать, что в таких спектаклях вырабатывались певческие стандарты нового времени, нового поколения оперных певцов.

Еще одним оперным раритетом, извлеченным из архивной пыли и возрожденным при участии Джанджакомо Гуэльфи, стала опера Доницетти «Герцог Альба». Существуют две записи ее живых исполнений, сделанные в 1952 и 1959 годах. В обеих версиях имя Гуэльфи является одним из самых притягательных.

В 1957 году певец принял участие в возобновлении оперы Бойто «Нерон», в которой был собран великолепный вокальный ансамбль: Клабасси, Петри, Пикки.

Гуэльфи занял в «Ла Скала» очень видное и достойное положение. Несомненным свидетельством тому является участие артиста в спектакле открытия сезона 1956 года, которым была «Аида». Партнерами певца здесь стали Антониетта Стелла и Джузеппе ди Стефано, находившиеся тогда в зените своих возможностей. Исполнение Гуэльфи партии Амонасро получилось достаточно ярким и запоминающимся. О репутации певца в этой партии говорит тот факт, что он был приглашен фирмой Cetra для участия в студийной записи вместе с Куртис Верна, Корелли, Пираццини и Модести. По именам состав во многом можно считать образцовым.

Говоря о недооцененности выдающегося певца, я прежде всего имел в виду его исключительно малую востребованность со стороны студий звукозаписи. Мне известны студийные записи всего лишь трех опер с участием Джанджакомо Гуэльфи. Вышеупомянутая «Аида» была первой из них. Возможно, именно объем и мошь звучания голоса Гуэльфи были теми причинами, по которым его столь редко приглашали в студию. Ведь не является секретом, что наиболее трудной задачей для звукорежиссеров была и остается запись голосов крупного калибра. А голос Гуэльфи по своей природе можно было отнести вообще к голосам главного калибра… При этом никто не сомневался в уровне исполнительского мастерства артиста, настолько он был очевиден. Гуэльфи пользовался неизменной любовью слушателей (и вполне заслуженно!), но вот отношения с акулами музыкального бизнеса у него так и не сложились. Иногда богатство выбора имеет и свои явно негативные стороны…

В 50-е годы с искусством певца познакомились в главных мировых оперных центрах. Он успешно дебютировал и периодически появлялся на подмостках «Ковент-Гардена» и «Метрополитен-опера». Но основными оперными сценами для Гуэльфи всю его творческую жизнь оставались «Ла Скала», Римская опера, Арена ди Верона. В период до 1966 года Гуэльфи был одним из наиболее частых сценических партнеров Франко Корелли (наряду с Этторе Батьянини и Ансельмо Кольцани).

Разумеется, Гуэльфи мастерски исполнял свой основной репертуар – партии Скарпиа, Макбета, Альфио, Набукко… В них он мог выдержать и выдерживал конкуренцию с любым из своих выдающихся современников.

В студии грамзаписи осталась зафиксированной версия «Тоски», в которой спели Джильола Фраццони и Ферруччо Тальявини. В середине 50-х годов Фраццони занимала первое положение в «Ла Скала» именно в операх Пуччини. Обладательница крупного драматического сопрано, она пела на прославленной сцене партии Тоски, Минни, Чио-Чио-сан. Правда, ее карьера не была долгой. Тальявини был ведущим итальянским тенором лирического плана в Италии в 50-е годы. С его участием записано немало опер («Риголетто», «Мадам Баттерфлай», «Лючия ди Ламмермур»). Благодаря хорошей технике он мог успешно справиться и с партией Каварадосси, хотя обычно ее исполняют гораздо более крепкие голоса. В целом запись получилась достаточно интересной. Дирижер Артуро Базиле предложил очень сдержанные темпы, придавшие опере в целом некоторую монументальность (эта «Тоска» длится немногим более 120 минут). Но в этой монументальности очень комфортно себя ощущали крупные голоса Фраццони и Гуэльфи. Уже судя по этой записи, можно было понять, что Гуэльфи является весьма одаренным артистом, а не только вокалистом. Подтверждением тому является видеозапись «Тоски», сделанная в Японии в 1961 году во время гастролей солистов «Ла Скала». Партнерами певца здесь были Рената Тебальди и Джанни Поджи. Гуэльфи создал трактовку Скарпиа, заметно отличающуюся от той, которую предлагали Тито Гобби и Альдо Протти. В исполнении Гобби барон являлся воплощением вселенского зла в человеческом обличье, и это была одна из самых впечатляющих его ролей. Гуэльфи на первый план, как мне кажется, выдвинул черты утонченного либертина, который от этого не становится менее страшным, поскольку творит зло по собственной прихоти и произволу. Внушительная фигура Гуэльфи, одетого в кружевной камзол и шелковые чулки, с манерами галантного кавалера и беспощадного палача стала одним из центров притяжения этого спектакля.

В начале 60-х годов Гуэльфи находился в блестящей вокальной форме. Об этом свидетельствует и запись спектакля «Двое Фоскари», сделанная в 1961 году в венецианском театре «Ла Фениче». Ранней вердиевской оперой продирижировал Туллио Серафин, а партнерами выступили Лейла Генчер и Мирто Пикки. Исполнение партии Дожа в целом и особенно арии Oh, vecchio core оставляет незабываемое впечатление. Вообще этот спектакль является ярким свидетельством того, каков был уровень вокального исполнительства в итальянских театрах в те годы.

Невольно вспоминается блистательный устный рассказ Ираклия Андроникова «Римская опера», в которой он исключительно красочно и достоверно рассказывает о посещении спектакля «Андре Шенье» в Риме (этот рассказ нужно именно слышать, а не читать в печатной версии, поскольку при обычном чтении самые главные смысловые оттенки и музыкальные нюансы просто пропадают). В том представлении участвовали Гуэльфи, Стелла и Дель Монако. Для Гуэльфи партия Жерара была одной из центральных в репертуаре. Она прекрасно подходила для его широкого и звучного голоса. Для Ираклия Луарсабовича именно Гуэльфи стал настоящим героем того спектакля и как певец, и как актер.

К сожалению, Андроников был одним из немногих счастливцев, живших в СССР, кому довелось слышать Гуэльфи вживую на пике его карьеры. Так сложились обстоятельства. Хотя оперная Москва должна была услышать голос Джанджакомо Гуэльфи во время первых гастролей «Ла Скала» в столице. Но не случилось… Об этом упоминает в своем рассказе и сам Андроников. Но несколько более полно о ситуации рассказано в книге Юрия Волкова «Песни. Опера. Певцы Италии». На тех гастролях Гуэльфи должен был исполнять партию Генриха в «Лючии ди Ламмермур». Певец вместе с труппой приехал в Москву и готовился к первому спектаклю. На сценической репетиции под управлением Нино Сандзоньо во время прогона арии Генриха из первого действия он взял хриплую верхнюю ноту. Вторая попытка принесла тот же результат. Гуэльфи покинул сцену, отказался от участия в запланированных спектаклях и улетел в Италию. Тогда его заменил Пьеро Каппуччилли, уже заявленный для участия в «Трубадуре». Таким образом, очное знакомство наших любителей оперы с искусством выдающегося певца так и не состоялось.

А ведь на сцене «Ла Скала» он продолжал занимать ведущие позиции и до, и после этого неприятного инцидента. Он во второй раз в своей карьере открывал сезон в миланской опере в 1963 году, когда была представлена «Сельская честь» с участием Джульетты Симионато и Франко Корелли. В 1965 году Герберт Караян выбрал его для участия в своей студийной записи «Сельской чести». Партнерами певца в студии стали Фьоренца Коссотто и Карло Бергонци. Мне очень нравится эта запись. Конечно, темпы, предложенные Караяном, являются максимально медленными из всех возможных, но при этом создается колоссальное напряжение, когда физически ощущаешь сгущающуюся атмосферу надвигающейся неминуемой катастрофы. И голос Гуэльфи звучит здесь мощно, благородно и мрачно. Сама партия Альфио не слишком велика, но требует полной эмоциональной и вокальной отдачи. Тремя годами позже, в 1968 году, под руководством того же Караяна был снят фильм «Сельская честь», для которого была записана новая фонограмма, так как в партии Туридду был занят Джанфранко Чеккеле (Коссотто вновь исполнила партию Сантуццы).

В третий раз Гуэльфи открывал сезон в «Ла Скала» в 1966 году. Показательно, что с переездом Франко Корелли в Нью-Йорк сезон впервые после длительного периода не открывался «оперой тенора», коими были «Полиевкт», «Сельская честь», «Турандот»… В тот год сезон открылся ранней оперой Верди «Набукко», в которой Гуэльфи с блеском спел титульную партию. Имеющаяся запись с участием Елены Сулиотис и Николая Гяурова лучше любых слов подтверждает реноме каждого из ее участников.

Активная певческая карьера Гуэльфи продолжалась до начала 70-х годов. Уход певца со сцены не вызвал большого ажиотажа. Наверное, тогда кто-то думал, что замена найдется быстро. Но в реальности никакой замены не состоялось. Лишь Джорджо Дзанканаро в какой-то степени оказался ближе других к тому вокальному явлению, которое представлял собой голос Джанджакомо Гуэльфи.

После прощания со сценой Гульфи жил в Риме и занимался вокальной педагогикой.

Безвременная кончина выдающегося певца заставляет вспомнить крылатую фразу «Жизнь коротка – Искусство вечно!»…

Отправить "Недооценённые "золотые голоса" (часть IV) - Джанджакомо Гуэльфи" в Google Отправить "Недооценённые "золотые голоса" (часть IV) - Джанджакомо Гуэльфи" в Facebook Отправить "Недооценённые "золотые голоса" (часть IV) - Джанджакомо Гуэльфи" в Twitter Отправить "Недооценённые "золотые голоса" (часть IV) - Джанджакомо Гуэльфи" в del.icio.us Отправить "Недооценённые "золотые голоса" (часть IV) - Джанджакомо Гуэльфи" в Digg Отправить "Недооценённые "золотые голоса" (часть IV) - Джанджакомо Гуэльфи" в StumbleUpon

Обновлено 09.02.2012 в 20:02 Дискограф

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для idalgo1492
    Спасибо за статью, жаль, что ушел один из лучших баритонов. А ведь он собирался стать юристом (об этом упоминает Алексей Булыгин в книге "Принц в стране чудес. Франко Корелли"). В 18 лет он начал заниматься пением как драматический тенор и лишь позднее у него обнаружился прекрасный баритон. Дебютировал в партии Риголетто...
  2. Аватар для Дима Иванов
    У Гуэльфи есть ещё очень хорошая запись "Тоски" - Генуя 26 марта 1962 г. Там он выглядит особенно выигрышно на фоне своих партнёров - А.Стеллы с её голосом девочки (очень тонким) и П. Ферраро, который, конечно, вполне мог исполнять Каварадосси на очень высоком уровне, что подтверждается его студийными записями, но именно в этой записи был явно не в голосе - только "горели звёзды" исполнил очень хорошо на нежнейшем пиано. Как вы, Сергей, любите выражаться голос у Гуэльфи "чёрное золото на белом бархате". Глубина и темнота тембра, а также сила и объём голоса вполне позволили ему создать вселенское зло и в этой записи. Правда в этой записи он, наверное, более гедонистичен, похотлив и не столь мрачен как в японской.
  3. Аватар для Дискограф
    В прошлом году фонотека пополнилась записью "Африканки" из Флоренции 1971 года.
    Дима, я стараюсь "выражаться" в таком роде как можно реже. А что Вы имели в виду под черным золотом? Уж не нефть ли? ))))
  4. Аватар для Дима Иванов
    Лучше бы Вы старались прослушать Риголетто 1972 г., которую я Вам подарил))) Нет, конечно, не нефть, а "нефтяной" тембр голоса.)))
  5. Аватар для Дискограф
    Фирма Warner Fonit выпустила запись "Аиды" с Куртис Верна, Корелли и Гуэльфи. Кто-то ее приобрел и прослушал?

Трекбэков

Яндекс.Метрика Rambler's Top100