RSS лента

Per aspera ad astra, или Нетленные "консервы"

Недооценённые "золотые" голоса (часть V) - Людовик Шписс

Рейтинг: 5.00. Голосов: 1.
              
Румыния в XX веке подарила миру немало замечательных вокалистов. В начале века на оперных подмостках блистала Хариклея Даркле – первая исполнительница партии Тоски в одноименной опере Пуччини, которую для премьеры выбрал сам композитор. После Второй мировой войны в Румынии появилась целая плеяда высококлассных баритонов во главе с феноменальным Николае Херлей. А в середине 60-х годов прошлого века на оперные подмостки вышел и самый известный румынский тенор. Речь идет о Людовике Шписсе.

Людовик Шписс родился в мае 1938 года в городе Клуж. Город этот находится в Секуйском крае – месте компактного проживания в Румынии национальных меньшинств: венгров и немцев. И если Юлия Варади представляла венгерскую диаспору, то Людовик Шписс был выходцем из диаспоры немецкой. Он получил традиционное немецкое семейное воспитание, тем более что в те годы оно вполне приветствовалось, ведь Румыния была союзницей Германии в начавшейся Второй мировой войне. Определенная смена ориентиров произошла только в 1944 году после свержения режима Антонеску. В результате немцы утратили статус привилегированного меньшинства, поскольку стала проводиться политика усиленной румынизации национальных областей. Таким образом, Шписс вырос в условиях реального двуязычия, что впоследствии сыграло определенную роль в его карьере.

В юности вопрос о получении фундаментального музыкального образования даже не поднимался. Речь об этом просто не шла. Шписс закончил ремесленное училище и отправился в 18 лет работать на завод в Брашове. По счастливому стечению обстоятельств, на этом заводе существовал самодеятельный хор, участником которого и стал юный Людовик. И именно в этом хоре всем стали понятны его несомненные вокальные способности. И способности эти настоятельно требовали серьезного к ним отношения и профессионального обучения. В итоге Шписс оказался в Бухарестской консерватории, где его педагогами стали лучшее румынское лирическое сопрано того времени Арта Флореску и прославленный баритон старшего поколения Петре Штэфенеску-Гоангэ.

Сценический дебют молодого тенора состоялся в 1962 году в Лирическом театре города Галац в партии Герцога в «Риголетто». В том же году он перебрался в Бухарест, где два года пел в государственной оперетте (!). А в 1964 году Шписс становится солистом Румынской оперы в Бухаресте.

Еще в 1962 году Шписс стал лауреатом вокального конкурса в Тулузе. Впоследствии он побеждал также на конкурсах вокалистов в Хертогенбосе и Рио-де-Жанейро.

Дебютной партией Шписса в Бухарестской опере стал Каварадосси в «Тоске».

Яркое вокальное дарование молодого певца невозможно было не заметить. Уже в 1967 году он был приглашен на фестиваль в Зальцбург, которым руководил музыкальный диктатор Европы Герберт фон Караян. Под управлением прославленного маэстро Шписс исполнил партию Самозванца в «Борисе Годунове». Через некоторое время Караян осуществил запись «Бориса» для фирмы «Декка». На запись партии Самозванца был ангажирован именно Шписс.

Попробуем представить себе, какой выбор был у Караяна по части исполнителя партии Самозванца. Поскольку проект во многом базировался на использовании художественного потенциала Софийской народной оперы, можно было предположить возможность участия в записи Николы Николова или Димитра Узунова. Единственным западноевропейским тенором, бывшим на «ты» с русской оперой и русским языком, был Николай Гедда. Наконец, была возможность привлечь теноровые силы из Советского Союза, к примеру, того же Владимира Атлантова, в 1966 году победившего на III Конкурсе имени Чайковского и с 1967 года занявшего первое положение в Большом театре. Конечно, мотивы, которыми руководствовался Караян, нам неизвестны, но все-таки кое-что можно предположить. Димитр Узунов несколькими годами раньше принял участие в записи «Бориса» под управлением Андре Клюитанса для фирмы EMI и вряд ли мог быть задействован в конкурирующем проекте. Никола Николов испытывал явное тяготение в итальянской опере, которая была его истинной стихией. Николай Гедда записал Самозванца в 1952 году и по своему статусу вполне мог претендовать на повторную запись. Но мне как-то не приходит на ум ни одной записи, в которой бы встретились Караян и Гедда. Может быть, дело в личных отношениях?... Неприглашение кого-то из советских теноров на эту партию можно объяснить трудностями согласования кандидатуры с Министерством культуры и явной подковерной возней, сопровождавшей это согласование. Удивительно, что в записи все-таки приняли участие Алексей Масленников и Галина Вишневская. Хотя последняя, по слухам, очень интенсивно поработала локтями, чтобы приглашение на запись досталось ей, а не Ирине Архиповой, чей голос по всем объективным параметрам куда лучше подходил для партии Марины Мнишек. Вероятно, менеджерам «Декка» и самому Караяну не хотелось тратить время и энергию на согласование участия третьего советского вокалиста, ведь в то время сами отечественные певцы в этих вопросах были практически бесправны. А тут под рукой оказался молодой и подающий большие надежды румынский тенор. К тому же проверенный на Зальцбургском фестивале. К тому же имеющий определенное понятие о русском языке, который стали изучать в румынских школах после войны. И ко всему прочему, свободно владеющий немецким - языком дирижера, что значительно облегчало общение и обеспечивало максимальное выполнение его требований. И опять же румынский тенор был тогда практически неизвестен, а Караян любил зажигать новые «звёзды»!

Как бы то ни было, выбор Караяна пал именно на Людовика Шписса. Конечно, запись эта знаменита, но знаменита в основном на Западе, где практически не знают интерпретаций русских опер, записанных с участием советских певцов под управлением советских дирижеров. Могу только констатировать, что интерпретации шедевров Мусоргского, записанные в СССР, всегда на голову выше трактовок самых именитых зарубежных дирижеров. В версиях западных дирижеров начисто пропадает сам дух русской музыки, что не позволяет принять их сердцем. Для меня исключение из этого правила составляют только «Борис» 1952 года под управлением Исая Добровейна и «Жизнь за царя» под управлением Игоря Маркевича (в обеих участвует Борис Христов). Тем не менее, запись Караяна имела шумный успех на Западе. Главные похвалы достались, естественно, дирижеру. Но и исполнители главных партий, в том числе Шписс, не были обделены вниманием музыкальной прессы.

Успехи на конкурсах вокалистов и в студии грамзаписи повлекли за собой расширение гастрольной географии Людовика Шписса. Он начал достаточно часто появляться на различных европейских оперных сценах. Так, в течение ряда лет он совмещал премьерство в опере Бухареста с положением первого тенора Цюрихской оперы. В числе престижных сценических площадок, на которых певцу довелось выступать, можно назвать Арену ди Верона, Венскую оперу, Штутгартскую оперу, театр «Колон» в Буэнос-Айресе. Наконец, в 1971 году он выступил в «Метрополитен-опера» в партии Радамеса, а спустя два года в ней же вышел на подмостки лондонского «Ковент-Гардена». Появлялся певец и на сцене «Ла Скала». Но ни в одном из главных оперных центров планеты он не смог закрепиться на длительный период, несмотря на большой успех у публики и прессы.

По отзывам прессы Шписс обладал более чем скромными сценическими способностями, впрочем, как и большинство его коллег по оперному цеху. Главным его достоинством был действительно роскошный голос. Это был настоящий тенор-спинто с явным драматическим уклоном. Этот голос имел очень красивый латинский тембр и большой объем. У Шписса была типично теноровая фигура с необъятной грудной клеткой. Благодаря этому он мог добиваться запоминающихся динамических эффектов, что в сочетании с ярким и хорошо оформленным верхним регистром производило немалое впечатление на слушателей. В целом это действительно был голос международных кондиций. Правда, кондиции эти сохранились недолго.

Репертуар певца включал в себя в основном итальянские оперы, но в нем присутствовали и партии немецкого репертуара (Флорестан, Лоэнгрин), а также чешские и русские оперы.

У себя на родине положение Шписса в оперной иерархии было незыблемым. Его достаточно регулярно задействовали в студиях грамзаписи. Фирмой Electrecord было выпущено несколько полных комплектов с записями опер с его участием.

Одной из лучших работ Людовика Шписса в студии стала запись оперы Сен-Санса «Самсон и Далила», сделанная под руководством Курта Адлера. На мой вкус, это одна из самых лучших записей данной оперы из всех, мною слышанных. Здесь собраны певцы экстра-класса: Людовик Шписс, Елена Черней и Дан Йордахеску. Партия Самсона прекрасно легла на голос певца, находившегося в оптимальной форме. Умение красиво брать и долго держать ноты верхнего регистра здесь пришлось особенно впору. Партия Самсона требует большого певческого напряжения и широкого дыхания, но все трудности были успешно преодолены, а мощь звукового потока находилась в полном соответствии с образом. Для меня Шписс – любимый Самсон (наравне с Пласидо Доминго).

Еще одной явной удачей певца стала запись пуччиниевской «Турандот». В ней приняли участие такие известные солисты, как Октав Энигареску и Теодора Лукачу, партию принцессы спела Мария Слэтинару. В этом достойном окружении Шписс ощущался реальной звездой. Калафа он исполнил очень ярко, пафосно, показав полные возможности своего голоса. Особенно впечатляло его роскошное вибрато в верхнем регистре. И в целом вокальный образ Калафа вполне сложился. Может быть, высот Дель Монако и Корелли достигнуто не было, но все равно это было исполнение высшего уровня.

В начале 70-х годов Шписса приглашали на записи и за пределами Румынии. В 1971 году с его участием фирма Ariola-Eurodisc записала оперу Глюка «Ифигения в Авлиде» в редакции Рихарда Вагнера на немецком языке. Шписс здесь прекрасно исполнил не самую легкую партию Ахилла. Его партнерами выступили Дитрих Фишер-Дискау, Анна Моффо и Труделизе Шмидт. Дирижировал Курт Айххорн. На фоне своих знаменитых коллег Шписс нисколько не потерялся. В сольных эпизодах он показал уверенное красивое пение и чувство стиля. Вообще в этой записи наиболее запомнились Фишер, Шмидт и Шписс. Голос Моффо звучал с непонятной тембральной остротой по всему диапазону, а партия Калхаса в исполнении Томаса Стюарта очень невелика по размеру.

Чуть позже фирма Eterna записала фрагменты из «Кармен» с участием Бригитты Фассбендер, Аннелизы Ротенбергер и Людовика Шписса. Единственным недостатком этой записи для меня является исполнение опять же на немецком языке. К вокалу вышеназванных исполнителей претензий фактически нет. При этом Шписс показал умение петь в ансамбле со столь разными голосами, как лирическое сопрано и драматическое меццо-сопрано. Ария Хозе была исполнена с настоящим чувством. А заключительный дуэт Хозе и Кармен был спет с большим накалом и самоотдачей.

У себя на родине Шписс записал еще две итальянских оперы. Это были «Богема» и «Сила судьбы». Данную «Богему» я целиком не слышал, но по фрагментам могу сказать, что Шписс оказался несколько непривычным Рудольфом. Массивность голоса здесь не пошла на пользу образу. Вроде бы все озвучено, но не чувствуется поэтичности, присущей этому персонажу. А вот «Сила судьбы» демонстрирует уже явную певческую деградацию артиста. В этой записи приняли участие Николае Херля и Мария Слэтинару. Безоговорочным героем записи стал Херля, продемонстрировавший блистательный вокал в лучших итальянских традициях. А вот голос Шписса обнаруживает намеки на тембральное увядание и, самое главное, звучит с явно заметным качанием на выдержанных нотах по всему диапазону. И это качание очень мешает позитивному восприятию всей партии Альваро.

К сожалению, изменения в голосе певца оказались необратимыми. По большому счету, активная международная карьера Людовика Шписса продолжалась менее 10 лет (с 1967 по 1975 годы). В 1975 году он участвовал в Лондоне в исполнении «Песни о земле» Малера вместе с Джэнет Бейкер. Это исполнение было впоследствии издано на компакт-дисках. Дирижировал тем исполнением знаменитый Рудольф Кемпе.

Во второй половине 70-х годов международные ангажементы Шписса резко пошли на убыль. Тем не менее, он продолжал до середины 80-х годов оставаться ведущим тенором Бухарестской оперы. У себя дома он пользовался неизменной любовью и уважением публики. Певческая карьера Шписса к его 50-летию плавно сошла на нет.

Но жизнь предоставила ему еще шансы побыть на гребне известности. После свержения режима Чаушеску певец вошел в состав правительства в качестве министра культуры. Во время правления Иона Илиеску он занимал этот пост в 1992-1993 годах. Затем на достаточно длительное время Шписс отошел от активной публичной деятельности и вел сугубо частную жизнь. Его хобби было собирание курительных трубок. Также он был любителем хорошо покушать и уделял немалое внимание гастрономическим утехам.

В 2001 году Шписс вновь окунулся в театральную атмосферу. Он был назначен главным администратором (читай – директором) Бухарестской оперы. На этом посту он оставался до 2005 года. Время руководства Шписса не было безоблачным для коллектива оперы. Оно было отмечено забастовками персонала в связи с низким уровнем зарплат. В результате Шписс вынужден был уйти со своего поста.

А в январе 2006 года на охоте в одном из угодьев на юге Румынии у города Алессандрия певца настиг инфаркт. Похоже, курение и чревоугодие не прошли даром и сделали свое черное дело. Шписс скончался в возрасте 67 лет.

В истории оперного исполнительства Людовик Шписс остался яркой, но достаточной быстро угасшей звездой. Однако никто из румынских теноров до сих пор не может даже близко подойти к тому успеху, который в свое время выпал на долю этого артиста…

Отправить "Недооценённые "золотые" голоса (часть V) - Людовик Шписс" в Google Отправить "Недооценённые "золотые" голоса (часть V) - Людовик Шписс" в Facebook Отправить "Недооценённые "золотые" голоса (часть V) - Людовик Шписс" в Twitter Отправить "Недооценённые "золотые" голоса (часть V) - Людовик Шписс" в del.icio.us Отправить "Недооценённые "золотые" голоса (часть V) - Людовик Шписс" в Digg Отправить "Недооценённые "золотые" голоса (часть V) - Людовик Шписс" в StumbleUpon

Обновлено 24.01.2015 в 21:32 Дискограф

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для placido
    Спасибо!
    очень интересно и познавательно!
    мало слышал этого певца,надо будет восполнить пробелы...
  2. Аватар для Дима Иванов
    Я до сегодняшнего дня не слышал этого певца. Не могу разделить Ваше мнение о нём. На звание "золотого" этот голос не тянет никак. Неяркий, тусклый тембр. Высокое си в дуэте с Вишневской и в "милой Аиде" он взял с трудом и явным тремором. Постоянная растембровка. Кстати, Вишневская молодец. В том небольшом отрывке, который я прослушал она сумела загустить свой голос, но при этом звучала естественно, почти как настоящее меццо.
    В партии в дуэте Отелло с Дездемоной он мне понравился намного больше. Во всяком случае технически он справился. Но ведь эта партия требует большой звонкости голоса. А этого то у Шписса нет и в помине. Плюс ко всему тембр бедный. Вообщем не Отелло он.
    Но как бы там ни было, большое спасибо за обстоятельный рассказ.
  3. Аватар для Дискограф
    Дима, похоже Вы снова на "тюбике" побывали...
    Никак не могу согласиться с Вашим мнением в данном случае. У Шписса был великолепный тенор. Я всегда с удовольствием слушал его записи, которые у меня есть и о которых я рассказал в посте. Вполне возможно, что растембровка относится именно к периоду после 1975 года. Но я же и не говорил, что он пел прекрасно всю карьеру.
    Тем не менее, подтвержу, что его Самсон и Калаф выше всяких похвал.
    Про неяркий и тусклый тембр вообще не могу комментировать. Что-то не то Вы послушали... Честное слово!
    И в "Борисе", и в "Аиде" у тенора наверху си-бемоли, но не си.
    К сожалению, не видел переизданий записей фирмы Электрекорд на компактах. Если вдруг увидите, купите обязательно.
  4. Аватар для Дима Иванов
    Да, на тюбике. Но он же ведь не способен радикально исказить тембр и голос певца и убрать из них добрую половину фермант. Например, на нём отчётливо слышно, что нелюбимый Вами Шаляпин действительно не обладал басовой глубиной и мощью голоса. При этом Вы не отрицаете, что голос у Шписса всё-таки был неяркий со слабой верхней ферматой. Самсона и Калафа я не слушал, но ведь эти партии требуют мясистых голосов. А этот голос разве мясистым назовёшь? Хотя надо признать, что актёром Шписс был отменным и держался на сцене очень хорошо. Приятно на него смотреть.
  5. Аватар для opera19962010
    Не знаю, как Вы слушали, Дима, но Шписс - отличный тенор. И "мясо" у него как раз в голосе есть! И "Celeste Aida" он прекрасно поет.
  6. Аватар для Дискограф
    Дима, Ваше право слышать то, что Вы слышите.
    Но я продолжаю утверждать, что у Шписса именно мясистый голос, и даже избыточно мясистый. И верха у него очень яркие и красивые. Ни о какой слабости верхнего регистра в годы расцвета речь вообще не шла.
    А вот актером он был слабым. Так, по крайней мере, пишут во всех источниках. Во всяком случае, его сильной стороной было именно пение, а не лицедейство.
  7. Аватар для Дима Иванов
    Ну зачем же так грубо - лицедейство. Мне очень понравилось, что Шписс так хорошо сложен и непринуждённо двигается на сцене. Это его жирный плюс. Давайте немного уйдём в сторону. Признайтесь честно: Вишневская вас удивила в этой записи Годунова? Я никак не ожидал от неё такой плотности звучания. Она Марину исполняла только один раз?
  8. Аватар для Дискограф
    Никогда не думал, что слово "лицедейство" означает нечто грубое... Ну да ладно...
    По поводу сложения и передвижения имеется в виду дуэт Азучены и Манрико с участием Архиповой? Кстати, чем Вам там Шписс не понравился в смысле вокала?
    ГПВ удивила меньше, чем Вы думаете. У нее всегда был достаточный нижний регистр с горловым оттенком. Не имею информации, что она когда либо исполняла Марину в Большом. В те времена там было столько меццо, способных спеть эту партию, что вряд ли она могла на нее претендовать.
    А к Шписсу я все-таки призываю Вас прислушаться повнимательнее. И послушайте его записи на нормальных носителях при возможности.
    Обновлено 08.04.2012 в 00:43 Дискограф
  9. Аватар для Дима Иванов
    Нет, я имею ввиду любовный дуэт из Отелло с Мариной Кириловичи. А чем не понравился я уже описал: слабая верхняя фермата вследствие чего голос лишён полётности. И если использовать терминологию небезызвестного в музыкальных кругах товарища Багрунова, то это не "природный голос". В том смысле, что поёт не резонаторами, а связками. Вследствие этого невыразительные верха (в частности, в дуэте с Мариной он исполнил "моя чаровница" так как-будто испугался Марину как огня, что в корне неверно), и присутствовал барашек в тембре. Наверное, поэтому его карьера была недолгой.
  10. Аватар для Дискограф
    Про слабый верхний регистр комментировать нет никакой возможности. В третий раз предлагаю Вам набраться терпения и все же найти записи "Самсона" и "Турандот", хотя понимаю, что это проблемно.
    Похоже, мы с Вами по-разному слышим голоса. У Шписса была такая грудная дека, какой могли похвастаться очень немногие. И при этом богатстве у него не было необходимости вешать голос на связки.
    Прошу прощения за необразованность, но небезызвестного товарища Багрунова я не знаю. Не приходилось сталкиваться...
    Мне кажется, я в посте достаточно ясно написал, что почти все зарубежные интерпретации русских опер на голову ниже тех, что записаны в советский период. Поэтому я даже не стал разбирать музыкальные особенности караяновской версии "Бориса".
  11. Аватар для Sasha.E.Zhur
    Спасибо за то, что дневник живёт!
    ГПВ записала Мнишек дважды: с Караяном и Ростроповичем. На сцене, тем более в БТ, она не пела её никогда. А Николай Гедда записал с Караяном Баттерфляй. Но это к слову...

    Шписс - уникальный голос. Это голос с ТЕМБРОМ, что встречается редко. И , вероятно, именно это услышал и оценил Караян.
    Замечательный голос для французской и немецкой романтической оперы. Вы упомянули Флорестана. Уверен, что это как раз его репертуар. Жаль, что Шписс не оставил нам Элеазара, Иоанна Лейденского, Макса, Гюона.
  12. Аватар для Дима Иванов
    Саша, не могли бы Вы пояснить, что Вы имеете ввиду? То есть, по Вашему выходит, что большинство голосов без тембра? Такое же биологически невозможно (единственное исключение фальцет).
  13. Аватар для Sasha.E.Zhur
    Да нет, конечно, Дим. У всех, ВСЕХ, есть тембр. Но в случае Виккерса, Шписса, Гедды, Корелли, Крауса, Каррераса, Вундерлиха понятие "тембр" особенно ярко иллюстрировано. Я надеюсь, что Вы меня понимаете.
  14. Аватар для Дима Иванов
    Да, согласен со всеми, кроме Каррераса и Крауса. Для меня они "голосистые безголосцы", то есть голоса-то он природы нет, но есть вдохновение, хорошая техника и страсть в голосе.
  15. Аватар для Дима Иванов
    Нет, Сергей, Вы не правы как раз достать Самсона со Шписсом очень легко: он бесплатно выложен в интернете. Кстати, Вам на заметку есть очень интересная запись, где собраны все Ваши любимцы: Мусоргский / Хованщина (ит.) / 2 CD / Коссотто, Е.Сулиотис, Mietta Sighele, В.Лукетти, Л.Шписс, Г.Хандт, З.Нимсгерн, Ч.Сьепи, Н.Гяуров / Дирижер Бого Лескович / Рим RAI 1.11.1973
  16. Аватар для Дискограф
    Цитата Сообщение от Дима Иванов
    Да, согласен со всеми, кроме Каррераса и Крауса. Для меня они "голосистые безголосцы", то есть голоса-то он природы нет, но есть вдохновение, хорошая техника и страсть в голосе.
    Это утверждение полностью на Вашей совести, Дима! Говорить о молодом Каррерасе, что он не имел голоса и пел за счет техники и вдохновения... Более чем сомнительное утверждение!
    У Крауса бедный по окраске тембр, но голос в свежайшем состоянии он сохранил до конца жизни. Ведь тембр - далеко еще не весь голос.
  17. Аватар для Дискограф
    Ну, если "Самсон" со Шписсом столь доступен, прослушайте его! Только в нормальном аудиоформате, а не в каком-нибудь mp3. Вряд ли возможно поколебать чье-то мнение, если оно уже сложилось. Но все-таки имеющий уши да услышит!...
    Запись "Хованщины" мне известна. Она издается фирмой Opera d'Oro. Если бы такой подбор солистов собрался на какой-то итальянской опере, это было бы событие. А вот в русской - сильно сомневаюсь. Я не горю желанием приобретать русские оперы в зарубежном исполнении. Эффект совсем не тот. Русскую музыку способны осилить и понять только русские исполнители (по большому счету). Даже братьев-болгар не всегда можно слушать.
  18. Аватар для Дискограф
    Конечно, про "Баттерфлай" Караяна с участием Гедды я и позабыл... ((( Но в общем океане музыки, записанной обоими в студии, эта запись - капля в море.
  19. Аватар для Дима Иванов
    А у меня как раз такие вот "голосистые безголосцы" вызывают особый пиетет. Потому что они опровергают общепринятое мнение о том, что без хорошего голоса нельзя стать выдающимся певцом. Ведь у Крауса тембр не только бедный, но и белёсый, неяркий и если быть искренним до конца, то и скучный. У Каррераса чуть поярче, но с песочком. Но вертуозность берёт меня за душу и почти каждый день их слушаю.
  20. Аватар для Sasha.E.Zhur
    Мой "голосистый безголосец" - Бергонци! Никогда его не узнаЮ!

Трекбэков

Яндекс.Метрика Rambler's Top100