Шлягеров шлягер и хит из хитов
...Эта опера играет особую роль в моей фонотеке. Собственно, всё моё собрание началось с приобретения 31 марта 1975 года комплекта пластинок с записью этой оперы в одном из магазинов на Невском в Ленинграде. Речь идёт о «Кармен» Жоржа Бизе. Так эта опера, нередко именуемая главным оперным хитом XIX века, заняла в моем каталоге место под номером 1.
Прошли десятилетия. За это время в моем собрании появились разные версии этой шлягерной оперы. Разные по уровню исполнения и разные по эстетическому восприятию. В дискографии «Кармен» у меня есть записи очень любимые и есть совсем нелюбимые. Такое разнообразие восприятий весьма напоминает характер титульной героини, изменчивый и непостоянный. Сама партия Кармен, в российской традиции неизменно исполняемая пышнотелыми и не менее пышноголосыми меццо-сопрано, в международной практике является полем нескончаемой борьбы между традиционными меццо и менее традиционными сопрано. Причем в студиях грамзаписи последние удерживают, как минимум, почетный паритет…
1. Архипова, Дель Монако, Лисициан, И. Масленникова/ Мелик-Пашаев
Всё началось со спектакля, ставшего легендарным сразу после его окончания. Сам по себе факт, что исполнитель-гастролер после двух спектаклей на сцене Большого был удостоен ордена Ленина, свидетельствует о многом. Если уж высокое оперное искусство проняло такого «ценителя прекрасного», как Никита Хрущёв, то что тогда говорить о людях, для которых посещение Большого в тот вечер изменило течение всей жизни (история Владислава Пьявко, я полагаю, известна всем). По определению, в этом записанном на пластинки спектакле 1959 года главным является знаменитый гастролер, а не исполнительница партии цыганки. Но по прошествии полувека и ухода из жизни обоих протагонистов можно оценивать эту запись более рационально. Ирина Архипова продемонстрировала здесь тот самый темперамент, который обычно был скрыт за строгой академичностью ее певческой манеры. Голос ее звучал светло и ярко. Она не пыталась демонстрировать жгучие низкие ноты, поскольку нижний регистр ее великолепного голоса был недостаточно насыщен. Зато в центре и на верхах она чувствовала себя абсолютно свободно. А уж тембральное богатство спрятать было совершенно невозможно! Не самая очевидная на тот момент Кармен (в Большом были и другие претендентки на исполнение этой партии в гастрольных спектаклях) заставила говорить о себе как о выдающейся певице и актрисе и на долгое время заняла бесспорное и заслуженное первое положение в труппе Большого театра, никогда не испытывавшего дефицита с меццо высокого уровня. Марио Дель Монако во время этих гастролей находился в великолепной вокальной форме. Сугубо индивидуальный звенящий металлом тембр, полная уверенность и самоотдача на сцене оставляют сильное впечатление. Драматически напряженная партия Хозе, тем не менее, не содержит в себе крайних нот тенорового диапазона, и проблем с ее исполнением у великого итальянца не было никаких. Более того, он сознательно расширял и углублял звук, держал продолжительные ферматы на высоких нотах и поражал общей мошью звучания голоса. Порой итальянская страсть буквально захлестывала певца, но все же ему удалось удержаться в границах хорошего вкуса. Павел Лисициан не мог не произвести впечатления самим тембром своего голоса, заслужив высокую оценку от своего звездного итальянского коллеги по оперному цеху. Несколько более бледной предстала Микаэла в исполнении Ирины Масленниковой. Лично мне мешала заметная старомодность в подаче звука и небольшой, но заметный свистяще-шипящий дефект речи. Вообще этот спектакль был неким образчиком «советского» оперного стиля того времени. Особенно это касалось исполнителей второстепенных и маленьких партий. Преувеличенное внимание к смысловой подаче слова в ущерб звуковой и музыкальной подаче особенно заметно в некоторых речитативных местах. Но в целом Мелик-Пашаев создал весьма запоминающийся спектакль с участием реальных оперных «звезд» того времени. К недостаткам могу отнести только исполнение оперы на русском и итальянском языке.
2. Хорн, Мак-Крэкен, Краузе, Малипонте/ Бернстайн
Эта запись, выполненная в 1969 году, является одной из моих самых любимых, причем любимых безоговорочно. Это авторская редакция оперы с разговорными диалогами, которые превратили всю запись в великолепный и захватывающий спектакль. Надо сказать, что звукорежиссеры Deutsche Grammophon очень сильно постарались по этой части, за что им следует сказать большое спасибо. Музыкальная часть этой записи практически совершенна. Дирижерский гений Бернстайна оставил нам светлое, яркое и, в то же время, насыщенное страстью прочтение. Оркестр «Метрополитен-опера» под его управлением звучал обворожительно и прозрачно. Исчезла некая тяжеловесность и сгущенность колорита, чаще всего свойственная многим известным интерпретациям. Совершенно выдающееся впечатление на меня произвела Мэрилин Хорн. Она сумела быть равно убедительной и в вокальных, и в разговорных кусках, причем некоторые ее чисто актерские вкусности просто незабываемы. Тесситурные возможности Хорн не могут не вызвать восхищения. Особое впечатление оставляли крайние ноты как вверху, так и внизу. А более драматически насыщенного исполнения финальной сцены просто трудно себе представить. Очень своеобразным исполнителем партии Хозе оказался Джеймс Мак-Крэкен. Это была первая запись, в которой я его слушал. И здесь он не производил впечатления тенора драматического плана. Скорее это был восторженный спинтующий тенор. При том образе, который им был создан, можно считать оправданным исполнение кульминации арии с цветком a mezza voce. Хотя любители трубнозвучных теноровых эффектов вряд ли простят ему художественную тонкость. Том Краузе спел Эскамильо достойно, хотя нельзя не отметить, что нижний регистр его баритона звучал откровенно глухо. Но общий артистизм исполнения перекрывал этот недостаток. Адриана Малипонте исполнила партию Микаэлы сочным, красивым, чисто итальянским голосом, оставшись в рамках привычных представлений о партии. Не могу не отметить исполнение Дональдом Грэммом маленькой партии Цуниги. Подобные исполнения явно украшают оперу в целом. Повторюсь: для меня это лучшая из существующих версий с разговорными диалогами.
3. Фассбендер, Шписс, Аннхайзер, Ротенбергер/ Патане
Очень интересная запись, собравшая известных певцов. Сразу скажу о недостатке: она выполнена на немецком языке. Иных недостатков в ней как-то не наблюдается. Все исполнители в прекрасной вокальной форме и поют с большим увлечением. Высокое меццо Бригитты Фассбендер легко справляется с трудностями тесситуры. Свою партию она проводит с большой страстью. Людовик Шписс в тот момент находился в отличной форме и оставил большое впечатление грудным звучанием своего красивого драматического голоса. Особенно сильное впечатление он оставил в дуэте с Микаэлой и финальной сцене оперы. Впрочем, и ария в его исполнении прозвучала отменно. Вольфганг Аннхайзер отлично исполнил куплеты Эскамильо, практически не ухудшив качество звучания голоса во втором куплете – такое бывает не всегда! И очень понравилась «принцесса шарма» Аннелизе Ротенбергер. Ее голос всегда вызывал у меня энтузиазм. И в этой записи чувствовалось, что поет настоящая мастерица своего дела. Джузеппе Патане продирижировал вполне традиционно и увлеченно. Достойная запись!
4. Лос Анхелес, Гедда, Блан, Мишо/ Бичем
Версия с речитативами Гиро исключительных художественных достоинств! Томас Бичем создал звуковой шедевр. Оркестр здесь исключительно красочен и блестящ, но отнюдь не тяжеловесен. Умеренные темпы, выбранные маэстро, подчеркивают как праздничность некоторых массовых эпизодов, так и сгущающийся драматизм общего развития сюжета. Нельзя не отметить, что Виктория де Лос Анхелес создала самый благородный образ Кармен из всех исполнительниц этой партии. И почему-то хочется верить, что великая испанская певица показала здесь подлинно национальный характер, сдержанный и далекий от вульгарности. Лирическое по своей сути сопрано Лос Анхелес звучит ровно и красиво по всему диапазону, тесситурные трудности никак не ощущаются. На мой вкус, это однозначно лучшая работа певицы в студии грамзаписи. Очень достойно исполнил партию Хозе Николай Гедда. Казалось бы, она не совсем подходит ему по темпераменту и по характеру голоса. Но когда слышишь в его исполнении сцену ревности и ухода с Микаэлой в третьем акте, отчетливо понимаешь, что у Гедды был немалый темперамент и запас вокальной экспрессивности. Меня его трактовка полностью удовлетворила. Отлично прозвучал в партии Эскамильо темный баритон Эрнеста Блана. Хрестоматийная для французского баритона партия была исполнена более чем достойно. И, наконец, исключительное впечатление оставила Жанин Мишо в партии Микаэлы. Для меня она – лучшая Микаэла из всех, слышанных и виденных. К этому мне больше нечего добавить.
5. Л. Прайс, Корелли, Меррилл, Френи/ Караян
Знаменитая (и совершенно заслуженно) первая запись Караяна. О ней я уже писал в посте, посвященном дискографии Франко Корелли. В этой записи все на своих местах. Вокальные проблемы и трудности отсутствуют по определению. Роберт Меррилл предъявил самую захватывающую и качественную версию куплетов Эскамильо из всех, мною слышанных. К недостаткам могу отнести явно выраженное шипение в голосе Леонтин Прайс, присущее ее тембру в 60-х годах прошлого века, из-за чего главную героиню сразу и бесповоротно ощущаешь негритянкой, но никак не испанкой. Но к финалу оперы эти детали отступают на второй план, уступая место общему восхищению от музыкального прочтения и вокального исполнения.
6. Симионато, Дель Монако, Коломбо, Туччи/ Верки
Еще одна запись живого спектакля 1959 года, выполненная на гастролях в Токио. Поражает качество стерео звучания: так в Европе в то время не всегда в студии записывали, а тут такой изумительно чистый и красивый звук со сцены! Дефект опять же, по большому счет, один: исполнение на итальянском языке. Но зато какой блистательный вокал здесь демонстрируется! Меня просто удивила Джульетта Симионато. Кармен – это ее роль! И по темпераменту, и по вокальным данным. При этом именно в этом спектакле я у нее не слышу заметного назального призвука, который порой мне так мешает полюбить ее полностью и безоговорочно… Совершенно феноменальное пение демонстрирует Марио Дель Монако. Похоже, 1959 год был одним из самых удачных для великого тенора. Он явно находился на пике формы и возможностей. Браво, браво, архибраво!!! Участие Шипио Коломбо в партии Эскамильо оказалось очень интересным и в который раз подтвердило тот факт, что в те годы в Италии было не просто много, а слишком много классных баритонов. И, наконец, исполнение партии Микаэлы я считаю самой удачной записью Габриелы Туччи. Здесь она показала такое качество голоса, до которого не смогла достичь ни в студийных "Паяцах" и "Трубадуре", ни в других живых записях, сделанных в разное время в разных местах. После этой Микаэлы я стал по-иному воспринимать творчество певицы в целом.
7. Моффо, Корелли, Каппуччилли, Донат/ Маазель
Об этой записи я также говорил в посте о Корелли, и добавить, в общем-то, нечего. Моффо слишком много боролась с вокальными трудностями. Донат была достаточно бледна. Голос Корелли уже пережил пик возможностей, хотя и звучал очень достойно. Каппуччилли был более чем корректен, но на его партии всю оперу никак не вывезешь…
8. Каллас, Гедда, Массар, Гио/ Претр
Очень сложная для восприятия и противоречивая версия. Для меня, как безоговорочного поклонника Каллас, сам факт существования этой записи – благо. В каком бы состоянии ни был голос Богини, она была способна даже его остатками создать яркий образ. Не могу согласиться с образным выражением Николая Гедды, заявившего, что Каллас пела, будто у нее во рту была горячая картошка. Конечно, голос Богини звучал достаточно жестко и не очень гибко, но благодаря этому ее Кармен оказалась непохожей на образы, созданные другими исполнительницами. И уж в целостности этого образа Каллас не откажешь! Гедда спел своего второго Хозе в более зажигательном ключе, чем в записи Бичема. Во многом это определялось дирижерской трактовкой Жоржа Претра, оркестр которого иногда казался перегруженным. Робер Массар образцово справился со своей партией. А вот Андреа Гио, по большому счету, ничем не запомнилась. Красивое корректное исполнение, на мой взгляд.
9. Резник, Дель Монако, Краузе, Сазерленд/ Шипперс
Однозначно самая неудачная и нелюбимая мной запись «Кармен». Обоим главным героям могу поставить только негативные оценки. Лысый, некрасивый, расслоенный голос Регины Резник мне никогда не нравился. Но в партии, где требуется вокально-тембральная роскошь, он кажется некрасивым вдвойне. У певицы был несомненный драматический талант, но и он не в состоянии полностью искупить чисто вокальные недостатки. Мне просто физически неприятно было слушать сцены с участием Кармен. Только финальная сцена хоть как-то примирила меня с этой певицей. Вторым полнейшим крушением стало пение Марио Дель Монако в своей коронной партии. Если бы не существовало двух живых версий с его участием, я бы ни за что не сказал, что Дель Монако – великий исполнитель партии Хозе. В записи голос лишен полетности, объема и присущей ему красоты. Странное звучание, одним словом. А ведь это запись 1963 года, автокатастрофа еще впереди… Эскамильо спел Том Краузе, причем он прозвучал более качественно, чем через 6 лет у Бернстайна. Но это было сугубой вокализацией, и не более того. Чрезвычайно холодной получилась Микаэла у Джоан Сазерленд. Тембрально красиво, но совершенно неинтересно. Более чем рядовая Микаэла. По-моему, вся запись в целом – самая большая неудача Томаса Шипперса. В других операх впечатление от его дирижирования гораздо более положительное.
10. Бальтса, Каррерас, Ван Дам, Риччарелли/ Караян
Вторая запись Караяна, на этот раз с разговорными диалогами. Мне эта запись кажется невзрачной и невыразительной. Мне откровенно не по душе Каррерас в партии Хозе. Тембр красивый, но драматизм образа передать не получилось. Просто не хватило голоса. Агнес Бальтса в партии Кармен несколько истерична, что иногда негативно влияет на качество голоса. Ван Дам и Риччарелли поют красиво и достойно, но на общее впечатление это мало влияет. Вторая запись Караяна по художественным достоинствам несопоставима с его записью 1964 года. Для меня это – небо и земля!
11. Бамбри, Викерс, Паскалис, Френи/ Фрюбек де Бургос
Повторение состава, задействованного Караяном в Зальцбурге. Но за пультом стоит Рафаэль Фрюбек де Бургос. Запись в целом интересная. И наиболее удобоваримая для меня в плане восприятия Джона Викерса. Похоже, французский язык смикшировал особенности его произношения звуков «е» и «и», которые в иных случаях часто пелись в беззубо-шамкающей манере. Очень тонкий образ Кармен сумела создать Грейс Бамбри. Певица находилась еще в меццо-сопрановом периоде своей карьеры. Голос ее звучал достаточно насыщенно, но с большим количеством нюансов. Партия Эскамильо оказалась единственной студийной записью Костаса Паскалиса, занимавшего в то время далеко не последние позиции среди баритонов, выходивших на оперные подмостки лучших европейских театров. Мирелла Френи повторно записала Микаэлу, но ее исполнение шестью годами ранее мне понравилось больше.
В очереди на прослушивание у меня значатся еще три записи, имеющиеся в фонотеке:
12. Норман, Шикофф, Эстес, Френи/ Озава
13. Верретт, Доминго, Ван Дам, Те Канава/ Шолти
14. Берганса, Доминго, Милнз, Котрубас/ Аббадо
В фонотеке недостает двух студийных записей Пласидо Доминго. Особенно жаль, что пока отсутствует версия Георга Шолти с участием Татьяны Троянос. Маленькие фрагменты этой записи, которые я слушал, дают основание предполагать, что это выдающееся исполнительское прочтение. И со стороны дирижера, и со стороны солистов.
Отсутствие версии с Джулией Михенес-Джонсон меня волнует гораздо меньше. Подобного рода исполнительницы мою душу не греют.
Очень жаль, что не записала в студии свою Кармен Елена Образцова. Саунд-трек к телефильму «Моя Кармен» на русском языке – не в счет. Записанный на видео спектакль из Венской оперы несколько восполняет пробел, но полностью не устраняет, так как постановочные решения Дзеффирелли иногда отвлекают собственно от музыки…
Вот, кажется, и всё. Записей вроде бы немного, но действительно классных записей не может быть много по определению. Тем не менее, остается надежда услышать какую-то выдающуюся запись «Кармен». Ведь надежда, как известно, умирает последней…
Комментарии
Трекбэков
Всего трекбэков 0
Ссылка трекбэка: