RSS лента

Per aspera ad astra, или Нетленные "консервы"

Мир оперного романтизма (часть III) - "Дон Карлос"

Рейтинг: 5.00. Голосов: 1.
              
…Прежде чем перейти к обзору дискографии «Дон Карлоса», хотелось бы выразить завсегдатаям этого форума placido и Azol мою искреннюю признательность и благодарность, поскольку без их деятельного участия этот обзор был бы менее полным…
«Дон Карлос» - это последняя опера Верди, которую с известными натяжками можно причислить к романтическим произведениям. Как ни странно, романтику привносит совсем не первостепенный персонаж, а образ Монаха, в котором герои оперы видят призрак императора Карла V. Отчасти долю романтизма добавляет сцена переодевания принцессы Эболи, которая чаще всего купируется, но без наличия которой поведение Карлоса в сцене с дамой с лицом, скрытым полумаской, выглядит почти что детским. В остальном же «Дон Карлос» воспринимается как жесткая реалистическая психологическая драма о любви, долге, власти государственной и власти религиозной.
Верди создал безусловный шедевр. Музыка «Дон Карлоса» полна изумительных по красоте мелодий. Ансамбли представляют собой развернутые сцены большого музыкального, смыслового и психологического развития. Особое место занимает уникальный в мировой литературе дуэт двух басов – короля Филиппа и Великого инквизитора. Пять главных героев имеют свой сольный номер (а обе примадонны – сопрано и меццо – даже по два, как, впрочем, и баритон), свое соло есть даже у Монаха. Чрезвычайно красочно и разнообразно использован хор: от монотонного заунывного пения монахов за сценой до броского праздничного звучания в сцене аутодафе или единой звуковой лавины в сцене народного восстания.
В этой опере для успеха важны все составляющие: дирижерская воля, оркестровая и хоровая помпезность, блеск вокального мастерства шести (или даже семи) первоклассных солистов.
«Дон Карлос» неоднократно записывался в студии. Иначе и быть не могло, ведь устоявшейся редакции этой оперы не существует. Изначально она была написана на французский текст и в пятиактном варианте. Затем был написан оригинальный итальянский текст и отброшен первый акт парижской редакции. Наконец, в так называемой «моденской» редакции произошел возврат к пятиактной структуре с написанием некоторых новых фрагментов музыки на итальянское либретто. В этом свете неудивительно разнообразие зафиксированных вариантов прочтения этого шедевра. Хотя приходится констатировать тот факт, что чаще всё же ставится и записывается четырехактная итальянская редакция. Впрочем, у каждой редакции «Дон Карлоса» есть свои поклонники и почитатели.
Хотелось бы отметить, что у этой оперы нет откровенно неудачных исполнений, зафиксированных в грамзаписи и на ДВД. Есть выполненные с той или иной степенью художественной успешности. Во всяком случае, мое отношение к увековеченным версиям на всех носителях – сугубо позитивное (что бывает отнюдь не всегда).

1. Оттолини, Роберти, Бастьянини, Рота, Христов, Маццоли/ Росси
Запись радиопостановки, выполненная в студийных условиях. Эта версия может вызывать несколько неоднозначное к себе отношение, поскольку в ней собраны солисты разного калибра и уровня дарования. Однако участие великих певцов – Христова и Бастьянини – не может не привлечь самого пристального внимания. Голос Бастьянини звучит здесь практически идеально по красоте и точности вокальной линии. Невероятного качества тембр и широкий диапазон позволяют забыть о монозвучании и каких-то ансамблевых шероховатостях. Маркиз в исполнении Бастьянини предстает воплощением аристократизма и утонченности. Для Христова партия Филиппа была одной из центральных на протяжении всей его певческой карьеры. Она трижды зафиксирована им в студии. Здесь Христов показывает короля жесткого, неприветного, окруженного врагами как в политике, так и в собственной семье. Его Филипп скорее саморазрушитель, нежели терзаемый сомнениями страдалец. Характеристичный тембр голоса Христова надолго остается в памяти после исполнения знаменитой арии, проникнутой болью и тоской. Американка Маргерита Роберти предъявила очень нестандартный голос в партии Елизаветы. Обычно привычнее слышать здесь более лирический голос. Но и настоящее драматическое сопрано может вполне успешно справиться с этой партией. Голос Роберти очень специфичен: в нем есть отчетливое мелкое тремолирование на некоторых участках диапазона, но это минимально сказывается на общем впечатлении. Зато несомненным ее достоинством является мощный и яркий верхний регистр без крика и надрыва. Роберти – та певица, в которую нужно вслушиваться, постепенно привыкая к звучанию ее инструмента. Луиджи Оттолини в титульной партии был вполне корректен, но выше не поднялся. У него был приятный тенор очень большого объема и вследствие этого некоторые проблемы с его управляемостью. Темпераментом певец не блистал. Его инфант мне показался заметно старше своих 23 лет. Но в целом к качеству вокала здесь сложно предъявить претензии. Ферруччо Маццоли спел Инквизитора достойно, но и только. Маццоли был хорошим исполнителем партий второго баса, что подтверждают записи «Семирамиды» и «Трубадура», но здесь встать вровень с Христовым ему явно не удалось. К неудачам записи я бы отнес исполнение партии Эболи Анной Марией Рота. Вот уж более чем странный дирижерский выбор! Певице не хватило ни тембра, ни диапазона для воплощения образа страстной принцессы. К сожалению, все сцены с участием Эболи прошли как бы вторым планом и даже знаменитая ария не произвела впечатления. И все же в этой версии в целом все равно гораздо больше плюсов, чем минусов. К тому же она продолжает оставаться малоизвестной, поэтому я счел необходимым уделить ей особое внимание.

2. Доминго, Кабалье, Милнс, Верретт, Раймонди, Фояни/ Джулини
Запись, которую Доминго в своей книге «Мои первые сорок лет» назвал совершенной. Полностью разделяю мнение великого тенора. Прежде всего, здесь налицо полный триумф дирижерской концепции. Вроде бы все в отдельности под контролем, но этот контроль не мешает общему мощному музыкальному высказыванию. Для меня эта запись – самое впечатляющее проявление дирижерского таланта Карло Марии Джулини. Произошло растворение дирижера в солистах и солистов в дирижере, и результат получился выдающийся. Возможно, это самый яркий вариант оперы по общему вокальному блеску, поскольку все солисты находились на максимуме своих певческих возможностей. Доминго, которому на момент записи было всего 29 лет, исполнил своего инфанта очень увлеченно и порывисто. Перед нами был страстный молодой принц, запутавшийся в своих попытках выйти из тени своего державного родителя. Голос певца в записи звучит исключительно привлекательно и ярко. А уж в общей музыкальности Доминго всегда был на высоте. Кабалье произвела огромное впечатление своим исполнением партии Елизаветы. Тембр неземной красоты, волшебные пиано и в то же время мощные кульминации, достигаемые за счет уникального контроля над дыханием, не могут не произвести должного эффекта. Большая ария Елизаветы последнего действия для меня нашла в лице Кабалье свою идеальную исполнительницу. Чрезвычайно яркое впечатление оставила Ширли Верретт, представившая Эболи как натуру мятущуюся, необузданную и страдающую. Голос ее звучал мощно, с открытыми насыщенными низами и беспредельным верхом. Исполнение арии Эболи – просто захватывающее. Как говорится, это надо слышать. Шеррилл Милнс покорил благородством тембра и необъятностью верхнего регистра в партии маркиза. Нельзя не отметить счастливую особенность голоса певца: он практически всегда отлично сочетается с голосами партнеров, а сочетание тембров Милнса и Доминго можно назвать практически идеальным. Руджеро Раймонди записал своего первого Филиппа в «колыбельном» для баса возрасте – ему тоже было всего 29 лет, как и Доминго. И образ Филиппа получился отчасти поэтому максимально лирическим, насколько такое возможно в данной партии. Раймонди покорил виолончельным звучанием своего кантантного баса, ровностью регистров и красотой тембра. Знаменитая специфическая характерность появится у певца чуть позже, но в этой записи она была бы и не нужна. Партию Инквизитора можно считать самым большим достижением в грамзаписи для Джованни Фояни. Его очень специфичный низкий голос жесткого черного тембра прекрасно оттенял светлый бас Раймонди в знаменитом дуэте-дуэли. Если говорить об общем впечатлении от записи, то именно в ней, на мой взгляд, тенор подошел максимально близко к решению нерешаемой задачи – сделать титульного героя реальным героем исполнения в целом.

3. Бергонци, Тебальди, Фишер-Дискау, Бамбри, Гяуров, Талвела/ Шолти
Знаменитая запись 1966 года, собравшая блестящий состав исполнителей. Некоторые считают именно ее наиболее ярким воплощением «Дон Карлоса» в грамзаписи. Действительно, в яркости, пышности и помпезности оркестру под управлением Георга Шолти отказать невозможно. Общий драйв, сообщенный дирижером всем участникам записи, чувствуется на всем ее протяжении. Лично мне кажется, что этот напор пошел чуточку в ущерб каким-то нюансам, хотя магнетизму Шолти противостоять невозможно. Даже обычно достаточно холодный Карло Бергонци здесь невольно повысил градус своего темперамента. В его исполнении Карлос прозвучал красиво, но несколько академично. Впрочем, в этой академичности тоже есть своя прелесть. Рената Тебальди исполнила Елизавету с большим мастерством. Красивый парящий голос и мастерская фразировка стали основными достоинствами певицы в этой записи. К сожалению, и Бергонци, и Тебальди воспринимались как пожившие, имеющие немалый жизненный опыт люди, а не как молодые персоны, которым едва перевалило за 20 лет. Но это уже чисто оперная специфика… Несколько странно было слышать Фишера-Дискау в партии Позы. Все-таки при всем желании тембр голоса у певца нельзя назвать итальянским. Немецкое его происхождение пробивается во всем. Да, Поза – партия, исполняемая Фишером с 1949 года. Да, вокальных проблем в этой партии у него никаких нет. Но все же от баритона в этой опере ждешь чего-то большего, если уж не в мастерстве, то уж в тембре – наверняка. Грейс Бамбри предстала очень утонченной принцессой. Все вокальные трудности были скрыты от глаз и ушей, но вот яркости и броскости определенно не хватило. На одной красоте голоса партию Эболи исполнить трудновато. Настоящим героем записи следует признать Николая Гяурова, покорившего свежестью, мощью и красотой своего роскошного баса. Гяуров наиболее полно соответствовал предъявленной дирижерской концепции. Его голос звенел и разливался волной как в драматически напряженных фрагментах, так и в знаменитой арии. Временами казалось, что большего вокального эффекта достичь невозможно. Но на поверку оказалось, что Гяуров может петь еще более впечатляюще. Но об этом речь впереди… Достойнейшим партнером Гяурова в записи предстал Мартти Талвела, находившийся в начале большой международной карьеры. Монументальный бас-профундо легко озвучил крайние низы в своей партии и продемонстрировал отличный тембр, что нечасто можно услышать у исполнителей партии Инквизитора.

4. Каррерас, Френи, Каппуччилли, Бальтса, Гяуров, Раймонди/ Караян
Как всегда, «генеральмузикдиректор всея Европы» собрал на запись совершенно уникальный по уровню состав исполнителей. Даже малюсенькие партии Тебальдо и Голоса с неба были доверены Барбаре Хендрикс и Эдите Груберовой. В иных случаях подобные предложения могли граничить с оскорблением, но отказать Караяну в те времена не мог никто, в результате мы имеем суперзвездную версию «Дон Карлоса». Караян, как обычно, предложил медленные темпы, но смог насытить оркестровое звучание могучим «саспенсом». По сгущению атмосферы мрака и росту напряжения эту запись можно сравнить разве что с «Сельской честью», записанной Караяном тринадцатью годами ранее. Записанная версия «Дон Карлоса» полна незабываемых драматических кульминаций, которые в основном пришлись на ансамблевые сцены – дуэты Филиппа с Позой и с Инквизитором. Хосе Каррерас находился в прекрасной вокальной форме. Партия Карлоса ему явно была по голосу и по темпераменту. Принц получился вспыльчивый и несколько истеричный, но искренний и страдающий. Все же сам голос Каррераса – легкий, звонкий – не давал ему возможности предстать главным героем в этой очень мрачной версии. Мирелла Френи в партии Елизаветы оставила сильное впечатление. В ее голосе чувствовалась изначальная обреченность ходу вещей и событий. Верхние ноты звучали ярко, нижний регистр был озвучен в полной мере, но не без проблем: певица находилась на начальной стадии освоения драматического по сути репертуара. В лице Пьеро Каппуччилли партия маркиза нашла грандиозного исполнителя. Именно эта партия была одной из ступеней к трону первого баритона мира, который Каппуччилли с полным правом занимал в 70-е годы. Уникальный контроль над дыханием, необыкновенной красоты тембр, взрывной темперамент – вот только некоторые из составляющих этого вокального чуда. Дуэт с Филиппом навсегда запомнится вулканическим выплеском энергии во фразе «Orrendo, orrendo pace! La pace del sepolcro!!!». И необыкновенно просто и достойно была исполнена сцена прощания и смерти Позы. Что касается исполнительницы партии Эболи, то Агнес Бальтса предъявила себя во всей красе. Ее Эболи была сгустком энергии, фонтанирующим во все стороны. Бальтса пела эту партию без малейшего страха перед ней, можно сказать – самозабвенно. Певица продемонстрировала огненный темперамент и выдающееся вокальное мастерство. Ее принцесса получилась одной из самых захватывающих из всех, что я слышал. В двух басовых партиях схлестнулись выдающиеся равновеликие певцы (хотя в те годы Гяуров все же считался мировым басом номер один). Дуэт Филиппа и Инквизитора потому и воспринимается здесь как дуэль равных персонажей, поскольку исполняют его певцы экстра класса. Раймонди при этом смог максимально заглубить свой голос, который звучал полноценно и на крайних низах, и в верхнем регистре. Конечно, волнообразные оркестровые нарастания под властной рукой Караяна дополнили и без того впечатляющую общую картину. Гяуров по сравнению с записью Шолти проявил большую гибкость и разнообразие, как мне показалось. Здесь было меньше тупой беспощадности и больше человеческой рефлексии. На мой вкус, вся запись может быть отнесена к «золотому наследию» Караяна.

5. Преведи, Орланди Маласпина, Каппуччилли, Коссотто, Гяуров, Талвела/ Аббадо
Феноменальная фонограмма, зафиксировавшая спектакль открытия сезона в театре «Ла Скала» 7 декабря 1968 года. Возможно, это самое близкое мне дирижерское прочтение данной оперы. Устремления Аббадо ясны и конкретны, певцы следуют за ними без страха и упрека и добиваются максимума. Правда, невозможно не сказать, что шестерка исполнителей разделилась ровно пополам: трое показали поистине шедевральное пение, практически неосуществимое на сценических подмостках; еще трое оказались несколько ниже по уровню в тот памятный вечер. А вечер был памятным во многих отношениях. Не будем забывать, что на дворе стоял практически революционный для Европы 1968 год. В Италии неприятие существующего порядка вещей вылилось в открытое глумление над великосветской публикой, которая должна была присутствовать на столь статусном событии: студенческая молодежь объединилась с защитниками животных и устроила представителям высшего света «прогон сквозь строй», в котором вместо палок использовались ножницы, которыми безжалостно кромсались меха на плечах светских красавиц, и баллончики с краской, которой нещадно опрыскивались модницы в нарядах от самых известных модельеров. Можно себе представить, сколь накаленной была атмосфера в зале… Тем не менее, спектакль прошел на исключительном уровне. Конечно, требовать от Бруно Преведи соответствия высотам самых выдающихся исполнителей этой партии априори было затруднительно. Все-таки несмотря на несомненные достоинства в голосе Преведи чувствовались нотки некой характерности. Исполнение его следует признать корректным, но никаких открытий в титульной партии певец не совершил. Еще более неоднозначное впечатление оставила Рита Орланди Маласпина в партии Елизаветы. У нее был своеобразный «неправильный» голос, при этом разноокрашенность регистров казалась чрезмерной. Основной тон тембра не отличался запоминающейся красотой, поэтому и вся партия на фоне других солистов как-то не прозвучала. Заметно разочаровал Талвела в партии Инквизитора, не справившийся со второй низкой нотой, которая у него вышла хриплой. И чисто тембрально он в записи Шолти выглядел заметно привлекательнее. Но все эти мелочные придирки отходят на второй план, когда вспоминаешь пение Каппуччилли, Коссотто и Гяурова. Выделить из них кого-то одного невозможно. Все трое продемонстрировали класс исполнения на уровне «ультра-си». Каппуччилли поразил безбрежностью дыхания. Его исполнение смерти Родриго можно отнести к числу уникальных, когда букет вокальных знаний, умений и навыков в сочетании с прекрасным тембром превратился в великолепный венок на могилу самого романтичного и идеалистичного персонажа этой оперы. Фьоренца Коссотто была в феноменальной форме и делал своим голосом все, что хотела и считала нужным. Это было ярчайшее исполнение всей исключительно трудной партии, а уж ария была исполнена просто захватывающе и завершилась заслуженной овацией. Вокальная форма Гяурова также была идеальной. Он обволакивал слушателей красотой своего тембра и демонстрировал чудеса дыхания. В финале дуэта с Инквизитором он свободно и естественно держал нижнее замирающее «фа» до окончания звучания оркестра. Фокус, основанный на мастерстве! Ну, непозволительно петь на сцене столь роскошно!

6. Доминго, М. Прайс, Брузон, Образцова, Нестеренко, Рони/ Аббадо
Знаменитый спектакль по случаю 200-летия театра «Ла Скала». Состав, собранный по данному поводу на единственное исполнение. Кроме Доминго и Аббадо, никто из этого состава не участвовал в студийных записях «Дон Карлоса», в этом его безусловная и непреходящая ценность. Очень жаль, что до сих пор не увидела свет полная версия этого спектакля в видео варианте, но и аудиозапись показывает тот самый певческий стандарт, который давно стал недостижимым образцом для нынешнего поколения исполнителей. Клаудио Аббадо постарался максимально открыть традиционные купюры, что сделало оперу максимально понятной с точки зрения рационального сюжетного восприятия. Спектакль был оформлен в исторических костюмах, но при этом в минималистской манере. Ничто не отвлекало внимание публики от совершенно выдающегося вокала, продемонстрированного в тот январский вечер 1978 года. Доминго в который раз показал, что он по праву является любимцем придирчивой миланской публики. Его голос звучал молодо и сочно, а темперамент находился в полном соответствии с образом. Вообще уже на этом спектакле можно было понять, что Доминго не только выдающийся певец, но и прекрасный актер. Наиболее проблемной позицией стало исполнение партии Елизаветы Маргарет Прайс. Певица исполнила свою партию хорошо, но большего ей помешала достичь сильнейшая простуда. Прайс пела спектакль на сильнодействующих уколах, о чем она совершенно откровенно сказала в интервью, которое у нее брали телевизионщики в одном из антрактов спектакля. Это был тот случай, когда риск потери голоса оправдывался значимостью и статусностью события. К счастью, голос Маргарет Прайс еще многие годы радовал ее многочисленных поклонников. Ренато Брузон, которого все мы впервые слышали в том спектакле (как и Маргарет Прайс), произвел неизгладимое впечатление своим дивным голосом. Всем было ясно и понятно, что у Каппуччилли появился и соперник, и преемник в одном лице. Одной из героинь вечера стала Елена Образцова, которая в те годы заметно потеснила Коссотто на троне королевы меццо. Елена Васильевна продемонстрировала блестящую технику в песенке о фате и сразила миланскую публику шикарным исполнением арии. Не обошлось, конечно, без фирменных подчеркнутых низов (как же без них-то!), но в общем все было в рамках хорошего вкуса. Впрочем, Аббадо иного и не позволил бы! Короля вокально очень достойно исполнил Евгений Нестеренко, «потрясший миланскую публику своим гранитным басом», по выражению одной местной газеты. Участие двух выдающихся советских певцов в спектакле с блестящими партнерами из разных стран наглядно показало реальный тогдашний уровень отечественного певческого искусства. В партии Инквизитора был занят молодой, но подающий надежды Луиджи Рони. Надежды эти в целом не оправдались, но в том спектакле Рони спел достойно. В результате мы имеем наиболее полную и очень впечатляющую итальянскую версию «Дон Карлоса» в живом исполнении.

7. Аланья, Маттила, Хэмпсон, Майер, Ван Дам, Хальфварссон/ Паппано
Одна из немногих версий, исполненных на французском языке. Иное лингвистическое звучание придает опере определенно иной антураж и колорит. Конечно, привычнее слушать «Дон Карлоса» на итальянском, но и французская версия никак слух не режет (в отличии, скажем, от той же «Лючии»). К тому же участвовавшие в спектакле носители языка сумели подчеркнуть его красоты и достоинства. Роберто Аланья на тот момент находился в очень хорошей вокальной форме. Пылкий франко-сицилийский темперамент позволил ему реально оживить партию меланхоличного и неприкаянного инфанта. У Аланьи голос очень приятного маслянистого тембра и отчетливая дикция. Слушать его было очень приятно. Всегда приятно слушать певцов, которые не только решают чисто технологические задачи, но и стараются показать нечто большее, чем вокальную технику. Единственным визуальным диссонансом было некоторое ростовое несоответствие Карлоса и Елизаветы, поскольку Карита Маттила отличается немалыми ростовыми параметрами. Но это отходило на второй план, поскольку пела Маттила на высоком уровне. Она предъявила тогда красивый наполненный голос приятного тембра и большой эмоциональной насыщенности. У нее реально звучало лирико-драматическое сопрано с уклоном в драму, при этом никаких попыток сгущения голоса не предпринималось, все звучало естественно и без напряжения. Маттила сделала ряд интересных студийных записей, но все же не получила того признания, на которое могла рассчитывать в годы расцвета своей карьеры. Томас Хэмпсон спел Позу красиво, но несколько однообразно. Его высокий баритон легко парил в вердиевской кантилене, но хотелось какой-то большей основательности. Родриго получился у него уж чересчур преданным всем и вся, этаким слугой всех господ. Избыточная положительность не пошла на пользу образу в целом. Его дружеские чувства к Карлосу отдавали некой навязчивостью, если не сказать больше. Конечно, со своей партией Хэмпсон справился, но к числу эталонных я бы его пение здесь не отнес. Очень неоднозначное впечатление оставила Вальтрауд Майер. Нельзя сказать, что у нее были проблемы в партии Эболи, но невозможно не отметить, что звучала она жестко, прямолинейно и местами не совсем приятно для слуха. Из партии принцессы ушли шарм, кокетливость, игра света и тени. Образ был решен в одном направлении: Эболи влюблена в Карлоса и готова ради этого чувства на все. Но сочувствия она при этом не вызывает. Интересную трактовку партии Филиппа предложил Жозе Ван Дам. Он не пытался предстать полноценным басом, но все же звучал достаточно полновесно и основательно. При минимуме вокальных проблем певцу удалось сосредоточиться на психологическом раскрытии образа, что ему достойно удалось. И один из запоминающихся вокально-сценических образов создал Эрик Хальфварссон в партии Инквизитора. Весь комплекс его голосовых и актерских возможностей очень подошел к этой очень трудной и неблагодарной партии второго плана. На мой вкус, у него получился один из самых впечатляющих Инквизиторов, которых я видел и слышал.

Так получилось, что много версий именно «Дон Карлоса» в моей фонотеке можно отнести к категории «отложенный спрос», то есть по некоторым причинам время для просмотра или прослушивания еще не пришло. Этот «отложенный спрос» вполне достоин, чтобы его упомянуть подробно.
8. Филиппески, Стелла, Гобби, Николаи, Христов, Нери/ Сантини
9. Лабо, Стелла, Бастьянини, Коссотто, Христов, Винко/ Сантини
10. Каррерас, Фьяммо Д’Амико, Каппуччилли, Бальтса, Фурланетто, Салминен/ Караян
11. Сильвестр, Милло, Чернов, Зэйик, Фурланетто, Рэми/ Левайн
12. Фернанди, Юринац, Бастьянини, Резник, Христов, Арие/ Санти
По большому счету, не хватает только большой и знаменитой «французской» записи под управлением Аббадо. Из живых версий хотелось бы иметь хоть одну из многочисленных записей Франко Корелли. Например, спектакль с участием Корелли и Херли в «Метрополитен». Как ни странно, вызывает интерес и версия, выпущенная фирмой Naxos. Это запись спектакля Шведской оперы с участием скандинавских певцов. Возможно это несколько местечковый интерес, поскольку троих участников данного спектакля мне довелось в совершенно разное время слушать вживую (временной промежуток – около 30 лет), а именно Яакко Рюхянена, Хиллеви Мартинпелто и Петера Маттеи. И есть основания полагать, что уровень исполнения должен быть весьма достойный.
А вот запись Мути из «Ла Скала» с участием Паваротти, Десси и Рэми такого первооткрывательского энтузиазма не вызывает.

Не могу попутно не вспомнить и спектакль Большого театра, на котором мне посчастливилось побывать.

13. 2 января 1985 года Кремлевский дворец съездов
Щербаков, Фомина, Морозов, Терентьева, Селезнев, Низиенко/ Симонов
Попасть на «Дон Карлоса» было очень непросто, поскольку опера обычно давалась нечасто. Поэтому будем считать, что мне повезло. Несмотря на отсутствие имен самого первого ряда, которых в тогдашнем Большом было с избытком, впечатление от вокального исполнения было очень благоприятным (даже несмотря на микрофонное звучание в КДС). Владимир Щербаков обладал очень красивым лирико-драматическим тенором и провел свою партию с большим воодушевлением. Многие импортные тенора могли бы позавидовать такому тембру. Очень жаль, что в записи его голос сохранился лишь в «Сусанине» и «Хованщине». Этот певец явно заслуживал большего признания. То же можно сказать и о Нине Фоминой. Ее драматическое сопрано явно оценено не до конца, хотя она с большим мастерством исполняла ответственнейшие партии. На сцене Большого я слышал певицу в «Руслане и Людмиле», «Русалке», «Пиковой даме». Возможно, Фомина не блистала драматическим талантом, но с голосом у нее всегда был порядок. «Дон Карлос» не был исключением. С точки зрения вокала все было очень достойно, хотя выглядела певица отнюдь не на 23 года. Но это уже оперные детали. Очень красиво прозвучал Родриго в исполнении Игоря Морозова. Певец находился на карьерном взлете, его приглашала в свои концерты Елена Образцова. У него был очень красивый лирический баритон, голос, типичный именно для славянской школы. Но важно отметить, что при всей лиричности этого баритона в нем не чувствовалось никакого тенорового налета. Слушать его было очень приятно. Голос лился легко и свободно, что уже само по себе доставляло немалое эстетическое наслаждение. Исключительное впечатление в тот вечер произвела Нина Терентьева в партии Эболи. Голос сугубо индивидуального тембра с индивидуальной же манерой подачи. Певица явно претендовала на первое положение в группе меццо, а в этой группе было не просто тесно, а слишком тесно: Архипова, Образцова, Синявская, Никитина, Шемчук, Ерастова, Терюшнова… Терентьева исполнила свою партию с огромным эмоциональным накалом и большим вокальным запасом. Чувствовалось, что эта партия ей прямо-таки пришлась впору. Очень хорош был и Георгий Селезнев в партии Филиппа. Странно, но на тот момент этот прекрасный певец не имел еще никакого почетного звания. Какое-то государственное признание пришло только через несколько лет. А ведь у Селезнева был звучный полнокровный бас и отличная техника. Неслучайно впоследствии он занимался вокальной педагогикой. Король у него получился очень импозантный и неприступный. Впрочем, такова была концепция всего спектакля. Николай Низиенко, исполнявший партии второго баса, с его низким голосом отлично справился с партией Инквизитора. В который раз приходится констатировать, что в те годы Большой представлял собой выставку исключительных тембров. Нельзя не отметить и зрелищность самой постановки. По масштабности, помпезности, богатству костюмов, световым контрастам этот спектакль смогла превзойти только постановка «Турандот», показанная «Ла Скала» на гастролях 1989 года. Постановочные задачи, к сожалению, нередко имеют и свою оборотную сторону. Они предъявляют повышенные требования ко всем театральным службам, в том числе к рабочим сцены. А они в тот вечер оказались не на высоте. В сцене аутодафе была некачественно зафиксирована красная ковровая дорожка, по которой выходила королевская процессия. В результате небрежности или недосмотра произошла неприятность, которая могла просто сорвать спектакль: Георгий Селезнев, мощно вышагивавший с тростью и в полном историческом антураже впереди процессии, зацепил носком башмака за незакрепленный край этой дорожки, подвернул ногу и едва не рухнул на сцену. Спасла его только трость. Трудно себе представить, что было бы в случае падения артиста. Ведь за него в прямом смысле держалась Фомина, которая уж точно не сохранила бы равновесие, ведь на ней было праздничное платье королевы с фижмами… К счастью, Селезнев проявил самообладание и даже как-то попытался актерски обыграть возникшую ситуацию. Но все ведь могло закончиться отнюдь не столь благополучно… Что поделать, такие происшествия или несчастные случаи бывают даже в лучших оперных домах.

Вроде бы «Дон Карлос» входит в число перспективных постановок нынешнего Большого. Если это так, хотелось бы пожелать новому руководству театра создать спектакль, действительно достойный главной сцены России… Но тут уж как повезет… Загад не бывает богат…

Отправить "Мир оперного романтизма (часть III) - "Дон Карлос"" в Google Отправить "Мир оперного романтизма (часть III) - "Дон Карлос"" в Facebook Отправить "Мир оперного романтизма (часть III) - "Дон Карлос"" в Twitter Отправить "Мир оперного романтизма (часть III) - "Дон Карлос"" в del.icio.us Отправить "Мир оперного романтизма (часть III) - "Дон Карлос"" в Digg Отправить "Мир оперного романтизма (часть III) - "Дон Карлос"" в StumbleUpon

Обновлено 16.07.2013 в 21:49 Дискограф

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для opera19962010
    Спасибо, интересно.
    Лично для меня "Карлос" Караяна с Френи и Гяуровым является лучшей интерпретацией.
    Абсолютно не разделяю восторгов по поводу записи Джулини, но о вкусах не спорят.

    Хальфварсон сценически в наше время - лучший Инквизитор. Но его нынешнее вокальное состояние удручает.

    Что касается других записей, то лично мне безумно трудно (даже физически тяжело) смотреть запись Караяна с Фурланетто из Зальцбурга. Пожалуй, на 100% там пела и играла только Бальтса.
    Версия Сантини с Лабо мне показалось никакой, при практически идеальном вокале каждого исполнителя (кроме Стеллы, недотягивает она до уровня Тебальди).
  2. Аватар для Azol
    Хочу добавить в копилку записей...

    14. Доминго, Френи, Гяуров, Бамбри, Квилико / Левайн - живая видеозапись из Метрополитен 1983 года. Звездный состав, хорошая постановка (есть упреки в темной картинке, но, ребята, Дон Карлос - это не "Веселая вдова"). Еще одно подтверждение, какой Гяуров незаурядный актер. Его большая сцена и дуэт с Великим Инквизитором (Фурланетто) просто "захватывают дух", хотя у Фурланетто были небольшие шероховатости. Накал страстей там нешуточный. К концу оперы, правда, Гяуров подустал (сцена в тюрьме), да и годы берут свое. Но как видео документ, запечатлевший его игру на сцене - это просто бесценно!
    Бамбри в роли Эболи выглядит экстравагантно, но исполнение на высоком уровне - правда, несколько "матронистое"
    Квилико - наверное, этo не лучшая его работа (Поза), и сцена смерти - самая слабая по этой причине (опять же по моему скромному мнению.)
    Френи весьма убедительна как Елизавета, с большой сценой в последнем акте она справилась довольно легко (если копать глубоко, то придраться всегда найдется к чему, но нужно ли?)
    Доминго - что сказать? Хорош как всегда, черт побери!!!

    Небольшое дополнение: опера обозначена как "в 3 действиях", но это на самом деле полная версия с актом в Фонтенбло, просто сцены склеили в три действия, из-за чего они получились довольно длинные. Разумеется, без балета

    А вот ВСЯ запись... http://www.youtube.com/watch?v=44MqYQfkU8A
    Обновлено 16.07.2013 в 23:37 Azol
  3. Аватар для Azol
    Цитата Сообщение от opera19962010
    Лично для меня "Карлос" Караяна с Френи и Гяуровым является лучшей интерпретацией.
    Абсолютно не разделяю восторгов по поводу записи Джулини, но о вкусах не спорят.
    Точно, не спорят, тем более, что я не разделяю восторгов по поводу Караяна, но запись Джулини для меня - номер 1. Караян тяжеловесен и Дон Карлос стал у него похож на вагнеровский эпик. Долго слушать это я не могу. Возможно, мы бы оба согласились на версию Левайна - тоже с Френи и Гяуровым...

    О, вот еще мысль: какая жалость, что Каллас так и не записала полную оперу - только, как я понимаю, Tu che le vanita и, как ни странно, O don fatale. Каллас была бы сногсшибательная Елизавета!!! (но не Эболи, уж простите!)

    http://www.youtube.com/watch?v=8HX9MRE4WG8

    Когда она начинает петь, понимаешь, что будет нечто особенное...
  4. Аватар для opera19962010
    Да, видео из МЕТ очень достойное. Но там основной тон задают все же вокалисты. А дирижёр в данной опере, на мой взгляд, важнее.
    Не могу сказать, что исполнение Бамбри "матронистое", но выглядит она в этой партии экстравагантно, не спорю.
    Квилико там уже в достаточно почтенном возрасте, насколько я помню. Впрочем, никогда не любил этого баритона.
    Конкретно к Доминго у меня там претензии в виде пережатых верхних нот. Но образ - браво!

    А вот мне очень жалко, что Эболи не решилась петь Тебальди.
    http://www.youtube.com/watch?v=cqrMJalX5Bg - великолепное "O, don fatale"!
    И очень жаль, что Хорн спела Эболи всего один раз(?).
    http://www.youtube.com/watch?v=7kRKRzkCHVg
    http://www.youtube.com/watch?v=zHEfyXXpjys
    http://www.youtube.com/watch?v=A1eDEsTrS1U
    Обновлено 17.07.2013 в 00:46 opera19962010
  5. Аватар для opera19962010
    И по поводу спектакля Ла Скала 1978 года. Видео есть, но плохого качества.
    Звук лучше, но оценить зрелище по всем пунктам очень даже возможно.
  6. Аватар для Sasha.E.Zhur
    А я вот ещё поподробней вспомню студийный комплект Левайна!
    Да, с самим Доном есть проблемы (Майкл Сильвестер далеко не всегда приятно звучит). Но Левайн! Но оркестр! Но Фурланетто! Но Априле Милло! Но Зайджик! Но Чернов!
    По размаху эту запись можно сравнить с записью Караяна. Но у Левайна "Дон Карлос" без "сгущения". без особых философских глубин. Это по жанру - грандиозный исторический роман! Звучит это всё идеально.
    Шолти... Это отличная запись. Кроме Грейс Бамбри, которая эмоционально просто индифферентна (ИМХО),хотя вокально точна и аккуратна, все певцы мне безумно нравятся. Тебальди выдаёт просто таки звук червонного золота, а мастерство Бергонцы просто абсолютно. Гяуров и интерпретаторски глубок, и вокально безупречен. А Фи-Ди, по-моему, не был бы самим собой, если бы пошёл традиционными путями. Он очень своеобразен и очень интересен.
    Версия Джулини - это действительно пример абсолютно гармоничного взаимодействия дирижёра и певцов. И все великие! Эта запись должна быть у каждого, кому по душе "ДК".
    Караян всю свою запись пронизал предчувствием смерти и мрачным ощущением предопределённости. Именно об этом стенает Френи, отдавая своей Елизавете всё.
    Именно несогласием с этим пылает огнедышащая Бальтса. Ей, одной из очень немногих, удаётся в партии Эболи достигнуть вершин Симьонато, Барбьери и Образцовой.
    Именно поэтому жаль Каррераса (я рад, что Караян в записи "дал" нам его, а не Доминго!). Мы слышим это в каждом звуке его голоса.
    Именно это мучило героя Гяурова. И мы слышим, как он буквально плачет.
    Именно это заставляет леденеть кровь при звуках голоса Раймонди.
    Именно поэтому, таким живым кажется Капуччилли. Особенно, когда прощается с жизнью!
    Спектакль Аббадо - святое. Но коммент. Всё сказано. Шедевр.
    Паппано сделал мощный , особенно в актёрском плане, спектакль. Это "ДК" в его французском виде. Может быть, это лучшее, что есть у Кариты Маттиллы. Её Елизавета - выходец из другого мира. Блондинка, яркая северная красавица, исполненная красками жизни. Голос красив и блестяще выстроен. Она умеет им управлять и умеет им "играть".
    Аланья-Карлос не уступает своей возлюбленной, хотя сценически выглядит каким-то сжавшимся. Но это оправданно. Тем более, что поёт он хорошо.
    Майер хороша, как актриса. Но это не её партия. Слишком уж (и правда) прямолинейно и монохромно звучит её голос. Про технику говорить не буду.
    Все остальные очень достойны. При том, что истинного баса нам выдал только выдающийся Хальфварссон!
    Когда-то были пластинки с "нашим" Карлосом с Милашкиной и Архиповой (плюс выдающиеся мужчины). Я его подарил (всхлипывает), будучи уверенным, что его скоро-скоро переиздадут на СД. Уж почти 20 лет жду. И всхлипываю...
  7. Аватар для Sasha.E.Zhur
    Кстати.
    Не очень люблю Коссотто в партии Эболи. Очень уж иногда остро звучит её голос.
  8. Аватар для Дискограф
    Цитата Сообщение от opera19962010
    Абсолютно не разделяю восторгов по поводу записи Джулини, но о вкусах не спорят.

    Хальфварсон сценически в наше время - лучший Инквизитор. Но его нынешнее вокальное состояние удручает.

    Что касается других записей, то лично мне безумно трудно (даже физически тяжело) смотреть запись Караяна с Фурланетто из Зальцбурга. Пожалуй, на 100% там пела и играла только Бальтса.
    Версия Сантини с Лабо мне показалось никакой, при практически идеальном вокале каждого исполнителя (кроме Стеллы, недотягивает она до уровня Тебальди).
    Костя, какие именно претензии имеются к версии Джулини?

    Что касается Хальфварссона , то ведь речь не о его нынешнем о вокальном состоянии, а о конкретном спектакле в театре "Шатле".

    В чем состоит принципиальная разница между студийной записью Караяна и его зальцбургским исполнением?
  9. Аватар для Дискограф
    Цитата Сообщение от opera19962010
    И по поводу спектакля Ла Скала 1978 года. Видео есть, но плохого качества.
    Звук лучше, но оценить зрелище по всем пунктам очень даже возможно.
    Видео всемирной трансляции не может быть плохого качества по определению. Если это не пиратское видео, конечно.
  10. Аватар для opera19962010
    Претензий к версии Джулини у меня, как таковых, нет. Не "моя" запись. Совершенно.
    Если сравнивать со студией, то в зальцбургском спектакле очень странные купюры (выкинута половина финального дуэта Карлоса и Елизаветы, нет второго куплета песенки о фате), Каппуччилли, поющий на пределе своих сил, что еще... жутко тяжелое звучание оркестра.

    Не думаю, что это пиратское видео, если в уголочке написано RAI. Но то, что мы имеем на сегодняшний день в наличии - это именно такое видео. А вообще, RAI - еще та компания. Сколько шикарных спектаклей у них есть в архивах. "Норма" с Кабалье, "Симон" с Каппуччилли, "Макбет" с Верретт, "Богема" с Котрубаш и Паваротти. Конечно, в далеко не лучшем качестве они выложены на ю-тубе. Но если бы все официально выпустить, оцифровать... Ох, сказка!
    Обновлено 17.07.2013 в 11:11 opera19962010
  11. Аватар для Дима Иванов
    Нет, всё-таки Вы не правы, товарищи. Самым ярким Инквизитором является Марио Лупери, потому что он единственный исполнитель этой партии - бас-профундо: http://www.youtube.com/watch?v=p-Q8DZJ2fWs. Мне очень нравится запись из Мет от 15.03.1980 г. с Джакомини, Милнсом, Круз-Рамо, Троянос и Плишкой (дирижёр Левайн). Я давал рецензию этой записи в группе "Верди". Она примечательна тем, что Джакомини там не похож на себя так как звучит намного звонче и светлее чем обычно.
  12. Аватар для Дима Иванов
    Кстати, Сергей, вы меня удивили: разве у Аланьи маслянистый голос? По-моему, у него голос пепельно-белёсого цвета.
  13. Аватар для Дискограф
    Цитата Сообщение от opera19962010
    Претензий к версии Джулини у меня, как таковых, нет. Не "моя" запись. Совершенно.

    Не думаю, что это пиратское видео, если в уголочке написано RAI. Но то, что мы имеем на сегодняшний день в наличии - это именно такое видео. А вообще, RAI - еще та компания. Сколько шикарных спектаклей у них есть в архивах. "Норма" с Кабалье, "Симон" с Каппуччилли, "Макбет" с Верретт, "Богема" с Котрубаш и Паваротти. Конечно, в далеко не лучшем качестве они выложены на ю-тубе. Но если бы все официально выпустить, оцифровать... Ох, сказка!
    Да, случается такое, что запись "не моя". Жаль, Костя, что таковой оказалась именно версия Джулини...

    Вообще-то трансляции "Дон Карлоса", "Нормы" и "Богемы" в указанных составах вело не RAI, а Евровидение (насчет "Симона" и "Макбета" утверждать не берусь). И разве есть претензии к качеству "Силы судьбы" Патане с Кабалье и Каррерасом? А ведь это тоже трансляция Евровидения, изданная RAI Trade. Именно в таком видеокачестве и ДОЛЖЕН быть издан "Дон Карлос"
  14. Аватар для Дискограф
    Цитата Сообщение от Дима Иванов
    Нет, всё-таки Вы не правы, товарищи. Самым ярким Инквизитором является Марио Лупери, потому что он единственный исполнитель этой партии - бас-профундо: http://www.youtube.com/watch?v=p-Q8DZJ2fWs.
    Утверждение насчет "единственности" явно поспешное. Конечно, бас-профундо - большая редкость на оперной сцене. Но к этой категории относились и такие всем нам известные певцы, как Мартти Талвела, Готтлоб Фрик, Курт Бёме. И Талвела, и Фрик регулярно пели Инквизитора.
  15. Аватар для Дискограф
    Цитата Сообщение от Дима Иванов
    Кстати, Сергей, вы меня удивили: разве у Аланьи маслянистый голос? По-моему, у него голос пепельно-белёсого цвета.
    Дима, мы, кажется, давно установили тот клинический факт, что наши с Вами аудиоощущения и аудиовосприятия носят в достаточной степени антагонистический характер. Особенно это заметно при описательной оценке теноровых голосов. Так что удивляться тут особо нечему.
    Лучше скажите, понравился Вам Аланья в партии Карлоса или нет?
  16. Аватар для opera19962010
    Цитата Сообщение от Дискограф

    Вообще-то трансляции "Дон Карлоса", "Нормы" и "Богемы" в указанных составах вело не RAI, а Евровидение (насчет "Симона" и "Макбета" утверждать не берусь). И разве есть претензии к качеству "Силы судьбы" Патане с Кабалье и Каррерасом? А ведь это тоже трансляция Евровидения, изданная RAI Trade. Именно в таком видеокачестве и ДОЛЖЕН быть издан "Дон Карлос"
    Да, с "Богемой" и "Нормой" я просчитался.
    По поводу "Дон Карлоса". Что Вы на это скажете?
    http://www.youtube.com/watch?v=VvVwrGSHXEQ
    "Макбета" и "Симона" вело RAI. По крайней мере, подтверждение тому я на ю-тубе нашел.
    Безусловно, есть. И в первую очередь, по поводу изображения.
  17. Аватар для Дискограф
    Да, на "тюбике" качество картинки "ДК" не очень... Но я бы и такое видео приобрел бы с удовольствием по причине его неоспоримой уникальности.
  18. Аватар для opera19962010
    Это то единственное, чем мы можем сегодня располагать.
    Кстати, "Симон" снят приличнее. Намного.
  19. Аватар для Дискограф
    Ну что ж, такова, как говорится, се ля ви...
  20. Аватар для Sasha.E.Zhur
    А РАИ - итальянское телевидение?

Трекбэков

Яндекс.Метрика Rambler's Top100