Проблемы с гармониками
Прежде, чем мы сформулируем проблему (и наметим путь её решения), необходимо сделать несколько предварительных замечаний.
.
Послушаем, что говорят физики о скрипках (староитальянских и новых). Вопросы я задавать не буду. Простим им сбивчивость речи - они сами торопятся высказаться.
.
Гармония, выражаясь "детским" языком - это когда все (ой, ВСЁ) соответствует всему, все улыбаются всем, все ждут всех, все родные всем. Яркий пример - устройство живого организма.
.
Гармоника - это узкое понятие, непосредственно связанное с теорий музыки.
Музыкальными считаются звуки, являющиеся исключительно, точнее, преимущественно, периодическими. Собственно, периодическим подразумевается не звук (тут фантазия композиторов не имеет предела), а речь идёт о том, что форма колебаний воздуха, вызывающих ощущение музыкального звука, повторяется периодически, в одном и том же виде, обычно, затухая (то есть, изменяется только амплитуда, но не форма колебаний). Возможно, словосочетание "форма колебаний" кое у кого вызывает недоумение. Как это - колебание может иметь форму? Это же не предмет!
Это специфический термин из теории колебаний (раздел физики!). Изменение какой-либо физической величины (в данном случае - давления воздуха на УХО) во времени физикам удобно представлять в виде графика - а он-то имеет форму!
Периодически изменяющаяся физическая величина (опять вольность речи, закрепившаяся в речи физиков: изменяется не физическая величина, а её значение , которое в каждый момент времени можно выразить (считаем, что непрерывно выражаем) числом. То есть, в дальнейшем речь пойдйт об обыкновенных числовых функциях, где аргументом служит время.) можно представить (заменить эквивалентным) в виде суммы конечного числа гармонических (не бойтесь! в данном случае это слово означает ТОЛЬКО "имеющих синусоидальную форму") колебаний с периодами : равным периоду исходного колебания, вдвое меньше, втрое меньше, вчетверо меньше, и так далее (чем сложнее форма, то есть, чем сильнее она отличается от синусоидальной - тем большее число слагающих понадобится для замены). Частоты этих колебаний КРАТНЫ частоте, с которой повторяется форма исходного колебания, то есть, соответственно, в два, три, четыре, и так далее раз больше. Они называются ГАРМОНИКАМИ или СПЕКТРАЛЬНЫМИ СОСТАВЛЯЮЩИМИ сложного (негармонического) колебания.
.
Учёные, работающие над созданием хороших скрипок, анализируют их звук с помощью ПРИБОРОВ. А музыканты оценивают звук - субъективно, пользуясь для выражения своих ощущений словами, которые до сих (многие из которых, причём, самые важные (для ВЫСОКОКЛАССНЫХ инструментов)) пор не переведены на технический, физический, математический, НАУЧНЫЙ язык.
Путь конструирования хороших инструментов облегчен тем, что имеются образы, ориентиры (староитальянские скрипки), казалось бы - повтори конструкцию, и она зазвучит так же! Ан нет, скрипки, повторяющие старые конструкции, и даже по приборам имеющие ТЕ ЖЕ САМЫЕ параметры (расположение формант) - не достигают божественности звучания.
Здесь уместно вспомнить об этой самой, пресловутой субъективности. Потому что она оказывается СВЕРХСУБЪЕКТИВНОЙ. Наука подобралась и к субъективности музыкантов, и почти поставила её на научную основу. Группе высококлассных экспертов, которые утверждают, что отличают (на слух) звук староитальянских скрипок от скрипок современного изготовления (хотя бы по самому простейшему параметру - какая звучит лучше, красивее, проникновеннее, божественнее) предложили оценить звучание ряда скрипок, среди которых были вперемешку и старые, и новые. И эксперты это знали, но им не сообщали, КАКАЯ в данный момент играет. Результаты теста всех озадачили. Явного предпочтения старых скрипок смотр НЕ ПОКАЗАЛ. Наоборот, многие эксперты предпочли современные скрипки. Легко сделать вывод, что для подавляющего большинства слушателей (разумеется, экспертами не являющихся) и подавно разница староитальянских и ХОРОШИХ современных скрипок роли не играет.
.
Из-за чего ж тогда копья ломать? А вот из-за чего. Наличие хотя бы горстки людей (ой, простите, людей, кажется, горстями не считают) из миллиардов живущих на земле, таких, что ОТЛИЧАЮТ староитальянцев от современных - свидетельствует о НАЛИЧИИ проблемы.
На этом вводная часть почти закончена. Перейдём к формулировке проблемы.
Комментарии
Трекбэков
Всего трекбэков 0
Ссылка трекбэка: