RSS лента

VittorioCrivelli

Недавно открытое единственное музыкальное сочинение королевы Марии-Антуанетты в исполнении чешских музыкантов в Петербурге.

Оценить эту запись
              
Пьеса королевы Франции Марии-Антуанетты (1774-1792 годы правления) для флейты и арфы. Продолжительность пьесы - около полутора минут. Сохранилась она в рукописи, хранящейся в Принстонском университете. В фильме исполняется чешскими музыкантами Жофие Вокалковой (флейта) и Катержиной Энглиховой (арфа). Фестиваль "Дворцы Санкт-Петербурга" 13.06.2013 года. Запись была сделана мной в Академической Капелле. К сожалению, условия для записи были неважные, поэтому лишние объекты, попавшие в поле зрения камеры пришлось убрать с помощью наложенной рамки, чтобы не ухудшать качество самой видеозаписи.

Сохранилось два изображения королевы за музыкальными инструментами.
Первое из них как раз и связано с арфой. Мария-Антуанетта получила музыкальное образование по желанию родителей Франца I и Марии-Терезии. Ее наставником в ней был знаменитый композитор Кристоф-Виллибальд Глюк. Она хорошо играла на арфе. Сохранилось изображение королевы, дающей на этом инструменте сольный концерт для своих придворных. Малоизвестный французский художник Jean-Baptiste Gautier Dagoty запечатлел королеву в 1777 году. В этом году она впервые забеременела, но к разочарованию королевского двора, ожидавшего с нетерпением рождения наследника, королева родила в следующем году девочку. Она получила имя Мария-Терезия Шарлотта. В этом же году от двора была удалена лучшая подруга королевы принцесса Ламбаль - обер-гофмейстерина при Марии Антуанетте (мотивом стало ее слишком сильное влияние на королеву)
Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	marie_antoinette_young7_jean-baptiste_gautier_dagoty_1777.jpg 
Просмотров:	913 
Размер:	269.2 Кб 
ID:	81572
А это изображение королевы сделано в 1769 году, то есть за год до замужества (ей было всего 14 лет, художник - Franz Xaver Wagenschоn ). Как раз в это время она проходила обучение под руководством Глюка. Воспитание в императорской семье начиналось с самого раннего возраста и базировалось на строгой программе, разработанной Марией-Терезией специально для её детей. Программа занятий включала в себя уроки танцев, посещение театральных представлений, уроки истории, живописи, правописания, изучение теории управления государством, немного математики и иностранных языков. Девочкам также преподавались рукоделие и искусство ведения светской беседы. Несмотря на старания Марии-Терезии современники отмечали, что принцесса не отличалась большой любовью к знаниям. Девочка предпочитала занятиям игры, а мать до определённого момента не обращала внимания на её образование. Мария-Антуанетта плохо писала и по-немецки, и по-французски, знания по истории и географии были самыми поверхностными. По рекомендации епископа Орлеанского в качестве воспитателя ей был назначен аббат Вермон. Находя её обаятельной, обладающей превосходным характером и умением держать себя, Вермон отмечал, что:
"У неё больше интеллекта, чем можно было предполагать, но, к сожалению, из-за разбросанности в свои двенадцать лет она не привыкла его концентрировать. Немножко лени и много легкомыслия затрудняют занятия с нею. Шесть недель я преподавал ей основы изящной словесности, она хорошо воспринимает предмет, но мне пока не удалось заставить её глубже заинтересоваться преподанным материалом, хотя я и чувствую, что способности к этому у неё имеются. Я понял наконец, что хорошо усваивает она лишь то, что одновременно и развлекает её"
О самом Вермоне: Доктор Сорбонны; библиотекарь в библиотеке Мазарини; был отправлен в Вену по просьбеу Марии Терезии прислать какую-нибудь духовную особу из Франции, чтобы её дочь, обручённая с герцогом Беррийским (будущим Людовиком XVI), совершенствовалась во французском языке; Вермон приобрёл дружбу и доверие молодой эрцгерцогини; сопровождал её во Францию и нашёл благовидный предлог остаться ей служить уже на своей родине: он поощрял неприятие молодой принцессой версальского этикета, одобрял её насмешки над теми, кто придерживался старинных придворных обычаев, и не допускал близких отношений между Марией-Антуанеттой и принцессами, дочерьми Людовика XV; его называли причиной всех ошибок королевы.
Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	415px-MarieAntoinette1769-70.jpg 
Просмотров:	584 
Размер:	44.6 Кб 
ID:	81573
Справочные данные о художниках:
Франц Ксавьер Wagenschоn родился в 1726 году, в 1747 году отправился в Вену, чтобы учиться в Академии художеств. Только в 1751 году он стал студентом в Венской Академии, членом которой уже в качестве уважаемого в обществе художника он стал в 1770 году. В своем раннем творчестве художник в основном писал портреты дворян, а также в конце 1760-ых детей императрица Марии Терезии , а в 70-е годы ее дочь, будущую королеву Франции Марию-Антуанетту . В последние годы жизни, он стал писать работы на религиозные и аллегорические сюжеты. Работал в стиле итальянского барокко. Wagenschоn широко известен своими произведениями искусства в монастырях и церквях Нижней Австрии. Он умер в 1790 году в Вене. Его картины можно найти среди других в Художественно-историческом музее Вены, галереях Граца и Верхней Австрии. Большого уважения среди современных искусствоведов его работы не снискали.
Жан-Батист Андре Готье Dagoty или Готье D'Agoty (Париж, 1740 - Париж, 1786), был французский художник, специализирующийся на портретной живописи. Сын гравера Жака Готье D'Agoty. У него было четыре брата, все художники: Луи-Оноре, Жан-Фабьена, Эдвард (чей сын Пьер-Эдуард Dagoty тоже стал художником), и Арнольд. Рыцарь Ордена Св. Иоанна Латеранского, его иногда называют поэтому в документах "Кавалер Dagoty". Создал он свою карьеру в Париже, будучи протеже именно Марии-Антуанетты, которая заказала ему портрет для отправки в Вену. После завершения, картина была представлена в Зеркальном зале королевского дворца в Версале 27 июля 1775, но гневно встречена двором. Внимательно рассмотреть именно этот спорный портрет,чтобы высказать свое мнение о нем, можно здесь:
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/80/Gautier-Dagoty_-_Marie-Antoinette%2C_1775.jpg
Мадам Кампан так высказалась в отношении данного произведения: "Против этой картины, предназначенной для Вены и написанной человеком, который не заслуживает быть названным, восстали все люди, имеющие хороший вкус". Большинство его работ в настоящее время хранится в Национальном музее Версаля. Gautier Dagoty является автором картины (если говорить точно, то это гуашь на бумаге), которая представляет королеву (по некоторым данным, он на самом деле создал рисунок в 1775, а закончил портрет в 1777 году) в то время, как она играет на арфе в своей комнате в присутствии друзей и свиты. Некоторые искусствоведы трактуют картину как жанровую сценку и утверждают, что женщина на переднем плане протягивает королеве бумагу с текстом (это не ноты, как может показаться на первый взгляд), относящимся именно к Готье Dagoty, представленным в нижнем правом углу, рисующим именно эту картину, и умоляет в этом прошении утвердить Готье D'Agoty личным художником королевы. Честно говоря, я не сумел разобрать мелкий текст, написанный курсивом и с трудом представляю, что это кому-то удалось.
Специально привожу крупный размер картины, чтобы желающие могли оценить правильность этой версии.
http://upload.wikimedia.org/wikipedi...tte_Young7.jpg
А это - арфа Марии-Антуанетты, сохранившаяся до нашего времени в Версале (сначала - отдельно, а затем в экспозиции). Изящный инструмент работы Жана Анри Надермана (Jean-Henri Naderman):
Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	marie_antoinette_harpe.jpg 
Просмотров:	542 
Размер:	23.8 Кб 
ID:	81574 Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	2a9adcb0.jpg 
Просмотров:	430 
Размер:	76.2 Кб 
ID:	81576
А это другая арфа королевы. По разным данным, она в настоящее время находится или в личном кабинете королевы в Версале или в Парижской консерватории (снова работы Жана Анри Надермана (Jean-Henri Naderman)):
Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	baf7d2f6.jpg 
Просмотров:	719 
Размер:	159.4 Кб 
ID:	81575

Отправить "Недавно открытое единственное музыкальное сочинение королевы Марии-Антуанетты в исполнении чешских музыкантов в Петербурге." в Google Отправить "Недавно открытое единственное музыкальное сочинение королевы Марии-Антуанетты в исполнении чешских музыкантов в Петербурге." в Facebook Отправить "Недавно открытое единственное музыкальное сочинение королевы Марии-Антуанетты в исполнении чешских музыкантов в Петербурге." в Twitter Отправить "Недавно открытое единственное музыкальное сочинение королевы Марии-Антуанетты в исполнении чешских музыкантов в Петербурге." в del.icio.us Отправить "Недавно открытое единственное музыкальное сочинение королевы Марии-Антуанетты в исполнении чешских музыкантов в Петербурге." в Digg Отправить "Недавно открытое единственное музыкальное сочинение королевы Марии-Антуанетты в исполнении чешских музыкантов в Петербурге." в StumbleUpon

Комментарии

  1. Аватар для VittorioCrivelli
    Заодно, вещь, относящаяся к другому увлечению королевы - танцам.
    Узнав о желании фрнацузского двора женить наследника на Марии-Антуанетте, ее мать Мария Терезия самым спешным образом приглашает знаменитого танцмейстера Жана Жоржа Новера и двух актеров из французской труппы, гастрлировавшей в Вене, одного - для занятий произношением, другого - пением. Однако, французский посланник сообщает об этом в Париж и из Версаля дают понять, что будущей королеве Франции не пристало учиться чему бы то ни было у всякого сброда, у комедиантов. Сразу после этого и прибывает аббат Вермон в качестве наставника королевы.

    Юная Мария-Антуанетта танцует в окружении сверстников (еще до начала серьезного занятия танцами с благословения Марии-Терезии). 1765 г. Мария-Антуанетта и ее братья, Фердинанд и Максимилиан танцуют в балете,
    поставленном по случаю бракосочетания Иосифа II (брат Марии-Антуанетты, старше ее на 14 лет) с Марией Баварской.
    Любопытен выбор наставника, сделанный Марией-Терезией.
    Новерр, Жан-Жорж

    Его называют «отцом современного балета». Считается, что именно он сделал балет самостоятельным видом сценического искусства. В те годы, когда юный Жан Жорж еще только начинал карьеру танцовщика, танец на сцене был представлен чинными и однообразными дивертисментами с демонстрацией немногих технических трюков – нынешний ученик четвертого класса хореографического училища тогда сразу бы попал в виртуозы.
    Новер родился неподалеку от Парижа 29 апреля 1727 года и танцами занимался с детства. Он учился у знаменитого Дюпре и известного танцмейстера Марселя. Казалось бы, прямая дорога в Парижскую оперу, хоть в кордебалет. Но не получилось, и Дюпре, ставивший танцы для другого парижского музыкального театра, Комической оперы, основанной еще в 1715 году, устроил там дебют своему воспитаннику. Получив в 1743 году отказ, Новер отправился в Берлин и проработал там три года. С 1747 по 1750 год он танцевал в Страсбурге, с 1750 по 1753 год – в Лионе, потом вернулся в Страсбург. Вторая попытка попасть в Парижскую оперу тоже не удалась. Но на ней свет клином не сошелся – в Париже была еще Комическая опера. Как раз тогда там стали ставить оперы известных композиторов, и Новер согласился занять место балетмейстера. Там он сразу заявил о себе как автор оригинально поставленных и оформленных дивертисментов «Китайские празднества», «Источник юности» и прочих. В результате балетную труппу Комической оперы пригласил на гастроли в Лондон знаменитый английский актер Дэвид Гарик, возглавлявший тогда театр «Друри-Лейн».
    В доме у Гарика Новер встретился с английским балетмейстером Джоном Уивером. Их общение было недолгим – гастроли начались в ноябре 1755 года, а этот год был сложным в англо-французских отношениях. В Северной Америке стычки между английскими и французскими колонистами привели к настоящей войне, в которой участвовали и индейцы-союзники, и регулярные воинские части. Дело было за немногим – в 1765 году Великобритания объявила войну Франции. И это погубило удачно начатые гастроли Комической оперы. Из-за погромов, устроенных в театре враждебно настроенными англичанами во время представлений, погибли ценнейшие декорации. Гастроли пришлось прервать, труппа уехала, но сам Новер остался в Лондоне у своего друга Гарика.
    Он знакомился с передовым английским театром, с драматургией Шекспира, с опытом английского пантомимного театра, с книгами Уивера. У него появлялись первые идеи о том, как сделать немой танец – говорящим, заставить его выражать чувства и движения души.
    В 1757 году Новер вернулся во Францию и возглавил балетную труппу в Лионе, который тогда был одним из передовых музыкальных и хореографических центров Франции. Парижская опера хранила традиции и сопротивлялась новым веяниям – ну а в провинции были возможны эксперименты. Вот там и родились первые «действенные балеты» Новера, в которых он совершенно отказался от масок и традиционных тяжеловесных костюмов, разрабатывал драматургическую основу спектаклей и даже покусился на симметричность кордебалетных танцев, ведущую происхождение от придворных балов Людовика XIV.
    А три года спустя, в 1760 году, в Лионе и Штутгарте вышла в свет книга, фактически совершившая революцию в балетном театре. Называлась она – «Письма о танце и балетах». Этот труд принес Новеру европейскую известность, признание ученых-просветителей и уважение всех, кто устал от старых форм классического танца и дивертисментов.
    Для того чтобы реализовать свои замыслы, воплотить теории в практике и показать Европе, по какому пути следует двигаться, Новер уехал в Штутгарт и проработал там семь лет. Правда, путь он избрал очень уж строгий и серьезный. Новер решил отказаться от арлекинад, буффонад, фарсов, которых он насмотрелся в ярмарочных театрах, в английских пантомимах и в представлениях итальянских комедиантов. Он решил, что будет выбирать только «благородные сюжеты». Вот как он это обосновал: «Мифы предоставили мне богов, история – героев; отказавшись от вульгарных персонажей, которые только и могут весело или грустно перебирать ногами, я постарался придать моим произведениям благородство эпопеи и грацию пасторальной поэзии».
    В итоге главным выразительным средством балетов Новера стала пантомима, подчас отанцованная, богатая напряженными ситуациями и бурными страстями, реже – развитой танец, который в его глазах олицетворял бессодержательную дивертисментность, господствовавшую в балетных сценах предшествующей эпохи. Новер очень заботился о сквозном действии, о соответствии действия и музыки, о характерах персонажей и добился того, что их радости и горести стали вызывать бурные эмоции в зрительном зале. Такое прежде было немыслимо.
    Со всех концов Европы артисты и балетмейстеры устремились в Штутгарт за идеями и балетами. Парижанин Доберваль переносит некоторые новшества в Оперу, затем Вестрис ставит Новеровскую «Медею» сперва в Варшаве, потом в Париже. Но в 1767 году штутгартский театр закрылся. Казалось бы, крах замыслов Новера? Ничего подобного!
    Оставшиеся без работы три десятка танцовщиков разбрелись по театрам Италии, Германии, Англии, Испании, Португалии. У каждого в багаже были партитуры и программы Новеровских балетов, эскизы костюмов, в памяти – хореография Новера. И не беда, что на афишах они велели печатать свои имена. Новое и передовое искусство распространилось по Европе, основы старого балета были подорваны – хотя его поклонники не сдавались.
    А сам Новер перебрался в Вену и создал немало спектаклей в содружестве с композитором Кристофом Глюком. Проработав в Вене семь лет, он отправился в Милан, потом – в Неаполь, Турин, Лиссабон. Он сам пропагандировал свои идеи, сам заботился о том, чтобы «Письма о танце» переводились на другие языки, а в 1776 году издал в Вене сборник своих сценариев с комментариями. Это был удачный для него год. Австрийская принцесса Мария-Антуанетта, бравшая у него уроки танцев и ставшая в 1774 году королевой Франции, позаботилась о нем – он получил пост руководителя балета Парижской оперы. Это было воистину триумфальное возвращение в Париж. Но триумф оказался коротким. Аристократы и артисты, которым они покровительствовали, начали войну против Новера. Танцовщик Антуан Бурнонвиль (отец знаменитого датского балетмейстера) так вспоминал об этом: «Артисты до такой степени увлеклись парфюмерно-фарфоровым жанром, что не понимали, чего от них требуют, и скрывали свою глупость под маской пренебрежения». Он же назвал парижскую публику «легкомысленной и нетерпеливой, привыкшей к балетам, состряпанным из водевилей, веселые песенки которых забавляли ее напоминанием о тайных грешках».
    И вот с одной стороны – Новер в зените славы, ученые-просветители ставят его в один ряд с Дидро, Бомарше, Глюком, его уважает вся Европа, он затевает балет по мотивам древнеримской истории «Горации и Куриации», который должен стать его лучшим детищем. С другой – журналисты смеются, что его спектакли не понять без книжечки с либретто, что он потерял границы балетного искусства, что публика разочарована и хочет вместо его героических сюжетов привычные лирические и пасторальные. И балет «Горации и Куриации» обречен на провал.
    С 1778 года Новер ставил только танцы в операх. Успех имели одноактный балет «Безделушки» на музыку В.А. Моцарта и возобновленный в 1780 году балет «Медея и Язон». Однако интриги вокруг Новера фактически загнали его в угол.
    Балетмейстер сдался. Он согласился уйти в обмен на обещанную ему большую пожизненную пенсию. 30 ноября 1779 года он писал: «Я покинул родину с решением никогда больше не применять здесь своих способностей». Он уехал в Англию, там его приняли хорошо, постановки называли «шедеврами», а Новера – гениальным балетмейстером. В его балетах участвовали лучшие артисты. Свою встречу с лондонскими зрителями он ознаменовал новым балетом «Вновь соединившиеся влюбленные». Были и возобновленные постановки «Рено и Армида», «Медея и Ясон». Особенно восторженно зрители и критика приняли дивертисмент «Аполлон и музы» и балет «Апеллес и Кампапа».
    Но пошла полоса невезения: то болезнь, то финансовые проблемы, то пожар в театре. Все это заставило Новера на пять лет отойти от любимого дела. Он решает все же вернуться на родину и переправляется через Ла-Манш в самое неподходящее время: это июль 1789 года, и парижане идут на штурм Бастилии. Самое кровавое время он пережил в деревне, потом отправился в Англию и поставил там свои последние балеты – «Темпейские супруги», «Венера и Адонис», «Аделаида, или Альпийская пастушка». Никакого героизма, никаких древнеримских подвигов – конец века выдался настолько бурный, что в театре не хотят видеть ничего сурового и жестокого.
    19 октября 1810 года Новер скончался.

Трекбэков

Яндекс.Метрика Rambler's Top100