Le Grandi Voci (часть I) - Карло Бергонци
Вчера, 13 июля, исполнилось 90 лет со дня рождения артиста, с полным правом относящегося к когорте великих, - Карло Бергонци. Возраст более чем почтенный, но далеко не предельный. А потому пожелаю юбиляру равняться на достижения Джульетты Симионато и Магды Оливеро.
Карло Бергонци относится к той категории исполнителей-вокалистов, при упоминании имени которых на первый план всегда выходит определение «артист, художник», и только потом - «тенор». Главная ассоциация от его голоса выражается словом «надёжность». Не всегда этот голос привлекает и покоряет с первой ноты (кому-то он вообще не нравится), но чем дольше в него вслушиваешься, тем сильнее он на тебя воздействует. Воздействует своей техникой, умением петь, стильностью звуковедения. Наверное, тембр голоса Бергонци не столь ярок, как у его современников (Дель Монако, Корелли, ди Стефано) или младших коллег (Доминго, Паваротти, Каррерас), но никто не может отказать этому тембру в индивидуальной окраске и легкой узнаваемости с первых же секунд звучания. А это ли не главное для артиста?! Ведь индивидуальность голоса определяет индивидуальность интерпретации.
Бергонци — тенор. Казалось бы, это постулат, аксиома, не требующая доказательств. Однако не все было так просто в его карьере. В мировой вокальной элите есть всего три-четыре певца экстра-класса, которые радикально сменили певческое амплуа уже в ходе начавшейся карьеры. Примеры Маттео Манугуэрры (перешедшего из теноров в баритоны) и Сесто Брускантини (исполнявшего вначале партии баса-буффо до перехода к партиям баритона) все-таки не столь показательны. Но вот трансформация Этторе Бастьянини и особенно Карло Бергонци вызывает откровенное изумление. С какой стати Бастьянини изначально обучили как баса с очень средними возможностями? Почему Бергонци несколько лет исполнял баритоновый репертуар, мучаясь как в нижнем регистре, так и на верхах? Что это было: ошибки педагогов, позднее раскрытие истинных певческих возможностей или что-то иное? Трудно утверждать однозначно. Однако во всех этих случаях мы имеем дело с историями с хорошим концом.
Бергонци осознал себя тенором в конце 1950 года, когда при распевании перед спектаклем взял верхнее до. Вряд ли рядовому баритону требовалось покорять такие высоты, если бы он внутренне не был уверен в правильности своих действий. В итоге переучивание заняло ровно три месяца, и в декабре 1950 года перед итальянской публикой появился новый молодой тенор. Причем не просто появился, а утвердился в числе лучших на итальянской оперной сцене. Уже в следующем году Бергонци принял участие в радиотрансляциях малоизвестных опер Верди «Ломбардцы» и «Симон Бокканегра», которые позже были изданы фирмой Cetra. Начало было положено, и начало очень успешное. Но новый тенор помимо голоса обладал еще и холодной головой. Он очень правильно определил сферу приложения своих вокальных способностей, трезво оценил свои возможности и оставался верен выбранному пути всю артистическую карьеру. Имя певца в кратчайшие сроки стало ассоциироваться с вердиевскими операми, а его самого повсеместно называли «тенором Верди».
Действительно, в операх главного оперного гения Италии партии тенора отличаются в основном не заоблачными верхними нотами, но углубленным драматизмом и огромными требованиями к точности фразировки и выразительности пения. Бергонци с его великолепной певческой школой как нельзя лучше соответствовал этим требованиям. Его стабильность и надежность базировались именно на безотказной, доведенной до автоматизма технике звукоизвлечения. Совершенно неслучайно даже его коллеги впоследствии признавали и называли Бергонци «академиком вокала». Что может быть выше подобного признания?
Достоинства артиста не укрылись ни от импресарио крупнейших театров, ни от продюсеров крупнейших фирм звукозаписи. Певец с блеском выступал на самых знаменитых сценах Европы (прежде всего, в «Ла Скала») и Америки («Метрополитен» тоже не обошла его своим вниманием). Благодаря записям на таких фирмах, как Декка, Дойче Граммофон и И-Эм-Ай, мы имеем ныне возможность в полной мере оценить вклад певца в мировое исполнительское искусство.
Центральное место в его фонографическом наследии занимают записи опер Верди. Да и могло ли быть иначе?! Бергонци умело адаптировал свой голос к совершенно разным по характеру партиям. Действительно, мало кто умел с равной убедительностью исполнять сугубо лирические (Герцог, Альфред), спинтовые (Ричард, Дон Карлос) и драматические (Манрико, Радамес) партии. Возможно, были тенора, исполнявшие ту или иную партию гораздо эффектнее и напористее, но ни один из них, включая великого Доминго, не смог охватить вердиевский репертуар во всей полноте. Полтора десятка партий в операх Верди зафиксированы Бергонци в студии. Среди них такие раритеты, как «Оберто», «Разбойники», «Аттила». «Эрнани» и «Луиза Миллер» тоже не относятся к числу часто записываемых опер. И все же среди всех образов певца в операх Верди, записанных в студии, я бы выделил две записи хрестоматийной и временами набившей оскомину «Травиаты» - с Притчардом и Претром. Наверное, типично теноровая фигура певца не совсем подходила для сценического воплощения партии юного пылкого влюбленного. Но вот голос соответствовал этой партии идеально. Обе записи были сделаны через небольшой промежуток времени, в конце 60-х — начале 70-х годов прошлого века. В центральной партии были заняты две суперпримадонны — Сазерленд и Кабалье. Не потеряться на фоне ослепительного вокального мастерства этих оперных див нужно было суметь. И Бергонци это сумел! В обеих версиях он предстал великолепным партнером, тонко чувствующим намерения дирижеров и коллег, и блестящим вокалистом, способным покорить точностью фразировки и мягкостью исполнения. Никакой аффектации или надрыва. Все исполнено благородно и в высшей мере достойно. Лично мне запись Притчарда нравится чуточку больше, но это ничуть не умаляет моей любви к записи Претра.
Нельзя не упомянуть и о реализованном Бергонци уникальном проекте, который до настоящего времени не повторил никто. Бергонци — единственный тенор, записавший в студии ВСЕ теноровые арии из опер Верди общим числом 31 единица. Тут уж универсализм певца представлен в виде nec plus ultra. Особую ценность в данном контексте приобретают фрагменты из «Отелло» - единственной оперной вершины вердиевского репертуара, так и оставшейся непокоренной. Но стоит ли вспоминать о единичной неудаче (пусть и достаточно громкой)? Она не может затмить основных достижений певца. К тому же и у других великих случались не менее громкие провалы. Вспомним фиаско Дель Монако в партии Герцога в Бразилии в 1950 году или крупную неудачу Паваротти в «Дон Карлосе» на сцене «Ла Скала», закончившуюся свистом и буканьем. Стали ли они после этого менее великими? Конечно же, нет. Каждый должен иметь право на ошибку, если такая ошибка не превращается в систему.
Было бы неправильно представлять себе Бергонци исключительно и сугубо вердиевским певцом. Он прекрасно ощущал себя и в иной стилистике итальянской оперы. Оперы Пуччини также нашли в нем прекрасного исполнителя. Свою первую пуччиниевскую оперу - «Мадам Баттерфляй» с Тебальди — он записал еще в эпоху монозвука. Дискография Бергонци в операх Пуччини не столь обширна, но отнюдь не менее качественна. Он дважды записал «Баттерфляй», участвовал в записях «Тоски», «Богемы», «Эдгара». Лично мне очень нравится его вторая «Мадам» со Скотто под управлением Барбиролли, где голос певца звучит очень уверенно и ярко и где зафиксировано наиболее классное верхнее до в его исполнении.
К веристской опере Бергонци обращался периодически на протяжении всей своей карьеры. И некоторые вехи на этом пути были весьма заметны. Я бы здесь выделил замечательный диптих Cav-Pag, записанный под управлением Караяна. Не все воспринимают эти записи благосклонно, но мне нравятся оба прочтения. Караян и в «Паяцах», и в «Сельской чести» мастерски закрутил темповую пружину напряжения, которая в обоих случаях распрямляется со всей сокрушительной беспощадностью. Возможно, это скорее дирижерские исполнения, но без наличия исполнителей уровня Бергонци, Коссотто, Таддеи и Панераи никакой дирижер не смог бы надеяться даже на малейший успех. Кстати, партия Туридду была одной из любимых у певца. Именно ее он выбрал для выступления в юбилейных спектаклях в Ливорно в 1981 году, пригласив в качестве партнерши Ирину Архипову — нашего вокального академика.
Из числа малохарактерных для Бергонци опер следует выделить запись «Адриенны Лекуврер», которая вновь запечатлела его творческий дуэт с Джоан Сазерленд. Хотя, по общему мнению, запись эта не относится к исполнительским шедеврам в целом...
И еще об одной опере никак нельзя не упомянуть. Это «Джоконда» Гарделли с Тебальди в титульной партии. Данная запись стала чуть ли не главной фонографической редкостью на музыкальном оперном рынке. Когда-то я держал ее в руках, но почему-то не купил. Теперь уж поздно об этом жалеть...
К операм бельканто Бергонци обращался нечасто. В его постоянный репертуар входили «Любовный напиток» и «Лючия ди Ламмермур». В студии осталась зафиксированной только «Лючия». Причем версия Шипперса является одной из самых лучших по исполнению и наиболее полных во всей обширнейшей дискографии этой оперы. Записанный состав можно считать просто сказочным: Силлз, Бергонци, Каппуччилли, Диас... Как говорится, спешите слышать! К счастью, сохранилась и живая запись «Любовного напитка» с участием Ренаты Скотто, которая позволяет понять возможности певца и в комическом репертуаре.
Карло Бергонци дважды приезжал в нашу страну. В 1964 году он был самой загруженной и востребованной фигурой в труппе театра «Ла Скала». Во время тех первых гастролей он участвовал в исполнении двух опер - «Трубадура» и «Лючии» - и «Реквиема» Верди. К счастью, все эти три наименования оказались зафиксированы фирмой «Мелодия» и изданы на виниловых пластинках, давно ставших филофонической редкостью. Именно с них у меня началось знакомство с искусством этого артиста.
А в 1989 году мне довелось слышать Бергонци вживую в Большом театре на благотворительном концерте в фонд пострадавших от землетрясения в Армении. Тогда он исполнял дуэт из «Напитка» с Алидой Феррарини, а также ему было доверено право завершить оперный вечер сценой и арией Рудольфа из «Луизы Миллер». Несмотря на шероховатости при исполнении дуэта (который из-за них не включается ни в аудио-, ни в видеосборник), публика принимала его очень тепло, а ария Рудольфа, исполненная с былым напором и уверенностью, увенчалась заслуженной овацией.
Арию Рудольфа он исполнял и на гала-концерте в «Метрополитен-опера» в 1996 году, поразив публику мастерством и свежестью звучания тенорового голоса на своем восьмом десятке...
После завершения карьеры Карло Бергонци занимался вокальной педагогикой, и от желающих приобщиться к настоящей старой вокальной школе отбоя не было...
Хочется пожелать великому певцу прежде всего здоровья, как можно больше здоровья. А имя его уже давно вписано золотыми буквами в оперную историю середины XX века.
Комментарии
Трекбэков
Всего трекбэков 0
Ссылка трекбэка: