RSS лента

Per aspera ad astra, или Нетленные "консервы"

Недооценённые "золотые" голоса (часть VI) - Галина Калинина

Рейтинг: 5.00. Голосов: 3.
              
...70-80-е годы прошлого века. Золотая эпоха Большого театра. Время, которое по праву считается выставкой уникальных тембров и вокальных дарований. В те годы Большой был театром без слабых мест. Не только в области балета он был впереди планеты всей, но и оперная труппа находилась на исключительно высоком уровне. Тогда сопоставление с "Ла Скала" было вполне уместным и соответствовало музыкальным реалиям.
Группа сопрано в Большом всегда была очень разнообразной и одной из самых сильных в театре. В ее составе были певицы разных поколений, причем беспокойства эта группа никогда не вызывала, настолько сильное пополнение в нее приходило.
В 1973 году после успеха на конкурсе в Женеве в театр стажером был принята молодая певица Галина Калинина, тогда еще студентка Гнесинки. Уже в то время был ясно виден ее незаурядный потенциал, который она подтвердила отличным выступлением на Конкурсе Чайковского 1974 года, завоевав III премию среди женских голосов. На том конкурсе первая премия среди женщин присуждена не была, а вторую получила Сильвия Шашш, заслуженно вошедшая в число мировых оперных звезд. Награда, полученная Калининой на столь престижном вокальном соревновании, послужила для нее хорошим стимулом в последующем творческом росте.
Надо отметить, что молодая певица была замечена и отмечена на радио и телевидении. Галина Алексеевна была частым гостем на сборных концертах, которые транслировались на всю страну. Она одинаково успешно исполняла как оперные фрагменты, так и песни советских композиторов. Конечно, залогом этого успеха был ее голос, который развивался в нужном направлении год от года и неизменно восхищал почитателей ее творчества.
Голос Галины Калининой - действительно нечто особенное. Ее лирико-драматическое сопрано имело совершенно индивидуальный, исключительно красивый окрас. Возможно, это был наиболее итальянский по своей природе голос среди всей сопрановой группы тогдашнего Большого. В этом голосе подкупала полетность, сила, свежесть, яркость звучания и известная толика легкой назальности, столь свойственная латинским сопрано. При этом голос лился свободно и как бы без усилий, что создавало эффект безграничности возможностей. Слушать такой голос было истинным удовольствием.
Стажировка, продолжавшаяся два года, завершилась приглашением в основной состав прославленной труппы. Приближался 200-летний юбилей Большого, по случаю которого фирма "Мелодия" выпустила немало пластинок с записями его лучших солистов. Попасть в список этих лучших уже само по себе значило немало. И Галина Алексеевна в него попала, что доказывало размер тех творческих авансов, которые ей выдавались. В 1976 году на одной из сборных юбилейных пластинок был издан вокализ Лизы Бричкиной из оперы Молчанова "А зори здесь тихие". К юбилею также вышла очень интересная пластинка "Дирижирует Александр Лазарев" - первая в карьере будущего главного дирижера Большого. На ней были в основном записаны те солисты, которые на тот момент не занимали первого положения (за исключением прославленного Александра Огнивцева), но на которых, что называется, рассчитывали в будущем. Для этой пластинки Галина Калинина записала первую арию Леоноры из "Трубадура" и арию Тоски. Разумеется, по-итальянски. И оставила этим исполнением очень достойное впечатление.
Казалось бы, интерес со стороны "Мелодии" должен был только расти. Но нет... Фирма отнюдь не баловала поклонников таланта Калининой новыми записями. Полных опер в те времена записывалось очень мало, и находились певицы, имеющие преимущественные права на фиксацию той или иной ходовой партии в грамзаписи. Не умаляя ничьих заслуг, могу только высказать собственное сожаление по поводу того, что столь великолепный голос остался фактически вне поля зрения фирм звукозаписи. Единственная крупная студийная работа певицы - партия Наташи в опере Прокофьева "Война и мир". Но все же этот голос был создан природой для исполнения лучших партий итальянского и русского репертуара, а они-то как раз прошли мимо внимания руководства "Мелодии", о чем можно только горько сожалеть. Хорошо еще, что была издана на виниле опера Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" - запись премьерного спектакля под руководством Евгения Светланова, на котором я имел счастье присутствовать в декабре 1983 года... Однако более 25 лет эта запись не переиздавалась. В год юбилея "Мелодии" неплохо было бы задуматься о новом издании подобных раритетов. Пора уже...
Как бы то ни было, голос Галины Алексеевны регулярно звучал в эфире. Хотелось бы надеяться, что в фондах сохранилась хотя бы часть трансляционных и студийных записей...
Кроме того, я многократно присутствовал на ее спектаклях и иных выступлениях.
Первым из спектаклей с ее участием был многократно мной упоминавшийся "Борис Годунов", показанный 22 марта 1976 года по случаю 200-летия Большого. В нем Калинина исполнила партию Ксении. Партия, что и говорить, невелика, но даже в ней певица сумела запомниться своим чистым и ясным тембром. Песня-плач прозвучала очень по-русски, искренне и без надрыва.
В 1980 году я слышал певицу в двух исключительных спектаклях в партиях совсем иного масштаба. Сначала это была премьера вердиевского "Бала-маскарада" в совершенно феноменальных декорациях Николая Бенуа. Какое же шикарное пение в тот вечер продемонстрировали Калинина и Ворошило! Амелия - идеальная партия для голоса певицы. Она дала возможность показать все его достоинства: тембр, диапазон, технику, темперамент. Уже в коротком появлении в жилище Ульрики Амелия-Калинина захватила кантиленностью и силой пения. А уж большая ария второго акта в сопровождении изумительного оркестра под управлением Жюрайтиса вообще повергла в шок и трепет. Как жаль, что тогда опера не исполнялась на языке оригинала... Не менее ослепительное впечатление осталось и после финала первой картины третьего акта, где голос Калининой в ансамбле как шапкой накрывал все остальные, паря над очень плотной оркестровкой. Певица находилась в блестящей форме и подтверждала это каждой спетой нотой.
Через пару месяцев я слушал её в "Евгении Онегине". Это был гастрольный спектакль Николая Гедды, о котором я тоже писал в своем дневнике. Голос Галины Алексеевны звучал отменно, но - из песни слова не выкинешь - в сцене письма случилась маленькая текстовая заминка. Как говорится, всякое бывает. Но в целом образ Татьяны, созданный тогда Калининой на сцене, мне очень понравился. Жаль, что нет студийной записи "Онегина" с ее участием. Она была исключительной Татьяной...
О премьере "Китежа" я уже упоминал, и не раз. Такие спектакли - это настоящее чудо искусства, в котором воедино сплелись все театральные составляющие: сценография, режиссура, но прежде всего - музыкальное прочтение. Да, есть фонограмма, но даже она, сделанная на очень высоком уровне звукорежиссуры, не передает полностью того впечатления, которое оставило то исполнение.Тут очень трудно комментировать. Для меня Калинина - грандиозная Феврония!
Помимо спектаклей Большого, мне довелось многократно слышать выступления певицы в Туле. В конце 70-х - начале 80-х годов между НПО "Тулачермет" и Большим театром существовал шефский договор. Один раз в году в начале февраля большая группа солистов театра (числом до 30 человек) приезжала для выступления на сцене ДК металлургов. Конечно, для солистов это была некая узаконенная "халтура", но исполнение их никогда не было халтурным, да и быть не могло! За исключением народных артистов СССР в Тулу приезжали лучшие силы тогдашней труппы. Всего таких приездов было семь, и Калинина приезжала пять или шесть раз. Художественный уровень концертов был очень высок. Вел их всегда Георгий Панков, в качестве аккомпаниаторов выступали Лев Викторов и Лия Могилевская. Концерты начинались в 19-30 и завершались близко к полуночи. Неправда, что рабочая аудитория была слабо подготовленной для восприятия оперы в те годы. Люди ценили и понимали настоящее искусство, оно было ими любимо. Кстати, перед этой - не самой простой - аудиторией все произведения, за редчайшим исключением, исполнялись на языке оригинала. И никакого недопонимания со стороны слушателей не возникало. Можно с известной долей допущения сказать, что эти многочасовые концерты для Тулы были подобны мероприятиям в "Метрополитен". И это не преувеличение! Зал, вмещающий около 500 человек, всегда был забит под завязку. Сидели везде, все проходы в центре и по бокам зала были заняты, как были заняты балкон и служебные ложи. В итоге в зал набивалось до 650 человек. И реакция на по-настоящему хорошее исполнение была как на футболе после забитого гола. Галина Алексеевна выступала обычно либо предпоследней, либо последней. Ее оставляли "на закуску". И публика всегда ждала ее появления. Невозможно срежиссировать восторженное отношение публики к исполнителю. Такое отношение можно только заслужить, и никак иначе. Калинина всегда исполняла по три произведения, однажды, когда публика буквально ревела и топала, спела и четвертую вещь. Романсы она пела редко, все-таки ее коньком была опера. Лиза, Леонора из "Трубадура", Баттерфляй, Наташа из "Опричника", Иоланта и много еще чего можно было услышать в ее исполнении. И как непременный атрибут - молитва Тоски, после которой зал всегда взрывался... А после концерта все его участники переходили к банкетной части, в которой по просьбе руководства завода исполнялись отнюдь не только классические опусы. Обычно все мероприятие заканчивалось около 2 часов ночи, и только в это время автобус с изрядно потрудившимися солистами оперы отправлялся в обратный путь на Москву...
Калинина занимала в родном театре прочное и очень достойное положение. Периодически она выезжала на зарубежные гастроли как со всей труппой, так и в индивидуальном порядке. Однако зарубежные гастроли не превратились в систему. Певицу знали и ценили, но все же эта оценка явно не соответствовала уровню ее дарования. Теперь уже поздно сожалеть о том, что ее голос так мало запечатлен в студии. Слишком много певцов в те годы не до конца реализовали свой творческий потенциал. Отчасти потому, что конкуренция на внутреннем рынке была высока, отчасти по причинам, далеким от искусства.
Калинина занимала в Большом первое положение до 1992 года. Тогда она решила покинуть театр, в котором проработала почти два десятилетия, и перебраться в Берлин. Ее карьера с успехом продолжилась в "Дойче опер". А в 1993 году состоялся личный дебют певицы в "Ла Скала", где она спела заглавную партию в "Федоре".
Что тут скажешь... Карьера состоялась, любовью публики певица никогда не была обделена, но того уровня признания, которого Калинина была достойна, все же не случилось. Почему? Трудно ответить на этом вопрос однозначно. Как говорится, так звезды расположились... Тем не менее, искусство Галины Алексеевны Калининой навсегда осталось в памяти ее истинных поклонников, к коим я безусловно причисляю и мою скромную персону.
Хочется пожелать любимой певице здоровья и долгих лет. На Родине Вас помнят и любят!

Отправить "Недооценённые "золотые" голоса (часть VI) - Галина Калинина" в Google Отправить "Недооценённые "золотые" голоса (часть VI) - Галина Калинина" в Facebook Отправить "Недооценённые "золотые" голоса (часть VI) - Галина Калинина" в Twitter Отправить "Недооценённые "золотые" голоса (часть VI) - Галина Калинина" в del.icio.us Отправить "Недооценённые "золотые" голоса (часть VI) - Галина Калинина" в Digg Отправить "Недооценённые "золотые" голоса (часть VI) - Галина Калинина" в StumbleUpon

Обновлено 09.11.2014 в 08:29 Дискограф

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Нюрочка
    Спасибо за информацию - послушала записи Галины Калининой. Те, что сделаны в середине-конце 70-х, действительно очень хороши. И сама певица очень хороша собой! Не пришлось услышать голос певицы в живую, конечно - где бы я ее услышала? (
    Обновлено 13.08.2014 в 07:12 Нюрочка
  2. Аватар для Sasha.E.Zhur
    Сергей! Огромное спасибо Вам за этот чудесный очерк!
    Я лично знаком с Галиной и могу только подтвердить все Ваши ощущения и , более того, факты.
    Да. С одной стороны, карьера состоялась. Были огромные работы, ведущие партии, успех. Но, с другой стороны, было и прохладное отношение со стороны администрации и худ.руководства БТ, странный "неинтерес" со стороны фирм грамзаписи и т.д. Был отъезд в Берлин, связанный с тем, что примадонна по уровню и классу не смогла добиться для себя премьеры в родном театре.
    Большой не захотел, а Берлин - с удовольствием. Опернвельт назвал её "певицей года" в начале 90-х.
    Она ошеломила Европу своей Леди Макбет. Именно на неё поставили Девушку с Запада. Мути назвал её "моя Федора", Она спасла премьеру Аиды в Ковент-Гарден, когда заболела Стьюдер. Она, в дуэте с Ниной Терентьевой, пела с грандиозным успехом в роскошном театре Боготы в "Аиде", и этот спектакль был занесён в золотую книгу почёта этого капризного театра.
    Она спела с огромным успехом Марину Мнишек в знаменитом "зеркальном" "Борисе Годунове" , который поставил Мартиноти... Она, она, она...
    Но она так много не сделала!
    Из-за Скаловской Федоры не состоялась её Красильщица в Женищине без тени в Вене и Берлине, которую она так хотела и ждала.
    Она очень хотела спеть Норму в Берлинской премьере, но не была довольна своей формой.
    Про записи я уже не говорю.
    Да. Это замечательная актриса, певица и очень неординарный человек!
    Спасибо ещё раз. Простите за эмоциональность.
    ЗЫ. В последний раз я видел и слышал Калинину в БТ в "Тоске" в середине 90-х. Это была фантастика! Итальянцы, сидевшие в одной ложе со мной, выли от восторга. Это был знак качества!
  3. Аватар для Нюрочка
    К сожалению, для России свойственно "выдавливать" свои таланты куда-нибудь за границу. Или просто не признавать их и оставлять в неизвестности. Почему так происходит? Одни таланты мешают блистать другим и их поэтому оставляют в тени уже заблиставших? Или, пардон, не желают ... ... подлизываться к начальству?
  4. Аватар для Sasha.E.Zhur
    Когда-то я сделал с ней большое интервью, которое опубликовала газета "Культура". Интервью было озаглавлено словами из Баттерфляй (знаковая роль для Калининой: именно Баттерфляй сделала её известной в Европе, когда Галина экстренно заменила Эву Мартон в Штутгарте. Мартон отказалась петь из-за несоответствия физического облика буквально за два дня до премьеры.) "Риннегата э феличе" (Отвергнута и счастлива) - вот те слова.
  5. Аватар для Vasilisa
    И нечего обижаться, это, конечно, дело вкуса, но пела она, судя по записям, не очень гениально, характерные призвуки, перекрытый звук, не на достаточном дыхании. Я давно на форумах читала восторженные отзывы о Калининой, но каждый раз, обращаясь к записям, удивлялась за что так хвалят. Возможно в живую это и было хорошо... но в стравнении с признанными певицами и певцами она явно уступает.
  6. Аватар для Sasha.E.Zhur
    Ну Вы-то конечно - истина в последней инстанции.
    Это во-первых!
    А во-вторых, не понял, кто и на кого обижается? Лейлу Генчер вообще не записывали официально. И ничего так себе!
  7. Аватар для Vasilisa
    С Вами вообще бесполезно разговаривать, у Вас ддвух мнений быть не может, во-первых, во-вторых, поклонники этой певицы все-время вопрошают, почему не оценили ее по заслугам. И слышна в этих вопросах обида на весь свет, так вот, ее уровень вполне соответствует и театрам и записям и успеху у широкой публики. Кстати, в отличие от некоторых вокальных крокодилов.
  8. Аватар для Дискограф
    Vasilisa, убедительно прошу не выяснять отношения в моем дневнике. Он не для этого предназначен.
    Никто Вам "любви к персоне" не навязывает. Но если Вы сами говорите, что читали, и давно, восторженные отзывы об этой певице, не худо было бы покопаться в собственном восприятии, а не критиковать чужое.

    Саша, моя огромная благодарность за столь обширное дополнение. Для меня некоторые детали были в новость.
    Я хорошо помню передачу "В вашем доме", в которую Бэлза пригласил Калинину вместе с дочерью. Действительно, неординарность не спрячешь.
    Мне бы хотелось отметить, что "Мелодия" очень мало ценила тот вокальный потенциал, которым страна располагала в то время. И касается это далеко не только Калининой. Как говорится, вспомним их поименно.
    Касрашвили - живая запись "Китежа" и Прилепа в "Пиковой даме" (не помню точно, кто записал "Франческу да Римини", она или Милашкина...)
    Сергиенко - "Снегурочка", "Алеко" и "Американцы"
    Казарновская - "Игрок" (для Филипс)
    Раутио - "Манон Леско" (для Сони)
    Это как прикажете понимать подобное расточительство? Кто-то может нравиться больше, кто-то меньше, но клиническим фактом является то, что в период расцвета эти дамы обладали уникальными голосами (ту же Сергиенко записали, когда голос уже начал портиться...).
    Более крутых вокальных крокодилов в ту пору у нас не было. Конечно, можно и нужно добавить Биешу с двумя операми с перерывом в 20 лет ("Мадам" и "Норма") и Циполу (вообще без записей).
    Кому при отсутствии записей докажешь, что отечественные вокальные крокодилы были ничуть не хуже импортных?!

    И еще, Саша! Если у Вас сохранилось Ваше интервью с Галиной Алексеевной, прошу дать на него ссылку или отправить в личку. Там наверняка немало интересного.
    Обновлено 09.11.2014 в 08:37 Дискограф
  9. Аватар для Vasilisa
    Цитата Сообщение от Дискограф
    Vasilisa, убедительно прошу не выяснять отношения в моем дневнике. Он не для этого предназначен.
    Дискограф, переадресуйте свои претензии к Журавлеву. И не валите с больной головы на здоровую!
    Никто Вам "любви к персоне" не навязывает. Но если Вы сами говорите, что читали, и давно, восторженные отзывы об этой певице, не худо было бы покопаться в собственном восприятии, а не критиковать чужое.
    Я никого не обвиняю в навязывании, проявите адекватность, вроде взрослый человек уже. Я высказала свое мнение на причину непризнанности певицы у широких масс, что не всё так у дамы идеально и не стоит удивляться. И убедительная просьба не лезть ко мне с советами в чем мне копаться, это мое дело. На чем откланиваюсь, будьте здоровы и наслаждайтесь дальше.
  10. Аватар для Sasha.E.Zhur
    Какая ж Вы осведомлённая!
    Ну, подойдите как-нибудь ко мне в театре или на концерте! Познакомимся поближе))))))))))!

    Сергей
    , да. Транжирство было несусветное.
    Кстати, Франческу записала Касрашвили, у которой есть всё-таки Игрок, видео "Млады" и что-то ещё.
    У Биешу была Дидона и Тоска (даже в виде фильма) и , опять же ещё что-то.
    Гизела Ципола записала полностью (и блестяще) Катерину Измайлову и чуть ли не Баттерфляй.
    У Казарновской есть незаурядный сольник, одним из первых изданный на отечественных СД. Есть 14-ая Шостаковича на Дойч Граммофон.
    Нина Раутио тоже имеет в активе "Орлеанку" в видео-формате.
    (Я больше всего удивлён, почему Нину не стали дальше записывать после такой удачнейшей и сложной работы с Маазелем!)
  11. Аватар для Дискограф
    Боюсь, что дама не поедет из города в деревню... Вы понимаете, Саша, чьей терминологией я пользуюсь. )))

    Я выношу за скобки видеоиздания. Это живые спектакли, в которых всегда есть недочеты с музыкальной точки зрения. Просто без них не обойтись. Но зато это документы, позволяющие оценить общий уровень исполнения и исполнителей. Это бесспорно.
    Да, кое-что из записанного нашими примадоннами я упустил. Но ведь никакой незаурядный сольник Казарновской не заменит хотя бы одной-единственной записи полной оперы. И даже "живой" вердиевский Реквием с гастролей Скалы 1989 года является ущербным по уровню пения минимум двух солистов из квартета...
    Катерина - труднейшая партия, не спорю. Но ведь Ципола была совершенно феноменальной Леонорой и в "Трубадуре", и в "Силе судьбы". Где они?
    Баттерфляй записала Чкония с Дедиком, а лучшая Баттерфляй мира записи удостоена не была. Слава Богу, что я ее в этой партии слышал.
    Короче, остались крохи.
    Конечно, хорошо, что Калинину сняли в тех же "Паяцах" и чем-то еще. Но ведь она была достойна куда большего!
  12. Аватар для Sasha.E.Zhur
    Калинина записала ещё и Зори. Но я что-то этой оперы вообще не видел никогда.
  13. Аватар для Sasha.E.Zhur
    А! И ещё есть Весёлая вдова телевизорная.
  14. Аватар для Дискограф
    Интересно, а какие-то записи в берлинский период остались?
  15. Аватар для Sasha.E.Zhur
    Да она с мужем "писали " регулярно каждый спектакль. Что бы там ни было.
    Есть более-менее качественные записи "Аиды" из КГ и Боготы, что-то ещё... Она - нормальная современная певица и это - часть работы.
    Другое дело, что из официальных видео есть Набукко и , по-моему, Федора. Но эти официальные записи - крайняя и редкая редкость!
  16. Аватар для Дискограф
    Когда-нибудь и крайние редкости издадутся. И все же это не студия...
    Однако нельзя не отметить, что после ухода из Большого репертуар Калининой явно пополнился. Федора, Абигайль, Леди Макбет... И пела ли она Аиду в Большом?
  17. Аватар для Sasha.E.Zhur
    Точно пела. Аида чаще всего шла в КДС и очередь на партию была, но небольшая: Милашкина, Касрашвила, Фомина, Калинина, Миглау и ещё кто-то. Но Милашкина крайне редко пела Аиду (только, если состав был премьерский или запрос сверху), а остальные как- раз вполне "закрывали" кадровые потребности)))).
    Да, интервью у меня где-то лежит. Надо отсканировать и Вам переслать.
  18. Аватар для Дискограф
    Так получилось, что "Аида" и "Тоска" в Большом полностью прошли мимо меня стройными рядами. Помпезность "Аиды" в КДС легко себе представить по некоторым цветным фотографиям, а также по павильонным съемкам Архиповой и Образцовой, которые наверняка пели в антураже того спектакля. А вот с "Тоской" Покровского-Левенталя гораздо хуже. То есть у меня есть несколько черно-белых фотографий и цветные эскизы декораций второго акта, и не более того.
    А в берлинский период что-то Калинина что-то сохранила из русского репертуара или надобность в этом полностью отпала?
  19. Аватар для Sasha.E.Zhur
    Татьяну, Марину Мнишек (новоприобрела), Лизу.
    В-общем-то, обычный расклад для центрального сопрано в Европе.

    О Тоске...
    Когда я смотрел Тоску Покровского (в середине 90-х), спектакль был очень ветхий, даже пыльный. Это было обидно. А фото какие-то , по-моему, остались.
  20. Аватар для Дискограф
    Конечно, Марина тут выбивается из общего ряда... Хотя Калинину, по правде говоря, я гораздо больше педставляю себе Мариной, чем ту же Галину Павловну. Чисто в голосовом масштабе.

Трекбэков

Яндекс.Метрика Rambler's Top100