Кстати, в каком контексте МартЫн ХайдЕггер упоминает нашего героя?
Длинно цитирует из писем (вернее, из одного письма), где Моцарт изъясняет, как слышит едва только сочинённую (или ещё даже не сочинённую, не помню) симфонию одномоментно сразу всю, как будто окидывая её одним «акустическим» взглядом. Ну и вывод из цитаты: слышать – это видеть, с аллюзиями на греч. хорао и теорию как отглагольную, и затем, что вот такой целостный охват это исконная сущность мысли етс. Ну а потом, собсно, по Вашей части : Хайдеггер вопрошает, что же такое Моцарт в своей сущности = в своём сердце? В качестве ответа – Ангел Силезский: Ein Hertze daß zu Grund Gott still ist wie er wil, // Wird gern von Ihm berührt: es ist sein Lautenspil.
(Весьма польщен тем вниманием, которое Вы мне оказываете).
Напрасно боялись.
У меня родилась даже глупая мысль, что уже тот факт, что по поводу Моцарта возникает столько "оффтопа" есть косвенное свидетельство его величия, отрицаемого всякими там (точнее, тут) Симкиными, Сигизмундами и иже с ними.
Сообщение от Lohengrin
Длинно цитирует из писем (вернее, из одного письма), где Моцарт изъясняет, как слышит едва только сочинённую (или ещё даже не сочинённую, не помню) симфонию одномоментно сразу всю, как будто окидывая её одним «акустическим» взглядом. Ну и вывод из цитаты: слышать – это видеть, с аллюзиями на греч. хорао и теорию как отглагольную, и затем, что вот такой целостный охват это исконная сущность мысли етс. Ну а потом, собсно, по Вашей части : Хайдеггер вопрошает, что же такое Моцарт в своей сущности = в своём сердце? В качестве ответа – Ангел Силезский: Ein Hertze daß zu Grund Gott still ist wie er wil, // Wird gern von Ihm berührt: es ist sein Lautenspil.
Ох уж это пресловутое письмо! Значит, и Хайдеггер попался на эту удочку. В длинные спекуляции по поводу этого сомнительного письма впадает и наш акад. Б. Асафьев, делая вывод из всего этого, что Моцарт сочинял, "как соловьи поют" (Чайковский), не ведая, что творит, и что такой тип творчества (как бы исключительно интуитивного) не позволял Моцарту открывать новые миры: "Моцарт строил новые системы доказательств, но не новые миры". Очень длинная и маловразумительная статья на тему этого же письма есть у А. Михайлова (которого я, впрочем, глубоко почитаю).
Суть всего этого, на мой взгляд, такова: ...Как некий херувим //Он несколько занес нам песен райских...
Сообщение от Lohengrin
Шутить изволите!
Нет, совершенно серьезно. Правда.
_____________Я воды Леты пью
Мне доктором запрещена унылость
О присутствии Юпитера
Я же сказал, что Присутствие интересует меня как нечто мистическое, присутствие чего-то (или кого-то) Третьего в обычном диалоге.
«- Знаешь что: я боюсь, что ты сон, что ты призрак передо мной сидишь? – пролепетал он.
- Нет, никакого тут призрака нет-с, кроме нас обоих-с, да еще некоторого третьего. Без сумления, тут он теперь, третий этот, находится, между нами двумя.
- Кто он? Кто находится? Кто третий? – испуганно проговорил Иван Федорович, озираясь кругом и поспешно ища глазами кого-то по всем углам.
- Третий этот – бог-с, самое это провидение-с, тут оно теперь подле нас-с, только вы не ищите его, не найдете».
Или: Мне день и ночь покоя не дает Мой черный человек. За мною всюду Как тень он гонится. Вот и теперь Мне кажется, он с нами сам-третей Сидит.
«Третий» как нечто, отличное от Я и Другого. Некий посланец, вестник (поистине ангел), но иногда и Сам... Совсем не случайно упоминание Третьего и его незримого присутствия в третьем разговоре Ивана со Смердяковым, после которого Ивана Федоровича посещает тоже некий Вестник, в клетчатых брюках. Впрочем, корректно ли называть этого джентльмена Вестником?
Ведь он изрекает: «Сатана sum et nihil humanum a me alienum puto».
И существуют указания на его присутствие этого Третьего, имевшее место, быть может, и в прошлом: как Зона в «Пикнике на обочине» Стругацких.
Но при чем тут Моцарт?
Исторический «черный человек» был, если не ошибаюсь, «серым человеком», заурядным порученцем графа Вальзегга. Почти как человек в сером рединготе у Шамиссо. И Моцарт признавался в одном из своих писем: «В моей голове хаос, я делаю все, что в моих силах, но не могу избавиться от образа незнакомца. Я повсюду вижу его. Он просит, настаивает и требует работы от меня» (7 сентября 1791 г.)[1].
Между прочим, у Моцарта мы видим этого Третьего в поздних операх, словно блуждающий персонаж: Командор в сцене на кладбище (но это, пожалуй, банально), в первом дуэте Анны и Оттавио мы везде чувствуем страшную тень дон Жуана (который проецируется в нечто потустороннее); в Секстете из второго акта все участники ансамбля раздавлены, как справедливо замечает Чичерин, незримым присутствием Сверхчеловека.
Наконец, в Scena ultima дон Жуан, теперь уже словно некая стихия, сила, пронизывает всех поющих.
В “Cosi fan tutte” и в «Волшебной флейте» «третьи» - некие испытатели влюбленных, дон Альфонсо и Зарастро. Между прочим, меня не оставляет мысль о странном сходстве некоторых интонаций Статуи и Зарастро: послушайте внимательно арию Зарастро с хором, в F-dur. Разве на словах “LaЯt sie der Prьfung Frьchte sehen…” не возникает у нас ассоциация с фразой Статуи: “Non si pasce di cibo mortale…”. Зарастро, конечно, диатоничнее, как и подобает владыке Царства Мудрости. Но и в его фразе можно расслышать очень тонко и экономно примененные хроматизмы. Что же касается связи между доном Альфонсо и Зарастро, то, помимо сюжетного подобия (мотив испытания влюбленных), можно отметить особую роль тональности E-dur у того и другого, тональности, встречающейся у Моцарта относительно редко (если не ошибаюсь, то только один цикл написан им в этой тональности – фортепианное трио К. 542). Но воздержусь от анализа подробностей.
И какое же отношение все эти фантазии имеют к Dasein Хайдеггера, используй мы даже перевод его как Присутствия? Строго говоря, никакого. Но все-таки…
Говорил же наш Мартын, что «язык – дом бытия» (фраза, которую часто превратно толкуют). Но Бытие – это бомж и никогда не бывает у себя (у себя?!) дома, но иногда заглядывает в свой (наш? наш?? чей?) дом (язык? ), и тогда мы можем сказать: «Вот здесь бытие!» (Das Sein ist da!). Почти как Клингзор в начале второго акта «Парсифаля»: “Die Zeit ist da!”.
Ну а теперь, коллеги, кидайте в меня помидоры.
[1] Но, кажется, подлинность этого письма подвергается сомнению. Не уверен. Пусть меня поправят специалисты. Но тут, как принято говорить, se non e vero e ben trovato.
Последний раз редактировалось Daddy; 09.12.2006 в 16:27.
_____________Я воды Леты пью
Мне доктором запрещена унылость
А Вы Улыбышева не читали, о Моцарте? Он, конечно, больше литературовед, чем музбиограф, но все же.
Я читал книгу Улыбышева, и она у меня есть! Хотелось бы как-то найти книги: О. Яна, Г. Н. фон Ниссена, О. Э. Дойча (Моцарт. Документы его жизни...1961, Кассель). Я - действительный член Моск. Моцартовского муз. общества (президент - нар. РФ, проф. МГК Г. Писаренко), автор-составитель "Аннотированного каталога сочинений Моцарта": Издательский дом "Композитор", 2005; участник издания "Письма Моцарта на русском языке": Аграф, 2000. Профессионально - я, прежде всего, врач-психиатр/психотерапевт. Провожу до настоящего времени муз. семинары в ГАИШ при МГУ (http://olm.pereplet.ru). С помощью программы Finale 2006 записываю свои оркестровки сочинений Моцарта и др. авт. К сожалению, я при всей серьёзности и масштабности своих увлечений не испытываю полного удовлетворения из-за отсутствия у меня таких друзей, которые бы были особенно близкими, учитывая интерес к Моцарту.
Вот уже год настойчиво время от времени постигаю его до минорную Большую Мессу. Довелось уже попеть и в хоре и соло. И чем больше проникаю в эту пучину, тем более возносится моё сердце и душа к Богу, от восхищения гением Моцарта. Столько о нём уже написано, сказано, столько раз исполнено, а он не увядает - потому что это музыка жизни. Простите за такое сладостно-возвышенное послание, но............ избыток чувств, понимаете ли.
20 апреля 2024 года состоится Концерт «Вивальди. Времена года. Бах. Токката и фуга ре минор. Моцарт. Маленькая ночная серенада»
Сегодня вы услышите знаменитые сочинения, которые принято называть...
Автор elenazharkova (Комментариев: 0)
Сегодня, 10:50
20 апреля 2024 года состоится Концерт «Рок-баллады. Scorpions, Metallica, Queen, The Beatles»
Мы приглашаем вас провести вечер под звуки несравненных культовых композиций. О каждой из них можно...
Автор elenazharkova (Комментариев: 0)
Сегодня, 10:49
20 апреля 2024 года состоится Концерт «Созвездие черных легенд»
Новый проект Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония» «Созвездие черных легенд»! Michael Jakson, Boney M, Whitney Houston,...
Автор elenazharkova (Комментариев: 0)
Сегодня, 10:47
Социальные закладки