Страница 1 из 5 12 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 46

Тема: Следует ли музыканту владеть несколькими инструментами?

              
  1. #1
    массажист-затейник
    Регистрация
    10.08.2007
    Адрес
    столица фонтанов и велосипедов
    Возраст
    52
    Сообщений
    1,431
    Записей в дневнике
    7

    По умолчанию Следует ли музыканту владеть несколькими инструментами?

    Цитата Сообщение от murom Посмотреть сообщение
    <...>Виолончель стоит у меня в списке четвертым инструментом после скрипки, альта и ф-но.
    ...Вспоминается призрачно далёкое детство. Приёмные экзамены в муз. школу. Тогда ещё - торжественно, с многоликой комиссией, при огромном конкурсе. После "обстрела" нескончаемыми вопросами и заданиями короткое совещание и вердикт: исключительные слуховые данные, рекомендуется поступление в класс скрипки.
    Все мои родственники были счастливы. Все, кроме меня. Потому что, имея минимальный музыкальный опыт, зато будучи весьма практически смышлён, я сразу понял, что придётся не один год часами пилить, прежде чем нащупаю т.н. "позиции" и смогу что-нибудь путное сыграть. Да и смычок тоже штука хитрая - прижмёшь сильнее - заскрипит, слабее - засипит... То ли дело - фоно! 88 клавиш - и все в твоём распоряжении! Не надо ничего искать, мучаться...
    Был и ещё один важный для меня момент - самодостаточность фортепиано. Играешь, как считаешь нужным и ни от кого не зависишь.
    Короче, дома я устроил "забастовку" и категорически заявил, что ни на какую скрипку заниматься не пойду. Родители было попытались меня уговорить, но маячившая впереди перспектива обзаводиться новым инструментом, в то время как пианино уже было в полном моём распоряжении, помогла им сделать выбор в мою пользу.
    Итак, школу я закончил как пианист и ни разу об этом не пожалел. К тому же я вовсю сочинял, с историей и теорией проблем не было, в общем, я чувствовал себя вполне удовлетворённо.
    Как-то, уже в училище, курсе на втором, я зашёл в гости к соседке, хоровому дирижёру. Она в это время как раз брала уроки виолончели (совершенно не помню, зачем) и дома оказался интсрумент. Что-то меня "торкнуло", и я решил попробовать извлечь пару звуков. Стоило мне повести смычок - можете представить, насколько я был шокирован - из-под него полился сочный красивый звук! Полился САМ, без всяких усилий! Не знаю, то ли мне удалось интуитивно нащупать нужное прикосновение смычка, то ли это прикосновение в чём-то сродни фортепианному туше, тем не менее, было ощущение, что виолончель поёт сама, и это был НЕВЕРОЯТНЫЙ КАЙФ. Тем не менее, за отсутствием пресловутых "позиций" сыграть я так ничего и не смог. Это несколько сбавило мою эйфорию. Вскоре я почти забыл об этом эпизоде, но зёрно какой-то неудовлетворённости уже поселилось во мне.
    На третьем курсе нашей группе теоретиков предложили дополнительный инструмент (кроме ОКФ) по выбору. Большинство "музыковедьм" это предложение проигнорировало, одна девушка занялась флейтой, ещё пара-тройка пошла на орган. Честно говоря, я рассчитывал к ним присоединиться - не столько из-за любви к органу, сколько к одной из девушек, но впереди замаячила угроза службы в армии и родители настаивали, чтобы я занялся трубой. Я опять "взбрыкнул" и пошёл на валторну - как-никак, тоже "медь", однако "поблагороднее". И опять удача - на первом же занятии инструмент зазвучал! (Кстати, как мне потом сказали, у меня практически идеальные "валторновые" губы). Прозанимался года полтора, дошёл где-то по уровню до середины 3-го класса. Дальше надо было готовиться к выпуску и поступлению в консу. Стало не до валторны. Понёс её сдавать в небольшую мастерскую во дворе училища.
    Мастер повертел инструмент в руках, крякнул и сказал, что на нём вмятины и я должен пойти в филармоническую мастерскую и отремонтировать за свой счёт. Почему он не сделал этого сам - для меня загадка.
    Лишних денег у студента, сами понимаете, не бывает, и отремонтировать валторну удалось лишь в апреле. Понёс её опять в училищную мастерскую - а там закрыто! Несколько дней подряд я, как честный пионер, пытался туда попасть, наконец плюнул и оставил валторну себе. (Как мне подписали обходной лист - до сих пор удивляюсь). С тех пор она так у меня и живёт. Послужила реквизитом в Театре Реального искусства, где я был музруком несколько лет. А впоследствии дважды мне очень пригодилась. Но об этом позже.
    По окончании консерватории, словно навёрстывая упущенное в детстве (см. http://www.forumklassika.ru/showpost...14&postcount=6), я стал активно выступать как пианист, параллельно преподавая муз. лит. в ДМШ. На первом году курса предполагается знакомство с различными инструментами. Поскольку знакомиться с инструментами "заочно", по моему, - фикция, стал приглашать на урок в качестве "иллюстраторов" учащихся соответствующих классов, сиречь скрипачей и флейтистов. А вот класс медных духовых закрылся незадолго до моего прихода. Тут-то и пригдилась моя валторна. Вскоре я догодался, что если буду "иллюстрировать" сам, то моя репутация в глазах учеников резко поползёт вверх. Стал осваивать флейту - сначала блок, потом болшую, благо, к тому времени уже работал концертмейстером во флейтовом классе...
    Лет 5 назад небольшая делегация нашей школы собиралась поехать с культурной миссией в Финляндию. В её составе был только что возникший ансамбль русской песни. Поскольку собрался и я, мне предложили им подыграть, естественно, на рояле (штатным баянистом ансамбль ещё не обзавёлся, а имевшиеся на тот момент в школе ехать отказались).
    На рояле? Фольклорному ансаблю? Нонсенс! - решил я и принялся одержимо "штудировать" баян. К сожалению, времени было крайне мало, и если с аккордами в левой руке не было никаких проблем, "перестроить" правую мне не удалось. Пришлось играть на рояле, позориться. (Хотя чухонским школярам, по большому счёту, было всё равно). Тем не менее возможность звуковедения, почто как у виолончели, мне "запала в душу", да и спортивная злость взяла-таки своё, и баян с аккордеоном я-таки освоил. Теперь играю в компаниях и на вечеринках, а иногда удаётся подхалтурить где-нибудь в кабаке.
    На самом деле останавливаться на достигнутом я не собираюсь. Хочу освоить гитару, да и на чём-нибудь смычковом поиграть. В общем, думаю, на собственный же вопрос я убедительно ответил. Правда, я всё-таки композитор. Хотелось бы услышать мнение исполнителей. К слову, мне известно достаточно много примеров, когда исполнитель владеет несколькими инструментами (не имею в виду фортепиано),
    Цитата Сообщение от murom Посмотреть сообщение
    Мое мнение: если исполнитель на каком-нибудь инструменте не умеет играть на ф-но (хоть немного) - он не может называть себя музыкантом. Он может называть себя скрипачом, флейтистом, тромбонистом, но не музыкантом.
    но знаю только один, когда он выступает на обоих, причём в одном концерте! Это профессор (если ошибаюсь - поправьте) класса камерного ансамбля СПбГК Иван Михайлов. Закончив консу и аспирантуру как пианист, он решил, что для лучшего понимания сути предмета необходимо освоить какой-нибудь другой инструмент, и выучился играть на флейте с полного нуля почти в 30-летнем возрасте! Можно также привести пример Руслана Смоляра, закончившего консу как баянист и преподавашего баян в нашей школе, а теперь играющего в Андреевском оркестре и ансамбле "Арт-Контраст" на бас-балалайке. Правда, многие народники в этом смысле почти как народные музыканты - играют на всём, что звучит. Есть ещё Владимир и Марина Фонины (тоже ВРНО им. Андреева и ансамбль "Забава"), тоже владеющие по меньшей мере десятком инструментов.
    Хотелось бы попутно также спросить - как по возможности исключить случайное распределение ученика на тот или иной инструмент? К сожалению, мотивации в большинстве случаев крайне эфемерны...

    P.S. Что же до второго случая, когда мне пригодился валторновый опыт, то это - Русская роговая капелла, созданная в Питере по образцу крепостных оркестров екатерининских времён. Несколько лет назад, когда коллектив только что появился, мне довелось в нём поиграть, больше в порядке баловства, нежели ради заработка, который тогда был чисто символическим. И хотя сотрудничество было недолгим, до сих пор то здесь, то там всплывают CD, где среди оркестрантов на обложке присутствует и моя физиономия...
    Мы расскажем всё, что вы хотели спросить, но боялись узнать.

  • #2
    Старожил Аватар для kalina
    Регистрация
    22.06.2007
    Адрес
    в туманах
    Сообщений
    10,324
    Записей в дневнике
    7

    По умолчанию Ответ: Следует ли музыканту владеть несколькими инструментами?

    Замечательно, когда музыкант может играть на нескольких инструментах. Наибольшее удовольствие получает он сам.
    Это помогает ему в практике (особенно, преподавательской) и открывает новые возможности в жизни.

  • #3
    Постоянный участник Аватар для Дмитрий2008
    Регистрация
    12.08.2007
    Адрес
    Мяуква
    Сообщений
    535
    Записей в дневнике
    3

    По умолчанию Ответ: Следует ли музыканту владеть несколькими инструментами?

    В моей жизни было три инструмента: баян, фортепиано, гитара.

  • #4
    Старожил Аватар для NbP
    Регистрация
    07.02.2007
    Адрес
    Там,где еще менее скучно , чем прежде
    Сообщений
    6,220

    По умолчанию Ответ: Следует ли музыканту владеть несколькими инструментами?

    Возможно стоит говорить более о знакомстве с игрой на других инструментах,чем о владении ими.Если кто-то хочет овладеть несколькими разными инструментами-сделать это ,будучи учеником,можно только за счет других предметов-время ведь не резиновое.Основываюсь на своем опыте:скрипка,ф-но,аккордеон,домра,кларнет,саксофон,мелодика;знако м с трубой,тромбоном,контрабасом,блок-флейтой и окариной.
    Так или иначе умение извлечь звуки из нескольких инструментов-ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ часть муз. образования для любого музыканта (должна быть),даже если не записана в учебной программе.

  • #5
    Сторожил
    Регистрация
    01.08.2007
    Адрес
    Саранск
    Возраст
    38
    Сообщений
    1,478

    По умолчанию Ответ: Следует ли музыканту владеть несколькими инструментами?

    Если есть время и потребность, то играть можно на любом количестве инструментов, только встаёт вопрос об уровне такой игры. Всё-таки "освоить инструмент" понятие растяжимое. Одно дело суметь подыграть кому-нибудь в ансамбле, другое - играть соло серьёзные вещи.

    Цитата Сообщение от NbP
    скрипка,ф-но,аккордеон,домра,кларнет,саксофон,мелодика;знако м с трубой,тромбоном,контрабасом,блок-флейтой и окариной.
    Так или иначе умение извлечь звуки из нескольких инструментов-ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ часть муз. образования для любого музыканта (должна быть),даже если не записана в учебной программе.
    Так если я, флейтист, на тромбоне или трубе поиграю, у меня ещё долго приличного звука на флейте не будет. А "извлечь звуки" я из этого всего тоже смогу, только толку Знакомство с различными инструментами, имхо, должно быть частью курса для теоретиков, но никак не для инструменталистов. Тем более, курс "владение родственными инструментами" у нас уже есть

  • #6
    Старожил Аватар для Ольга Гинзбург
    Регистрация
    20.06.2007
    Адрес
    Хайфа (Израиль)
    Сообщений
    2,266

    По умолчанию Ответ: Следует ли музыканту владеть несколькими инструментами?

    И всё-таки надо владеть одним инструментом профессионально, и хотя-бы 1-2 ознакомительно. Представьте себе руководителя ансамбля, который не зная специфики игры на каком-либо инструменте, даёт ЦУ играющему музыканту!!! Смешно и дико.
    А камерный, а квартет? Ну как что-то поправить, если не знать хоть приблизительно, с чем это едят?
    А дирижёры!!!! Вот ещё один нюанс дирижёрской работы,за которую им платят зарплату.

  • #7

    По умолчанию Ответ: Следует ли музыканту владеть несколькими инструментами?

    Особенно необходимо и для композиторов. И вокал в ту же корзину, пожалуйста.

    А инструменталистам не вредно и посочинять.

  • #8
    массажист-затейник
    Регистрация
    10.08.2007
    Адрес
    столица фонтанов и велосипедов
    Возраст
    52
    Сообщений
    1,431
    Записей в дневнике
    7

    По умолчанию Ответ: Следует ли музыканту владеть несколькими инструментами?

    Тема, кажется, получает вполне реальное и не особо приятное продолжение.
    ...Нашего преподавателя по классу виолончели постигла, можно сказать, "маленькая трагедия" - в конце минувшей недели его класс покинуло сразу 4 ученика! Причём все - по каким-то объективным обстоятельствам - кто-то переехал, кто-то не справляется с нагрузкой, одна девочка потеряла обоих родителей сразу... В общем, позавчера он напросился ко мне на урок музлитры в порядке агитпропа. Я, естественно, пустил, т.к. я концертмейстерю в его классе, и, следовательно, меня это тоже касается, да и урок как раз был по теме "музыкальные инструменты".
    Демонстрация виолончели прошла успешно, и человек 5 из группы выразили желание заниматься. Мы, признаться, рассчитывали на одного - двух. Впрочем, высказать желание - ещё не значит записаться. И сегодня я имел "удовольствие" в этом убедиться.
    Захожу в класс к одной пианистке, бывшей у меня на сольном концерте, узнать впечатление. Она как-то недобро на меня косится и цедит сквозь зубы:
    - Я должна вам сделать внушение.
    Честно говоря, в первый момент я даже не понял, что ей, собственно, надо.
    - Пойдёмте, выйдем. - Покосилась на сидевшую за роялем ученицу и махнула рукой. - Ладно, давайте здесь, только начистоту. Что это вы чужих учеников отбиваете?
    Только тут я заметил, что за роялем сидит девочка Ксюша, у которой как-то особенно загорелись глаза при звуке виолончели.
    - Идите в общеобразовалку и набирайте там себе первоклассников, а то - пришли на готовенькое!..
    Мы, естественно, не собирались никого "отбивать" и предлагали виолончель как второй инструмент. Не знаю, как обычно, а у нас это часто практикуется.
    - Никакого второго инструмента! Мы и на одном-то не успеваем.
    Я пытался, конечно, спорить, убеждал, что второй инструмент пойдёт только на пользу первому - обострит слух, чувство интонации, даст возможность "попеть"... Вредная училка стояла на своём.
    ...Я вышел из класса, даже не спросив впечатления о собственном конецрте. Весь остаток дня хожу и думаю - что бы такое сделать. Знаю точно - девочка действительно хочет заниматься. А её педагог, конечно, как прекрасный музыкант не может не понимать, что насчёт пользы второго инструмента я совершенно прав. Просто она боится - а вдруг второй инструмент станет первым?
    Не знаю, что посоветовать девочке Ксюше. Записаться на виолончель за спиной у пианистки как-то нехорошо всё-таки. (Хотя они работают в разные дни и тихариться можно довольно долго). Пойти заниматься на виолончели в открытую чревато конфликтом, хотя педагог по специальности, по-моему, не вправе запрещать подобный шаг. И потом, а вдруг виолончель на самом деле её призвание? Тогда оставлять всё как есть - преступление. (Хотя и не с точки зрения училки по фоно). В общем, к следующему вторнику надо решить, что делать, и делать ли вообще. Буду рад любым дельным советам.
    Мы расскажем всё, что вы хотели спросить, но боялись узнать.

  • #9
    Старожил Аватар для Ольга Гинзбург
    Регистрация
    20.06.2007
    Адрес
    Хайфа (Израиль)
    Сообщений
    2,266

    По умолчанию Ответ: Следует ли музыканту владеть несколькими инструментами?

    В данном случае, я думаю, что действительно лучше идти в общеобразовательную школу, и там набирать себе детей. Во всяком случае Вы не наживёте себе врагов.

  • #10
    Активный участник Аватар для loiso
    Регистрация
    09.04.2007
    Адрес
    Где-то в центре.
    Возраст
    38
    Сообщений
    303

    По умолчанию Ответ: Следует ли музыканту владеть несколькими инструментами?

    У меня скрипка - 4-й, после баяна, фортепиано и гитары...
    Не жалуюсь. Баян давно в руки не брал, а на остальном нет-нет да и поигрываю. Если что-то надо на слух подобрать - это лучше всего фортепиано воспольоваться, хотя и нет дома (гитара тоже отлично подходит). А иной раз и под гитару сгорланить что-нибудь такое удовольствие!
    Всё может быть, а может и не быть...
    Это зависит не от нас, а может и от нас...

  • Страница 1 из 5 12 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. Запись с несколькими дорожками в Audacity
      от sherlockpiano в разделе Техника аудио- и видеозаписи и воспроизведения
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 10.10.2012, 01:39
    2. Ответов: 0
      Последнее сообщение: 10.09.2012, 08:45
    3. Ответов: 0
      Последнее сообщение: 10.02.2010, 23:56
    4. Путешествовать с инструментами
      от merulka в разделе Путешествия, музыка и музыканты
      Ответов: 12
      Последнее сообщение: 01.07.2008, 17:12
    5. Ответов: 5
      Последнее сообщение: 17.04.2008, 18:50

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100