Ну, вот обещанная в потоке "Керль и Бём" магнификат-фуга Пахельбеля "с замедлением" - octavi toni, шестая. Исполняет Joseph Payne, который, как говорят в определённых кругах , фишку просёк
Ну что, решил немного оживить тему У меня в голове давно оформились, т.с., загадки [клавирного] творчества Пахельбеля - решил поделиться на случай, если кому-нибудь ещё интересно, или если вдруг кто-то решит поделиться своим мнением.
Итак, четыре загадки клавирного творчества Пахельбеля:
№1 - Магнификат-фуги
Вначале про них никто ничего не знал, потом нашли около 40 штук, потом - ещё в районе 50. Загадочно в них решительно всё. Во-первых, никто точно не знает, как их использовали. Дело в том, что тем из Магнификата в фугах почти нет (в двух-трёх проводится в педали какой-нибудь кусочек, и всё), и количество фуг какого-либо тона никак не соответствует структуре Магнификата, как это должно бы быть (и есть у Керля, и в северонемецких Магнификатах). Во-вторых, это самое количество фуг и группировка - тоже большой вопрос. В одном из источников фуги были представлены группами по четыре, в другом - восемью большими группами, по ладу. Возможно, конечно, что изначально Пахельбель всё-таки писал фуги группами по 6 или 7, как того требует структура Магнификата, но в этом случае получается, что до нас не дошло около половины всех фуг.
В-третьих, эти фуги - сочинения сугубо ладовые, что само по себе довольно удивительно, поскольку писались они в период с 1695 по 1706, когда ладовой системой пользовались крайне редко, тем более такие крупные композиторы. Точнее говоря, названия ладов ещё использовались, но писали фактически "тонально"; в значительной части Пахельбелевских фуг тональность определить не представляется возможным. Мало того, сами лады у Пахельбеля не соответствуют ни одному из известных их описаний и/или ладам у других композиторов; т.е., скажем, седьмой тон у Пахельбеля носит ярко выраженный минорный характер, в то время как и у Маттезона, и у Зарлино там мажор. Третий тон - наоборот, ярко "мажорный", против стандартного "минорного". Почему так - загадка, которая пока, насколько мне известно, не разрешена.
№2 - Минорные ричеркары
У Пахельбеля всего три ричеркара: до мажор, до минор и фа диез минор. Первый мы трогать не будем - это, по всей вероятности, ранее сочинение. Вторые два - двойные фуги с удержанными противосложениями, связами мотивов, сложной структурой; инверсия темы в первых же тактах, и т.п.; в до минорном просматривается влияние Фробергеровского ричеркара номер 8. Загадочность заключается в том, что все остальные клавирные (и не только) сочинения Пахельбеля несколько проще - во всех смыслах - чем эти два ричеркара. Он не то что инверсию - стретто применял крайне редко (мне известна ровно одна стретта, в восьмой магнификат-фуге четвёртого тона). При этом авторство Пахельбеля сомнению не подлежит. Ощущение такое, что значительное количество сочинений - т.е. настолько же сложных - просто не сохранилось.
№3 - Фуги до мажор
Фуг в до мажоре у Пахельбеля множество, но есть среди них две особенные: T. 263 и 264 (если не путаю). Это уникальные, насколько мне известно, сочинения: короткие двухголосные фуги, в которых все ответы - октавные. Откуда такое в сочинениях конца 17-го века - опять же загадка. Лично мне кажется, что это - дидактические сочинения для начинающих. Правда, ничего особенно ценного педагогическом плане я всё же там не обнаруживаю (но я и не педагог). Опять же - может, их было больше и это был цикл сочинений для учеников Пахельбеля?
№4 - Fugen und Praeambuln über die gewöhnlichsten Tonos figuratos
Тут и говорить, к сожалению, нечего. В 1704 году в анонс издательства W. M. Endter на 1705 год была включена коллекция "фуг и прелюдий во всех тонах" Пахельбеля, которая, насколько нам известно, издана не была. Причины неизвестны, содержимое коллекции - загадка (пара известных прелюдий и фуг - судя по всему, сочинения более раннего периода). А ведь это мог быть, т.с., ладовый ХТК.
Вот такие вот загадки Надеюсь, мой кривоватый слог было хотя бы немного интересно читать
(мечтательно) Может, в 21 веке найдут штук 10 ричеркаров, около сотни магнификат фуг, цикл двухголосных упражнений для начинающих, черновую (хотя бы) копию Fugen und Praeambuln - и, для полноты картины, какой-нибудь цикл сочинений другого Нюрнбергского композитора, чтобы и там лады были такие же, как у Пахельбеля, и можно было бы говорить о забытой городской традиции..
Да... Вот и подтверждение, что простота Пахельбеля - вещь мнимая и иллюзорная.Она всегда мне казалась какой-то подозрительной на фоне изысков Букстехуде, Бема, Брунса, Баха и др. Интересно было бы послушать, как это прокомментирует Zub1 (а кому еще?).
А вот насчет мечтаемых находок... Мне кажется, что все перечисленное - ничто по сравнению с находкой хотя бы одной новой минорной Чаконы...
Неклассический патолог
Ожидание счастья лучше самого счастья. Ожидание - реально, счастье - призрачно. (с)
А вот насчет мечтаемых находок... Мне кажется, что все перечисленное - ничто по сравнению с находкой хотя бы одной новой минорной Чаконы...
Есть свидетельства, что была ещё чакона ля мажор (уж прости , но до мажорная ведь тоже хорошая, нет?). К сожалению, ни точного указания на авторство Пахельбеля, ни самих нот пока не найдено (только упоминание в одном списке и кусочек одной из мелодий).
Есть свидетельства, что была ещё чакона ля мажор (уж прости , но до мажорная ведь тоже хорошая, нет?). К сожалению, ни точного указания на авторство Пахельбеля, ни самих нот пока не найдено (только упоминание в одном списке и кусочек одной из мелодий).
До мажорная - великолепна, но минорные все ж покруче будут... Да и для самого ИП это было бы лучше - по моим наблюдениям, на неподготовленную публику лучше всего воздействовать именно минорными чаконами
А откуда это упоминание, не скажешь?
Неклассический патолог
Ожидание счастья лучше самого счастья. Ожидание - реально, счастье - призрачно. (с)
До мажорная - великолепна, но минорные все ж покруче будут... Да и для самого ИП это было бы лучше - по моим наблюдениям, на неподготовленную публику лучше всего воздействовать именно минорными чаконами
А откуда это упоминание, не скажешь?
Про неё пишет Перро (который Perreault, каталог). Он-то даёт ссылку на манускрипт - B-Br MS II.3911 и Francois, no.1189, p.302 - но мне это ничего не говорит. В самой книжке Перро, конечно, есть список литературы, где этот Francois расшифрован, но у меня книжки нет, только отдельные страницы.
Современные компании, независимо от их размера и отрасли, сталкиваются с необходимостью оптимизации своей работы, повышения производительности и гибкости. Один из самых эффективных инструментов для...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
10.10.2025, 08:01
Чат-платформы для офиса: альтернатива почте и телефонуМногие компании привыкли строить рабочую коммуникацию через электронную почту и телефонные звонки. Но эти инструменты часто оказываются слишком...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
23.09.2025, 16:44
Ансамбль дома: график репетиций, когда в квартире собака
Домашние репетиции ансамбля – это всегда баланс между качеством музыки, комфортом соседей и заботой о питомцах. Если в квартире живёт собака,...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
23.09.2025, 14:03
Социальные закладки