Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 11

Тема: "Орестея" Танеева Михайловском театре

              
  1. #1

    По умолчанию "Орестея" Танеева Михайловском театре

    Работа Александра Сокурова приостановлена
    http://news.mail.ru/culture/1776248
    06:34 «Правда.Ру»
    Знаменитый российский режиссер Александр Сокуров в настоящее время занят постановкой на сцене петербургского Михайловского театра оперного спектакля «Орестея» на музыку Сергея Танеева. Однако генеральный директор театра Владимир Кехман принял решение приостановить подготовку «Орестеи» по финансовым причинам. Сам же Сокуров подозревает, что здесь не обошлось без политической подоплеки.

    Прославленный режиссер убежден в том, что на решение руководства Михайловского театра повлияла история с открытым письмом уважаемых и влиятельных жителей Петербурга, написанное в апреле губернатору города Валентине Матвиенко. Послание содержало в себе критику действующей градостроительной политики, которая разрушает облик исторического центра Петербурга.
    Среди подписавших письмо были режиссер Александр Белинский, поэт Александр Кушнер, музыкант Юрий Шевчук, артисты Олег Басилашвили, Светлана Крючкова, а также Александр Сокуров. Ответом Матвиенко было публичное осуждение составителей письма. Среди подписавших его, нашлись люди, которые говорили о том, что у них начались «неприятности». После чего, некоторым представителям петербургской интеллигенции пришлось объявить об отзыве подписей.
    В свою очередь генеральный директор Михайловского театра Владимир Кехман говорит лишь о баснословных затратах на спектакль. Бюджет «Орестеи» составляет пять миллионов долларов. Именно этот факт и послужил основанием к приостановке работы над оперой «в этом сезоне». Но, по словам Кехмана, «приказа по отмене пока нет». Кроме того, он категорически отрицает всякий политический подтекст своего решения.
    Знаменитая опера Сергея Танеева – редкое явление среди российских театров. Впервые она была поставлена в октябре 1895 года на сцене Мариинского театра. Но, не смотря на оглушительный успех премьеры, «Орестея» в скором времени исчезла из репертуара. И только в 1915 году, после смерти Танеева, оперный спектакль был поставлен во второй раз. Постановка Александра Сокурова должна была одновременно сочетать в себе проект, направленный на сохранение культурного наследия и актуальность самого спектакля.
    Действие «Арестеи» происходит в XII век до н. э. в Аргосе (Древняя Греция). Гомер в своей «Одиссее» повествует о целом ряде кровопролитных злодеяний в доме Атридов. Над этим преданием много веков спустя, работали три величайших драматурга Греции — Эсхил, Софокл и Еврипид. Но самым монументальным и завершенным считается трилогия «Арестея» Эсхила. В ней повествуется о гибели Агамемнона – царя Аргоса, убитого его женой Клитемнестрой. Орест – царский сын – убивает мать, таким образом, мстя за смерть отца и навлекая на себя гнев Эринний, представленных в образе мук совести. Кровавые преступления прекращаются лишь в тот момент, когда месть уступает нравственности. Орест искупает свою вину длительными страданиями.

  • #2
    Активный участник Аватар для Vyacheslav
    Регистрация
    30.05.2007
    Адрес
    Москва
    Возраст
    51
    Сообщений
    402
    Записей в дневнике
    3

    По умолчанию Ответ: "Орестея" Танеева Михайловском театре

    Цитата Сообщение от ice Посмотреть сообщение
    Прославленный режиссер убежден в том, что на решение руководства Михайловского театра повлияла история с открытым письмом уважаемых и влиятельных жителей Петербурга, написанное в апреле губернатору города Валентине Матвиенко. Послание содержало в себе критику действующей градостроительной политики, которая разрушает облик исторического центра Петербурга.
    Ответом Матвиенко было публичное осуждение составителей письма. Среди подписавших его, нашлись люди, которые говорили о том, что у них начались «неприятности». После чего, некоторым представителям петербургской интеллигенции пришлось объявить об отзыве подписей.
    В свою очередь генеральный директор Михайловского театра Владимир Кехман говорит лишь о баснословных затратах на спектакль. Бюджет «Орестеи» составляет пять миллионов долларов. Именно этот факт и послужил основанием к приостановке работы над оперой «в этом сезоне». Но, по словам Кехмана, «приказа по отмене пока нет». Кроме того, он категорически отрицает всякий политический подтекст своего решения.
    Действие «Арестеи» происходит в XII век до н. э. в Аргосе (Древняя Греция). Гомер в своей «Одиссее» повествует о целом ряде кровопролитных злодеяний в доме Атридов. Над этим преданием много веков спустя, работали три величайших драматурга Греции — Эсхил, Софокл и Еврипид. Но самым монументальным и завершенным считается трилогия «Арестея» Эсхила. В ней повествуется о гибели Агамемнона – царя Аргоса, убитого его женой Клитемнестрой. Орест – царский сын – убивает мать, таким образом, мстя за смерть отца и навлекая на себя гнев Эринний, представленных в образе мук совести. Кровавые преступления прекращаются лишь в тот момент, когда месть уступает нравственности. Орест искупает свою вину длительными страданиями.


    Муки совести, страдания других способны прочувствовать и принять для себя те люди, которые знают, что это такое. То же самое можно сказать и о музыке Сергея Ивановича. Ее способны понять, и что важно, принять для себя те люди, которые способны вникнуть в суть танеевского духа, основа которого лежит в высокой человечности самого композитора. Для остальных, к сожалению, гениальная "Орестея" - лишь холодная античная сказка. Что говорить, если даже на форуме "Классика" для многих уважаемых представителей нашей интеллигенции поднимаемые вопросы нравственности вызывают злобно-насмешливое противодействие. Танеев в своей музыке поднимает те же проблемы. Если хотите, его музыка вся об этом. И весь сюжет "Орестеи" пропитан этими нравственными проблемами.

    Сокурову - честь и хвала, что взялся за эту оперу, только, как мне кажется, трудно представить для наших дней более неблагодарный сюжет. Российский чиновник, вообще, очень хорошо чувствует настроение "своих избирателей", иначе, он бы не был чиновником. Иными словами, он чувствует куда следует направить баснословные пять миллионов, на очередное приглашение очередной звезды или на заведомо провальную постановку оперы великого русского классика. Все это противодействие может быть от открытого письма, а может быть и от чего-то другого. Посмотрим, что будет дальше...

    Бесплатно оперу С.И.Танеева "Орестея" можно скачать здесь:

    "Орестея" (Коломийцева, солисты ,хор и оркестр Белорусского Большого театра, 1964).
    "Моё искусство - это свеча, зажжённая перед ликом Божьим" В.Васнецов

  • #3
    abel Аватар для Daddy
    Регистрация
    25.02.2006
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    3,284
    Записей в дневнике
    40

    По умолчанию Ответ: "Орестея" Танеева Михайловском театре

    Цитата Сообщение от Vyacheslav Посмотреть сообщение
    Бесплатно оперу С.И.Танеева "Орестея" можно скачать здесь:

    "Орестея" (Коломийцева, солисты ,хор и оркестр Белорусского Большого театра, 1964).
    Спасибо Вам! Очень хорошее исполнение, кстати говоря.

    Танеев мне представляется как очень значительное явление русского аполлонизма (в противовес скрябинскому дионисическому ницшеанству).
    _____________Я воды Леты пью
    Мне доктором запрещена унылость

  • #4
    Старожил
    Регистрация
    15.01.2008
    Адрес
    Сейчас -в Питере
    Сообщений
    1,140

    По умолчанию Ответ: "Орестея" Танеева Михайловском театре

    Очень интересная вещь. Но мне кажется, что дорогой коммерческий проект убьет музыку Танеева. И Сокуров не спасет.... а я только что о нем думал. Он ведь сказал недавно, что уедет из Питера, если так рьяно взялись за строительство. Так и будет, скорее всего. И не в одном Газпроме дело. По мелочи пакостят. Этот каток прилепившийся вокруг Александринского столпа.... Подлинное величие нынче не в моде, хотя говорят о каком-то имперском духе. Какой уж тут храм Аполлона в Дельфах....

  • #5

    По умолчанию Ответ: "Орестея" Танеева Михайловском театре

    Цитата Сообщение от Vyacheslav Посмотреть сообщение
    И весь сюжет "Орестеи" пропитан этими нравственными проблемами.
    Признаться, оперу эту не знаю, но исходную "Орестею" Эсхила однажды смотрела - был у нас в Питере лет 15 назад грандиозный спектакль Петера Штайна - с Т.Васильевой и Костолевским, остальных артистов не помню. Действо было часов этак на 7 - и поднятые "нравственные проблемы" очень тогда меня озадачили. Насколько я помню, главная идея была в том, что Орест, убивший мать, конечно неправ - но сама эта мать, убившая мужа, куда хуже. Поэтому в третьей части суд олимпийских богов Ореста оправдал: он мстил за отца и был вправе убить мать, так как мужчина важнее . Эта мысль - что мужчина важнее и его убийство есть бОльший грех - была высказана вполне явно и обоснована верховенством и авторитетом Зевса - вся третья часть и состояла практически из дискуссии на эту тему. И, собственно - и вся мораль... По крайней мере, так это выглядело в постановке Штайна . Вполне допускаю, что борьба с пережитками матриархата была актуальна во времена Ореста - и, может, даже во времена Эсхила - но сейчас это так странно звучало ...

  • #6

    По умолчанию Ответ: "Орестея" Танеева Михайловском театре

    Цитата Сообщение от ice Посмотреть сообщение
    [B][SIZE=3]
    Прославленный режиссер убежден в том, что на решение руководства Михайловского театра повлияла история с открытым письмом уважаемых и влиятельных жителей Петербурга, написанное в апреле губернатору города Валентине Матвиенко. Послание содержало в себе критику действующей градостроительной политики, которая разрушает облик исторического центра Петербурга.
    Среди подписавших письмо были режиссер Александр Белинский, поэт Александр Кушнер, музыкант Юрий Шевчук, артисты Олег Басилашвили, Светлана Крючкова, а также Александр Сокуров. Ответом Матвиенко было публичное осуждение составителей письма. Среди подписавших его, нашлись люди, которые говорили о том, что у них начались «неприятности». После чего, некоторым представителям петербургской интеллигенции пришлось объявить об отзыве подписей.
    Я тоже слышала, из других источников, что в связи с этим у Басилашвили какие-то проблемы были... Грустно это все. Нет бы что хорошее из советского прошлого восстанавливать - и ведь было бы из чего выбрать - так нет, самые мерзости возрождают!

  • #7
    Активный участник Аватар для Vyacheslav
    Регистрация
    30.05.2007
    Адрес
    Москва
    Возраст
    51
    Сообщений
    402
    Записей в дневнике
    3

    По умолчанию Ответ: "Орестея" Танеева Михайловском театре

    Цитата Сообщение от Monstera Посмотреть сообщение
    Признаться, оперу эту не знаю, но исходную "Орестею" Эсхила однажды смотрела - был у нас в Питере лет 15 назад грандиозный спектакль Петера Штайна - с Т.Васильевой и Костолевским, остальных артистов не помню. Действо было часов этак на 7 - и поднятые "нравственные проблемы" очень тогда меня озадачили. Насколько я помню, главная идея была в том, что Орест, убивший мать, конечно неправ - но сама эта мать, убившая мужа, куда хуже. Поэтому в третьей части суд олимпийских богов Ореста оправдал: он мстил за отца и был вправе убить мать, так как мужчина важнее . Эта мысль - что мужчина важнее и его убийство есть бОльший грех - была высказана вполне явно и обоснована верховенством и авторитетом Зевса - вся третья часть и состояла практически из дискуссии на эту тему. И, собственно - и вся мораль... По крайней мере, так это выглядело в постановке Штайна . Вполне допускаю, что борьба с пережитками матриархата была актуальна во времена Ореста - и, может, даже во времена Эсхила - но сейчас это так странно звучало ...
    Нравственные проблемы (именно, проблемы принципов и норм поведения главных героев трагедии) не ограничиваются убийством Орестом матери и страданиями самого Ореста. Всех проблем нравственного порядка в опере не счесть. Каждый из героев трагедии - клубок внутренних проблем и противоречий. Не знаю, как было у Штайна, но у Эсхила (Танеева) это так.
    Что бы понять суть событий трагедии, необходимо раскрыть еще одно преступление, совершившееся накануне описываемых событий. Отец Агамемнона Атрей совершил жестокое злодейство. Чтобы отстранить брата своего Тиеста от обладанием Аргосом, Атрей приглашает Т. на дружеский пир, где угощает брата мясом злодейски умерщвленных его детей. Это преступление повлекло за собой дальнейшие события. Оправдание Ореста означает не то, что мужчина важнее, а победу разума, объявляющего недействительным освященный веками закон кровавой родовой мести (суд Апполона). Орест оправдан судом Афины, олицетворяющем новую человеческую мораль. Эту борьбу старого и нового Эсхил поднял до подлинно трагических вершин. Идея трагедии в этом, в восстановлении попранного закона справедливости. Полное прощение Орест получает тогда, когда вступает в действие нравственный закон сострадания и прощения.

    Специально, что бы Вы поверили этим словам, я выкладываю полный текст либретто оперы (в Word 'е):
    Вложения Вложения
    Последний раз редактировалось Vyacheslav; 26.05.2008 в 12:27. Причина: лексическая ошибка
    "Моё искусство - это свеча, зажжённая перед ликом Божьим" В.Васнецов

  • #8

    По умолчанию Ответ: "Орестея" Танеева Михайловском театре

    Цитата Сообщение от Vyacheslav Посмотреть сообщение
    Специально, что бы Вы поверили этим словам, я выкладываю полный текст либретто оперы (в Word 'е):
    Спасибо за текст - скачаю еще и музыку по Вашей ссылке выше и постараюсь вникнуть как следует. Честно признаться, перечитывать Эсхила я не пыталась, изложила, то, что запомнилось из впечатлений (после 15 лет!). Возможно, это все-таки эффект режиссуры - а, возможно, просто эффект усталости от чудовищно длинного спектакля (хотя в МДТ у нас идут "Бесы" аж в три спектакля в один день - и никакого притупления восприятия не вызывают - это другой "режиссерский эффект"). Но тогда, я помню, меня именно это больше всего поразило: так долго, так эффектно, так давит на психику зрителя, кровь лилась буквально ведрами, блестящие актеры выкладывались до нуля, некоторые сцены были просто леденящими - и все это окончилось каким-то пшиком. Холостой выстрел из пушки . Но это впечатление от конкретного спектакля, а не от пьесы - тем более не от оперы. Буду изучать

  • #9
    Постоянный участник Аватар для MihailoSuslov
    Регистрация
    22.09.2010
    Сообщений
    717
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Re: Ответ: "Орестея" Танеева Михайловском театре

    Опера Танеева "Орестея" действительно почти 100 лет не ставилась в театрах России, однако сейчас интерес к ней появился вновь.
    В рамках Собиновского музыкального фестиваля 24 мая в Саратовском академическом театре оперы и балета пройдёт премьера этой оперы в постановке В.Милкова, а в следующем году оперу поставит таки А.Сокуров, только уже не в Михайловском, а в Ростовском музыкальном театре.
    http://operascores.ucoz.com/ - Ноты для музыкального театра.

  • #10

    По умолчанию Re: Ответ: "Орестея" Танеева Михайловском театре

    Замечательное творение Танеева, жаль, что театры игнорируют эту оперу.

  • Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. "Билли Бад" Бриттена в Михайловском театре.
      от До ля в разделе Опера и вокал / Музыкальный театр
      Ответов: 12
      Последнее сообщение: 29.03.2013, 21:20
    2. Отмена премьеры в Михайловском театре!!!
      от MihailoSuslov в разделе Опера и вокал / Музыкальный театр
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 20.01.2011, 02:11
    3. "Бал-маскарад" в Михайловском театре.
      от adriano в разделе Опера и вокал / Музыкальный театр
      Ответов: 81
      Последнее сообщение: 13.09.2010, 17:55
    4. // "Лауренсия" в Михайловском театре
      от femmina в разделе Балет
      Ответов: 1
      Последнее сообщение: 08.06.2010, 23:56
    5. С.Танеев "Орестея"
      от Vyacheslav в разделе Аудио- и видеозаписи
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 02.01.2008, 14:37

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100