Цитата:
Да, к тому же движение вверх (навстречу нисходящей теме (и той скрытой линии (здесь - c-b-as-g)) уравновешивает. И этот ход от g к es а уже потом вверх еще больше закрепляет как мини-каданс. И опять смещение метра, акцент падает на второю долю.
Здесь заканчивается экспозиция.
Интересно, что устойчевей: основной тон в басу в положении квинты, или секстаккорд с основным тоном в верхнем голосе с таким гаммообразным подлетом к es? Там следом и ми-бемоль в басу, но вверху уже до.
Да, конечно, трезвучие, наверное, будет устойчивей в любом положении. Но все-таки, взять два эпизода: нисходящая гамма в начале при вступлении ответа, и восходящая гамма при проведении темы в ми-бемоль мажоре в конце экспозиции.
Здесь думаю о равноценности, но не равнозначности.
1) каданс в тонику с терцовым тоном в басу - потом гамма-перечень - и уже в основной тон в басу, но до-минор уже доминанта в соль миноре. (в мелодическом голосе наоборот - для уравновешивания?)
2) И, как Вы заметили, здесь нисходящая гамма шестнадцатых очень явно отделена от следующих восьмых, очень явна ее связь с темой.
3) гамма, как перечень, как список кораблей, охватывает весь диапазон темы, и связывается с ней в первую очередь разрешением ре в до - об этом уже говорили тут - но я повторюсь - гамма как бы внешнее упорядочивание, эти разрешения (верхнее ре в до, нижнее ми-бемоль в ре - до) придают ей временнОй характер, связь во времени: две скрытых линии темы соединяются, но помимо этого гамма еще и статуарна, неподвижна, именно как перечень, - представим, что, мы возьмем и все слова в стихотворении Мандельштама расположим в алфавитном порядке (вернее, в обратном алфавитному), любой список несет в себе как направленное, векторное, движение - по выбранному порядку - (здесь нисходящее и равномерное пророческое движение 16-х и разрешения звуков темы) так и словарно-энциклопедическую возможность пролистывать, читать с любого места - неподвижность.
4) До первой октавы здесь пока самый низкий звук - граница -не только в голосе, но в произведении в целом до вступления третьего голоса - с него начинается продолжение, со вступлением третьего голоса. Ниже запретная зона, потом туда вторжение тоже происходит - и кстати в конце ми-бемоль-мажорного проведения! - то есть прямо перед этим уравновешенным мажором происходит завоевание пространства, а потом - в секвенции - его равномерное заполнение (тут гомофония почти),тоже состояние покоя - по тесситуре - потом опять борьба, опять теряет положение, врывается в диапазон, средний голос - первый по очередности вступления голос (список кораблей?) - постоянно вынужден отстаивать положение.
По ми-бемолю теперь:
1) кадансы использованы ровно наоборот, в начале с тоникой, на второй доле с терцией (в мелодическом голосе наоборот - уравновешивание завершенности?)
2) Восходящая (восходящее навстречу теме) гамма связана с последующей интермедией (тут ведь интермедия и граница раздела, а там было вступление ответа - самая вязь). Связь с темой более общая, более функционально - ведь тут практически опевание доминанты. К тому же - в мажор, здесь все чуть-чуть с официальным характером, с положенным.
Вот эти кадансы, их положение, их ладовая окраска - тут все говрит о равноценности, но не равнозначности. Минорная тоника всегля определенней и конкретней мажорной, она -Уже (помните про Лунную у Бетховена, черты лица), тут конретные действия, обстоятельства и - беспокойство даже при отсутствии движения. Мажорная - опредленней и универсальней (тип внешности), тут модель поведения, состояние покоя в движении.
Тональные отклонения, которые попадают в обоих случая на слабую долю и тоже не дающие остановиться - но все-таки в первом варианте оно вроде бы тверже, сильней - это ответ все-таки и субдоминанта, в отличии от секвенции в интермедии.
Вот тут у меня возникает мысль, что все эти восходящие гаммы, все эти секвенции - это продолжение каданса, размышления на тему мажора, ведь сама эта секвенция, пока не добирается до конца, еще неизвестно к чему приведет.
И что тогда оказывается прочнее? В чем больше каданса? С учетом того, что я сказал и не сказал (не буду говорить и не говорить снова, а то сам стану фугой) - в минорном трезвучии, которуе уже мыслится субдоминантой в доминантовом ответе, и которое отделено фактурно от противосложения - то есть более окончательном внешне по всем признакам, или вот в таком длящемся в фактуре секстаккорде в мажоре (опять же не буду повторяться)?
(Тут уже и следующий вопрос будет для меня, ято здесь эта секвенция? Понятно, что нек только то, о чем я говорил)
Вот сейчас перечитал, везде ошибся и ничего не сказал почти.
Последний раз редактировалось Jonah; 30.06.2008 в 11:40.
КАВЫЧКИ - ВРАГ ПРЯМОЙ РЕЧИ. (из 7-томного романа Jonah "Посвящается друзьям")
Этa гaммa - и ee aнaлoги вo всeх других прoизвeдeниях - этo бaрoчнaя стихия (" "?) укрaшeний-зaвитушeк-зaкруглeний-гaлaнтнoсти-искусствeннoсти-цивилизoвaннoсти-
прoсвeщeннoсти- гумaнизмa-и т. д.
Дебюсси говорил, что сущность баховской музыки - арабеск.
_____________Я воды Леты пью
Мне доктором запрещена унылость
Дебюсси говорил, что сущность баховской музыки - арабеск.
Ух.. какой поворот. Только, по-моему, это определение подходит к музыке Дебюсси как раз (независимо от одноименной пьесы), даже не технически, а как идея концепция, точней ее европейское восприятие, как "узорчатости", красивости, лекгой и поверхностной ширмы, которую выдают за то, что за ней.
Эстетика Арабески в европейском понимание мне кажется мало имеет отношения к Баху (не сущность - точно), но до некотрой степени находит очень далекую параллель в барочной эстетике (но какую-то извращенную праллель, если честно).
Мне кажется, европейское барокко все-таки далеко от эстетики исламского искусства. И вот это понятие арабеск, усвоенное европейцами, скорее перегружено именно орнаментальным характером, эстетством. Все-таки у европейцев все идет от чего-то к чему-то.
КАВЫЧКИ - ВРАГ ПРЯМОЙ РЕЧИ. (из 7-томного романа Jonah "Посвящается друзьям")
Эстетика Арабески в европейском понимание мне кажется мало имеет отношения к Баху (не сущность - точно), но до некоторой степени находит очень далекую параллель в барочной эстетике (но какую-то извращенную параллель, если честно).
Бах, как я его понимаю, изобрел "бесконечную мелодию" задолго до Вагнера.
Его арии da capo в "Пассионах", кантатах (особенно меня поражает в этом отношении альтовая ария бичевания из "Страстей по Матфею", g-moll) не заканчиваются, в сущности, хотя в эмпирическом звучании их приходится прерывать.
Возможно, Дебюсси имел в виду под "арабеском" эту бесконечную и прихотливую мелодическую линию.
_____________Я воды Леты пью
Мне доктором запрещена унылость
Бах, как я его понимаю, изобрел "бесконечную мелодию" задолго до Вагнера.
Его арии da capo в "Пассионах", кантатах (особенно меня поражает в этом отношении альтовая ария бичевания из "Страстей по Матфею", g-moll) не заканчиваются, в сущности, хотя в эмпирическом звучании их приходится прерывать.
Возможно, Дебюсси имел в виду под "арабеском" эту бесконечную и прихотливую мелодическую линию.
Мы можем так долго гадать, но мне кажется он просто элементарно выделил техническую работу с контрапунктом.
В линейном смыле у Баха все конечно и направлено, постоянно есть начало и конец, есть - разной степени напряженность и ее спад, кольминации и провалы и они далеко не равномерные.
КАВЫЧКИ - ВРАГ ПРЯМОЙ РЕЧИ. (из 7-томного романа Jonah "Посвящается друзьям")
Бах, как я его понимаю, изобрел "бесконечную мелодию" задолго до Вагнера.
Его арии da capo в "Пассионах", кантатах (особенно меня поражает в этом отношении альтовая ария бичевания из "Страстей по Матфею", g-moll) не заканчиваются, в сущности, хотя в эмпирическом звучании их приходится прерывать.
Мне кажется, просто Вы воспринимаете структурный повтор, как повтор, понятно, что можно постоянно выходить на репризу и играть до бесконечности (или вы о другом?), но ведь - вот о чем мы тут говорили про фуги с барухом - важно ведь когда и что и за ем идет (и недавно с Вами о Бродском тоже вспоминали) - повтор - это уже и не совсем повтор, а какой-то повтор может стать и завершением.
Сама жанровая песенная эстетика Да Капо - а теперь сначала - конечно, подталкивает к этому выводу, но все-таки тут Бах ее совершенно по-своему использует. У него в сущности нет повтора, даже в бесконечных контрапунктах из Приношения. Вот это и удивительно.
Мне кажется вообще в иудео-христианской картине мира идея арабески нвозможна - повтор невозможен, как и исчезновение, - тут даже бесконечность конечна.
Последний раз редактировалось Jonah; 30.06.2008 в 15:33.
КАВЫЧКИ - ВРАГ ПРЯМОЙ РЕЧИ. (из 7-томного романа Jonah "Посвящается друзьям")
Сообщение от Jonah Только, по-моему, это определение [арабеска - F.]подходит к музыке Дебюсси как раз.
Цитата:
Сообщение от Jonah Мне кажется вообще в иудео-христианской картине мира идея арабески невозможна.
По-моему, это противоречие, причём очень характерное для автора этих постов.
Противоречие - штука не такая плохая, и потом что одному противо, другому за. Мы вон с напом про Кейджа долго противоречия находили и рарешили вроде бы все таки.
Только вот, Филин, брат, я не пойму тут-то где противоречия?
КАВЫЧКИ - ВРАГ ПРЯМОЙ РЕЧИ. (из 7-томного романа Jonah "Посвящается друзьям")
В современном мире, где технологии занимают важное место в нашей повседневной жизни, подарок в виде подарочной карты Apple становится отличным решением для тех, кто ценит качество, инновации и...
Автор elenazharkova (Комментариев: 0)
20.11.2025, 10:53
Яндекс Музыка давно стала одним из самых удобных музыкальных сервисов в России. Она сочетает богатую библиотеку треков, умные рекомендации и дополнительные возможности, которые делают прослушивание...
Дренажные системы и крепёж для кондиционеров: помпы, шланги, кронштейны и виброопоры
Приветствую! Меня зовут Владимир, работаю в компании СиАйс, специализируюсь на системах кондиционирования,...
Социальные закладки