-
04.09.2008, 16:52 #1
О некоторых случаях вмешательства государства в культуру в 20-м веке
Эта тема родилась как отклик на сообщения в потоке о трудах Медушевского
Там я наткнулся на такое ответвление темы, которое не имеет прямого отношения к работам Медушевского, но мне показалась не менее важным, чем обсуждение его трудов. Это касается вмешательства государства в культурный процесс. Но сначала цитата из того потока:
В данном случае уважаемая Медина не права. Хотя прямого запрета в постановлении не было, однако действительно был период советской истории, когда власти усматривали в джазе "тлетворное" влияние Запада. Это относится к послевоенным временам и даже ко временам Хрущева.
Однако и в самых "дремучих" 1940-х гг. не все было так беспросветно, как некоторым представляется. Хорошо помню, как в середине 60-х в журнале "Юность" был опубликован очерк Василия Аксенова о джазовом фестивале, проходившем в Прибалтике (не помню точно, кажется, в Таллине), куда кстати приезжали и западные музыканты. В том же очерке Аксенов рассказал о том, как получилось, что он полюбил джаз. В послевоенные годы он учился в Казани, в тамошнем мединституте. В то время в Казани жили музыканты оркестра Олега Лундстрема, репатриировавшиеся после войны (в 1947 г.) из Китая. Тогда музыкантам было предложено на выбор несколько городов для проживания. Они хотели получить высшее музыкальное образование, и их выбор остановился на Казани, так как там была консерватория. В центральные города вроде Москвы или Питера их не пускали, а вот в Казани они не только жили, но и играли. Причем первоначально приехавший оркестр хотели даже сделать государственным джазовым коллективом Татарской АССР. Но постановление ЦК КПСС "Об опере "Великая Дружба" в 1948 году эти планы поломало. "Выяснилось", что джаз народу не нужен. И музыкантов распределяют в оперный театр и оркестры кинотеатров. Но свет не без добрых людей! В ту пору худруком Татарской государственной филармонии был композитор Ключарев (его фамилию я уточнил с помощью интернета). Так вот, он не только оценил возможности прибывшего в Казань оркестра, но и сделал все, чтобы тот не распался, давая в Казани и окрестностях разовые концерты. Аксенов писал в своем очерке, как удивлялись приезжавшие к ним москвичи, что у них в Казани можно услышать настоящий джаз-оркестр.
Так что прав Olorulus:
Впрочем в отличие от Аксенова я не большой поклонник и знаток джаза. Хотя мне нравится джаз 1920– 30-х гг. А еще больше - такие представители стиля "кул" 1950-60-х гг. как Дэйв Брубек и, особенно, Модерн-джаз-квартет. Вероятно, это связано с тем, что их музыка звучала в годы моего детства и юности. Последняя - пришлась на 60-е годы, вошедшие в историю, в том числе и как время появления и расцвета рок-групп. Прежде всего, конечно, Битлз. Об истории своего знакомства с музыкой Битлз я уже как-то рассказывал на форуме. Но главное в том рассказе даже не история начала моей привязанности к Битлз, а другое. То, что я называю современным агитпропом, каждый раз отмечая, что этот агитпроп ничем не лучше, чем агипроп советских времен. На мой взгляд, в чем-то он даже беспардонней и наглей! Об этом хорошо сказал Olorulus
Но сначала еще одна цитата:
(Продолжение следует)
Ответ: О некоторых случаях вмешательства государства в культуру в 20-м веке
Вот теперь о Битлз и роке в 60-х, 70-х и 80-х, о запрещенных группах и списках.
Должен еще раз подчеркнуть, специально для тех, кто скажет – это только в вашем городе так было. Статья про Битлз, кстати, весьма положительная, там даже была приведена цитата из рецензии кого-то из западных музыковедов, в которой тот сравнивал мелодии песен Битлз с мелодиями Шуберта, была опубликована в журнале "Музыкальная жизнь" – журнале, как известно всесоюзном, с тиражом в те годы где-то под 200-300 тыс. экземпляров.
Мне тогда возразил уважаемый wasabi:
На это я ему ответил:
А, теперь добавлю к последней фразе – с обеих сторон!
Вот об этом последнем обстоятельстве, о котором почему-то некоторые представители бывшей советской интеллигенции, либо не знают, либо не хотят знать. Той самой "кухонной" советско-антисоветской интеллигенции, о кончине которой на форуме недавно так громогласно объявил Регардс, см. . Боюсь, что он ошибается!
(продолжение следует)
Последний раз редактировалось Читатель; 04.09.2008 в 17:26.
Ответ: О некоторых случаях вмешательства государства в культуру в 20-м веке
К сожалению, ничего не знаю о списках запрещенных песен после террористической атаки 11 сентября. Об этом у нас ничего не писали. С этим, пожалуйста, к Olorulus. Я же хочу сказать следующее:
На форуме уже много раз писалось о печально известном постановлении Политбюро ЦК ВКП(б) 1948 г. «Об опере "Великая дружба"» и его влиянии на жизнь таких композиторов как Прокофьев, Шостакович, Хачатурян и других. Желающие могут без труда найти материалы об этом на форуме и не только на форуме. Да и без этого все об этом знают. Также как и о том, что аналогичные постановления в те годы прошлись и по литературе: "О журналах "Звезда и "Ленинград", где бичевались Зощенко и Ахматова, и по кинематографии: "О кинофильме "Большая жизнь", в котором обругали не только кинорежиссера Леонида Лукова, поставившего малоизвестную теперь Большую жизнь, но и Эйзенштейна (за 2-ю серию Ивана Грозного), Довженко и других.
Повторяю, всё это хорошо известно. Однако почему-то никто не хочет вспоминать о том, что аналогичные процессы имели место в те же годы и в "цитадели демократии" - США. Там это явление впоследствии было названо "охота на ведьм в Голливуде". А соответствующие годы – годами маккартизма, по имени печально знаменитого американского сенатора Маккарти.
О том как это было в Америке рекомендую прочитать отличную книгу воспоминаний известной американской писательницы и драматурга Лилиан Хелман под названием "Время негодяев" (Scoundrel Time)., Впрочем, кажется, на русский язык эта книга так и не была переведена. А зря!
Можно обратиться к более доступным источникам. Ну, хотя бы к кинофильму Чарли Чаплина "Король в Нью-Йорке", не раз показанного на нашем телевидении. Фильм у Чаплина получился смешной, юмористический, хотя ему самому в те годы было совсем не до смеха. Константин Симонов в одном из своих мемуарных очерков вспоминает, как на одной из его встреч в Америке с Чаплиным тот вдруг задал такой вопрос – если его (Чаплина) вынудят покинуть США, сможет ли он найти убежище в Советском Союзе?
Для расширения кругозора форумлян могу еще привести фрагмент из статьи Екатерины Александровой "Шестьдесят лет назад началась "охота на коммунистов в Голливуде", опубликованной в 2007 г. на сайте РИА Новости:
В октябре 1947 года Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности вызвала на свое заседание нескольких деятелей киноиндустрии с тем, чтобы выяснить вопрос об их сотрудничестве с коммунистами. Главным вопросом Комиссии к "свидетелям" был "Являетесь ли Вы - и являлись ли когда-либо - членом компартии?". В случае утвердительного ответа от опрашиваемого требовали назвать имена других знакомых ему коммунистов. Несколько человек отказались отвечать на вопросы, сославшись на Первую поправку к американской конституции, гарантирующую свободу слова и собраний. Великий немецкий драматург Бертольт Брехт сообщил Комиссии, что в партии никогда не состоял, и быстро покинул Америку.
В Голливуде киноработники создали "Комитет по защите Первой поправки к Конституции". Несколько из его членов - знаменитые режиссеры Уильям Уайлер и Дон Хьюстон, кинозвезды Хамфри Богарт и Джин Келли - поехали в Вашингтон для организации акций по поддержке коллег. Тем не менее, отказ от дачи показаний был расценен как неуважение к Конгрессу.
В свою очередь, президент американской Ассоциации кинематографистов Эрик Джонстон в октябре 1947 года сказал, что никогда не даст работы "любому, чья принадлежность к коммунистам будет установлена". Некоторые кинематографисты, включая Рональда Рейгана, возглавлявшего тогда Гильдию актеров кино, и легендарного Уолта Диснея, заявили на слушаниях, что коммунисты представляют собой серьезную угрозу для киноиндустрии.
17 ноября актерская гильдия общим голосованием приняла решение потребовать от своих членов обязательства не вступать в компартию и не иметь с ней никаких дел, а 25 ноября 1947 года руководители голливудских студий составили первый "черный список" из десяти профессионалов, отказавшихся давать показания Комиссии Конгресса. В списке фигурировали сценаристы Алва Бесси, Лестер Коул, Ринг Ларднер-младший, Джон Говард Лоусон, Альберт Мальц, Сэмуэль Орниц, Далтон Трамбо, режиссер Эдвард Дмитрык, режиссер и сценарист Герберт Биберман, а также продюсер и режиссер Эдриен Скотт.
В 1950 году "голливудская десятка" оказалась в тюрьме сроком на один год за "неуважение к Конгрессу". 22 июня 1950 года появился новый список, куда включили уже 151 человека, назвав их "красными фашистами или сочувствующими им".
Большинство людей, упомянутых в этом и подобных перечнях, лишились возможности работать в киноиндустрии, они фактически столкнулись с запретом на профессию.
Разрушить "проклятие черных списков" частично удалось лишь спустя годы - в 1960 году на экраны вышли "Спартак" Стэнли Кубрика и "Исход" Отто Премингера, снятые по сценариям Далтона Трамбо.
Многие же люди, попавшие в списки, так и не смогли больше вернуться в кинематограф.
Полный текст статьи - .
Ответ: О некоторых случаях вмешательства государства в культуру в 20-м веке
И еще.
В литературе, интернете, да и у нас на форуме (см., например, ) можно найти историю о телефонном звонке Сталина Шостаковичу. Это было в 1949 г., когда Шостаковичу предложили поехать в США на Всеамериканский конгресс деятелей науки и культуры в защиту мира. Шостакович тогда отказывался, ссылаясь на болезнь и на то обстоятельство, что его сочинения после пресловутого постановления прекратили исполнять. И как вождь, якобы только от композитора узнавший об этом, возмутился и сказал, что запрет на исполнение музыки Шостаковича будет отменен. Как после состоявшегося разговора и после обследования в Кремлевской больнице, куда композитора в срочном порядке прикрепили, он все-таки вынужден был поехать в США.
Однако никто почему-то не хочет вспоминать о том, как американское руководство, напуганное Конгрессом, в котором, между прочим, приняли участие виднейшие деятели культуры, вскоре после его начала то ли объявило членов советской делегации персонами нон грата, то ли просто запретило сам конгресс - сейчас сразу не вспомню. А уточнять, увы, некогда. Да, в данном случае это и не так уж важно. Главное, что в результате вместе с остальными членами советской делегации из Америки выслали и Шостаковича. А ведь он в те годы, после грандиозного успеха седьмой и восьмой симфоний, когда премьеры этих сочинений транслировались чуть ли не всеми американскими радиостанциями, был в США едва ли не самым популярным композитором. Между прочим, тогда при прилете в США, на аэродроме в Нью-Йорке Шостаковича встречали несколько тысяч американских музыкантов.
Вот такие дела.
Ответ: О некоторых случаях вмешательства государства в культуру в 20-м веке
Ув., Читатель,
Вы, однако, блистательно превзошли свою автохарактеристику, доказав форуму, что Вы - не только Читатель, но и отличный Писатель. Спасибо за интересные материалы и самоотверженный писательский труд
.
Тему же, мне кажется, нужно сформулировать иначе: "О случаях невмешательства государства..." Эти случаи будет гораздо проще перечислить. Если ваще найдутся таковые.
Вмешательство государства в культуру - такая же органическая его потребность, как вмешательство шефа в личную жизнь подчиненных. Нужно ведь не только телами, но и душами владеть, - как же без вмешательства-то?
Только осуществляется это вмешательство разными средствами. Сейчас они модернизированы, и действуют не прямо, а косвенно - ч-з пиар, рекламу, подкуп, внушение, массовый гипноз... Но действуют - и отнюдь не слабее, чем прежде, - а сильнее во столько крат, во сколько стали могущественнее современные масс-медиа.
Show must go on!
Ответ: О некоторых случаях вмешательства государства в культуру в 20-м веке
Мне кажется, что такой наезд сейчас идет и на классическую музыку. В ветке про Фаворина приведены три фрагмента переработки (Володось) Рахманинова, Моцарта
Разве не отличная иллюстрация к идеям Медушевского? Барабанный бой полностью разрушает гармонию. И людей убеждают, что это превосходно на двух ветках сразу, кто не приемлет - тот душитель и ретроград. Обратите внимание на лица слушателей на видеозаписи - напряженные, вымученные улыбки - а что делать, велено пиаристами восхищаться. Кстати, такая же реакция была у многих и на концерте Фаворина (при всем том мальчик талантливый)
Ответ: О некоторых случаях вмешательства государства в культуру в 20-м веке
Мне не кажется, что это является "наездом" на классику. Парафраз на Рахманиновскую "Польку",например, по-моему имеет право на существование и сделан совсем не бездарно. ИМХО.
...Иной раз трудно ждать. Но куда хуже, когда ждать уже нечего...
Хорошо, когда есть, что вспомнить.Но зачем жить, если остались только воспоминания...
- Регистрация
- 15.12.2007
- Сообщений
- 16
Ответ: О некоторых случаях вмешательства государства в культуру в 20-м веке
Уважаемый Poklonnik!
"Велено пиаристами восхищаться" - это правда? Вот так прямо, восхищаться бедными клириками Богоматери богоугодных школ?
Вы меня простите за этот наезд, повод для него - не только раздражение против замусоривания языка. Это ведь имеет прямое отношение и к обсуждаемой теме - государство, конечно, вмешивается, и вообще обижают со всех сторон, но каждый имеет возможность начать с себя. И оборонять культуру от всевозможных опасностей, по мере скромных сил, хотя бы на территории в несколько квадратных метров.
Ответ: О некоторых случаях вмешательства государства в культуру в 20-м веке
Угу, вопрос только в уровне вмешательства. Кейдж в США или Виан во Франции - да, красили заборы, терпели разгромные рецензии в прессе, игнорирование со стороны публики. Потому что вот да, реклама, внушение, масс-медиа. Но Мандельштам, Хармс и Введенский рукой государства были убиты; Бродского судили за тунеядство, отняли лет 10 жизни ссылкой и вышибли из страны; музыку Шостаковича какое-то время запрещено было исполнять, и т.д. То есть вот "органическая потребность" тут дошла до своего логического предела: нет человека - нет проблемы.
Уж лучше пусть масс-медиа чего-то там зомбирует, а мои вещи исполняют и слушают только немногие друзья - мне жить хочется.
(Поклонникам СССР специально сообщаю, что да, там были и замечательные вещи, но я вот просто не знаю западных аналогов советским убийствам великих поэтов. Что Шостаковича выслали - понятно, политика же. А вот чтобы Буковски судили за тунеядство, или Кейджа отправили в лагерь.. Ну, Миллера вот ещё цензура не пропускала, но оно понятно, так тогда везде было..)
Ну, я не думаю, что там вот прямо о душах пекутсяКафка это комментировал практичнее (в связи с тем, что Платон вот поэтов в своё государство пускать не хотел) - что государство суть надёжность, стабильность и незыблемость, а искусству нужны вот какие-то перемены.
Похожие темы
-
Интерпретация некоторых философских понятий и некоторых движений души в музыке.
от Полувеков в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 10Последнее сообщение: 21.10.2011, 09:55 -
И. Шиллингер и его влияние на муз. культуру США
от bogdan.bass в разделе Композиторы / История музыкиОтветов: 0Последнее сообщение: 27.09.2011, 22:06 -
А ты проголосовал за культуру-то?
от jevlampij в разделе Про все на светеОтветов: 176Последнее сообщение: 08.03.2008, 10:36 -
Нужно ли возрождать музыкальную культуру
от безымянная в разделе Музыкальное образованиеОтветов: 37Последнее сообщение: 18.11.2006, 18:25








Социальные закладки