Страница 85 из 862 ПерваяПервая ... 7584858695 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 841 по 850 из 8619

Тема: «Баба с ведром», или Ещё раз о «новаторстве» в оперных постановках.

              
  1. #841

    По умолчанию Ответ: Режиссер в опере!!!

    Цитата Сообщение от Амфибия Посмотреть сообщение
    Мне кажется, у вас получилось довольно противоречивое высказывание. Если чувства по определению современны всегда (а я тоже часто так думаю), - то почему наличие кожанок и вообще факт перенесения сюжета вам представляются обессмысливающими? Может быть, главное здесь - не внешнее? Проблема, полагаю, не в изменении деталей сюжетва и обстановки, не в том, какая у них там эпоха на сцене и как исторически они одеты, - а в режиссерском таланте и мастерстве - воплощенных в новом спектакле. Можно совершенно бессмысленно и абсолютно недостоверно представить чуства и в правильном конкретном историческом воплощении. И наоборот.
    (это конечно оффтоп в теме об опере. но пожалуйста, посмотрите (если конечно действительно интересно) Жизель в классическом варианте (например, таком) и Жизель Матса Эка ).
    Видимо, я недостаточно внятно сформулировала свою мысль, если она вызвала такой комментарий. Дело, конечно, не в костюмах, а в сюжетообразующих исторических реалиях, связанных с определенной эпохой. Вы можете припомнить в эпоху кожанок и галифе какой-нибудь эпизод сомнительной смерти наследника престола, которая, в свою очередь, подвергает сомнению легитимность носителя верховной власти и, более того, мучает его совесть (не говоря уж о самозванцах)? Это сюжетообразующие детали, которые непосредственно влияют на чувства героев. В 20-м веке все эти детали встречаются тоже, но по-отдельности или в других сочетаниях, и составляют в результате другие сюжеты.

    Чувства человеческие одинаковы в любую эпоху, а сюжеты "переносимы" далеко не всегда, если в них задействованы какие-то элементы, характерные для конкретного периода или страны. "Жизель" в данном случае неудачный пример, т.к. ее сюжет ни к каким конкретным историческим реалиям не привязан.

    Никто не спорит, что сама по себе "историчность" костюмов и декораций хорошего спектакля еще не гарантирует . Более того, "историчность" вовсе не обязательно предполагает особую "реалистичность" постановки - никто не против, когда художественное решение оставляет зрителю большую свободу воображения. Но мне лично сильно мешает, когда декорации и костюмы явно указывают на место действия и эпоху, в которую описываемые события просто не могли происходить.

  • #842
    Активный участник
    Регистрация
    15.10.2007
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    443

    По умолчанию Ответ: Режиссер в опере!!!

    Цитата Сообщение от Nikkitaha Посмотреть сообщение
    Вы сейчас сказали примерно следующее: секретари работают на полную, менеджеры на полную, даже главный администратор работает на полную, и все загнаны в определённые рамки своего внутреннего распорядка труда, один только директор (англ., director, режиссёр!) почему-то командует и указывает всем, что именно делать...
    правда забывают, что и ответ за результат этой работы тоже несёт он...
    ну, может, и ещё "хозяин" конторы, нанявший этого директора
    . Вы как-то не так мои слова поняли. Любой режиссер указывает, что делать на сцене, в этом его профессия. Плохой режиссер указывает не то и является слабым местом постановки, так же как плохой солист. Но если артисту не позволяется петь ниже определенного уровня и не выполнять волю создателей оперы, чтобы не угробить спектакль, то режиссерам позволяется опускаться черт знает куда и противоречить даже тексту, такова сложившаяся система. И ответственности он, похоже, не несет, всегда можно отговориться, что публика не поняла смелых исканий, к тому же постановки быстро меняются. Скандалы так вообще приравниваются к успеху. Режиссер, определяющий направление ( куда ехать телеге, в которой «лебедь рак и щука») – это не совсем так, потому что слишком многое определено заранее. Режиссер тоже впряжен в эту телегу, и часто получается, что все там щуки, и могли бы куда-нибудь приплыть, но он со своими идеями – рак ( или лебедь белый). И не хотите же вы сказать,что режиссер указывает что-то дирижеру?
    Цитата Сообщение от AlexAt Посмотреть сообщение
    1. добро - всё, что делает плохое хорошим, а хорошее еще лучшим.
    Или не делает, иначе не было бы поговорки «лучшее враг хорошего». К тому же то, что один считает добром, для другого зло. Но можно и так, конечно, иначе придется писать диссертацию. Но согласитесь, что «добро» не более, чем то ,что « в представлении человека или группы людей имеет положительный смысл» (как пишут в словарях) . А «представления» ненадежны , у одних такие, у других сякие . То же самое с «красотой». Человеку, желающему на все иметь четкий, аргументированный ответ не на что опереться.
    Цитата Сообщение от AlexAt Посмотреть сообщение
    2. главным признаком режиссерского таланта является способность выразить посредством сценического действия сверхзадачу исходного произведения, а сделать это выражение убедительным и доступным - главные признаки мастерства.
    Каков процесс выявления сверхзадачи?
    И где вы проведете четкую границу между талантом и мастерством? По довольно куцым определениям из тех же словарей, без того, что является некоторыми признаками таланта, не возможно добиться мастерства.
    Если «доступность» значит отсутствие «выкрутасов» и «наворотов», то я согласна. Но если доступность выводится из соображений «современная молодежь этого не понимает» или «времена изменились, сейчас совсем другая жизнь, людям нужно другое» - тогда и получается легкое неуважение к интеллекту публики.
    Странно, я думала вы спросите про «соответствие высоким требованиям»
    Цитата Сообщение от AlexAt Посмотреть сообщение
    3. Так в чем же актуальность "Бориса Годунова"?
    Актуальность Бориса Годунова в том, что это талантливое произведение. Режиссура не должна снижать его уровень, а это трудно. Почему и за счет чего оно талантливо, какие детали помимо общей линии делают шедевр шедевром, можно ли их безболезненно менять или лучше окститься – честно разобраться в этом задача режиссера . Если он эту задачу подменяет приспосабливанием материала к себе, непременно что-то важное будет упущено.
    Цитата Сообщение от AlexAt Посмотреть сообщение
    для понимания природы вещей важен не профессионализм, а интеллектуальное усилие
    Важно качество интеллектуального усилия. Построить схему - не значит понять природу вещей. Кстати, такой великий деятель , как Шаляпин, почему-то кое-что отказывался штурмовать интеллектуально. Попробуйте обвинить его в лености и глуповатости:"Есть в искусстве такие вещи, о которых словами сказать нельзя. Я думаю, что есть такие же вещи и в религии. Вот почему и об искусстве и о религии можно говорить много, но договорить до конца невозможно. Доходишь до какой-то черты - я предпочитаю сказать: до какого-то забора, - и, хотя знаешь, что за этим забором лежат еще необъятные пространства, что есть на этих пространствах, объяснить нет возможности. Не хватает человеческих слов. Это переходит в область невыразимого чувства. Есть буквы в алфавите и есть знаки в музыке. Все вы можете написать этими буквами, начертать этими знаками. Все слова, все ноты. Но... Есть интонация вздоха - как написать или начертить эту интонацию? таких букв нет."
    ("Маска и душа")

  • #843
    Частый гость Аватар для Nikkitaha
    Регистрация
    04.10.2005
    Адрес
    Москва, Париж
    Возраст
    49
    Сообщений
    213

    По умолчанию Ответ: Режиссер в опере!!!

    Цитата Сообщение от ptitsa-lira Посмотреть сообщение
    <...>
    У Вас столько много всего написано, что не буду цитировать всё, а лишь отвечу по некоторым пунктам.

    1. Даже если все "щуки", и только один "рак", всё равно это не значит, что правы щуки. Мнение большинства, как показывает история, не всегда является абсолютной истиной.

    2. Вопрос о первенстве в опере режиссёра или дирижера - это тысячи исписанных страниц и кляузных бумажек, причем, даже не на уровне форума, а на самых высших сферах. Тем не менее, театральный дирижёр способствует своей работой раскрытию сценического замысла. Указывать режиссёр права не имеет, но может попросить о чём либо, объяснив свои мотивы и, как минимум, в целях достижения положительного результата (т.е. интересного спектакля), достигнув какого-либо компромисса.

    3. К вопросу о "публика не поняла"...
    обратимся к истории: а "публика не поняла", когда ей впервые показали "Травиату" Верди, ей оказались противны чувства современной тому времени героине, - опера начала пользоваться успехом, лишь когда героев переодели в костюмы XVIII в.
    Вопрос: а кто в данном случае "дурак"?

    Цитата Сообщение от ptitsa-lira Посмотреть сообщение
    Актуальность Бориса Годунова в том, что это талантливое произведение.
    А вот этой Вашей мысли совсем не понял...

  • #844
    Постоянный участник Аватар для Амфибия
    Регистрация
    14.04.2007
    Адрес
    СПб
    Сообщений
    744
    Записей в дневнике
    8

    По умолчанию Ответ: Режиссер в опере!!!

    Цитата Сообщение от Monstera Посмотреть сообщение
    Вы можете припомнить в эпоху кожанок и галифе какой-нибудь эпизод сомнительной смерти наследника престола, которая, в свою очередь, подвергает сомнению легитимность носителя верховной власти и, более того, мучает его совесть (не говоря уж о самозванцах)? Это сюжетообразующие детали, которые непосредственно влияют на чувства героев. В 20-м веке все эти детали встречаются тоже, но по-отдельности или в других сочетаниях, и составляют в результате другие сюжеты.
    Я правильно вас понимаю, что вы считаете: некоторые сюжеты (например, вечные) удобны для разнообразных инетерпретаций, в свою очередь, некоторые другие (обладающие специфическими сюжеобразующими деталями) - неподатливы в этом отношении?
    Но на это мне тоже хочется возразить тем же, - что, как раз мастерство постановщика и проявляется в том, что он находит старому сюжету воплощение, выполнимое и актуальное сегодня, сейчас. Специфическим деталям можно придать какой-то другой ракурс. По конкретно сюжету Бориса я, пожалуй, не буду придумывать. Да наверное, - если бы я умела это хорошо делать - я бы этим и зарабатывала себе на хлеб и кусочек маслица.
    Но мне лично сильно мешает, когда декорации и костюмы явно указывают на место действия и эпоху, в которую описываемые события просто не могли происходить.
    Скажу про себя: костюмы и пр., сами по себе, мне никогда не мешают. Но довольно часто раздражает глупость и беспомощность того, кто их неудачно применяет.

  • #845

    По умолчанию Ответ: Режиссер в опере!!!

    Цитата Сообщение от Амфибия Посмотреть сообщение
    Я правильно вас понимаю, что вы считаете: некоторые сюжеты (например, вечные) удобны для разнообразных инетерпретаций, в свою очередь, некоторые другие (обладающие специфическими сюжеобразующими деталями) - неподатливы в этом отношении?
    Но на это мне тоже хочется возразить тем же, - что, как раз мастерство постановщика и проявляется в том, что он находит старому сюжету воплощение, выполнимое и актуальное сегодня, сейчас. Специфическим деталям можно придать какой-то другой ракурс.
    Вы мою мысль совершенно правильно поняли - хотя, возможно, я просто слишком "левополушарная" натура , и предъявляю чрезмерные требования к логике и здравому смыслу. Что Вы понимаете под "вечными" сюжетами? "Жизель" или, скажем, "Русалка" - это даже не вечные, а банальные сюжеты.

    А вот, допустим, "Ромео и Джульетта". Найти в современном мире ситуацию вражды каких-то "кланов" - не проблема, увы. Однако, если присмотреться, конкретный шекспировский сюжет включает еще такие специфические детали, как, например, изгнание в другой город в качестве официального (подчеркиваю!) наказания за убийство, и отсутствие надежной связи между городами. Согласитесь, наличие у Ромео мобильного телефона неминуемо развалит сюжет, не правда ли? Воспроизвести эту "вечную историю" на современном материале можно, написав другую пьесу (что с успехом доказала "Вестсайдская история"). Но как можно найти самому шекспировскому сюжету "воплощение, выполнимое и актуальное сегодня"? Там же текст есть!

    Впрочем, я уже высказывала предположение, что мода на режиссерские "контрсюжеты" взаимосвязана с укоренением традиции исполнения на языке оригинала: общая такая теория, что точный текст в опере - дело пятнадцатое .

    Цитата Сообщение от Амфибия Посмотреть сообщение
    Скажу про себя: костюмы и пр., сами по себе, мне никогда не мешают. Но довольно часто раздражает глупость и беспомощность того, кто их неудачно применяет.
    Собственно, я и пыталась сформулировать критерии такой "неудачности". Вот, например, у нас в МДТ у Додина идет "Зимняя сказка" Шекспира - в костюмах начала 20-го века. Или DVD есть "Роделинды" Генделя в подобной постановке. Но там сами сюжеты такие, типа "в некотором царстве, некотором государстве" - и хоть возникают по ходу дела какие-то мечи (замененные пистолетами), но это не мешает - это просто антураж. А вот когда в "Тристане" действие происходит в современности, а Изольда объясняет свои претензии к Тристану, рассказывая про отрубленную голову своего жениха и зазубрину на мече - это уже сюжетообразующая деталь, и заменить ее пистолетом, на мой взгляд - просто бред. Как бы ни был талантлив режиссер - мой здравый смысл этого не переварит.

  • #846
    Частый гость Аватар для Nikkitaha
    Регистрация
    04.10.2005
    Адрес
    Москва, Париж
    Возраст
    49
    Сообщений
    213

    По умолчанию Ответ: Режиссер в опере!!!

    Цитата Сообщение от Monstera Посмотреть сообщение
    А вот, допустим, "Ромео и Джульетта". <...> Однако, если присмотреться, конкретный шекспировский сюжет включает еще такие специфические детали
    Что, в общем, не помешало сделать всемирно известную и уже общепризнанную, как мировую классику, адаптацию это трагедии на "современный" лад)

  • #847

    По умолчанию Ответ: Режиссер в опере!!!

    Цитата Сообщение от Nikkitaha Посмотреть сообщение
    Что, в общем, не помешало сделать всемирно известную и уже общепризнанную, как мировую классику, адаптацию это трагедии на "современный" лад)
    Боюсь, что мне не известную (хоть и всемирно) - Вы какую постановку имеете в виду? Может, если посмотрю, я изменю свое мнение

  • #848
    Косолапый Аватар для Фальстаф
    Регистрация
    25.06.2006
    Сообщений
    5,050
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Ответ: Режиссер в опере!!!

    Цитата Сообщение от Monstera Посмотреть сообщение
    Боюсь, что мне не известную (хоть и всемирно) - Вы какую постановку имеете в виду? Может, если посмотрю, я изменю свое мнение
    наверное "Вестсайдскую историю"....

  • #849
    Постоянный участник Аватар для Амфибия
    Регистрация
    14.04.2007
    Адрес
    СПб
    Сообщений
    744
    Записей в дневнике
    8

    По умолчанию Ответ: «Баба с ведром», или Ещё раз о «новаторстве» в оперных постановках.

    Полагаю, имеется в виду Ромео и Джульетта с ди Каприо. И еще заодно можно вспомнить Ричарда Третьего.

  • #850
    Частый гость Аватар для Nikkitaha
    Регистрация
    04.10.2005
    Адрес
    Москва, Париж
    Возраст
    49
    Сообщений
    213

    По умолчанию Ответ: «Баба с ведром», или Ещё раз о «новаторстве» в оперных постановках.

    Видимо, всё же придётся уточнить, что я имел в виду именно "Вестсайдскую историю".

  • Страница 85 из 862 ПерваяПервая ... 7584858695 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. О современных постановках классических опер
      от Алексей в разделе Опера и вокал / Музыкальный театр
      Ответов: 43
      Последнее сообщение: 09.11.2016, 22:00
    2. Ответов: 1
      Последнее сообщение: 24.12.2012, 12:47
    3. Минусовки оперных арий
      от Tenorchuk в разделе Опера и вокал / Музыкальный театр
      Ответов: 6
      Последнее сообщение: 01.09.2011, 01:21
    4. Рейтинг оперных див (фотосессия)
      от femmina в разделе Опера и вокал / Музыкальный театр
      Ответов: 27
      Последнее сообщение: 03.01.2011, 12:47
    5. Ответов: 278
      Последнее сообщение: 06.04.2009, 10:59

    Метки этой темы

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100