Струна тянет колок в одну сторону, а ключ должен тянуть в противоположную. Тогда не будет никаких изгибаний колка. Для этого ручка ключа должна быть всегда на стороне струны. Где-то так?
Нет, не так. Струна действует по касательной и создаёт крутящий момент. В противовес действует вирбельбанк, не позволяя вирбелю произвольно выкручиваться. При этом та же струна изгибает колок в свою сторону. Головка ключа вместе с вращательным моментом изгибает вирбель в ту сторону, куда тянет рука. Это совсем разные силы, направленные в разные стороны. Тут надо бы чуть умнее сказать, но я теормех забыл начисто. Мы пользуемся тем, что наш рычаг позволяет вращать колок, настраивая струну. При этом стоит помнить о "виртуальных" изгибах вирбеля. Ещё лучше - пользоваться ими.
С ув. Н.И.
Вот как-то я не заметил, что положение ключа как-то отрицательно влияет на настройку. Только удобство для руки. Ну не могу я держать рукоятку слева при настройке пианино - правша я. Да никогда не видел, чтобы настройщик поднимал ключ, а не опускал вниз.
Тут идут более, чем конкретные усилия. Если мы при настройке пианино держим руку справа, то ключом помогаем усилиям струны, изгибающей вирбель в свою сторону. Я тоже правша. И тоже ленивый. Куда удобнее держать ключ справа от струны и сидя на стуле. Иные инструменты позволяют. Но правильно - не сидя, а стоя. Что гораздо неудобнее. Однако при настройке куда более правильнее.
Я не сторонник крутых движений ключа туда-сюда. Меня бесят "не держащие" колки на ноте "Ля". Это какой-то болван (сорри!) долго её настраивал на камертон, пока колок не расслабился по-полной. Встречается.
Движения: сначала вниз, чтобы стронуть с "прикипевших" мест, затем вверх - до "вокруг камертона" и вытянуть из штеговых штифтов. Затем до точной настройки. И движение в обратном направлении - компенсировать натяжения.
В идеале - минимум движений. Даже помогая струне переползти на нужную высоту лёгким "изгибом" вирбеля.
При этом встречал и изогнутые вирбеля. Кто-то усердствовал. Криминал! Это абсолютно недопустимо.
Рассказываю какие-то элементарные вещи. И наверняка на меня обидятся опытные мастера.
Однако в повседневной практике сплошь и рядом приходится сталкиваться с последствиями уродистой работы предыдущих настройщиков. Которых нет на нашем сайте и которые даже с компьютером не знакомы.
Так что работа с ключом - наработанное мастерство. И располагаем правильно, и пальцами-ладонями-локтями упираемся при необходимости, и хвостовиком ключа работаем. Целый арсенал технологий.
В этом плане работа с тюнером меня сильно побивает. С ключом - не умеем, а с тюнером - уже настройщики?
И вернусь в начало вопроса. Конечно же, положение ключа влияет на всё. За несколько десятков лет (а то и гораздо раньше) приходит ощущение ключа, вирбеля, струны. Темперация - другой вопрос. Здесь - именно работа со струной, с пониманием её проблем. Расслабляем, вытягиваем-перетягиваем, настраиваем-расслабляем.
Ещё видел "секрет" от мастера. Он проводил деревянной палочкой по хору.
Я - колочу кулаком. Он - нажимом палочки. Надеюсь, Николай Фёдорович не обидится. Всё равно конкурентов ему нету.
У струны куча проблем. Порешать их - наша задача. И вирбель - не самая страшная проблема.
Проблема - установить струну на нужную высоту, и чтобы ей было удобно.
Ну, и так далее.
С ув. Н.И.
Ещё видел "секрет" от мастера. Он проводил деревянной палочкой по хору.
Я - колочу кулаком. Он - нажимом палочки.
Как мы настраиваем струны на скрипке: Сначала колком чуть выше необходимого, а потом пальцем оттягиваем струны, чтобы ее понизить. Так дольше держится строй. Оттягивать струну у ф-но нет возможности - лучше придавить струну палочкой.
Кулаком бы я никогда не стучал, т.к. при этом заметно изнашивается и портится механика.
Нет, не так. Струна действует по касательной и создаёт крутящий момент. В противовес действует вирбельбанк, не позволяя вирбелю произвольно выкручиваться. При этом та же струна изгибает колок в свою сторону. Головка ключа вместе с вращательным моментом изгибает вирбель в ту сторону, куда тянет рука. Это совсем разные силы, направленные в разные стороны. Тут надо бы чуть умнее сказать, но я теормех забыл начисто. Мы пользуемся тем, что наш рычаг позволяет вращать колок, настраивая струну. При этом стоит помнить о "виртуальных" изгибах вирбеля. Ещё лучше - пользоваться ими.
С ув. Н.И.
Как же у Вас всё сложно, Николай. Аналогия с Г-образной отвёрткой не прошла... Ладно. Да простит меня Барго, приведу ещё один пример из деревенского быта.
Колодец. Сбоку крутится ручка. Ведро с водой поднимается наматыванием цепи на вращающуюся ось. Колодец служит верой-правдой более ста лет, каждый день по нескольку раз, за всё время менялось только ведро. Причина долговечности на поверхности: вращающаяся ось закреплена с двух концов.
В нашем случае колок одним своим концом прочно сидит в вирбельбанке, далее - струна (цепь с ведром в колодце). На втором конце колка находится настроечный ключ. Управляет ключом рука настройщика. От того, как работает рука, зависит, насколько закреплён будет второй конец колка при вращении. А вот тут простор для полёта фантазии. Можно представить, например, что сверху головки находится контр-колок (зеркальное отражение реального колка), и при вращении необходимо верхом головки смотреть на этот виртуальный колок. Каждый может подобрать то, что удобно именно ему. (Помните: представить невозможное, чтобы найти решение).
Никаких изгибов колка, ни реальных, ни виртуальных. Никакой теормех. И абсолютно по-барабану, с какой стороны ставить ключ.
PS. Вы всё ещё подколачиваете колки и меняете их на ремонтные? Тогда мы идём к вам!
Как мы настраиваем струны на скрипке: Сначала колком чуть выше необходимого, а потом пальцем оттягиваем струны, чтобы ее понизить.
Никогда так не делал. У меня был подгрифок от Томастика. Достраивал струны винтами. Но видел "оттягивания" струн. Никогда ими не пользовался. Настройка скрипичных струн колками - куда более "расходный материал", чем работа вирбелей. Они ж - изначально конические.
Сообщение от murom
Оттягивать струну у ф-но нет возможности - лучше придавить струну палочкой.
Кулаком бы я никогда не стучал, т.к. при этом заметно изнашивается и портится механика.
Ну, батенька... А нижегородские консерваторские пианисты, рвущие струны десятками в день?
Механика предназначена для того, чтобы стучать кулаками. У неё имеется запас прочности. Удары пальцевыми аккордами ничуть не хуже кулаков. Или настраиваем лишь ради игры на пиано-пианиссимо?
Спешу уверить: удар кулаком по нескольким клавишам куда слабее удара одним пальцем по одной клавише.
А механика всё равно портится. Судьба у неё такая. Расходный материал. Подрегулируем, подклеим, подкрутим. Ништо ей!
Куда чаще на мусорник выбрасывают абсолютно невыработанную механику. Это - обидно.
С ув. Н.И.
Никаких изгибов колка, ни реальных, ни виртуальных. Никакой теормех. И абсолютно по-барабану, с какой стороны ставить ключ.
Сразу согласен. Но колок никто и никогда не будет устанавливать "с двух сторон", как ворот в колодце.
Однако работа гаечного ключа, изображённая в эпюрах, тоже покажет море тонкостей. Не всё так просто, как хотелось бы.
Сообщение от AlexHutor
PS. Вы всё ещё подколачиваете колки и меняете их на ремонтные? Тогда мы идём к вам!
И подколачиваю, и уплотняю буковым шпоном, и заменяю на ремонтные. Ещё и вирбельбанки приходилось чинить. Так что идите к нам!
С ув. Н.И.
PS. К слову. Об уплотнении шпоном. Это - особая тема. Не для здесь. Ибо - офтоп.
Долбить, конечно - это дело. Но всё же всего должно быть в меру: у меня пару раз, при очень тугом каподастре, ломались гаммерштили по косослою. Может, это, конечно, хреновые гаммерштили были, раз в них присутствовал сам этот косослой, но всё же стучать стал осторожнее, т.к. если ломается во время работы - это ещё ерунда, а если вот он просто надтреснет, а сломается во время игры? Это уж конфуз выйдет.
Долбить, конечно - это дело. Но всё же всего должно быть в меру: у меня пару раз, при очень тугом каподастре, ломались гаммерштили по косослою. Может, это, конечно, хреновые гаммерштили были, раз в них присутствовал сам этот косослой, но всё же стучать стал осторожнее, т.к. если ломается во время работы - это ещё ерунда, а если вот он просто надтреснет, а сломается во время игры? Это уж конфуз выйдет.
Именно поэтому нужно колошматить по клавишам во время настройки.
"Косослой" - это тоже криминал. Обычно гаммерштили буковые или кленовые (могу ошибаться). Там нету елового косослоя. Но лучше уж поколотить локтями изо всей силы, чтобы сразу починить (склеить и намотать нитку) наиболее неудачные.
Остерегаться осторожностей при настройке - пагуба. Мы же работаем не для настройки, да?
Конфуза при поломке молотка во время концерта, конечно же, не будет. Настройщик и не обязан. Это - гаммерштиль. У него - "косослой". Но я предпочитаю поколотить по клавишам. Предварительно. Чтобы сломать гораздо раньше, чем на концерте. Что касается и настройки.
С ув. Н.И.
Именно поэтому нужно колошматить по клавишам во время настройки.
"Косослой" - это тоже криминал. Обычно гаммерштили буковые или кленовые (могу ошибаться). Там нету елового косослоя. Но лучше уж поколотить локтями изо всей силы, чтобы сразу починить (склеить и намотать нитку) наиболее неудачные.
Остерегаться осторожностей при настройке - пагуба. Мы же работаем не для настройки, да?
Конфуза при поломке молотка во время концерта, конечно же, не будет. Настройщик и не обязан. Это - гаммерштиль. У него - "косослой". Но я предпочитаю поколотить по клавишам. Предварительно. Чтобы сломать гораздо раньше, чем на концерте. Что касается и настройки.
С ув. Н.И.
Ничего не понимаю Косослой криминал? Да около 30 процентов лучших грабовых гаммерштилей , это косослой и вовсе они не колятся.
Сначала грабовые, буковые, кленовые и даже из тропических пород бывали.
Колотить настройщикам, которые хотят работать подольше, не рекомендуется. Следить и чувствовать - это гуманнее и логичнее.
08 июня 2024 года состоится Опера «Лючия ди Ламмермур»
Премьера «Лючии ди Ламмермур» состоялась в 1835 году в неаполитанском Сан-Карло. Помимо интереса к роману Вальтера Скотта «Ламмермурская...
08 июня 2024 года состоится Концерт солистов оркестра «Pratum Integru». Мила Фраенова, сопрано
Программа:
I отделение
Кариссими
E'bello l'ardire
Строцци
Tra le speranze e'l timore
Монтеверди...
08 июня 2024 года состоится Концерт «Музыка объединяет»
В год 75-летия установления дипломатических отношений между Россией и Китаем и проведения Года культуры России и Китая творческое объединение...
Социальные закладки