1. #1

    По умолчанию Аграфы

    Здравствуйте! Имеется миньон "Красный Октябрь". У него во время настройки в аграфной части диапазона струны довольно сильно как бы "скачут", что затрудняет настройку. Эти скачки струн сопровождаются характерными звонкими щелчками. Скоро, после того, как включат отопление, я буду менять колки у этого рояля, а пока струны поснимал и аграфы взял к себе домой - для "исследований" и доработки, так сказать. Но сравнивая их с новым Майновским (или Мейновским? не знаю я, как правильно.) аграфом, я могу заметить только то различие, что октябрёвские раззенкованы вроде бы под несколько более тупым углом - и, соответственно, на меньшую глубину. То есть, приблизительно, схематически, они различаются примерно так:
    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	аграфы.jpg 
Просмотров:	768 
Размер:	27.2 Кб 
ID:	68214
    А протёртость, где и есть, вроде небольшая: по мне так едва заметна кое-где некоторая "яйцеобразность" отверстий. Причём на некоторых аграфах из числа именно тех, которые вели себя при настройках наиболее неприличным образом, протёртость вообще как-то особо не видна - отверстия круглые, не придерёшься. В-общем, вроде бы не вижу особой корреляции между степенью протёртости аграфов и склонностью струн "скакать" в них.
    Но вот что ещё заметил: многие их аграфов были немного косо повёрнуты, то есть не совсем перпендикулярно струнам, и очень многие были просто незатянуты - то есть я мог их с очень небольшим усилием повернуть плоскогубцами в направлении завинчивания, некоторые на довольно большой градус (до 45-60 градусов правее нормального положения). У меня есть шайбы для регулировки аграфов. Но мне вообще-то как-то прежде особо мудрить с аграфами не доводилось, поэтому хочу спросить у знающих лодей. Во-первых, с чем всё-таки, по-видимому, связаны скачки струн при настройке - с дефектами самих аграфов, или с их косым расположением, или с их назатянутостью? Во-вторых, с каким усилием нужно завинчивать аграф, чтобы не сорвать резьбу на нём или в раме и не сломать аграф, но и чтобы он не мог двигаться во время настройки? Ну, в-общем, как комильфо их затягивать? И как при этом контролировать усилие?
    Ещё пара вопросов: для чего отверстия в раме под аграфами раззенкованы конусом шириной около 9 мм? Я могу только догадываться. Это всегда так делается? И - почему Майновские аграфные шайбы не налезают на Майновский же аграф (на октябрёвские аграфы они налезают), хотя то и другое я покупал в одном и том же магазине (в Лаансе)?
    Последний раз редактировалось Маргинальное чмо; 26.09.2012 в 18:03.


  • #2
    Постоянный участник
    Регистрация
    28.04.2008
    Адрес
    SPb
    Возраст
    58
    Сообщений
    685

    По умолчанию Re: Аграфы

    Могу еще один вопрос добавить в ту же копилку. Вчера настраивал кабинетный КО из последних выпусков. Не было одной парной струны в басах. Как только тронул вторую (причем на отпускание), она тут же лопнула у вирбеля. В результате поставил обе новые, после чего они обе начали "скакать" при настройке. При этом больше ни одна струна на всем инструменте такого дефекта не имеет. Тут уже дело даже не в форме. Можно заподозрить не той жесткости материал "октябревского" аграфа. Но на старых струнах этого нет. А форма раззенковки - не единственная причина. При майновской раззенковке и определенном переломе струн (как на "Октябрях") возможна еще бо'льшая площадь соприкосновения струны с аграфом и, как следствие, еще большее трение и возможно "скачки" (рывки).

  • #3

    По умолчанию Re: Аграфы

    Цитата Сообщение от Nanuhi Посмотреть сообщение
    А форма раззенковки - не единственная причина. При майновской раззенковке и определенном переломе струн (как на "Октябрях") возможна еще бо'льшая площадь соприкосновения струны с аграфом и, как следствие, еще большее трение и возможно "скачки" (рывки).
    То есть, перезенковывать под более острый угол не сто'ит? А то я уж собрался сверло точить.
    Вообще-то, я бы не сказал, что этот рояль производит впечатление очень большого трения в аграфах - я, к сожалению, не замерил, какой там именно угол, но на иных "Красных Октябрях" я встречался с очень тугим ходом струн в аграфах и на каподастре, однако проявлялось это как сильное "запаздывание" струн за движениями колков, приходилось при настройке очень сильно и по нескольку раз "долбить" по каждой клавише, чтобы выравнять натяжения в разных участках струн, но щелчков как раз не было. А этот инструмент я бы не назвал самым "тугим" в этом отношении, но скачки струн, тем не менее, довольно сильные.

  • #4

    По умолчанию Re: Аграфы

    А может всеже рискнуть малююююсенькой каплюшечкой протека, такой маааааленькой чтоб она за пределы аграфа не расплылась ни при каких условиях..а то Алексей заругает как считаете?? Это исключительно теоретическое предположение, на практике с такой проблемой пока не сталкивался...

  • #5
    Музей фортепиано Аватар для ALEXY
    Регистрация
    25.09.2008
    Адрес
    Рыбинск
    Сообщений
    8,686
    Записей в дневнике
    15

    По умолчанию Re: Аграфы

    Знаете, сейчас несложно сделать макросъемку отверстий аграфа, что заставляет прыгать струну.
    Вы еще не указали, под каким углом заходила- выходила струна. Все же я склоняюсь, что протертость аграфа влияет и угол зенковки. Есть еще вариант, что некачественный состав латуни закусывает сталь.

  • #6

    По умолчанию Re: Аграфы

    Цитата Сообщение от ALEXY Посмотреть сообщение
    Знаете, сейчас несложно сделать макросъемку отверстий аграфа, что заставляет прыгать струну.
    Вы еще не указали, под каким углом заходила- выходила струна. Все же я склоняюсь, что протертость аграфа влияет и угол зенковки. Есть еще вариант, что некачественный состав латуни закусывает сталь.
    Вот фотографии одного из наиболее проблемных аграфов (я их помечал маркером, когда настраивал, так что ошибки нет). У этого сильно прыгали левая и средняя струна.
    Вид спереди:
    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	перед.jpg 
Просмотров:	1000 
Размер:	52.7 Кб 
ID:	68276
    И сзади:
    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	зад.JPG 
Просмотров:	1094 
Размер:	108.4 Кб 
ID:	68277
    Цитата Сообщение от erisipilloid Посмотреть сообщение
    А может всеже рискнуть малююююсенькой каплюшечкой протека, такой маааааленькой чтоб она за пределы аграфа не расплылась ни при каких условиях..а то Алексей заругает как считаете?? Это исключительно теоретическое предположение, на практике с такой проблемой пока не сталкивался...
    Насчёт смазки - когда в прошлый раз его настраивал, попробовал WD-шкой предварительно мазнуть (кроме басов, разумеется). Безрезультатно: щелчки где были, там и остались.

    Угол вот, к сожалению, не замерил. Думал, достаточно будет того, что я утащу эти аграфы к себе в берлогу, спокойненько подровняю-позенкую, где надо, промою и потом расставлю поровнее. Но если угол знать так важно, то на следующей неделе только.

    Вообще, я с аналогичным явлением сталкивался на одном пианино, в басах, причём даже без аграфов - там просто был неправильно заточен клангштабик, так что каждая струна соприкасалась с клангштабиком заметно выше (миллиметра на 1,5 или 2), чем она соприкасалась со штифтом. Прыгали практически все струны в басу, очень сильно и звонко. Снятие струны и аккуратное подтачивание клангштабика надфилем решало проблему.
    Последний раз редактировалось Маргинальное чмо; 28.09.2012 в 01:01.

  • #7
    Музей фортепиано Аватар для ALEXY
    Регистрация
    25.09.2008
    Адрес
    Рыбинск
    Сообщений
    8,686
    Записей в дневнике
    15

    По умолчанию Re: Аграфы

    Цитата Сообщение от Маргинальное чмо Посмотреть сообщение
    Вот фотографии одного из наиболее проблемных аграфов (я их помечал маркером, когда настраивал, так что ошибки нет). У этого сильно прыгали левая и средняя струна.
    Вид спереди:
    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	перед.jpg 
Просмотров:	1000 
Размер:	52.7 Кб 
ID:	68276
    И сзади:
    Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	зад.JPG 
Просмотров:	1094 
Размер:	108.4 Кб 
ID:	68277


    Насчёт смазки - когда в прошлый раз его настраивал, попробовал WD-шкой предварительно мазнуть (кроме басов, разумеется). Безрезультатно: щелчки где были, там и остались.

    Угол вот, к сожалению, не замерил. Думал, достаточно будет того, что я утащу эти аграфы к себе в берлогу, спокойненько подровняю-позенкую, где надо, промою и потом расставлю поровнее. Но если угол знать так важно, то на следующей неделе только.

    Вообще, я с аналогичным явлением сталкивался на одном пианино, в басах, причём даже без аграфов - там просто был неправильно заточен клангштабик, так что каждая струна соприкасалась с клангштабиком заметно выше (миллиметра на 1,5 или 2), чем она соприкасалась со штифтом. Прыгали практически все струны в басу, очень сильно и звонко. Снятие струны и аккуратное подтачивание клангштабика надфилем решало проблему.
    Зенковка под45 градусов- потом внутри цилиндр и опять зенковка под45 примерно. Острый край, на котором, видимо врезаются струны. Вот не упомню, чтобы на аграфах Bеchstein подобное было или оч. редко. Может в Фёрстерах бывало.
    Помницца, я струны менял, кажется на потоньше и переставало. В общем, надо стремиться к овальному порожку и все получится

  • #8
    Постоянный участник
    Регистрация
    28.04.2008
    Адрес
    SPb
    Возраст
    58
    Сообщений
    685

    По умолчанию Re: Аграфы

    Мне кажется, что здесь материал аграфа слишком вязкий. Поэтому после усиленного трения металл начинает подшлифивываться с замином, увеличивая при этом площадь сопротивления. Плюс температура в точке трения повышается и создает залипание (в случае материала не той жесткости).

    Возвращаясь к своему описанному примеру, получается очень просто доказать вышесказанное. После замены двойной струны в басах они (струны), почему-то, ОЧЕНЬ сильно тянулись и долго не вставали в тон (впервые такое было). Соответственно, они могли по ходу "стащить" часть металла и увеличить площадь соприкосновения.

    Проверить эту теорию тоже не особо сложно, но хлопотно. Можно рассверлить аграф (вместо раззенковки) на медленных оборотах и с большим нажимом на сверло, чтобы создать неровность сверления.

    Вторая причина видится в не достаточно жесткой посадке аграфа. Хоть это уже менее вероятно. Но если предположить, что аграф может качаться в резьбе (пусть даже микро движения), то в процессе натяжения струны он себя запросто может так вести. Т.е. сначала отклоняется, а потом скачком возвращается на место. Даже микро-качание может создать подобный эффект.

    Кстати, овальность аграфа совместно с неточным направлением и микрокачанием просто обязаны обеспечить такие "скачки".

  • #9
    Музей фортепиано Аватар для ALEXY
    Регистрация
    25.09.2008
    Адрес
    Рыбинск
    Сообщений
    8,686
    Записей в дневнике
    15

    По умолчанию Re: Аграфы

    Nanuhi;1292023]Мне кажется, что здесь материал аграфа слишком вязкий. Поэтому после усиленного трения металл начинает подшлифивываться с замином, увеличивая при этом площадь сопротивления. Плюс температура в точке трения повышается и создает залипание (в случае материала не той жесткости).
    Про температуру - это не то, минимум движения струны не разогревает почти никак.


    Вторая причина видится в недостаточно жесткой посадке аграфа. Хоть это уже менее вероятно. Но если предположить, что аграф может качаться в резьбе (пусть даже микро движения), то в процессе натяжения струны он себя запросто может так вести. Т.е. сначала отклоняется, а потом скачком возвращается на место. Даже микро-качание может создать подобный эффект.
    Замечательное предположение и анализ. Правда, я вспоминаю какие-то Блютнеры и Фёрстеры, у которых с аграфами по-немецки все в порядке и биений быть не должно, но скачки были , как на наших Октябрях. Всё же я склоняюсь к материалу . И угол перелома -!
    Кстати, овальность аграфа совместно с неточным направлением и микрокачанием просто обязаны обеспечить такие "скачки"
    Порожек для трения струны может быть только круглым или овальным.

  • #10
    Постоянный участник
    Регистрация
    28.04.2008
    Адрес
    SPb
    Возраст
    58
    Сообщений
    685

    По умолчанию Re: Аграфы

    Цитата Сообщение от ALEXY Посмотреть сообщение
    Про температуру - это не то, минимум движения струны не разогревает почти никак.
    Я же не про настройку говорил, а про установку конкретной новой струны. Это точно поднимет температуру. Хотя дело могло быть (в моем случае) еще и в том, что старые струны все были в пыли, что создавало эффект смазки. А новые - чистая поверхность стали. Все это вместе с плохим (вязким) материалом аграфа могло сработать.

    Порожек для трения струны может быть только круглым или овальным.
    Про порожек и слова не было. Имелось в виду овальность (протертость) отверстия аграфа, что при определенном угле перегиба могло создавать дополнительное трение. Если в "идеальном" аграфе (ровное отверстие и крутой и ровный радиус загругления) струна внутри отверстия идет только по касательной, то при протертости, а следовательно, углублении возникает трение с частичным захватом струны.

    Вероятно, все-таки вязкий материал и плохое его сверление (на высокой скорости). При высокоскоростном сверлении вязкого металла образуются микро (да и не микро тоже) оплавление (неравномерное) отверстия, которое вполне может мгновенно создать дополнительное трение струне, т.к. микрочастицы оплавленного металла при протягивании струны почти сразу начнут увеличивать трение в разы.

  • Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. "Аграфы или каподастр".
      от Nikolai1940 в разделе Фортепианный настройщик
      Ответов: 64
      Последнее сообщение: 15.09.2017, 19:55
    2. Аграфы-смазка.
      от Nikolai1940 в разделе Фортепианный настройщик
      Ответов: 7
      Последнее сообщение: 24.10.2012, 21:15

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100