Максим Венгеров: «Я очистил свой компьютер и начал новую жизнь»

...Когда Венгерову - продукту ускоренного музыкального образования позднесоветской эпохи – было чуть больше 20 лет, он прославился как один из самых выдающихся скрипачей своего поколения. Помимо потрясающей скорости и экспрессии, его выступления отличали личностное тепло, непринужденный блеск и обаяние. Это было совсем не похоже на сдержанность старой русской школы или на поверхностность большинства европейских современников. Его записи завоевывали премии, а его заработки взлетели, по слухам, до 40 тысяч за концерт, что было намного больше, чем у других музыкантов-солистов.

Однако спустя десятилетие эта успешная карьера начала рушиться. В 2005 году Венгеров, опасаясь выгорания, вырвался из «беличьего колеса», прекратил давать по 100 концертов в год и взял отпуск на шесть месяцев, во время которого повредил правое плечо, поднимая штангу. Он вернулся к работе в 2007 году, однако его обычные выступления утратили былой блеск, как будто травма плеча не осталась без последствий. В 2008 году, в возрасте 34 лет, он практически оставил карьеру солиста и предпочел переквалифицироваться в дирижеры.

Венгеров не первая музыкальная знаменитость, столкнувшаяся с подобными проблемами. Покойный русский пианист-эмигрант Владимир Горовиц, регулярно отказывался от публичных выступлений на долгие сроки – каждый раз на несколько лет, мучимый чувством собственного несовершенства. Американский пианист Ван Клиберн сошел с карьерной лестницы, когда ему было немногим за тридцать – он оказался неспособен соответствовать ожиданиям, порожденным его ранним сенсационным успехом на московском Конкурсе имени Чайковского в 1958 году...