-
30.06.2006, 12:09 #41
Re: 7 нот
Ну ладно. Будем считать, что убедили...
Re: 7 нот
Не в силах мы избавиться от природного любопытства. И потом - нельзя же никого ограничить: вот сюда "ходить" можно, а вот сюда - нельзя. Эти ограничения заставляют только забыть о них и во весь опор нестись исследовать новые горизонты. Чтобы был прогресс, развитие, движение...Сообщение от Gimel
Это как в науке - сначала гипотеза, а потом обоснование фактами?Сообщение от Gimel
Re: 7 нот
NeDo, по-моему, если Вы хотите рассматривать "с самого начала", т.е. с предков, нашедших второй звук, то по-моему нет оснований считать, что один из двух звуков был вообще неустоем, пусть и слабым. Ощущение тяготений звуков, отстоящих на секунду друг от друга, по-моему не универсально. Более того, двойка тоже может быть очень устойчивым числом: практически во всех культурах сотворение мира начинается как "ветвение" двоек: создание верха и низа, тьмы и света, воды и суши и т.д. Для архаического сознания члены таких сакральных пар вполне равноправны.
Кстати, у арбов например совершенное и устойчивое число--4, как и фигура квадрата (куба). Тройка их волнует в очень малой степени.
Насчёт устойчивости трезвучия как иллюстрации устойчивости троичной системы--смею напомнить, что благозвучность трезвучия стала аксиомой в европейской музыке сравнительно недавно, не говоря уж о культурах, основанных на устойчивости например кварты...
Кстати, в Китае не так давно был найден превосходно сохранившийся комплект колоколов V в. до нашей эры, в котором использовалась весьма любопытная настройка из шести основных (приблизительно ре-ми-фа-соль-ля-до) и шести дополнительных тонов. При этом трезвучие не играет никакой роли, зато при настройке помимо квинтового круга (который был известен в Китае уже 5000 лет назад!)используются терции (на 2000 лет раньше Европы), а дополнительные тона настраиваются менее тщательно и не присутствуют в одинаковом количестве во всех используемых октавах. Зато основные тона пунктуально настроены относительно друг друга в разных октавах. Т.е. и октавы, и квинты, и терции были для китайцев 2500 лет назад не пустой абстракцией, а частью музыкальной практики.
Мне кажется, вообще имеет смысл говорить об устойчивости интервалов и прочих созвучий скорее в их одновременном звучании, т.е. тогда, когда есть по меньшей мере два одновременно звучащих голоса. А когда появляется второй голос (или хотя бы вторая струна, которую можно теребить одновременно с первой), то звукоряд, если он был "растрёпанным" (с сильно варьирующимися расстояниями между его звуками) до введения многоголосия, быстро должен "кодифицироваться" и выстроиться во что-то более-менее постоянное и устойчивое, потому что неизбежно начинают влиять акустические интервальные соотношения между одновременно звучащими голосами.
(В системе шрути, которая не выработала, насколько я знаю, представления о ценности гармонии как одновременного звучания нескольких голосов, акустические соотношения видимо не играли большой роли, отчего индийцам удалось закрепить и сохранить двадцатидвухступенную систему...)
Кстати, в защиту важности интервальных соотношений и их "невыдуманности": психологи и физиологи различают два вида абсолютного слуха, линеарный и полярный, где первый основан на хроматической шкале звуков (обладатели такого слуха, если ошибаются при определении высот, то чаще всего на секунду или терцию и у них преобладает линейное восприятие музыкальной ткани, обусловливающее частое предпочтение полифонического стиля), а второй--на кварто-квинтовом круге (у его обладателей преобладает гармоническое ощущение музыкальной ткани, они чаще предпочитают гомофонно-гармонический стиль, острее чувствуют отклонения в настройке муз. инструментов, а среди их ошибок в определении высот лидируют ошибки на кварту и квинту). Так вот это полярный, кварто-квинтовый абсолютный слух считается более ранним, предшествующим линеарному, т.е. по мере взросления происходит переход от кварто-квинтовой внутренней "настройки" к хроматической. Поэтому смею предположить, что в культурах, где использовавшийся звукоряд был ещё диатоническим и хроматика не получила существенного распространения, слух людей запросто мог оставаться кварто-квинтовым, т.е. у них вполне могло быть довольно острое восприятие чистоты и гармоничности "малобьющихся" кварт, квинт и тем более октав!
Увидите Alex'а, передайте, что я с ним согласен!
----------------------
"Это не котельная! Это, извини меня, какая-то Сорбонна!.. Я мечтал погрузиться в гущу народной жизни. Окрепнуть морально и физически. Припасть к живительным истокам... А тут?! Какие-то дзенбуддисты с метафизиками! Какие-то ........ политональные наложения! Короче, поехали домой!.."
Re: 7 нот
Очень интересно.Спасибо. Будем осмыслять.
А вот еще что любопытно.
Когда появляется и закрепляется в общественном музыкальном сознании понятие фальши, фальшивого пения?
Если тут самым грубым образом наметить различия, то они таковы:
профессиональные певцы - в принципе - могут фальшивить, с ними такое случается, существует такая опасность.
А вот стихия народного пения от этого уберегает. Фольклорные певцы не фальшивят, такого феномена как фальшь, в принципе не может быть в их пении. Есть допустимый диапазон интонационной свободы... В него все вписываются. Фальшивой певческой интонации не может быть в принципе. Все поют правильно... Или "правильно" молчат...




Ответить с цитированием




Социальные закладки