Показано с 1 по 7 из 7

Тема: Карл Амадеус Хартман

              
  1. #1
    Nowhere Man Аватар для JohnLenin
    Регистрация
    25.07.2007
    Адрес
    Nowhere Land
    Сообщений
    4,967
    Записей в дневнике
    2

    Arrow Карл Амадеус Хартман

    Карл Амадеус Хартман
    (1905 – 1963) - немецкий композитор, родившийся и умерший в Мюнхене. Его называли «самым большим адажио-композитором после Брукнера». В 1941/42 годах он занимался по сочинению у запрещенного тогда Антона Веберна, в Вене, но строгую додекафонию от него не перенял. С захватом власти Гитлером Хартман стал убежденным противником нацизма и оказался во внутренней эмиграции в собственной стране.

    Кто бы мог себе представить, что кульминацию концерта, состоявшегося 7 октября 2007 г. в БЗК, может составить практически неизвестное произведение практически неизвестного в нашей стране современного немецкого композитора? Именно такой сюрприз преподнес Владимир Спиваков на очередном концерте своего IV фестиваля 2007 года в Москве.

    Концерт в Большом зале консерватории 7 октября включил только немецкую музыку разных эпох: Вебер – Брамс; Р.Штраус – Хартман. Солисты – гобоист Алексей Огринчук, скрипач Владимир Спиваков, оркестр – НФОР, дирижер – Ион Марин, австриец, главный приглашенный дирижер НФОР.

    Свой «Траурный концерт» для скрипки и струнного оркестра, ставший самым известным его произведением, Хартман создал в 1933 году (версия 1939), под впечатлением гитлеровской оккупации Чехословакии, и ввел туда цитаты из гуситского гимна «Кто вы, божьи воины»», русской революционной песни «Вы жертвою пали», также аллюзии на Стравинского – в качестве славянского материала. Спиваков исполнял этот концерт на родине Хартмана в Мюнхене, также записал его вместе с дирижером Джеймсом Конлоном на несколько дисков. Мюнхенская пресса была полна восторгов: «Неравнодушный, экспрессивный музыкальный язык Хартмана, похоже, провоцировал Спивакова, и он наполнил его всем великолепием и интенсивностью своей скрипичной игры…», «Такого всеобщего успеха с этим произведением не добился в Мюнхене ни один скрипач» (1981).

    Исполнение «Траурного концерта» Хартмана - первое в России – произвело громадное впечатление. А музыканты оркестра во главе с Ионом Мариным преодолели здесь весьма непривычные трудности. Ведь Хартман был принципиальным противником классических форм, у него нельзя положиться ни на какую инерцию композиции. Четырехчастный цикл нетрадиционен из-за преобладания медленных темпов (лишь с одной скорой третьей частью) и краткости крайних частей: 1 ч. – Интродукция (Largo), 2 ч. – Adagio, 3 ч. – Allegro di molto, 4 ч. – Хорал (медленный Марш). В крайних частях и проведены цитаты: в 1 части в партии скрипки проинтонированы три строки гуситского гимна, прослоенные восклицательными репликами оркестра, в 4 ч. растворена, но вполне узнаваема мелодия «Вы жертвою пали в борьбе роковой», которую много позднее использует Шостакович в 3 части Одиннадцатой симфонии. Опорные в драме концерта две средние части – живое воплощение немецкого экспрессионизма, не меньшее, чем, скажем, в Скрипичном концерте Альбана Берга. Характер музыки 2 части крайне возбужден и неровен, требует быстрых переключений. В партитуре стоят указания: «очень возбужденно начать», «стать значительно спокойнее», «очень широко и выразительно», «все время страстно и воодушевленно» и т.д. В кульминации у скрипки - отчаянный срыв с высочайшего звука fff вниз на pp. В 3 часть, полную трагического смятения, Хартман вводит то чешские танцевальные синкопы, то тяжелые аккорды, напоминающие финал «Весны священной» Стравинского, то аллюзии Скрипичного концерта Стравинского. Но все это «задавливается» остро ритмованной главной темой, словно «музыкой зла».

    Следует заметить, что Спиваков-солист в такой эмоциональной среде предстал во многом весьма новым музыкантом - с нервными взвихрениями скачкообразных мелодий, резкими обрывами фраз. И НФОР под управлением Марина именно средние части играл с такой экспрессионистской взвинченностью, исступленностью, что зал был совершенно захвачен. Причем, воспитанные Спиваковым музыканты были столь «агрессивны» в своих партиях, что даже самому солисту иногда было непросто с ними диалогизировать.

    Дальнейшее решил финал, после долгих и бурных аплодисментов повторенный на бис. Здесь прославленный скрипач полностью взял инициативу в свои руки. Он даже словами проговорил мечту Хартмана – «чтобы никогда не было тоталитарных режимов». И снова исполнил финал - с такой свободой звуковой экспрессии, с таким отчаянно-трагическим «восклицательным знаком» в последнем такте, что публика сполна получила впечатление от музыкального великолепия своего любимца. Хотя – он выступил едва ли не в самой трагической своей роли, и затруднительно вспомнить какой-либо аналогичный бис скрипача Спивакова в его концертах.

    Источник:
    http://www.mmdm.ru/about/press/15417.html
    He's a real Nowhere Man, sitting in his Nowhere Land,
    Making all his nowhere plans for nobody...

  • #2
    Nowhere Man Аватар для JohnLenin
    Регистрация
    25.07.2007
    Адрес
    Nowhere Land
    Сообщений
    4,967
    Записей в дневнике
    2

    По умолчанию Ответ: Карл Амадеус Хартман

    Просьба к тем, кому посчастливилось быть на том концерте, 7 октября, в БЗК, поделиться здесь своими впечатлениями!

    Лично мне удалось (случайно) посмотреть (и - само собой - послушать!..) этот концерт лишь в записи по ТВ. Скрипичный концерт Хартмана оставил неизгладимое впечатление!

    Также просьба к тем, кто интересуется творчеством этого замечательного композитора, рассказать здесь что-нибудь ещё о его музыке, порекомендовать, ЧТО ещё следует послушать из его сочинений в первую очередь.

    Заранее спасибо!
    He's a real Nowhere Man, sitting in his Nowhere Land,
    Making all his nowhere plans for nobody...

  • #3

    По умолчанию Ответ: Карл Амадеус Хартман

    Цитата Сообщение от JohnLenin Посмотреть сообщение
    Просьба к тем, кому посчастливилось быть на том концерте, 7 октября, в БЗК, поделиться здесь своими впечатлениями!

    Лично мне удалось (случайно) посмотреть (и - само собой - послушать!..) этот концерт лишь в записи по ТВ. Скрипичный концерт Хартмана оставил неизгладимое впечатление!

    Также просьба к тем, кто интересуется творчеством этого замечательного композитора, рассказать здесь что-нибудь ещё о его музыке, порекомендовать, ЧТО ещё следует послушать из его сочинений в первую очередь.

    Заранее спасибо!
    Конечно же его 8 симфоний и 1ый квартет "carillon" (это просто неслыханный шедевр 20х годов, Ксенакис бы позавидовал!)

  • #4

    По умолчанию Ответ: Карл Амадеус Хартман

    Цитата Сообщение от JohnLenin Посмотреть сообщение
    порекомендовать, ЧТО ещё следует послушать из его сочинений в первую очередь
    cоната "27 апреля 1945". исполняет её в основном Siegfried Mauser. у неё 2 финала на выбор Allegro risoluto и Allegro furioso
    I hate Apple / iTunes / QuickTime / mov / iPod / SteveJobs

  • #5
    Nowhere Man Аватар для JohnLenin
    Регистрация
    25.07.2007
    Адрес
    Nowhere Land
    Сообщений
    4,967
    Записей в дневнике
    2

    Thumbs up Ответ: Карл Амадеус Хартман

    szigeti & angalord

    Благодарю!

    Буду искать.
    He's a real Nowhere Man, sitting in his Nowhere Land,
    Making all his nowhere plans for nobody...

  • #6
    Nowhere Man Аватар для JohnLenin
    Регистрация
    25.07.2007
    Адрес
    Nowhere Land
    Сообщений
    4,967
    Записей в дневнике
    2

    Question Ответ: Карл Амадеус Хартман

    Цитата Сообщение от angalord Посмотреть сообщение
    cоната "27 апреля 1945". исполняет её в основном Siegfried Mauser. у неё 2 финала на выбор Allegro risoluto и Allegro furioso
    Интересно, ЧТО же имел в виду композитор, предложив два варианта финала своей сонаты, сочинённой в самом конце войны?
    He's a real Nowhere Man, sitting in his Nowhere Land,
    Making all his nowhere plans for nobody...

  • #7

    По умолчанию Ответ: Карл Амадеус Хартман

    Цитата Сообщение от JohnLenin Посмотреть сообщение
    Интересно, ЧТО же имел в виду композитор, предложив два варианта финала своей сонаты, сочинённой в самом конце войны?
    в буклете что-то есть на сей счёт. если откопаю, сообщу.
    I hate Apple / iTunes / QuickTime / mov / iPod / SteveJobs

  • Похожие темы

    1. Карл Бём
      от Дирижер в разделе Симфоническая музыка / дирижеры
      Ответов: 28
      Последнее сообщение: 30.07.2020, 19:14
    2. Амадеус, БРНО,Чехия
      от глиссандо в разделе Музыкальные конкурсы
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 15.06.2012, 00:19
    3. Ответов: 3
      Последнее сообщение: 27.01.2010, 16:18
    4. Вольфганг Амадеус Плагиатор
      от Simkin в разделе Композиторы / История музыки
      Ответов: 142
      Последнее сообщение: 27.10.2006, 11:39
    5. Амадеус квартет
      от Zmei в разделе Камерная музыка
      Ответов: 12
      Последнее сообщение: 09.11.2004, 10:33

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100