Тема: 15 симфоний Шостаковича
-
13.04.2005, 19:01 #81Частый гость
- Регистрация
- 13.04.2005
- Адрес
- Москва
- Сообщений
- 115
Re: 15 симфоний Шостаковича
Господа! Дважды послушал тут изумительное исполнение 14 симфонии Шостаковича с Хайтинком. Но... на языках. Шостакович, насколько я знаю, писал на русские (некоторые ужасны) переводы. Это двойной перевод? Или под музыку подкладывается оригинальный текст? Кто знает? Просветите! Кюхельбеккера там поют по-русски)))
Re: 15 симфоний Шостаковича
6-я и 7-я с Кондрашиным умиротворяют, ощущение спокойствия и силы.![]()
Re: 15 симфоний Шостаковича
Там поют, кажется, Дискау и Юлия Варади. Красивое произведение. Я, правда, до сих пор не пойму, почему это- симфония. Ну да ладно.Сообщение от kondrashin
А как Вам весь цикл с Хайтинком ? У меня есть с Баршаем. Неплохо ! Совсем неплохо.
Second to none
Re: 15 симфоний Шостаковича
Can someone tell me if this has been released?Сообщение от zarastro
скажите, любой читал это?
Д. Д. Шостакович, Борис Тищенко
Letters of D.D.Schostakovich to Boris Tishchenko (with the addressee’s commentaries and reminiscences). (Письма Д. Д. Шостаковича к Б. Тищенко.) На английском языке.
(5-7379-0124-6) Объём 56 стр.
Письма Д. Д. Шостаковича известному петербургскому композитору Борису Тищенко, который был его аспирантом. Подробные и увлекательные комментарии адресата. На английском языке.
мой фаворит рекорд:
- Регистрация
- 06.12.2002
- Адрес
- (Нижний Новгород) Ann Arbor, MI
- Возраст
- 49
- Сообщений
- 447
- Записей в дневнике
- 1
Анализ Пятой симфонии
Предлагаю вашему вниманию краткий анализ формы Пятой симфонии. Поправки, дополнения, ссылки по теме приму с благодарностью.
Первая часть.
Применительно к симфониям Шостаковича, необходимо говорить не о темах (главная, побочная партии), а о тематических разделах.
Экспозиция.
Раздел Главной Партии. Собственно тема состоит из трех элементов. Первый – пунктирные ходы по секстам вверх и вниз, проводимые каноном виолончелями/контрабасами и первыми/вторыми скрипками. Второй элемент, начинающийся после паузы, - нисходящая секвенция в ритме восьмая с точкой – две трицатвторых, завершается очень важной для дальнейшего развития ритмической формулой из трех восьмых (в дальнейшем – две восьмые плюс четверть). Третий элемент Главной Партии объединяет особенности предыдущих: ритмическая и контрапунктическая формула первого элемента, нисходящее движение и ритм второго.
Во втором такте второй цифры начинается разработка ГП, состоящая из двух разделов. В первом элементы темы подвергаются контрапунктическому развитию, во втором (начинается в пятой цифре со вступления фагота, кларнетов и гобоя) – контрапунктической и тембровой.
В заключение раздела ГП, полностью проводятся первые два элемента темы, вместо появления третьего элемента аккордом арфы начинается Побочная Партия.
Раздел ПП написан в трехчастной репризной форме. Тема представляет собой ходы на очень широкие интервалы вверх и вниз, чем вызывает ассоциации с первым элементом ГП. Аккомпанемент воспроизводит ритмическую формулу, завершающую второй элемент ГП. Середина ПП начинается с речитатива первых скрипок, после чего ритмическая формула аккомпанемента проводится в разных голосах в виде характерной «опевающей» интонации. Репризная часть раздела, по сравнению с экспозиционной, несколько сокращена.
Разработка.
Начинается введением очень сильно переосмысленной «опевающей» интонацией: staccato у рояля.
Первый раздел разработки представляет собой фугато на материале третьего элемента ГП. Вначале он проходит в увеличении у валторн и тромбонов, затем (в оригинальном метре) у деревянных духовых. Кроме того, большую роль в этом разделе играет ниходящая секвенция второго элемента ГП.
Второй раздел разработки основан на полностью переосмысленном предыдущим развитием третьем элементе ГП – здесь он предстает в виде марша.
Третий раздел начинается с появлением первого элемента ГП: здесь он проводится каноном у тромбонов и тубы, трубы и валторны излагают третий элемент в увеличении.
Реприза.
Совпадает с кульминацией разработки и начинается проведением первого элемента ГП в виде мензурального канона: деревянные духовые и струнные проводят канон в оригинальном метре, тромбоны/туба и валторны – в увеличении. Интонации второго и третьего элемента сплавлены в протяженный речитатив, играемый tutti.
Побочная партия излагается в виде канона флейты и валторны, что придает ей еще большее сходство с первым элементом ГП. «Опевающие» интонации, в отличие от экспозиции, поручены деревянным духовым. Репризная часть отсуствует.
Кода.
Построена на остинатном повторении ритма и фактуры первого элемента ГП и проходящей в обращении начальной интонации третьего элемента.
Вторая часть.
Написана в простой трехчастной форме с небольшой кодой, где возникает тема среднего раздела.
Третья часть.
Эта часть является сонатной формой без разработки. Главная ее особенность – в организации формы очень значительную роль играет тембровая составляющая, на мой взгляд, роль гораздо более значительную, чем собственно структура тем.
Раздел ГП заканчивается на цифре 84 (соло гобоя на фоне тремоло скрипок) и отчетливо делится на три части. Первая его часть (до темы флейты в сопровождении арфы) содержит две темы – одна напевного, другая (цифра 7декламационного характера. Третья, флейтовая тема, представляет собой среднюю часть раздела, после которого, с возвращением плотного звучания струнного квартета (ц.81), начинается последняя часть первого раздела. С точки тембровой зрения (чередование звучностей квартет-соло-квартет) эту можно назвать репризной, но реально здесь появляется новая тема – уже четвертая по счету.
Раздел ПП (с цифры 84) – соло на фоне тремоло скрипок. Эта тема последовательно проходит у гобоя, кларнета и флейты.
Таким образом, экспозиция содержит пять самостоятельных тем, организованных в два крупных раздела.
Следующий раздел можно назвать и разработкой, и репризой. С тематической точки зрения, это реприза: вновь появляется первая, напевная тема в основной тональности. Поручена она, однако, квартету деревянных духовых (тембровая разработка). К появлению второй (декламационной) темы раздела ГП, музыка достигает первой кульминации. Следующие события являются очень сильным доводом в пользу «разработочности» этого раздела: на месте третьей темы сферы ГП (флейта и арфа в экспозиции) вдруг возникает побочная. Развиваясь, она проходит в контрапункте с первой темой сферы ГП.
Кульминация заканчивается, и появляется (цифра 93) четвертая, «квазирепризная» тема из экспозиции, за которой следует тема №3 (арфа и скрипка, в данном случае). Если считать предыдущий раздел разработкой, то с цифры 93 наступает зеркальная реприза.
Кода построена на материале побочной – флажолеты арфы плюс тремоло струнных. Перед кодой намеком проходит интонация первой, напевной, темы, что делает ощущение зеркальности репризы еще более явным.
Четвертая часть.
В финале происходит одно из самых удивительных событий за всю историю существования сонатной формы: безжалостное уничтожение Побочной Патии.
Экспозиция. Двухтемная ГП (маршевая первая тема у медных духовых и вторая тема у струнных на фоне остинатного ритма). Побочная появляется в цифре 108 у трубы, моментально достигает кульминации в tutti. (Подобная стремительность в появлении/развитии темы была лишь у Чайковского в Четвертой симфонии). После чего на краткий миг возникает первая ГП и следует в буквальном смысле крушение Побочной Партии! – остинато медных духовых перед цифрой 112.
Разработка начинается третьим и последним проведением ПП в виде реквиема (валторна). Больше эта тема не появится. В дальнейшем в разработке будут развиваться только обе темы ГП.
Репризу определяет возвращение маршевого ритма (ударные, цифра 122). И реприза, и кода построены только на первой теме ГП.
- Регистрация
- 29.06.2002
- Адрес
- Москва
- Возраст
- 56
- Сообщений
- 921
Re: Анализ Пятой симфонии
Илья, пока Вы не прислали еще партитуру -
Дихотомия "тема/партия" как раз соответствует упомяутому Вами явлению. Т.е. партия - это и есть именно раздел, а не тема (если я только ничего не путаю).Сообщение от Илья Блинов
Hoe is dat mogelijk?! (Окститесь! - голл.)Сообщение от Илья Блинов
Разве? Сейчас уже поздно, запись не поставишь, партитура обещана завтра, но разве ПП нет на последних страницах - под взвизгивающий аккомпанемент в ре-мажоре?Сообщение от Илья Блинов
Вообще же пироги печи должен пирожник - Vic или Olorulus... Я больше по практической части.
- Регистрация
- 25.09.2004
- Адрес
- Ежиная поляна
- Возраст
- 51
- Сообщений
- 9,280
- Записей в дневнике
- 20
Re: Анализ Пятой симфонии
Что такое?Сообщение от Михаил Лидский
Что случилось?
![]()
Так да. Доказательством тому служит факт, что тем в партии может быть и несколько: например, несколько тем внутри побочной партии в первой части Пятой симфонии ПИЧ.Сообщение от Михаил Лидский
***
***
Ой, цветёт калина в поле у ручья! Что-то молодое полюбила я...
***
Es gibt nur drei Sorten von Pianisten...
- Регистрация
- 25.09.2004
- Адрес
- Ежиная поляна
- Возраст
- 51
- Сообщений
- 9,280
- Записей в дневнике
- 20
Re: 15 симфоний Шостаковича
Это есть и по-русски:Сообщение от sidoze
Письма Дмитрия Дмитриевича Шостаковича Борису Тищенко с комментариями и воспоминаниями адресата. - Санкт-Петербург: Композитор, 1997. - 52 с.
***
***
Ой, цветёт калина в поле у ручья! Что-то молодое полюбила я...
***
Es gibt nur drei Sorten von Pianisten...
Re: 15 симфоний Шостаковича
А я видел на полке книгу "Шостакович и Сталин". полистал, но не взял- дорогуууууущая. кто-то видел, или читал даже ? интересно
Second to none
- Регистрация
- 25.09.2004
- Адрес
- Ежиная поляна
- Возраст
- 51
- Сообщений
- 9,280
- Записей в дневнике
- 20
Re: 15 симфоний Шостаковича
На полке её тоже видел, но читал только рецензию, вроде в "Музыкальном обозрении", вроде М.Сегельмана.Сообщение от Повеса
***
***
Ой, цветёт калина в поле у ручья! Что-то молодое полюбила я...
***
Es gibt nur drei Sorten von Pianisten...
Похожие темы
-
Ноты симфоний Шостаковича в интернете
от snux в разделе Поиск нот - Нотный архив Бориса ТаракановаОтветов: 38Последнее сообщение: 08.11.2016, 12:06 -
Партитуры симфоний Шостаковича
от анасатасия в разделе Поиск партитур и оркестровых партийОтветов: 16Последнее сообщение: 08.03.2011, 14:01 -
Лучший интерпретатор симфоний Шостаковича
от Пианистка! в разделе Симфоническая музыка / дирижерыОтветов: 154Последнее сообщение: 01.09.2010, 11:00 -
Тексты симфоний Шостаковича
от kochevnik_75 в разделе Симфоническая музыка / дирижерыОтветов: 1Последнее сообщение: 15.12.2007, 00:09 -
Еще раз о финалах симфоний Шостаковича.
от Михаил Навин в разделе Симфоническая музыка / дирижерыОтветов: 31Последнее сообщение: 30.07.2005, 22:45



Ответить с цитированием




Социальные закладки