Тема: 15 симфоний Шостаковича
-
27.05.2005, 21:26 #141
- Регистрация
- 20.01.2005
- Адрес
- Мюнхен
- Сообщений
- 728
Re: 15 симфоний Шостаковича
в рекомендованной мною парочку постов выше книге Акопяна здорово именно то, что автор пишет о музыке Шостаковича ВНЕ политического контекста, а воздаёт ей должное как таковой. К сожалению именно в случае с этим потрясающим композитором даже те, кто искренне любит его музыку зачастую исходят из "контекста" - событий тех лет. Возможно многое из происходящего и являлось толчком для написания его сочинений, но так ли это важно - музыка его говорит сама за себя и не нуждается в "програмности"
Re: 15 симфоний Шостаковича
Интересно, бывает ли вообще музыка без контекста? Да - но этакая музыка лишена идеи. Музкальные образы только тогда наполняются идейным смыслом, когда помещаются в контекст. Конечно, контекстов даже для одного произведения может быть много, однако в исследовании оного без них не обойтись. Наиболее часто применяемый контекст - субъективно-эмоциональный. Есть у каждого слушателя. Исследование музыкального произведения вне какого-либо контекста - лишь описание технической его стороны. Техническая сторона не имеет иного содержания, кроме технического.
В частности, к симфониям Шостаковича удобнее применять политический контекст. Хотя, значительную роль в них играют личностные, философские аспекты. Таково мое личное мнение.
"There I saw one I knew, and stopped him, crying 'Stetson!
'You who were with me in the ships at Mylae!" T.S.Eliot



- Регистрация
- 20.01.2005
- Адрес
- Мюнхен
- Сообщений
- 728
Re: 15 симфоний Шостаковича
Во-первых, мне кажется, что имеет смысл разделять музыку на программную - коль была таковой задумана - и НЕ программной.Сообщение от Михаил Навин
Во-вторых, тут на форуме есть поток-опрос о том, как мы воспринимаем музыку - какие образы возникают в процессе слушания - почитайте.
в-третьих - неужели, если Вы слушаете напр. №3ю Симфонию Бетховена, то все время думаете о Наполеоне? И какой ИДЕЙНЫЙ смысл у Моцарта итд?
Про субъективно-эмоциональный контекст - да, согласна
В случае с Шостаковичем, мы просто позволяем себе так думать. потому что тогда его музыка легко укладывается в удобоваримые рамки - нам так легче воспринимать - и мы думаем, что нам все понятно. Но так ли это на самом деле?!



- Регистрация
- 24.01.2005
- Сообщений
- 273
Re: 15 симфоний Шостаковича
"Идейным смыслом" ... "этакая музыка" ... В контексте "эпохи Тарантино" от этаких слов веет не только нафталином, но и хладом могил товарищей Жданова и Апостолова.Сообщение от Михаил Навин
![]()
А - если не "помещать", то совсем ничем не "наполняются"?
Он самый. Только - прочувствованный, пережитый, но никак не "применяемый".Конечно, контекстов даже для одного произведения может быть много, однако в исследовании оного без них не обойтись. Наиболее часто применяемый контекст - субъективно-эмоциональный. Есть у каждого слушателя.
Техническая красота сама по себе вполне может стать композиционной ИДЕЕЙ. Идеей может стать отдельный интервал, комбинация интервалов, ритмический или мелодический паттерн, даже исследование отдельно взятого звука, в конце концов. Что по-советски называется известно как - формализм.Исследование музыкального произведения вне какого-либо контекста - лишь описание технической его стороны. Техническая сторона не имеет иного содержания, кроме технического.![]()
Также может быть как сухое "описание" технической стороны, так и художественное по сути выявление технической красоты.Вот именно что УДОБНЕЕ. Все зависит от того, насколько Вы ЧУВСТВУЕТЕ и ЛЮБИТЕ эту музыку.В частности, к симфониям Шостаковича удобнее применять политический контекст. Хотя, значительную роль в них играют личностные, философские аспекты.
Интересно, а вот эта цитата понятна вне "контекста"?![]()
Сообщение от Джон Фаулз
Re: 15 симфоний Шостаковича
Я имел в виду не столько восприятие, сколько исследование музыки. Конечно, слушая третью Бетховена я о Наполеоне думаю больше, чем, к примеру, о блокадном ЛенинградеНо думать и испытавть чувства - не одно и то же. Мне представляется, что мысль во время прослушывания музыкального произведения мжет быть связана с:
а) Информацией об авторе и произведении
б) Чем-то личным
в) технической стороной.
В этом смысле все попытки по-своему истолковать музыкальное произведение - лишь проявление чего-то личного. При анализе надлежит пользоваться пунктами а) (для истолкования смысла и идеи) и в).
Техническая сторона не может быть идеей произведения. Его мотивом могут быть чувства. Но никак не техническая сторона. Иначе искусство превращается в механику!
Впрочем, наверное, у каждого свое мнение на этот счет.![]()
"There I saw one I knew, and stopped him, crying 'Stetson!
'You who were with me in the ships at Mylae!" T.S.Eliot
Re: 15 симфоний Шостаковича
Ага! Вот, скажем, О. Уайлд полагал, что там, где начинается археология, искусство заканчивается.Сообщение от Михаил Навин
![]()
![]()
1ч. 5 симфонии
Разрешите не согласиться...Сообщение от Илья Блинов
Первые такты симфонии - это еще не ГП. Эту тему можно назвать темой-эпиграфом. Функция ее не совсем обычна: для "вступления" (в привычном понимании этого термина) она слишком лаконична, но и с ГП ее объединять нельзя, т.к. эти темы самостоятельны (особенно это заметно в разработке, где они развиваются по отдельности). Из интонаций этой краткой темы вырастает весь тематизм ГП, поэтому можно назвать ее ядром ГП.
Собственно ГП (ее первая тема) начинается в цифре 1 у скрипок с медленного поступенного движения вниз.
Вторая тема ГП (ц.3) также выросла из интонаций темы-эпиграфа и соотносится с первой по принципу «продолжающего» тематизма. Это – типичная тема-процесс, породившая несколько производных образно-эмоциональных оттенков уже в пределах экспозиции.
Раздел ГП очень обширен и развитие тем приводит в нем к местной кульминации. Многие исследователи (в частности, Орлов) отмечают, что роль этого раздела в симфонии – развернутое вступление ко всему циклу. Это "слово автора", дающее начальный толчок к развитию.
СП, как обычно у Шостаковича, осутствует - ее заменяет "продолжающий" тематизм ГП.
ПП (ц.9) начинается с небольшого темпового сдвига. Написана в трехчастной форме (середина - ц.12). Видоизмененная реприза делает излишним раздел ЗП.
Начало разработки (ц.17) интонационно слито с концом экспозиции. Их соединяет остинатный басовый мотив, появившийся в среднем разделе ПП. Разработка строится по волновому принципу, ее составляют три волны.
Первый раздел разработки открывается появлением темы ГП в новом, преображенном облике. Уже в самом начале разработки она приобретает негативную окраску, которая затем многократно усилится. Тема ГП в разработке часто связывается с тембрами медных инструментов (в отличие от темы-эпиграфа). Весь первый раздел построен на развитии интонаций ГП и темы-эпиграфа, из которой она выросла.
Вторая волна (ц.22) добавляет к интонациям ГП и эпиграфа преображенные элементы ПП. Все три темы сплетаются в полифонических сочетаниях. Вторая волна разработки приводит к мощнейшей кульминации. Она построена на преображенной теме ГП, которая проводится в виде резко диссонирующего двухголосного канона у деревянных и струнных.
Полное преображение темы ГП в свою противоположность происходит в ц.27 (начало 3 волны). На гребне кульминационной волны она обретает жанровый облик (явный признак негативной образности в музыке Шостаковича): превращается в жестокий изломанный марш, сопровождаемый барабанной дробью. Этот эпизод – смысловая кульминация всей 1 части, к которой направлено все предшествующее развитие. (что-то плохо у меня получается описывать форму, не затрагивая драматургию)
Преодоление конфликта происходит благодаря появлению темы ПП.
Реприза начинается с проведения второй темы ГП (первая "исчерпала" себя в разработке, превратившись в свою смысловую противоположность).
Напоминание о первой теме ГП содержится в коде (у флейты - обращенный вариант этой темы).
Re: 15 симфоний Шостаковича
Я не могу согласится с трактовкой финала 5 симфонии. По мне, так ПП не уничтожается вообще!
Уже с первого аккорда в 4 части нагнетается безумное напряжение. Оно то ослабевает, то вновь усиливается (с появлением первой части ГП). При этом появление ПП выглядит немного комичным, (у Мравинского оно вообще приобретает фарсовый оттенок). 111 - не окончательная кульминация, она лишь еще поднимает напряжение, которое скрыто в ц. 112-120, варьирующих ПП . Ни о каком "реквиеме" и речи быть не может, лирические мотивы светлы (113 - вообще смахивает на песенку), однако это лишь временное затишье. Логическое завершение лирического отступления звучит в ц.120 (арфа). Здесь нервозность на мгновение отступает, однако тут же начинается медленное "восхождение" ГП. Из "тьмы" басов , разбрасывая своеобразный музыкальный "сброд", она преобразуется в нечто могучее и космическое. Да, безусловно, торжество "мрачной" ГП - не самое приятное событие, однако слушатель предпочитает обрести уверенность. Впрочем, стоит отметить, что такая уверенность сродни трагической безысходности вступления к первой части! Круг, как это часто бывает в произведениях Шостаковича, замкнулся!
Я полагаю, что ПП в 4 части симфонии вводится для продления действия. Появляется, наконец, своеобразный выбор, но судьба вновь одерживает верх. Небезинтересно проивести параллель между двумя 5 симфониями - Шостаковича и Чайковского. Их объединяет торжество "темного" начала в финале, при этом "темная" тема звучит в мажоре. Взамен юношеского пыла (вспомните "лямур, лямур"), светлых устремлений, раздумий и нервотрепки появляются уверенность и спокойствие, которые даются с осознанием неизбежного. С этой точки зрения, "лирическое отступление" в 4 части 5 симфонии ДДШ - воспоминания о прошлом, последние мечты, мысли о том, что чувства еще живы, перед окончательным успокоением, которое может обернуться "омертвением" души.
Таким образом, герой произведения (я думаю, что о нем можно говорить) действительно проходит разные стадии развития своей личности: от трагической внутренней раздвоенности до окончательного осознания своей судьбы (наверное, именно это ДДШ и назвал "оптимизмом").
В контексте 30-х годов 4 часть приобретает другой смысл: простой человек всегда стремится уйти от чувств, раздумий, лирики, спрятавшись в толпе, захваченной перемалывающими личность тоталитарными идеями. То, что казалось герою в первой части отвратительным (гротескное, маршевое звучание ПП), в 4 уже привлекает и затягивает его с головой.
"There I saw one I knew, and stopped him, crying 'Stetson!
'You who were with me in the ships at Mylae!" T.S.Eliot
Re: 15 симфоний Шостаковича
Форма третьей части достаточно однозначно читается, если трактовать ее с позиций ортодоксальной немецкой теории о музыкальной форме. В частности - с позиций "5 форм рондо" А.Б.Маркса. Если следовать его классификации, то форма третьей части - классическое многотемное рондо с переходами. Можно проанализировать и более детально...Сообщение от Михаил Лидский
![]()
Re: 15 симфоний Шостаковича
Так как Дмитрий Дмитриевич является моим любимейшим композитором, то я со вниманием прочитал весь этот топик.Сообщение от Стас
Хочется отметить, что укоренившимся заблуждением является мнение, что 7-я симфония - "военная".
Шостакович создал её ещё в сороковом году, после расстрела В.Э.Мейерхольда.
По сути, её создание стало следствием именно этого прискорбного и трагического события.
Мне же, более всех замечательных симфоний Д.Д.Ш., нравится 10-я в блистательном исполнении Светланова.
Кроме того, безусловно, 9-я - настоящая жемчужина. 14 и 15-я - истинный реквием. Грандиозная 4-я...
Хотя, впрочем, всегда считаешь самой любимой именно ту симфонию, которую слушаешь в настоящий момент...
Похожие темы
-
Ноты симфоний Шостаковича в интернете
от snux в разделе Поиск нот - Нотный архив Бориса ТаракановаОтветов: 38Последнее сообщение: 08.11.2016, 12:06 -
Партитуры симфоний Шостаковича
от анасатасия в разделе Поиск партитур и оркестровых партийОтветов: 16Последнее сообщение: 08.03.2011, 14:01 -
Лучший интерпретатор симфоний Шостаковича
от Пианистка! в разделе Симфоническая музыка / дирижерыОтветов: 154Последнее сообщение: 01.09.2010, 11:00 -
Тексты симфоний Шостаковича
от kochevnik_75 в разделе Симфоническая музыка / дирижерыОтветов: 1Последнее сообщение: 15.12.2007, 00:09 -
Еще раз о финалах симфоний Шостаковича.
от Михаил Навин в разделе Симфоническая музыка / дирижерыОтветов: 31Последнее сообщение: 30.07.2005, 22:45
Социальные закладки