Американский композитор армянского происхождения Алан Хованесс известен своей плодовитостью: более 500 сочинений,более 60 симфоний,концерты,оперы,квартеты,сонаты. Ещё он был другом Джона Кейджа,был одним из первых западным композиторов,приглашенных в на фестиваль индийской музыки,объездил мир,побывал даже в СССР... В 30х годах Хованесс посетил в Финлядии своего кумира - Яна Сибелиуса,который стал крестным отцом дочери молодого американца армянского происхождения.
О жизни Алана Хованесса можно писать много. Что же с музыкой? Известна ли она? Нет,не очень. Или совсем неизвестна. Конечно,в Америке его ценят,а в Ереване есть центр Алана Хованесса. Так же стоит отметить,что музыка Хованесса многими музыкантами несколько презираема из-за её "легковестности". Да,отрицать это тяжело,так же как и отрицать,что все же его музыка оригинальная и узнаваема. Эта музыка,которая свободно дышит. От этой музыки остается впечатление открытого пространства,чистого воздуха,моря и простора. Если Гласс - музыка больших городов,то Хованесс - музыка маленьких городов у океана,какого-нибудь острова Нантакета штата Массачусетс(а ведь в Массачусетсе родился Хованесс!).
в этом доме Хованесс провел детство и юность
Сравнение Гласса и Хованесса неслучайно - оба американцы,оба дети эмигрантов,оба воспринимаются многими музыкантами как несерьезные композиторы,композиторы для музыки к фильмам. Возможно,в чем-то это действительно так,но ведь это не отменяет их искренности,их стиля и их музыкального обаяния.
Творчество Хованесса непосредственно сформировалось под влиянием Сибелиуса,Айвза и народной музыки. Как и Айвзу,Хованессу присущи гимнические мелодии,изложенные в таком тяжеловесном "органном" складе. Хорал. Но мелодия хорала модальная,восточная. Другая "составляющая" - импровизационность,подражание игре на народных струнных инструментах. Вообще,в его музыке слышны подражание народным инструментам. У Хованесса есть сочинения для народных инструментов(16я симфония написана для корейских народных инструментах),а сам композитор играл на народных инструментах,в т. ч. на "китайском губном органе" - "шэне".
с 5й женой(1962). В руках Хованесса - "Шэн"
Уже в 40-50х Хованесс использовал кластеры и вид "ограниченной алеаторики",названный им "spirit murmur"("ропот духа"). Уже позже это будет называться "ограниченной алеаторикой",а этой техникой будет пользоваться знаменитый Витольд Лютославский. У Хованесса же это только одна из составляющих,которая вряд ли продолжается на протяжении всего сочинения,а лишь чередуется(или одновременно) с модальными гимнами и мелодиями в народном духе. Так же не избегал четвертитонов.
Хованесс много путешествовал,многим интересовался(особенно астрономией) и все это отражалось на его музыке. Можно согласиться,что это выходило несколько наивно,поверхностно и облегченно,однако многие его сочинения излучают талант и свободу. Это настоящий американский художник.
с родителями(ок.1927)
Алан Хованесс родился 8 марта 1911 года в Сомервиле,штат Массачусетс. При рождении и до 30х он был Аланом Ованесом Чакмакджяном,но потом взял фамилию Hovhaness. Отец Алана был армянином,преподавал химию; мать - шотландского происхождения. В возрасте 4х лет маленький Алан Ованес делает попытки сочинять,а в 5 лет импровизирует на органе. Тогда же они с семьей переехали в Арлингтон(в шт. Массачусетс).
Ещё обучаясь в школе Хованесс брал уроки игры на ф-но у знаменитого немецкого пианиста,ученика Теодора Лешетицкого ,Гайнриха Гебхарда. С 14 лет лет решил полностью посвятить себя композиции. Тогда же создает 2 оперы и открывает для себя музыку великого Комитаса. К юношеским сочинениям Алана с интересом отнесся Рождр Сешнс. По окончании школы стало ясно: нужно поступать в консерваторию. В 1929 году Хованесс становится студентом консерватории в Бостоне.
В 1935 году Хованесс с женой(с 1й женой - Хованесс женился 6 раз) совершает паломничество в Финляндию,чтобы познакомиться с Яном Сибелиусом. Сибелиус становится крестным дочери Хованесса,а композиторы стали друзьями.
с женой( 1948 )
По словам Хованесса,в начале 40х он сжег ок. 500 сочинений,т.к они не устраивали ни его,ни Рождера Сешнса,следившего за его творчеством. Хованесс стал искать свой путь. Все же стоит отметить,что уже в сочинениях 30х годов(из тех,что сохранились) начинает формировать собственный стиль. Сочинения тех лет вполне сильны в техническом плане и не уступают сочинениям своих американский ровесников.
В 1940 году Хованесс становится органистом Армянской Апостольской церкви в городе Уотертаун(все в том же Массачусестсе),где проработал ок. 10 лет. В 1942 году отправляется на курсы в Тэнглвуд,но вскоре покинул их,после того,как Бернстайн сказал про его симфонию: "я не могу выдержать эту дешевую музыку".Это подтолкнуло Хованесса опять уничтожить некоторое количество сочинений.
В то время Хованесс начинает серьезно изучать армянскую культуру. Его поддерживают Джон Кейдж и Лу Харрисон,но большинство американских композиторов враждебно относятся к его музыке. В 1944 году одно из первых зрелых и интересных сочинений - фортепианный концерт "Lousadzak". Ф-но здесь используется в основном одноголосно,унисонно. Материал импровизационный,похожий на игру на народном струнном инструменте. Наконец,в 1948 году,Хованесса принимают в преподавательский состав Бостноской консерватории,где у него учились и джазовые музыканты.
Кейдж и Хованесс в середине
С 1951 года Алан Хованесс живет в Нью-Йорке. Тут он работает на радио "Голос Америки",с успехом выполняет работу для Бродвея. В 1955 году Леопольд Стоковский провел премьеру 2 симфонии Хованесса,после чего композитор добивается признания. сочинения Хованесса начинают записывать на пластинки. В 50х-60х много путешествует по миру и изучает музыку разных стран и народов(Индия,Япония,СССР и т.д.),живет то в Нью-Йорке,то в Люцерне(Швейцария),то в Сиэтле,в котором он и жил до своей смерти 21 июня 2001 года.
в Армении,1965
Ссылки:
- сайт Хованесса
- центр Хованесса в Ереване
Ссылки на youtube:
- Lousadzak (The Coming of Light) для ф-но с оркестром,ор.48(1944),фрагмент
Симфония
- №4
( 1958 )
Ссылки на sendspace:
- Струнный квартет №1,ор.8(1936);
- 12 армянских народных песен для ф-но,ор.43(1943);
- Lousadzak (The Coming of Light) для ф-но с оркестром,ор.48(1944);
- Meditation on Orpheus для оркестра,ор.155( 1957-58 );
- 14я симфония("Арарат"),ор.194(1960);
- 15я симфония("Silver Pilgrimage"),ор 199(1962);
- 19я симфония("Вишну"),ор.217(1966) - одно из интереснейших сочинений Хованесса;
- 22я симфония("City of Light"),ор.236(1970).
Американский композитор армянского происхождения Алан Хованесс известен своей плодовитостью...
Спасибо, Rouslan! А Вы становитесь заметным своими яркими сообщениями.
Сегодня день рождения у Айсобел Байи (Isobel Baillie, 9.03.1895 - 24.09.1983)
(
)
Шотландская певица (сопрано), полное имя которой Isabella, главным образом известна, как исполнительница ораториальной и камерной музыки.
Дочери обычного пекаря повезло - в девятилетнем возрасте выиграла стипендию и её помощью получила среднее образование.
Начинала с должности помощницы продавца музыкального магазина и пела в церковном хоре. Вокальному мастерству училась у Jean Sadler-Fogg.
В 15 лет дебютировала в исполнении "Мессии" Г.Ф.Генделя.
Решив посвятить своё будущее пению, отправила в 1920 письмо г-ну Hamilton Harty, дирижёру Hallé Orchestra (в то время одного из лучших оркестров Великобритании). С его помощью и началась её продолжительная вокальная карьера. Добавлю, что с коллективом названного оркестра певица выступала в течение 26 лет.
В 1925-1926 побывала в Италии, став ученицей известного Guglielmo Somma (там же освоила итальянский язык).
С конца 1920-х Байи выступала с концертами в Манчестере, Лондоне, Бирмингеме, Ливерпуле... В 1933 стала первой британской певицей, появившейся в Голливуде...
С конца 1920-х до середины 1940-х часто записывалась на радио Би-Би-Си.
Оперный репертуар А.Байи, довольно скромен ("Орфей" К.В.Глюка, "Фауст" Ш.Гуно...).
Кстати, Артуро Тосканини пригласил её для участия в исполнении "Немецкого реквиема" Й.Брамса.
Певица получила известность исполнением сочинений английских авторов - Э.Элгара, Р.Воан-Уильямса...
Участие А.Байи свыше тысячи (!) раз в исполнении "Мессии" Генделя, на мой взгляд, может считаться своеобразным рекордом.
С небольшими перерывами (в 1955-1957 и 1961-1964) преподавала в Королевском музыкальном колледже.
В 1960-1961 - в Нью-Йоркском Cornell University.
С 1970-го преподавала в музыкальной школе Манчестера (Manchester School of Music) и выступала с лекциями.
Отмечена правительственными наградами и в 1978, после вручения ей Ордена Британской империи, получила аристократическую приставку Dame.
9 марта родился американский композитор Сэмюэл Барбер (Barber, 1910 - 1981).
(пастель Мари-Луизы фон Матезицки, 1933)
Композитор родился 9 марта 1910 в Уэст-Честере, штат Пенсильвания. Начал учиться музыке в возрасте шести лет, в тринадцать лет поступил в Музыкальный институт Кёртиса в Филадельфии, где в течение девяти лет занимался игрой на фортепиано, пением и композицией, а также брал уроки дирижирования у Ф.Райнера (учился вместе с Л. Бернстайном и Дж. Менотти).
Во время Второй мировой войны Барбер служил в военно-воздушных силах США. В апреле 1945 он был избран почетным членом Мемориального фонда Дж.Гуггенхейма. В течение летних сезонов 1947 и 1948 являлся музыкальным консультантом Американской академии в Риме.
Среди сочинений, принесших Барберу мировую известность, можно упомянуть адажио для струнного оркестра, оркестровые эссе № 1 и № 2, Кэприкорнский концерт для флейты, гобоя, трубы и струнных (Capricorn Concerto), виолончельную и фортепианную сонаты (соната для фортепиано впервые исполнена Владимиром Горовицем). В опере "Ванесса" (Vanessa) раскрылся талант Барбера как музыкального драматурга.
Первая симфония была создана в Риме и исполнена там же под управлением Б.Молинари (1936); в 1937 сочинение прозвучало на Зальцбургском фестивале. Премьеру Второй симфонии провел в 1944 Сергей Кусевицкий с Бостонским симфоническим оркестром; под его же управлением в 1948 состоялось первое исполнение Летней музыки (Knoxville, Summer of 1915) для квинтета духовых, а в 1946 – виолончельного концерта.
Балет "Медея" (другое название "Пещера сердца"; Medea, Cave of the Heart), заказанный Барберу Мартой Грэхем, до сих пор пользуется наибольшей известностью среди его театральных композиций. Оркестровая сюита из этого балета впервые прозвучала в 1947 в исполнении Филадельфийского оркестра под управлением Ю.Орманди.
В 1964 Барбер получил заказ на оперу "Антоний и Клеопатра" (Antony and Cleopatra) по Шекспиру; в создании ее либретто композитор сотрудничал с режиссером Ф.Дзеффирелли. Премьерой этого произведения было ознаменовано открытие 16 сентября 1966 нового здания нью-йоркской «Метрополитен-опера».
В течение своей жизни Барбер получил множество премий и наград, в том числе дважды Пулитцеровскую премию (1958 и 1963): в первый раз премия была присуждена ему за оперу "Ванесса", которая одновременно получила и Премию критики; во второй – за фортепианный концерт № 1.
Природа музыкального дарования Барбера – в основном романтическая, лирическая. Именно поэтому в период творческого становления его не привлекла ни одна из «систем», возникших в музыке ХХ в. – ни неоклассицизм Стравинского, ни атонализм, ни додекафония Шёнберга, ни гармонические новации Кауэлла. Вместе со своими однокурсниками Барбер стал ярчайшим представителем академического стиля в американской музыке, главными признаками которого можно считать объективность и нейтральность. Пожалуй, только в одном сочинении Барбера – Кэприкорнском концерте (1944) – заметно прямое влияние неоклассицизма Стравинского.
Умер Барбер в Нью-Йорке 23 января 1981.
На форуме есть тема, посвящённая Барберу -
Музыка
Видео #
Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит (Ж. Лабрюйер)
- музыкальный журнал "Израиль XXI"
Американский саксофонист, руководитель ансамбля, композитор, один из родоначальников и главных представителей негритянской школы авангардного джаза. Музыкой начал заниматься самостоятельно; играл на альт-саксофоне, впоследствии освоил также тенор-саксофон, трубу, скрипку.
Профессиональным музыкантом стал в конце 40-х годов. В эти годы работал главным образом в оркестрах ритм-энд-блюза (например, у К. Сэмюэлса, «Пи Ви» Крэйтона и других), с которыми совершил ряд гастрольных поездок. В 1952-54 выступал в ряде ансамблей современного джаза, активно экспериментируя и широко используя в импровизации элементы атональности. Из-за радикальности своих идей долго не мог добиться признания. В 1956 Коулман познакомился с трубачом Д. Черри, который стал его сподвижником и единомышленником.
Первые записи — Something Else! (1958г. и Tomorrow Is The Question (1959) — помог организовать Рэд Митчелл. Джон Льюис и Гантер Шуллер помогли квартету Коулмана (с Доном Черри, Эдом Блэкуэллом и Чарли Хэйденом) получить ангажемент в нью-йоркском клубе Five Spot (1959).
В 1959-63 годах квартет записал семь альбомов, выступал на крупнейших американских фестивалях (в Ньюпорте и Монтерее).
С 1965 неоднократно выезжал на гастроли в различные страны, с успехом выступал на европейских джазовых фестивалях. Шуллер провозгласил Коулмана самым ярким новатором современного джаза после Чатли Паркера. Прежде всего Коулман известен как представитель фри-джаза (само название данного стиля появилось впервые на его пластинке, записанной в 1960 — Free Jazz (A Collective Improvisation), Atlantic, 1964).
В своем творчестве Коулман также продолжил развитие идей хот- и кул-джаза, способствовал сближению джазового искусства с современной европейской концертной музыкой. Он оказал влияние не только на молодых музыкантов-экспериментаторов, но и на некоторых ведущих представителей модерн-джаза (Джон Колтрейн, Эрик Долфи, А. Эйлер, А. Шепп и других). ()
"Free Jazz" — вероятно, самая известная пластинка Орнетта Коулмана. Помимо всего прочего, она дала имя целому движению, даже если сам Коулмен и не планировал ее в качестве манифеста.
Дополнительно
Иди своей дорогой, и пусть люди говорят, что хотят.
"Попасть в музыкальную энциклопедию и войти в историю музыки - это вовсе не одно и то же..." (А.Онеггер)
Французский музыкант со швейцарскими корнями, поступивший в консерваторию Цюриха и закончивший, после перевода, Парижскую...
В Первую Мировую войну служил в швейцарких пограничных войсках, годы Второй Мировой провёл сначала в Париже, потом в Швейцарии. Участник движения Сопротивления...
В 1936 вошёл в Народную музыкальную федерацию, став одним из её руководителей.
А за пару лет до смерти был принят во Французскую Академию и получил высокое звание Великого Офицера Ордена Почётного Легиона.
Скромный и прямодушный, Онеггер предпочитал музыку предыдущих поколений новомодным изысканиям. Был участником группы "Шести" (сохранив независимую, иногда отличавшуюся от взглядов друзей, оценку современных творческих установок). Серьёзно изучал музыку И.Стравинского.
Нередко композитору удавалось создавать произведения, которые сразу привлекали внимание публики и прессы...
Таковыми стали:
- оратория "Царь Давид" (Le Roi David, 1921)
- симфонический фрагмент "Pacific 231" (1923)
- оперетта "Приключения короля Позоля" (Les Aventures du roi Pausole, 1930)
- оратория - "Жанна Д'Арк на костре" (Jeanne d"Arc au bûcher, 1935)
- "Рождественская кантата" (Une Cantate de Noël, 1953)
- симфонии...
- музыка для театра и кинематографа (кстати, им написана музыка почти к 25 кинофильмам)...
Материалы форума представляют:
- "пятизвёздочную" тему "Артюр Онеггер" (открытую в декабре 2005 Повесой) - http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=5325 (стоит посмотреть до самых последних сообщений)
Полное имя испанского музыканта Пабло Мартин Мелитон Сарасате-и-Наваскуэс (Pablo Martin Melitоn de Sarasate y Navascuеs, выдохнула...).
Сын военного дирижёра, учился в Парижской консерватории по классу скрипки у Д. Аляра (Jean-Delphin Alard, 1815-1888, http://upload.wikimedia.org/wikipedi...phin_Alard.jpg ) и композиции у Н. Ребера.
Выступал с десяти (по некоторым данным - с восьми) лет и очень успешно (не каждому юному музыканту королевские особы дарят скрипки Страдивари... Королева Изабелла II http://upload.wikimedia.org/wikipedi...IsabellaII.png ).
Гастролирующий скрипач до конца своих дней. Выступал как солист и камерный музыкант.
Считался одним из знаменитейших скрипачей-виртуозов своего времени, привлекая внимание как публики, так и композиторов. Ему посвящены:
Второй скрипичный концерт и "Шотландская фантазия" Бруха,
Первый, Третий скрипичные концерты, а также "Интродукция и рондо каприччиозо" Сен-Санса ,
"Испанская симфония" Лало и др.
Автор свыше пятидесяти произведений.
Произведения Сарасате-композитора исполняли музыканты классического и других направлений (возможно, кто-то помнит выступления "пограничного" между классикой и джазом вокального октета Swingle Singers).
11 марта 1897 года родился американский композитор,музыковед,пианист и педагог Генри Кауэлл(Henry Cowell),автор множества сочинений разной стилистики,но прежде всего оставшийся в историй,как экспериментатор,открывший и использовавший новые способы звукоизвлечения,новые системы.
Родился в Менло-Парк-Террасе(Калифорния) в семье ирландского эмигранта и школьной учительницы. Учился в Университете Калифорнии у Сигера. Продолжал обучение в Нью-Йорке.
Кауэлл в юности
Уже 17 лет Кауэлл был автором сочинений,где использовались кластеры,которые так прославили этого композитора. Именно в связи с кластерами вспоминают имя Кауэлла,хотя он один из первых,кто ввел в музыкальный обиход игру на струнах ф-но(с начала 20х). В сферу интересов(т.е. то,что он сам опробовал как композитор) Генри Кауэлла входило много: от американской и ирландской народной музыки до алеаторики. В 1932 году со Львом Терменом создал электронный музыкальный инструмент,для которого сочинял музыку.
Среди друзей Кауэлла были почти все ведущие композиторы Европы и Америки того времени(назову лишь небольшую часть): Арнольд Шёнберг,Чарлз Айвз,Бела Барток,Эдгар Варез,Уоллингфорд Риггер; среди учеников: Джордж Гершвин, Лу Хариссон и Джон Кейдж. Скерцо из Симфониетты( 1928 ) исполнялось в Вене под управлением Антона Веберна,с которым Кауэлл тоже,скорее всего,был знаком. Кауэлл так же издавал(он организовал издательство New Music Edition) музыку своих современников,в т.ч. одним из первых опубликовал большое количество сочинений Чарлза Айвза. Кстати,Кауэлл(совместно со своей женой - музыковедом и этнографом - Сидни Робертсон Кауэлл(1903-1995)) написал биографию Айвза("Чарлз Айвз и его музыка",1е издание 1955).
Кауэлл и Айвз
Генри Кауэлл заявил о себе ещё в юности,исполняя на ф-но свои сочинения c использованием кластеров. Восхищенный Барток "спросил разрешения" у молодого Кауэлла использовать кластеры. Кластер(tone cluster(- "гроздь") - термин самого Кауэлла) - созвучие,состоящее не менее чем из двух секунд. Примерно до 1916 года(даты не всегда совпадают,т.к. Кауэлл позже сам не всегда одинаково указывал дату создания сочинений тех лет) были созданы первые сочинения для ф-но с использование кластеров,в т.ч. "Рекламное объявление"(скорее всего - 1914) и "Динамическое движение"(1914 или 1916).
Кауэлл использовал кластеры наиболее "брутально",требуя для реализации ладони,кулаки и предплечье. Названия пьес(не обязательно кластерных) часто "урбанистичны": "Рекламное объявление","Фабрика" и т.п. В следующем десятилетии в Советской России такие названия сочинений будут очень часто встречаться в музыкальной литературе("Газетные объявления","Завод" Мосолова и др.).
Кауэлл за ф-но
Звуковыразительные эксперименты в сочинениях для ф-но достигло кульминации в пьесах 20х годов: Кауэлл пишет сочинения полностью исполняемые на струнах ф-но. Если в "Эоловой арфе"(1923) Кауэлл относительно "традиционно"(это станет традиционным во 2й половине ХХ века) защипывает струны,то в пьесе "Банши"(1925) звук возникает при трении струн,в следстви чего возникает такой "устрашающий" свист. Следующий радикальный шаг в нетрадиционном использовании ф-но сделает немецкий композитор Гельмут Лахенманн в своем "Guero" для ф-но(1970).
В 30е продолжал эксперименты с электронной музыке(писал для Rhythmicon'а - электронно-музыкального инструмента,созданного Кауэллом вместе со Львом Терменом - русским изобретателем, пионером электронной музыки),создает "Мозаичный квартет" - ранний образец "мобильной формы"("алеаторика"). В 1936 году был арестован и заключен на 4 года в тюрьму за мужеложство.
жена Кауэлла - Сидни Робертсон Кауэлл(1903-1995)
В 1941 году Кауэлл женился на Сидни Хоукинс Робертсон - музыковеде и этнографе,ставшей помощником и соавтором в ряде музыковедческих работ Генри Кауэлла. Сочинения тех лет написаны более консервативным языком с элементами американской и ирландской народной музыки. Интерес к музыке народов мира со временем усилится,что сильно повлияет на идеи и сочинения позднего Кауэлла.
Генри Кауэлл умер 10 декабря 1965 года в Шейди,шт. Нью-Йорк.
Немецкий дирижёр, известный исполнитель музыки Р.Вагнера, А.Брукнера и Р.Штрауса.
Родился в Эрберфельде (теперь относится к Вупперталю, Wuppertal).
Изучал философию в Боннском университете и музыку в консерватории Кёльна (у Ф. Штейнбаха и О. Лозе).
В течение нескольких лет ассистировал З.Вагнеру и Х.Рихтеру в Байройте.
Дирижёрскую карьеру начал с оперного театра в Мюльхейме (1910-1912). Далее работал:
- Эберфельде (1913-1918, директор оперы),
- в Вагнеровском фестивале, проводившемся в Нидерландах (1913 и 1914),
- Лейпциге (1918-1919),
- Дессау (1919-1922, директор оперы),
- Мюнхене (1922-1935, директор Баварского государственного оркестра - после того, как Б.Вальтер уехал в США. ...Некоторыми высказываниями вызвал недовольство Геббельса, отстранён от своей должности в Мюнхене. Возникли проблемы с выступлениями в Германии... Кнаппертсбуш уехал в Австрию);
- Вене (1936-1945, дирижёр Венской государственной оперы);
- Лондоне (в 1936 и 1937 дирижировал "Саломеей" Р.Штрауса в Ковент-Гардене);
- во время немецкой оккупации Австрии появлялся в Зальцбургском фестивале...
После Второй мировой войны вернулся в Мюнхен, но получил временный запрет на публичные выступления. Дирижировал в Бамберге, Берлине...
В 1951-1964 выступал в Байройте (в1951-1957 ведущий дирижёр фестиваля).
В 1957 и 1959 дирижировал операми Вагнера в Миланском театре Ла Скала.
Ханс Кнаппертсбуш один из самых именитых дирижёров Венского филармонического оркестра. Был известен своей нелюбовью к репетициям, за что пользовался уважением оркестрантов.
13 марта родился австрийский композитор Хуго (Гуго)Вольф (Wolf, 1860-1903). http://www.classical.net/music/images/composer/w/wolf.jpg http://classicvinyl.biz/files/images/wolf.jpg http://www.halftimescores.co.uk/images/pc01a/fs1314.jpg
Родился в местечке Виндишграц (ныне Словеньградец, Словения). В детстве научился играть на фортепиано, скрипке и органе. В 10 лет, после окончания начальной школы, он поступил в гимназию в Граце, через год - в конвикт бенедиктинского монастыря (где усовершенствовал свои познания в музыке), в 1873 г. - в гимназию Марбурга-на-Драве, и, наконец, в 1875 г. - в Венскую консерваторию. Как пианист он оказался настолько подготовленным, что его зачислили сразу на второй курс; но уровень музыкальных сочинений абитуриента показался экзаменаторам недостаточным, и пришлось здесь начинать с азов гармонии. Только со второго курса Вольф приступил к занятиям композицией, но вскоре был исключён из консерватории за грубость и недисциплинированное поведение. Всеми знаниями, которые он получил с этих пор, Вольф обязан исключительно самому себе.
Вольф учился вместе с Густавом Малером, а в 1879 году они вместе с третьим товарищем — будущим дирижером Рудольфом Крижановски — даже вскладчину снимали комнату; как позднее вспоминал Малер, им приходилось с Вольфом спать на одной кровати, чтобы как-то разместиться в помещении, явно не рассчитанном на троих.
Наряду с консерваторией важнейшим источником музыкального образования стало для композитора посещение оперы. Вскоре он стал горячим приверженцем творчества Р. Вагнера; вагнеровские идеи о подчинении музыки драме, о единстве слова и музыки были по-своему претворены Вольфом в жанре песни. Начинающий музыкант посетил своего кумира, когда тот был в Вене, и Вагнер благосклонно оценил тогда его композиторские опыты.
Однако в первые годы самостоятельной жизни в Вене попытки Вольфа утвердиться, как композитору не привели к ощутимым результатам. Друзья — и профессионалы самого высокого ранга, и любители музыки — были убеждены в большой ценности того, что он сочинял, пытались содействовать изданию его песен. Но даже в скромном венском издательстве их хлопоты не привели к успеху.
Тогда в 1879 году он решает показать свои сочинения Брамсу. (Несмотря на увлеченность Вагнером, Вольф в молодые годы вовсе не был противником Брамса, как некоторые из его друзей-вагнерианцев.) Брамс принимает Вольфа у себя дома, внимательно знакомится с его музыкой, видит, что какие-то вещи тому несомненно удаются. Однако Брамсу кажется, что его гостю недостает полифонической техники; а Вольф, недоучившись в консерватории, скорее всего не успел пройти курса контрапункта. Брамс советует юноше восполнить пробел и откладывает рекомендацию.
В 1881-82 гг. Вольф работает в качестве дирижера в городском театре Зальцбурга. В 1884-87 гг. он сотрудничал в еженедельнике "Венский салонный листок". Как музыкальный критик Вольф отстаивал творчество Вагнера и провозглашенное им "искусство будущего", которое должно объединить музыку, театр и поэзию. Но основным его заработком остаются уроки музыки. К ним добавляются занятия с певцами; это ему было ближе и интереснее, чем обучать детей игре на рояле.
В 1878 г. Вольф знакомится с Валли Франк, роман с которой длился у него три с половиной года. Юношеская любовь в большой степени способствовала его первым значительным произведениям – песням на слова Г. Гейне. Эти песни чрезвычайно разнообразны по своему настроению и характеру музыки. Эта любовь композитора закончилась весьма трагически – он заболел менингиальным сифилисом. Наступила продолжительная депрессия, из которой Гуго Вольфу удалось выйти лишь через два года.
Позиция Вольфа как музыкального критика помешала ему как композитору. Симпатии большинства венских музыкантов были на стороне И. Брамса, и Вольф нажил в Вене множество врагов. Благодаря всему этому положение Вольфа в музыкальном мире Вены оставалось сложным; его первые произведения получили недоброжелательную оценку прессы. Дело дошло до того, что в 1883 г. во время исполнения симфонической поэмы Вольфа "Пентесилея" (по трагедии Г. Клейста) оркестранты играли нарочито грязно, искажая музыку. Результатом этого стал почти полный отказ композитора от создания произведений для оркестра - только через 7 лет появится "Итальянская серенада" (1892).
В 1888 г. по подписке был напечатан первый сборник песен Вольфа, составленный им из произведений, созданных им за десять лет (часть тиража в покрытие расходов приобрели члены местного вагнеровского общества). У воодушевлённого композитора начинается творческий подъем, который продлился у Вольфа с января 1888 года до конца апреля 1890 года, то есть немногим более двух лет. За этот срок он создал более 160 песен (примерно половину своих произведений). Это циклы на слова Мёрике, Эйхендорфа и Гёте, а также "Испанский песенник" (тексты взяты из антологии народно-песенной испанской и португальской поэзии в переводах Гейзе и Гейбеля). Поскольку основу романсов Вольфа составляет декламационная и интонационная выразительность и повышенное внимание к поэтическому слову (в этом смысле Хуго Вольфа можно считать одним из первых экспрессионистов), композитор называет свои произведения не песнями, не романсами, а напрямую «стихотворениями для голоса и фортепиано». Начиная со «Стихотворений Э. Мёрике» характерным для творческого метода Вольфа становится объединение в рамках одного сборника большого числа контрастных разнохарактерных песен, связанных между собой единством поэтического первоисточника. Иногда это единство также подкрепляется и общей сюжетной основой.
"Испанский песенник" обозначил в творческой биографии композитора очень важный поворот: отныне и до конца жизни все его крупные работы будут связаны не с немецкой поэзией, а исключительно с литературой романской традиции в переводах на немецкий язык. После окончания "Испанского песенника" композитор тут же приступает к сочинению "Итальянского песенника" (на слова из собрания итальянской народной поэзии в переводах П. Гейзе), но в 1892—1893 гг. он переживает длительный период творческого бездействия, и полностью закончить «Итальянский песенник» Вольфу удается только к маю 1896 года. http://pro.corbis.com/images/BE042376.jpg?size=67&uid=%7BD561DC65-A1D1-4CAA-AFF2-5F2055E274AE%7D
После этого Вольф собирается в Берлин, где вечер его песен взялся провести крупнейший концертный агент Герман Вольфф. В начале января 1894 года в Берлине с триумфальным успехом прошел совместный авторский вокально-симфонический концерт Брукнера и Вольфа, прославивший в Германии обоих замечательных австрийцев. Из Берлина Вольф выехал 25 января и проследовал в Дармштадт, откуда началось его концертное турне по городам Южной Германии.
В конце декабря 1894 года Вольф, наконец, нашел либретто, которое искал 12(!) лет. Накануне своего 35-летия Вольф занес на нотную бумагу первые такты будущей оперы, через четыре месяца на столе композитора уже лежал полностью законченный клавир комической оперы «Коррехидор» по новелле Педро Аларкона, а ещё через пять - партитура; но, поставленная в Мангейме в 1896 году, эта опера успеха не имела. Спустя некоторое время после этого Вольф пишет свой последний вокальный цикл - "Стихотворения Микеланджело". В апреле 1897 года композитор приступил к осуществлению еще одного оперного замысла, который вынашивал пять лет, — к опере «Мануэль Венегас», тоже по новелле Педро Аларкона. Но закончить это произведение Вольфу не удалось. В 1898 году Вольфа помещают в клинику для душевнобольных, где он и умирает через четыре года. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7d/Hugo_Wolf.jpg
Аюрведа — это не просто система лечения, а целая философия жизни, пришедшая к нам из Древней Индии. Её возраст превышает пять тысяч лет, и за это время она доказала свою актуальность, предлагая...
Искусственный интеллект стремительно становится частью повседневной жизни, и ChatGPT-5 — один из самых ярких примеров того, как технологии делают общение между человеком и машиной максимально...
В эпоху стремительного развития искусственного интеллекта всё больше пользователей обращаются к нейросетям для решения повседневных задач — от написания текстов до анализа данных. Одним из...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
04.11.2025, 21:59
Социальные закладки