Показано с 1 по 6 из 6

Тема: Критические размышления об интересном концерте

              
  1. #1
    Частый гость Аватар для CHORUS-info
    Регистрация
    17.10.2008
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    170

    Lightbulb Критические размышления об интересном концерте



    «Открытая Сцена» упразднила границы жанра


    Писать о революционных проектах всегда сложно. То, что концерт «Жанры без границ», проведенный 25 сентября театром «Открытая Сцена» на своей базовой территории, относится к категории «революционный проект» ни на минуту не вызывало сомнений - гулкий полуподвальный камерный зал на сто мест, изначально ориентированный на аутентичные постановки старинных опер, казался абсолютно не приспособленным для проведения хоровых концертов. Однако благодаря некой мистической трансформации этого старинного исторического пространства, в ту пятницу зал вместил не только более сотни слушателей, но и знаменитый Академический большой хор РХТУ им. Д.И. Менделеева под управлением Бориса Тараканова, причем в его полном концертном составе - 90 человек. И никто в зале не почувствовал себя в тесноте или в обиде.

    Новый проект «Открытой Сцены» по единогласному мнению присутствующих удался. Этому способствовало все - полная отдача артистов хора, дирижеров, концертмейстера и организаторов действа. Для специфического камерного театра концерт «Жанры без границ» был шагом серьезным и рискованным. Но организаторы интуитивно понимали - ставка сделана на правильный хоровой коллектив и инновационный состав солистов.

    Выбор оправдал себя. Не смотря на искусственно формируемое в определенных, но, к счастью, уже мало кому интересных кругах «официальное мнение», хор РХТУ действительно отличает фирменный звук, оригинальность трактовок, очень подвижная динамическая шкала и парадоксальная репертуарная политика - воцерковленный и многократно перепетый хором на службах духовный репертуар может соседствовать с откровенно славяно-языческой композицией Инны Желанной «Ужо ж Иван», которая в исполнении этого коллектива сразу приобретает «колокольный», я бы даже сказал пасхальный окрас, когда «...приидите все, даже грешные и заблудшие, вкусить от древа Моего...»

    РХТУ им. Д.И. Менделеева вот уже несколько лет возрождает в своих стенах культуру Большого Хора, которая серьезно пострадала за последние годы. Его коллективу многое удается, но что-то требует и серьезной доработки - свободы от недостатков в природе не существует. Рыхлые вступления в начале некоторых произведений а-капелла, особенно в начале концерта, когда ни хор, ни публика еще должным образом не «разогреты», с лихвой компенсируются уже на третьем такте произведения, но...

    [YOUTUBE]dphCI_gpL20[/YOUTUBE]


    ...но! Ребята, над этим действительно придется поработать - опертость дыхания должна включаться еще до атаки, до начала первого звука! Я уверен, что вы этот вокально-хоровой грех искупите и отработаете. У вас замечательные новенькие певцы, вы хорошо делаете, что почти сразу включаете их в концертный состав, «инфицируете хором», как любит говорить Борис Тараканов. Но на одном «инфицировании» далеко не уехать – новых певцов надо отдельно тренировать с точки зрения одновременности дыхания, частного ансамбля и коллективного вокала - от этого в хоровом искусстве никуда не деться... С удовольствием послушаю вас через месяц и лично приму работу над ошибками, определенные результаты которой для меня уже очевидны.

    Как не состоявшегося в свое время композитора, меня весьма порадовали сочинения и обработки для хора Антона Федорова. Отрадно замечать рост Антона и как дирижера - банальный саундтрек к «Завтраку у Тиффани», репертуарный раритет, Антон превратил в спокойное и плавное движение Лунной Реки, о которой идет речь в этой стильно переработанной транскрипции.

    [YOUTUBE]EMo1WVf22x8[/YOUTUBE]

    В духовном песнопении Сергея Строкина «Рождество Твое, Богородице Дево» голос Наиры Асатрян воплотил изначально подразумеваемое пение Херувима над ангельским хором. В тандеме с замечательной колоратурой певицы огромный хор приобрел новые формы звучания - насыщенные, колоритные и бестелесные одновременно. Как и подобает поздним сочинениям на сокровенную Богородичную тему.

    [YOUTUBE]KOnLcRK3448[/YOUTUBE]


    По замечанию Бориса Тараканова: «Для такого бриллианта, как Наира, не грех побыть хорошей оправой».

    Это высказывание можно в полной мере применить также к совместной работе хора с молодой контральто Любовью Молиной - активно развивающейся творчески и вокально видимо не благодаря, а вопреки гнесинской вокальной школе, которая, как известно, никогда не умела работать с большими голосами. Ее Далила из самой неоднозначной оперы Сен-Санса в обрамлении специально дописанного для этой арии хорового фимиама была безупречной: мощной, густой, словно выдержанное сладко-терпкое вино, филигранно отточенной в вокальном плане, в высшей степени эротичной, и крайне убедительной.

    [YOUTUBE]hoAlFFhTiZE[/YOUTUBE]

    Кроссовер-версии известных арий с хором в очередной раз показали, слушателю что сама форма «кроссовер» в опере очень растяжима, она может быть очень и очень деликатной, и совсем не подразумевать никаких фрейдистских утопий вроде Иоланты в психушке. Хотя исполнители становятся очень уязвимыми для обвинений в отходе от истоков. Согласен, в ставшей уже хрестоматийной арии Лауретты из пристнокамерной оперы «Джанни Скикки» хор отнюдь не предусмотрен пуччиниевской партитурой, но я готов спорить с каждым, что в тот пятничный вечер весельчак Джакомо с сибаритом Камилем, как сказала в одном интервью коренная одесситка Мария Гулегина, «...на Том Свете наверняка имели удовольствие». И явно сокрушались, что не услышали свои шедевры при жизни в столь оригинальном представлении с большим хором.

    [YOUTUBE]xdzAJwbhbIQ[/YOUTUBE]

    Проникновенно и традиционно слезоточиво прозвучала Самаринская «Как по морю», старательно выводимая Наирой Асатрян на фоне сочного звучания хора и оригинального фортепианного аккомпанемента - с импровизационными придыханиями, фольклорно-романсовым драматизмом и явно не предусмотренными партитурой форшлагами. Не могу намекать, что это каким-то образом «испортило песню», которая прозвучала весьма качественно - скорее продемонстрировало давние и дружеские с ней отношения.

    [YOUTUBE]SaDjPz4hN1o[/YOUTUBE]

    Я готов присоединиться к прозвучавшему на форуме «Классика» призыву: «Запомните эти имена!» Когда-нибудь, на сценах лучших оперных театров мира, две мировые примадонны Lyubov Molina, contralto и Naira Asatryan, soprano наверняка будут вспоминать этот добрый концерт в уютном зале затерявшегося в новоарбатских улицах маленького театра с пожалуй самым ярким и интересным любительским хором Москвы. Такое не возможно забыть даже при состоявшейся мировой оперной карьере. Я уверен - находясь на вершине недосягаемого оперного Олимпа, Люба и Наира все равно найдут в своем плотном графике пару дней, чтобы приехать в Москву и спеть с хором РХТУ, чтобы окунуться в атмосферу любви, дружбы, уникального репертуара, особой энергетики искреннего Большого Хора. Ведь именно так поступает другая примадонна, Мария Гулегина - она не стесняется говорить, что именно с этим хором предпочитает подзарядить «подсевший аккумулятор». Когда в совместном пении, а когда и под совместный дружеский шашлычок с красным вином: «Потому, что я с ними одной крови!»

    Драматургия концерта развивалась объективно сочетаемо по принципу контраста - от серьезной и малоисполняемой православной музыки до настоящего казачьего шабаша в финальном «Пойду ль да выйду ль я» в сверхсвободной обработке В. Самарина. Тут хор оторвался по полной программе – с нахальной смелостью трактовки, со свистом, фольклорным визгом, притопыванием, похрюкиванием и целым шумовым оркестром из бубнов-трещеток-сопелок-ложек-дуделок, удивительно хорошо наложившимся на подмывающие пассажи фортепиано. «Открытая сцена» не прогадала с названием концерта - границы жанров действительно трещали по всем швам! Удивительно, как притоптывающая в такт хору публика усидела на месте и не пустилась в пляс. На таких произведениях хоровое искусство может показаться кому-то вечным праздником. Но практика любого хора показала - чем легче и непринужденнее звучит на сцене то или иное сочинение, тем больше труда вложено в него дирижером, хормейстерами, артистами хора, концертмейстером…

    [YOUTUBE]IU-VP94bKrI[/YOUTUBE]

    Поэтому не возможно было не отметить превосходную, не проходную работу пианиста-концертмейстера из Московской консерватории Светланы Ефимовой. Вынужденная играть на антипианистическом компьютерном «девайсе», который на заводе-изготовителе зачем-то обозвали «цифровое фортепиано», она блестяще справилась со всеми возникшими проблемами и задачами - начиная от укрощения самого электрического монстра, подключенного к удаленным громкоговорителям и пытающегося жить собственной фортепианной жизнью, и заканчивая мягким внимательным аккомпанементом, который и аккомпанементом трудно было назвать - это была именно Партия Фортепиано. Виртуозная, самостоятельная, гордая, но при этом жестко интегрированная в общий звук, динамику и дирижерскую концепцию.

    По количественному составу адекватно поющей мужской группы хор РХТУ сложно сравнивать с другими коллективами - не секрет, что для кого-то этот факт является источником черной зависти и вселенской загадкой. По долгу работы я много общаюсь с дирижерами хоров, иногда любительских, и часто в приватных беседах слышу: «Вот почему к Тараканову идут, а ко мне нет? Я же лучше!» Хороший вопрос, жизненный - порой мешающий заснуть, так задевает. Однако вопрошающие оставляют за кадром один немаловажный факт: многочисленная и голосистая партия теноров этого хора на 90% состоит из... подвальных рокеров! Представьте себе - в тенорах здесь действительно поют солисты некоторых небесталанных московских рок-групп. В отличие от многих руководителей, Борис Тараканов не постеснялся спуститься в преисподнюю московских рок-подвалов, чтобы привести к себе для начала нескольких молодых доморощенных «Фредди Меркьюри». Придя на репетицию, и услышав себя в хоровом аккорде, ребята неожиданно для себя поняли, что музыка живет не только в прокуренном андерграунде. Они же и привели в хор с десяток себе подобных. Неожиданное ноу-хау оказалось на удивление работоспособным - в сочной и подвижной, опять же многочисленной, басовой партии, наряду с профессорами, кандидатами наук и топ-менеджерами крупных компаний, например, трудятся еще и «металлисты». Прошу не путать этих приверженцев стиля «рок-металл» с работниками металлоплавильного цеха завода «Серп и Молот». Трудно поверить, что эти молодые баритоны еще недавно в клепанных косухах лениво тусовались в подземном переходе на Менделеевской. Может быть и сейчас тусуются в свободное от хора время, я не знаю - имеют полное право. Знаю только, что один из них после года пения в хоре РХТУ поступил на вокальное отделение колледжа им. Ипполлитова-Иванова.

    Надеюсь, что я дал исчерпывающий ответ на вопрос «Почему к Тараканову идут?» Хоровое искусство – это целая Вселенная, которая живет и всегда жила по своим особым законам, она всегда будет отличаться от обыденной жизни. Это искусство массовое и открытое, но артистов хора нужно уметь не только найти, но и приманить из самых неожиданных мест. Приманить, научить и сделать так, чтобы они не разбежались. Да, к Тараканову идут. И, что характерно, не разбегаются - «текучка кадров» в этом огромном хоре стремится к нулю, а качество неустанно возрастает. Потому, что руководство хора и его артисты знают, над чем работать, не стесняются просить советов и открыто говорить о собственных недостатках - хорошо понимая их временность при таком подходе к работе. Отсюда и звездные солисты, и масштабные проекты, и фондовые записи на телеканале «Культура» и на радио «Классик»... Все это оказалось возможным потому, что Академический большой хор Менделеевского университета не только исполнительский коллектив определенного уровня - это прежде всего Социальный Проект. Но востребованный при этом на самом высоком музыкальном уровне. В этом легко убедиться - достаточно посмотреть раздел «Наши солисты» на сайте хора и ленту анонсов. Но лучше всего - это прийти на концерт и окунуться в атмосферу любви, дружбы и хорошего исполнения хорошей музыки. Мы провели с этим хором длинный пятничный вечер, и никто не ушел разочарованным.

    Финальный накал концерта перетек в элегантный совместный фуршет публики и исполнителей, продливший эйфорию, истому и негу удовольствия от заряда хорошего искусства. Здесь уже хор проявил себя как большой эпикуреец и гедонист, который любит свою публику, любит жизнь во всех проявлениях и умеет жить весело.

    На фуршете Борис и Антон подошли ко мне с пластиковыми стаканчиками красного домашнего вина - раскрасневшиеся, растрепанные после дирижирования, опьяненные заслуженным успехом, и спросили настороженно: «Ну как?»

    Милые вы мои, что было мне вам ответить? Что вы - подвижники? Вам это и без меня твердят, только вы все не верите. Что делаете великое дело? Я знаю, что вы мне сейчас ответите: «Великое дело сейчас ходит вокруг нас и пьет шампанское». Что в свои 25 часов в сутки вы делаете в десятки раз больше, чем все существующие «при» хоровые секции и комиссии? До вас и так долетает их скрежет зубовный. Что у вас впереди целая вселенная уникальных концертов, ярких гастролей по всему миру, удивительных солистов и проектов «на века»? Да вы и без меня это знаете - с такими организаторами-талисманами, как ваша гиперактивная «Mozgusya», вы не споете разве что на Луне, и то по причине безвоздушности пространства...

    Мы молча и с легким хрустом сдвинули пластиковые стаканчики, глядя друг другу в глаза.

    Счастья тебе и радости, хор РХТУ. Мира и благоденствия. Верных друзей хороших.
    Солнечных дней в судьбе.

    Твои слушатели - с любовью на многая, многая лета!

    [YOUTUBE]7Z5h4VuXOec[/YOUTUBE]

    Александр Варгин.
    Москва, 25-27 сентября 2009 г.,
    Театр «Открытая Сцена»


    P.S. Записи произведены на мобильный телефон
    Последний раз редактировалось CHORUS-info; 29.09.2009 в 17:52.

  • #2

    По умолчанию Re: Критические размышления об интересном концерте

    Цитата Сообщение от CHORUS-info Посмотреть сообщение
    Счастья тебе и радости, хор РХТУ. Мира и благоденствия. Верных друзей хороших.
    Солнечных дней в судьбе.
    Это очень точные слова, которые можно и нужно адресовать хору РХТУ.

    Мне, человеку от коммерции, когда-то давно изучавшему музыку, было очень интересно послушать сольный концерт хора РХТУ. И это стало надолго незабывавемым для меня вечером!

    По роду своей работы мне приходится бывать на репетициях и концертах хоровых коллективов, и я, придя чуть раньше начала концерта, впервые для себя увидел и услышал, что артисты по-хорошему волнуются перед выступлением. Мне казалось, что зрители артистам казались строгими судьями или профессорами, принимавшими серьезный экзамен.

    А зрители (которые, кстати, заполнили все сидячие в зале места и вынуждены были даже стоять за колоннами, не мешая более удачливым счастливчикам) оказались благодарными слушателями, в зале царило неописуемое единение. У меня было ощущение, что концерт продолжался всего несколько минут; так быстро, к сожалению, он закончислся.

    Строгие критики найдут, наверняка, и технические погрешности в исполнении. У меня как дилетанта есть также свои пристрастия к хоровому исполнению. Но все это меркло перед огромным положительным импульсом, которым Хор заряжал зрителей во время концерта. Это был настоящий праздник!

    Хор выдержал этот экзамен на самую высокую оценку. Я чувствовал, что Хор пел и для меня в том числе. Это было очень трогательно!

    Огромное спасибо за этот вечер Хору РХТУ и его талантливому руководителю Борису Тараканову
    Последний раз редактировалось Поставщик; 28.09.2009 в 17:57.

  • #3
    Частый гость Аватар для Ar@mis
    Регистрация
    27.11.2005
    Адрес
    Россия,Москва
    Возраст
    49
    Сообщений
    260

    По умолчанию Re: Критические размышления об интересном концерте

    Александр Варгин и "Поставщик".
    Примите , от одного из старых артистов Академического Большого Хора РХТУ самые искренние,прочувствованные слова благодарности. За все эти годы, что Борис руководит нами - я ещё не читал более добрую, искреннюю критику. ОГРОМНОЕ СПАСИБО за ваше тепло...
    Всё написанное мной - исключительно IMHO

  • #4
    Активный участник Аватар для dragomira hamova
    Регистрация
    07.08.2007
    Адрес
    Карловы Вары Чехия
    Возраст
    77
    Сообщений
    495
    Записей в дневнике
    7

    По умолчанию Re: Критические размышления об интересном концерте

    Спасибо большое Александр Варгин и Поставщик,за все эти подробные информации касающиеся этого концерта.Вы всем нам,которые на тысячи километров,прекрасно приблизили атмосферу этого вечера- почти как бы там присуствовавли!
    И Борису-моему фавориту и его людям таких отзывов от сердца желаю!Ой какая радость и свежесть идёт из последних двух песен-и то уже все, по моему, хорошо знали,что вообще повезло очень!
    Я радуюсь с вами,милые певцы!
    Все,что происходит,происходит к лучшему,хотя это на первый взгляд так и не кажется...

  • #5
    Аспирант Аватар для nikas
    Регистрация
    13.01.2007
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Возраст
    38
    Сообщений
    1,286
    Записей в дневнике
    5

    По умолчанию Re: Критические размышления об интересном концерте

    замечательный концерт, наполненный энергией дирижёра и энтузиазмом исполнителей. полный аншлаг в исторических интерьерах и большой успех!
    спасибо артистам, низкий поклон Борису
    ну а что а последующий фуршет думаю в комплементах не нуждается
    Н.

  • #6
    дирижёр и архивариус Аватар для Борис Тараканов
    Регистрация
    09.10.2003
    Адрес
    "Из самого оттуда..."
    Возраст
    56
    Сообщений
    2,202
    Записей в дневнике
    16

    По умолчанию Re: Критические размышления об интересном концерте

    Дорогие друзья!

    Спасибо вам и низкий поклон за конструктивную критику и добрые слова. Нам очень хочется стать лучше и мы обязательно будем стараться.

    Конечно же, проекты и концерты ещё будут. Обязательно приходите - мы всегда вам рады!
    "Человек, певший в хоре, уже никогда не будет полностью несчастным".
    http://hor.tarakanov.net

  • Похожие темы

    1. Ответов: 2081
      Последнее сообщение: 27.01.2018, 22:29
    2. Ищу ноты Размышления А.Глазунова
      от Errato в разделе Поиск нот для скрипки и альта
      Ответов: 6
      Последнее сообщение: 09.11.2011, 20:37
    3. Критические заметки читателей на стихи о музыкальных кумирах и просто о музыке.
      от Дина Д. Майер в разделе Публикации о музыке и музыкантах
      Ответов: 5
      Последнее сообщение: 27.03.2011, 02:20
    4. Размышления над клавиатурой [время]
      от Жоpа в разделе Философия и музыка
      Ответов: 2
      Последнее сообщение: 16.11.2010, 00:29
    5. Размышления об истине
      от Mercutio в разделе Про все на свете
      Ответов: 16
      Последнее сообщение: 08.04.2007, 01:51

    Метки этой темы

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100