Страница 2 из 5 ПерваяПервая 123 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 11 по 20 из 44

Тема: Хоровое сольфеджио

              
  1. #11
    дирижёр и архивариус Аватар для Борис Тараканов
    Регистрация
    09.10.2003
    Адрес
    "Из самого оттуда..."
    Возраст
    57
    Сообщений
    2,202
    Записей в дневнике
    16

    По умолчанию Re: Ответ: хоровое сольфеджио

    Цитата Сообщение от Rexmager Посмотреть сообщение
    Он всё свиснул у Кодаи и у Орфа, причём ничего особенно не добавляя интересного.
    Э-э... поосторожнее... Не свистнул, а обобщил, дополнил, адаптировал под конкретные педагогические реалии и ввёл в качестве общесоюзного руководства к действию. Системы создаются припомощи систем, а методики - при помощи методик, что совершенно естественно и нормально.
    "Человек, певший в хоре, уже никогда не будет полностью несчастным".
    http://hor.tarakanov.net

  • #12

    По умолчанию Re: Хоровое сольфеджио

    Здравствуйте всем. У меня аналогичная проблема, преподаватель сольф. недавно поставили руководить детским хором. Сразу решила, что необходимо вводить элементы сольфеджио, так как дети совсем далеки от музыки, пока даю в маленьких играх основныйе понятия(выс-низ. зв; маж-мин), и немного поём по р.зн. Стучим ритм в песенках. . В каком направлении дальше идти не имею представления. В хороведении я вообще новичок. Помогите советом, что дальше делать? Как развивать детей, если занятия только раз в неделю, надо чтобы дети пели, и как можно скорее. Понимаю, что в полном объёме сольф. я им дать не смогу, а как без него?
    А ссылка на книгу З.Кодая не работает?

  • #13
    дирижёр и архивариус Аватар для Борис Тараканов
    Регистрация
    09.10.2003
    Адрес
    "Из самого оттуда..."
    Возраст
    57
    Сообщений
    2,202
    Записей в дневнике
    16

    По умолчанию Re: Хоровое сольфеджио

    Попробуйте методику Струве - она изначально адаптирована к подобным ситуациям.

    http://notes.tarakanov.net/struve.htm
    "Человек, певший в хоре, уже никогда не будет полностью несчастным".
    http://hor.tarakanov.net

  • #14
    Старожил Аватар для vladsam
    Регистрация
    10.03.2007
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    1,924
    Записей в дневнике
    4

    По умолчанию Re: Хоровое сольфеджио

    «Хоровое сольфеджио» Г. А. Струве. В последние годы в системе школьного хорового обучения широко применяется методика по освоению музыкальной грамотности (развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и т. д.), созданная и апробированная хоровым дирижером, композитором, педагогом-исследователем в области детского хорового творчества Г. А. Струве. Эта методика носит название «Хоровое сольфеджио», в основе которой принципиальные установки относительной сольмизации. «Хоровое сольфеджио» состоит из игровых наглядных упражнений, имеющих простую, доступную форму для ребенка, с соблюдением основного педагогического принципа — от конкретного к абстрактному. В упражнениях «Хорового сольфеджио» объединены три важных компонента: зрительный, слуховой, двигательный. Например, в качестве зрительного ряда применяются ручные знаки. Сжатый кулачок — поется «раз», кисть вверх — «два», рука ладонью вниз — «три». Для ребенка это своеобразные музыкальные ступени, по которым видно, что «два» выше чем «раз», «три» выше чем «два».Систематические упражнения с ручными знаками, а далее пение по руке (рука изображает «нотный стан»), интенсивно развивают координацию между голосом и слухом и, как утверждает автор, закладывают основы ладового слуха. Игры-упражнения от простых попевок ведут к песням. При их разучивании преследуются цели: выучить песню и развить навык пения по ручным знакам, т. е. развивается общая музыкальная грамотность детей. Дети постепенно готовятся к будущему пению по нотам.
    Как замечает Г. Струве, занятия по «Хоровому сольфеджио» могут быть групповыми и индивидуальными. На занятиях рекомендуется определить певческую «примарную звуковую зону», удобную для всех детей группы, затем подобрать для них подходящую тональность. Курс «Хорового сольфеджио» разделен на три ступени, подразумевая известное разделение на возрастные группы.
    Первая хоровая ступень, где ведется работа с дошкольниками, предполагает: изучение понятий о высоких и низких звуках; изучение ручных знаков и пение «по руке»; воспитание навыков пения двухголосия (унисон с элементами двухголосия, простейшие двухголосные каноны).Ручные знаки устойчивых ступеней как бы выражают их характер: I ступень (наиболее устойчива) — кисть руки сжаты в кулак, III (более спокойна) — рука обращена ладонью вниз, Vоткрытая ладонь, направленная к учителю. Неустойчивые ступени изображаются ручными знаками, фиксирующими внимание на направлении их тяготений: II — рука с открытой ладонью по углом 45° к полу, IV — рука сжата в кулак, указательный палец направлен вниз, VI — кисть руки расслаблена, пальцы свободно свисают вниз, и VIIрука сжата в кулак, указательный палец направлен вверх.
    Сначала изучаются первые три ступени мажорного лада. Сочетания первых трех ступеней могут быть самыми различными: Затем к трем ступеням прибавляется VII нижняя ступень, с появлением которой подчеркивается устойчивость I ступени. Уже на этом этапе группа делится на две части для пения двухголосных упражнений. За одной половиной группы закрепляется левая рука, за другой — правая. Левая и правая половины группы поочередно повторяют попевки.

    Далее к изученному звукоряду прибавляется VI ступень («шесть»). Постепенно в упражнениях и попевках используются не только ручные знаки, но и названия букв алфавита (а, бэ, вэ, гэ, дэ...); также можно петь и со словами.
    Для последующей работы Струве рекомендует разучивать мелодии несложных канонов, которые потом, на стадии работы над многоголосием, войдут в обязательный список. Так, распространенный канон «Братец Яков» разучивается медленно, с ручными знаками и по частям. Струве обращает внимание на третью часть канона, в которой появляются шестнадцатые длительности. По мере усвоения поются вместе вторая и третья части Как только ритмомелодическая основа детьми усвоена, темп сдвигается, при этом порядок вступления поющих групп — первый такт, третий такт. При устойчивом исполнении такого варианта возможно применение произвольных вступлений.
    Подготовительные упражнения для перехода к пению по нотам даются сначала в объеме первых пяти ступеней. «Нотным станом» служит леваярука поющего, а указательный палец правой руки показывает местонахождение звуков.
    Г. Струве сообщает, что проводит с детьми первого года обучения различные музыкальные игры, целью которых является развитие музыкального слуха и музыкальной памяти. Например, музыкальная игра в дирижера и «живые ноты». Хор делится сначала на три, а затем на четыре и даже на пять групп («нот»). Каждая поет только одну ноту. Если три группы, то это ноты до, ре, ми. Если пять групп, то — от до до соль. Дирижер (один из детей) руководит «нотами»: даст знак рукой первой группе — поется до, покажет второй — поется ре и т. д. От дирижера зависит, в какой очередности должны звучать «ноты». Дирижеры часто меняются (сначала самые способные дети, затем остальные). Меняются и группы детей с тем, чтобы каждый ребенок мог пропеть не только устойчивые ступени — до, ми, соль, но и более трудные неустойчивые — ре, фа, ля, си.
    Не проводя специальных занятий по ритмике, вводятся ритмические упражнения, включающие движение, марширование, элементы танца. Кроме того, проводятся различные несложные упражнения на имеющихся ударных инструментах: кубиках, звоночках, треугольниках, барабанах, бубнах, металлофонах и др. Большую помощь оказывают ритмические слоги; они удобны в вокальном отношении, их можно не только читать, но и и пропевать, фиксируя в сознании учащихся тот или другой ритмический рисунок не только ритмически, но и звуковысотно.
    Вторая хоровая ступень предполагает занятия с младшими школьниками.
    План занятий хора второй ступени может выглядеть так: тон и полутон; диез, бемоль, болгарская «столбица»; строение мажорного лада, строение минорного натурального лада; мажорное и минорное трезвучия; «хоровой веер»; T — S — D (тоника — субдоминанта — доминанта).
    Важнейшим этапом в развитии музыкального слуха у детей является интонирование и определение на слух тона и полутона. Сначала поются упражнения без каких-либо объяснений с употреблением ручных знаков.
    ...После изучения подобных упражнений детям объясняется разница между тоном и полутоном. Для наглядности также употребляемы показы рукой. Тон вниз — ладонь повернуть внизу, сделать замах и широкое движение руки сверху вниз. Тон вверх — ладонь повернуть кверху, сделать замах и широкое движение руки снизу вверх (если нужно спеть еще один тон вверх или вниз, каждое движение повторяется). Овладев этими движениями и научившись отличать на слух тон и полутон, дети могут проиллюстрировать руками строение мажорного и минорного натурального лада, которые играются на фортепиано руководителем.
    Первое знакомство с диезами и бемолями при пении «по руке» даются на основе До-мажорного лада. Даются такие упражнения, в которых с появлением знаков альтерации еще более усиливается тяготение неустойчивых ступеней к устойчивым:
    Для лучшего усвоения мажорного и минорного лада можно использовать «столбицу». На «столбице» большими черточками отмечаются устойчивые ступени, меньшими — неустойчивые; расстояние между ступенями образующими тон, в два раза шире, чем между ступенями, образующими полутон. С правой стороны у каждой черточки можно расположить слоговые обозначения тон, слева — цифровые обозначения ступеней.
    Минор(натуральный) также легко усваивается по «минорной таблице», которая сравнивается с мажорной. Дети поют — тон, полутон, тон, тон, полутон, тон.
    Детям объясняется принцип параллельности мажора и минора. Натуральный минор строится на VI ступени мажорного лада и имеет те же ключевые знаки, что и мажор. Устойчивыми ступенями становятся VI, I, III мажор; в миноре это I, III, V ступени. Применение «столбицы» укрепляет навыки пения двухголосия. Для исполнения двухголосных упражнений берутся две указки разного цвета, например, белая и синяя. Белая указка показывает первый голос, синяя — второй. По «столбице» поются упражнения с поочередным движением голосов.
    .Струве указывает важность определения на слух разницы между мажорным и минорным трезвучием. Для этой цели рекомендуется сравнивать трезвучия одноименных мажора и минора (До мажор — до минор, Ре мажор — ре минор и т. д.). Также следует применять пение по руке, где наглядно дети видят изменение терции трезвучий. Кроме того следует обращать внимание детей на разную окраску звучания трезвучий: «светлое» звучание — мажорное трезвучие, «темное» — минорное.
    Продолжая развивать у детей навыки пения многоголосия, Струве предлагает использовать методический прием под названием «хоровой веер». Для этого хор делится, например, на три группы. Упражнение пропевается мелодически с ручными знаками или «по руке». Затем «веер» раскрывается. Первая группа держит нижнюю ноту, а вторая и третья группы переходят на следующую, затем вторая группа остается на заданной ноте, третья группа поднимается на следующую ступень. По принципу «хорового веера» можно музыкально поздороваться и попрощаться с руководителем или друг с другом».
    Метроритмические упражнения также имеют место в процессе работы второй хоровой ступени. В течение обучения проходятся:
    упражнения с размерами 2/4 и 3/4 (в сочетаниях переменного размера);
    упражнения с ритмическими группировками, в которых восьмые длительности сочетаются с шестнадцатыми;
    упражнения с затактовыми длительностями (одна восьмая, две восьмых, три восьмых в затакте).
    Для развития ритмического чувства Струве рекомендует расширять использование инструментария, что в итоге должно способствовать возникновению у детей понятий ансамблирования, усвоению понятий о тембрах и т. д.
    Третья хоровая ступень предполагает занятия с детьми старшего школьного возраста.
    План работы третьей хоровой ступени (старшего хора) включает закрепление и усвоение минорного лада; повторение упражнений в мажоре; хроматизм в натуральном миноре (на основе ре минора); гармонический и мелодический минор; мажорные и минорные тонические трезвучия в любых тональностях; пение двух-, трехголосия «по руке»; сочетания полутонов и тонов.
    Научившись хорошо ориентироваться в мажорном, а затем в минорном ладах, участники хора довольно свободно поют свои партии. Следует постепенно готовить хористов к усвоению более сложной хоровой музыки (кантаты, сюиты).
    В курсе «Хорового сольфеджио» Струве предлагает чрезвычайно важную форму воспитания музыкально-интонационного слуха, основанную на политональных упражнениях и упражнениях, уводящих из определенного лада и состоящих из различных сочетаний тонов и полутонов. Главной задачей здесь является научить каждого участника хора свободно интонировать тон и полутон. Как утверждает Струве, «дети, благодаря приобретенным навыкам, легко справляются при чтении нот со случайными диезами и бемолями, довольно быстро осваивают отклонения и модуляции в те или другие тональности. Их не пугает тональная неопределенность, когда исполнитель уходит из одной тональности, но еще не попал в другую. А как только эта «полоса» прошла и новая тональность вступила в свои права, вновь дают о себе знать приобретенные навыки пения в ладу». Когда хор начинает петь трехголосную музыку, вводятся трехголосные гармонические упражнения.
    «Хоровое сольфеджио» Г. Струве введено в учебные планы детских образовательных учреждений, а также используется на хоровых занятиях детей младшего возраста.
    (М.Осеннева, В.Самарин. "Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом")

  • #15

    По умолчанию Re: Хоровое сольфеджио

    Спасибо, попробуем.

  • #16
    Старожил Аватар для vcirkov
    Регистрация
    06.02.2009
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    2,475
    Записей в дневнике
    5

    По умолчанию Re: Хоровое сольфеджио

    Цитата Сообщение от Pchelenok Посмотреть сообщение
    Сразу решила, что необходимо вводить элементы сольфеджио, так как дети совсем далеки от музыки, пока даю в маленьких играх основные понятия(выс-низ. зв; маж-мин), .... Помогите советом, что дальше делать? Как развивать детей, если занятия только раз в неделю, надо чтобы дети пели, и как можно скорее. Понимаю, что в полном объёме сольф. я им дать не смогу, а как без него?
    Раз в неделю маловато. Минимум - два раза.
    "Маж-мин" - подобны другим противоположностям. Знать это детям не воспрещается, раз уж человек нарушил запрет и вкусил от древа познания добра и зла. Нужно лишь понимать, что противоположности даны человеку для поиска равновесия в мире.

  • #17

    По умолчанию

    в целях повышения профессионального мастерства выкладываю пачку сольфеджий,
    сканил сам(но не с книг,а с ксерокопии-поэтому нет 1х страниц и автора не знаю в большинстве случаев).
    итак :
    СОЛЬФЕДЖИО (PDF>RAR)
    №1-автор Качалина=1.79 Mb
    http://depositfiles.com/files/irhdubwmi
    №2-автор неизвестен=3.84 MB
    http://depositfiles.com/files/c854xdbay
    №3-автор Островский Арон Львович=3.8 Mb
    http://depositfiles.com/files/6hh3qaiy2
    №4-автор неизвестен=2.99 MB
    http://depositfiles.com/ru/files/xrpvb3y9m
    №5-автор Агажанов А. П. Курс сольфеджио, вып.1=3.89 MB
    http://depositfiles.com/files/3hqz53adp
    №6-автор Виноградов=2.33 Mb
    http://depositfiles.com/files/ev1zurvp5
    №7-автор неизвестен=1.89 MB
    http://depositfiles.com/files/yoogmbyxh
    №8-автор Кирюшин=3.27 MB
    http://depositfiles.com/files/3wa47vwsb
    №9-автор неизвестен=0.769 MB
    http://depositfiles.com/files/7u9wbsb22
    Последний раз редактировалось bazyuk_misha; 26.01.2010 в 17:14.

  • #18

    По умолчанию

    1-я страница скана(авторство неизвестное мне)
    СОЛЬФЕДЖИО №9-автор неизвестен=0.769 MB

    СОЛЬФЕДЖИО №7-автор неизвестен=1.89 MB


    может кто опознает автора(или кого заинтересует содержимое)

    PS.в порядке саморекламы:есть и другие(№2,4,5,8 )-авторство неизвестное мне,выкладывать или никому не надо?

    №4



    PPS.также напоминаю про книгу 100 опер,скачивайте пока её не удалили
    (удалят17.02.2010)
    http://depositfiles.com/ru/files/fy66im8in?redirect
    Последний раз редактировалось bazyuk_misha; 22.01.2010 в 18:15.

  • #19
    Ds: baroссomania Аватар для Lanchonok
    Регистрация
    25.07.2007
    Адрес
    Республика Башкортостан
    Сообщений
    2,479

    По умолчанию

    может кто опознает автора(или кого заинтересует содержимое)

    PS.в порядке саморекламы:есть и другие(№2,4,5,8 )-авторство неизвестное мне,выкладывать или никому не надо?
    Выкладывайте все, что есть. Мне точно надо.
    Кое-что опознано:
    2 - Островский А. Л. Учебник сольфеджио. Вып 4
    5 - Агажанов А. П. Курс сольфеджио, вып.1
    8 - Кирюшин. При увеличении видны выходные данные.
    Красота - страшная сила!Я в контакте


  • #20

    По умолчанию

    чем богат-всё выложил: №1-9
    см.17пост http://www.forumklassika.ru/showthre...l=1#post927938
    Последний раз редактировалось bazyuk_misha; 23.01.2010 в 14:25.

  • Страница 2 из 5 ПерваяПервая 123 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. Хоровое пение
      от безымянная в разделе Хоровая музыка
      Ответов: 44
      Последнее сообщение: 21.07.2013, 23:20
    2. Хоровое общество
      от nelly в разделе Хоровая музыка
      Ответов: 33
      Последнее сообщение: 26.05.2010, 22:50
    3. Хоровое vibrato
      от Иван Богданов в разделе Хоровая музыка
      Ответов: 1
      Последнее сообщение: 26.05.2010, 13:48
    4. Хоровое творчество Хиндемита
      от irish_gay в разделе Поиск хоровых записей
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 07.09.2009, 23:02
    5. Разное хоровое
      от Kto в разделе Хоровая музыка
      Ответов: 19
      Последнее сообщение: 22.03.2008, 17:31

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100