ДЕЛО ЕГО ЖИЗНИ

Исполнилось 85 лет известному военному
дирижеру, заслуженному артисту Литвы И.М.МАНЖУХУ


Недавно, вернувшись вечером домой из Петах-Тиквы, где работаю в консерватории (преподаю кларнет и саксофон, а также руковожу детскими духовыми оркестрами), обнаружил в почтовом ящике конверт. И обрадовался! Ведь пришел он из Америки от Иосифа Моисеевича Манжуха, моего первого Учителя (именно с большой буквы!) и фактически второго отца – так много сделал он для меня в жизни и в профессиональном становлении. Нашей дружбе уже более 45 лет. Обычно, так было и до его отъезда за океан, чаще перезванивались, реже обменивались письмами.
Новости, о которых ныне подробно сообщил мне, Иосиф Манжух, заставили вновь, как это было уже не раз, по-хорошему позавидовать силе его характера, целеустремленности, не по возрасту молодой энергичности. Но главное – преданности музыке, которой когда-то в юности посвятил он свою жизнь.
…Я знал, что, поселившись в Вашингтоне, Манжух начал писать инструментовки для оркестра колледжа, в котором работал бесплатно - как волонтер. Потом диапазон его расширился: стал инструментовать произведения для различных ансамблей, коллектива русских народных инструментов и хора, созданных в местной общине выходцев из бывшего СССР. А затем, как с удовлетворением рассказал Иосиф Моисеевич в последнем письме, “установились творческие отношения с клязмер-бэндом – еврейским оркестром народных инструментов”. Для него Манжух сделал уже более 100 инструментовок. Завидная цифра даже для молодого музыканта, а ведь автору было уже за 80 лет. Интересная и очень значимая деталь к портрету этого человека: по его предложению деньги, вырученные от концертов коллектива, перечислялись семьям жертв трагедии 11 сентября, в Нью-Йорке.
И, конечно же, – сольные выступления перед слушателями в различных концертах с новыми программами. Например, знаменитые традиционные Вашингтонские Цветаевские костры, посвященные творчеству поэта. Их организаторами 13 лет назад стали сотрудники местного Музея русской поэзии и музыки. Ежегодно в первое воскресенье октября известные музыканты и чтецы – иммигранты исполняют произведения, отвечающие главным темам. Ими были: в 1996-м – “Стихи и песни Марины Цветаевой“, в 1997-м, в честь 850-летия российской столицы, - “Цветаева и Москва“, в 1998-м - “Сестры Марина и Анастасия Цветаевы“. А потом - “Цветаева и Пушкин“, “Цветаева и Пастернак“, “Проза Марины Цветаевой“, “Цветаева и Ахматова“… В 2002-м, к 110-летию поэта, инициативная группа, в которой был и Иосиф Манжух, выступила с предложением провести “Всемирный Цветаевский костер“. Он состоялся в 35 городах 14 стран. В Вашингтоне в тот октябрьский день в концерте солировал на блок - флейте мой Учитель.
И еще одну тяжелую ношу взвалил Иосиф Моисеевич на свои плечи. Он решил написать книгу воспоминаний “ХХ век. Глазами военного дирижера“. Не только для своих внуков, которым очень хочется подробно узнать о жизни их деда раньше, в далекой России. Не только для нынешних курсантов Московского института военных дирижеров, который когда-то, после второй мировой войны, он заканчивал сам, и воспитанников других музыкальных учебных заведений. Для всех, кому дороги и военная музыка, и история страны, в которой они родились и выросли. Манжух прислал мне наброски первых глав своей книги. Прочитав их, понял, какой титанический труд предстоит ему. Ведь приходится Иосифу Моисеевичу обращаться не только к собственной памяти и письмам сослуживцев, которых он попросил поделиться воспоминаниями о пережитом. Автор связался с рядом архивов, стал завсегдатаем библиотеки в Вашингтоне - полученные документы и книги помогут полнее воссоздать минувшее время, объективно рассказать о многих знаменитых музыкантах и деятелях культуры, с которыми встречался на жизненном пути.
…Я познакомился с И.М.Манжухом летом 1964 года. Меня, 12-летнего мальчишку, отец, музыкант оркестра Житомирского военного училища, Турчинский Роман Иосифович, взял с собой в отпуск в Вильнюс. Он собирался навестить своего старого друга-сослуживца Славу Грищенко. Мы попали на генеральную репетицию Республиканского праздника песни в вильнюсском парке “Вингис“. А после красочного действа к нам подошел папин друг. Он и познакомил нас с военным дирижером Манжухом. Нам сразу же пришелся по душе этот обаятельный человек, который живо интересовался всем, что касалось нашей семьи. Узнав, что я занимаюсь в музыкальной школе на кларнете, Иосиф Моисеевич предложил побывать на репетиции оркестра дивизии, которым он руководил. Игра этого музыкального коллектива очень понравилась отцу – ведь этот оркестр был, как нам рассказали, лучшим в Прибалтийском военном округе: месяцем раньше он первенствовал на конкурсе в Риге.
И тут состоялся разговор, определивший, как теперь убедился я, мою судьбу. Обратил внимание на то, что среди музыкантов оркестра было несколько ребятишек чуть постарше меня. “Это наши воспитанники,- пояснил Манжух. И предложил: - Приезжай к нам через год. Воспитанником военного оркестра можно стать только с 13 лет”… А год спустя я приехал в Вильнюс, впервые оказавшись так далеко от родителей и своей семьи. Отеческую заботу обо мне проявил Иосиф Моисеевич. Он сразу же записал меня в музыкальную школу, считая, что оркестр оркестром, умение хорошо играть на своем инструменте –важно для исполнителя, но чтобы совершенствовать мастерство, двигаться вперед, необходимо в полном объеме овладеть теорией музыки и сольфеджио. А на репетициях не выпускал меня из поля зрения – подсказывал, как лучше исполнить тот или иной фрагмент произведения. На выходные приглашал к себе домой. Мы часто ездили на ”Зеленые озера“ – место отдыха горожан, ходили в лес по грибы. Но мне особенно запомнились наши беседы о жизни, о профессии. Иосиф Моисеевич разговаривал со своим воспитанником как равный с равным, как с взрослым человеком. И зачастую ссылался на примеры из собственной биографии. Так я многое узнал о его творческом пути.
Мой Учитель родился в августе 1924 года в городе Чарджоу (Туркменистан) в семье музыканта. Когда родители, спасаясь от голода и набегов басмачей, перебрались в Ашхабад, отец поступил в оркестр местного оперного театра, где играл на ударных инструментах, и подрабатывал в качестве валторниста в оркестре парка культуры и отдыха. Интересно, что три сына Манжуха–старшего тоже приобщились к музыке. Первенец, Владимир, спустя годы прекрасно овладел трубой, был солистом военных оркестров. Самый младший, Рафаил, получил образование в музыкальном училище по классу скрипки, стал военным дирижером: служил в Прибалтике, в Северной группе войск в Польше, в Прикарпатском округе почти 10 лет руководил оркестром Житомирского высшего командного училища радиоэлектроники, преподавал в местном музыкальном училище. А что же Иосиф?
Его путь в музыку начался в Ашхабаде. Каждый вечер Манжух приходил в парк на выступления оркестра, в котором играл его отец. Мальчишку приметил дирижер, старый русский капельмейстер Кондаков и предложил поработать – раздавать и собирать ноты. А потом стал учиться играть на альте и валторне. Прошло время, и Иосифу доверили исполнять на концертах соло валторны из “Севильского цирюльника“ Россини…
Если вдуматься и внимательно проанализировать события, наполнившие жизнь Иосифа Манжуха в те далекие годы, приходишь к выводу: ему крупно повезло на учителей. И в Ашхабаде, где музыканты оркестра парка помогали любознательному и старательному мальчику прикоснуться к азам исполнительского мастерства. И в Тамбове – туда потом перебралась семья Манжухов: здесь младших сыновей отец определил в музыкальную школу, а затем и в училище. Директором в нем был Марк Наумович Реентович. Эту фамилию знала буквально вся страна по прославленному ансамблю скрипачей Большого театра – им руководил Юлий Реентович – и ансамбль виолончелей, который возглавлял Борис Реентович. В этой династии был и четвертый брат – Иосиф Наумович. Он вел в музыкальном училище в Тамбове класс виолончели, у него и начал заниматься тезка – Иосиф Манжух.
…В августе 1942-го Иосифа призывают в армию (гор.Саранск), куда он после начала войны переехал к отцу и старшему брату – музыкантам оперного театра. Здесь в городском духовом оркестре Манжух выучился играть на трубе,
а в опере ему поручили исполнять на виолончели легкие партии. Иосиф попал служить в 1-ю гвардейскую учебно-минометную бригаду, штаб которой находился на одной из железнодорожных станций в Горьковской области. Каждую неделю бригада отправляла на фронт эшелон реактивных минометов – знаменитых “Катюш“, смонтированных в кузовах машин Горьковского автозавода.
В бригаде был свой оркестр, он обычно играл бравурные марши на построениях и смотрах. Спустя какое-то время на должность дирижера прибыл из Москвы подполковник С.А.Панфилов. В столице он возглавлял образцовый оркестр Академии имени Фрунзе, но чем-то не угодил высокому армейскому начальству и был переведен в 1-ю учебно-минометную бригаду. Новый дирижер горячо взялся за работу. Решив полностью обновить репертуар, творчески использовать в нем произведения классической и популярной музыки, Сергей Александрович добился увеличения штатного расписания коллектива, организовал в оркестре эстрадную группу и начал формировать струнную группу. Кто-то из офицеров рассказал дирижеру, что есть, мол, у них солдат, который раньше, на “гражданке“, играл в солидных оркестрах на трубе и виолончели. Подполковник Панфилов вызвал Иосифа на прослушивание и, поняв, что перед ним оказался талантливый парень, перевел Манжуха в состав музыкального коллектива. Более того – Сергей Александрович стал давать ему уроки игры на трубе по популярной тогда системе Арбана(школа для трубы).
В оркестре С.Панфилова, Иосиф прослужил до окончания войны – участвовал в концертах для жителей близлежащих городов и поселков, вместе с эстрадной группой выступал в госпиталях, в батареях 1-й учебно-минометной и в соседних воинских частях. Сергей Александрович подсмотрел в своем воспитаннике не только исполнительский талант, но и качества, необходимые дирижеру. Манжух все больше стал проявлять умение руководить людьми, стремление к новаторству, особое чутье, отличающее настоящего мастера, при поиске “своего композитора“ и произведений, которые составят репертуарный облик музыкального коллектива. Потому Панфилов, вручив Иосифу прекрасную характеристику, отправил его учиться дальше – в Москву, в Институт военных дирижеров.
Манжуху, как и его 14-ти сокурсникам выпуска 1949 года, довелось встретиться в аудиториях вуза с преподавателями из Московской государственной консерватории и из Большого театра. 37 ведущих специалистов Москвы, которые учили будущих дирижеров профессиональному мастерству и передавали им жизненный опыт, сумел собрать в Институте его начальник генерал Иван Васильевич Петров. Во время войны он был дирижером Образцового оркестра Военно-политической академии. При эвакуации академии в Ташкент Петров вместе с оркестром сумел вывезти из Москвы семью выдающегося композитора Д.Д.Шостаковича и на первых порах очень помогал ей. После возвращения в столицу композитор начал шефствовать над институтом: в течение нескольких лет возглавлял экзаменационные комиссии для выпускников, рекомендовал в штат преподавателей музыкальную элиту страны.
На всю жизнь запомнил Манжух уроки своих институтских учителей. Основами дирижирования, правильной постановкой корпуса, рук и головы Иосиф овладевал в классе профессора В.Дубровского, руководителя оркестра филиала Большого театра, технику осваивал у доцента А.Цейтлина, балетмейстера Большого театра, и профессора Г.Гамбурга, дирижера симфонического оркестра Московской филармонии. А подполковник Х.Ханаян, один из лучших дирижеров Военно-оркестровой службы армии, обучал студентов института особенностям и приемам работы с музыкальным коллективом при исполнении гимнов, маршей, строевых песен.
Класс игры на духовых инструментах Иосиф проходил у профессоров Н.Цыбина (флейта), В.Солодцева (валторна), М.Табакова (труба) и доцента А.Седракяна (тромбон). Имя последнего из них осталось в истории отечественной музыки благодаря и уникальной находке, которую он совершил. В сфере интересов Седракяна было творчество композитора Римского-Корсакова – он изучал собрания документов в архивах, горы нот в частных коллекциях известных исполнителей, рылся в заброшенных книгохранилищах, куда отправляли предназначенную к переработке списанную из различных библиотек литературу. Однажды Седракяну сообщили, что в Ленинграде, на чердаке одного из домов в центре города, случайно обнаружили свалку… старинных бумаг – писем, нот, альбомов, каких-то брошюр. Исследователь срочно отправился в командировку на берега Невы. Сутками он находился на этом чердаке, разбирая и просматривая документы. И ему повезло: среди бумаг он обнаружил ноты не известного до тех пор концерта для тромбона и духового оркестра Н.Римского-Корсакова. Вернувшись в Москву, Седракян передал находку лучшему из своих воспитанников, И.Манжуху, поручил оркестровать ноты, а затем и продирижировать на концерте выпускников Института в Зале имени П.И.Чайковского.
С этим произведением у И.Манжуха связано немало, скажем откровенно, грустных воспоминаний. На последнем курсе института он много занимался у преподавателя профессора Е.Макарова. Под его руководством Иосиф инструментовал дипломные работы: фрагмент “Полтавский бой“ из оперы Чайковского “Мазепа“ и “Пассакалию“, автором которой был сам Макаров. Перед самым экзаменом профессор рассказал Манжуху, что услышал недавно на каком-то концерте еврейскую музыку – симфониетту “Фрейлекс“ композитора М.Вайнберга. Макаров был поражен красотой этой музыки, он посоветовал Иосифу подготовить симфониетту в качестве дипломной работы. И дал домашний адрес автора произведения: надо было забрать партитуру. Манжух отправился на Цветной бульвар, в старый кирпичный одноэтажный дом напротив Еврейского театра. Когда он вошел в квартиру, то увидел на стене большой портрет С.Михоэлса. Понял, что оказался в доме совсем недавно убитого в Минске гениального актера. А М.Вайнберг, как пояснила вдова, был зятем этой семьи…
Над партитурой Иосиф работал день и ночь. Подготовив все партии, он показал плод своих усилий профессору Макарову и дирижеру Панфилову, в оркестре которого играл во время войны, - он теперь вновь служил в Москве. Оба высоко оценили работу Манжуха, и посоветовали представить ее как дипломную. Но… вмешалось высокое армейское музыкальное начальство, категорически запретившее исполнять “крамольную“ еврейскую симфониетту в военном институте. Диплом спас концерт для тромбона с духовым оркестром Н.Римского-Корсакова. К сожалению национальный вопрос помешал и становлению его карьеры в Москве. Узнав, что С.Панфилов собрался ходатайствовать оставить Манжуха в Москве, руководители музыкальной службы Московского военного округа, возмутились. В результате Панфилова вызвали “на ковер”, пригрозив в беседе «служебной немилостью», а Иосиф отправился в войска.
…Первым местом службы, молодого лейтенанта Манжуха, оказался 12-й гвардейский пехотный полк 5-й гвардейской дивизии. Дислоцировался он в городе Гвардейск Калининградской области. Приехал он с женой Мирой и с маленькой дочерью, с одним чемоданом в руках. Но сразу же приступить к работе в оркестре не удалось – оркестра просто не существовало. В разговоре с полковником Ц.Гореликом, героем боев в Сталинграде, где он командовал ротой бронетанковых ружей, выяснилось: должности согласно штатному расписанию занимают… футболисты и другие спортсмены. Музыканты отсутствовали. Пришлось Иосифу, прежде всего, заняться комплектацией оркестра. Договорился с начальством, что на должности сверхсрочников привезет профессионалов – музыкантов из оперного театра города Саранска, который недавно был закрыт. 13 человек с семьями и инструментами – в том числе отец Манжуха и его брат Владимир – вскоре прибыли в Гвардейск. В свободное от службы и репетиций время “сверхсрочники” ремонтировали выделенные под жилье 13 брошенных домов. А дирижер оркестра тем временем объезжал подразделения 5-й дивизии: искал солдат срочной службы, обладающих музыкальными способностями. Потом на специальных занятиях Манжух готовил из них резерв для своего коллектива.
Прошел год, и усилия дирижера и музыкантов принесли плоды. На окружном конкурсе в Риге оркестр - занял 1-е место и завоевал приз – «Бунчук». А в 1951-м в дивизии прошла инспекторская проверка. Побывал в Гвардейске и командующий Прибалтийским военным округом маршал И.Х.Баграмян. Всем было известно, что он страстно любит духовую музыку. Потому Манжух и его коллектив подготовили для концерта Торжественную увертюру Чайковского “1812 год”, фанфарный марш С.Чернецкого “Слава Родине”, армянский танец А.А. Спендиарова “Пастух-чабан”. Маршал остался доволен. Пригласив к себе дирижера, поинтересовался, в чем нуждается оркестр. Волнуясь, лейтенант Манжух перечислил: мол, необходим новый комплект инструментов для духового оркестра, также комплект инструментов для недавно созданного ансамбля русских народных инструментов, нужна парадная форма с фуражками, золотыми ремнями и белыми перчатками – оркестр не может выступать в кирзовых сапогах, а солдаты - в обмотках. Баграмян отдал необходимые распоряжения начальнику вещевой службы округа. Проверил маршал выполнение своего приказа через какое-то время на репетиции парада по случаю приезда в Калининград Н.Хрущева, потребовав вывести оркестр к трибуне. В прекрасном обмундировании, с начищенными до блеска инструментами, с бунчуком и литаврами, музыканты заиграли вступление к русской песне “Недаром помнит вся Россия про день Бородина…”.
В 1959 году Манжух получил новое назначение – в столицу Литвы. Думаю, он прекрасно понимал, какие перспективы для творчества перед ним открываются в городе, где есть и музыкальное училище, и консерватория, где живут и трудятся десятки композиторов и профессиональных исполнителей. Приняв оркестр дивизии в плачевном состоянии, Иосиф осознал: многое здесь придется менять, а, прежде всего, следует, по возможности, обновить состав коллектива, ввести новые инструменты, значительно расширить репертуар за счет лучших произведений литовской музыки. В осуществлении поставленных перед собой задач дирижер добился замечательных результатов.
За 3 года моей службы воспитанником в оркестре И.Манжуха к нам дважды с инспекторской проверкой приезжал начальник Военно-оркестровой службы Советской Армии генерал-майор Н.Назаров. Почему так часто? Видимо, никак не мог понять, что же помогло молодому дирижеру столь быстро вывести заурядный прежде оркестр в число лучших в округе. Инспектора из Москвы удивил состав нашего коллектива. Уже тогда Манжух создал группу саксофонов, новаторски опередив время, – повсеместно в армейских оркестрах эти инструменты стали вводить лишь в середине 70-х годов. Появились у нас в составе фагот и гобой и, что удивляло тогда специалистов, виолончель, скрипки и контрабас. Они вносили в исполнявшуюся музыку дополнительные краски и очень хорошо сочетались со звучанием духовых инструментов. Музыкантов у нас было более 30, что позволяло играть очень сложные произведения, что было раньше под силу только штабным оркестрам с значительно большим, по сравнению с дивизионным, штатом. Поразился генерал и другим новшествам, автором которых был дирижер. Например, новизне аранжировок уже известных композиций, придававших им свежее и оригинальное звучание. Или впервые показанное при выступлении духового оркестра на открытой площадке театрализованное, говоря современным языком, дефиле-шоу – музыканты, исполняя мелодии, маршировали, перестраиваясь на ходу в различные фигуры. Каждое движение было продумано и отточено до совершенства. Сегодня все духовые оркестры просто обязаны это делать, а в то время дефиле считалось экзотической новинкой…
А теперь о другой очень важной составляющей деятельности дирижера И.Манжуха в Вильнюсе. Он часто повторял своим подчиненным: “Не забывайте, где мы проходим службу”, считая, что литовская национальная музыка, произведения местных композиторов должны занимать в репертуаре коллектива почетное место. В оркестре появились талантливые исполнители-литовцы: В.Сирейка(контрабас), В.Жиленес и А.Дигрис(скрипка),В.Каплунас(виолончель), Г.Стравинскас (флейта), И.Муллер и И.Гуогис (кларнет), А.Янцикявичюс (саксофон), Э.Ганусаускас (гобой), З.Якученис (фагот),А.Мингела (труба). С их помощью Манжуху удалось близко познакомиться с некоторыми местными композиторами и музыкантами и привлечь их к сотрудничеству.
Следует отметить и других музыкантов оркестра, прекрасно владеющими своими инструментами: трубачей-В.Манжуха, С.Дичковского,В.Казарина,флейтиста- Г.Асса,саксофонистов-И.Сапрыгина,И.Манжуха,Э.Стонкуса,баритониста-С.Василяускаса,кларнетисов-В.Финогина,В.Романова,Б.Шапиро, валторнистов-А.Воробьева и С.Грищенко,тромбонистов-В.Глушкова,Г.Ветрова,Э.Кобзева,С.Нарушкевича,тубис тов- В.Симоненко,А.Рыбакова.(пусть меня простят кого я не вспомнил).
Был у нас еще и свой «домашний композитор» -Н.Бутко, который просто превосходно писал музыку для оркестра русских народных инструментов Кстати, кроме духового и эстрадного оркестров, у нас был и оркестр русских народных инструментов. С этим коллективом мы объездили с концертами не только всю Литву, но и соседние районы Белоруссии. Почти все музыканты в оркестре владели двумя инструментами. Я сам тоже освоил балалайку-секунду, и совсем неплохо играл на ней.
У нас служил профессиональный композитор Ю.Иозапайтис, который, занимался в Литовской консерватории по классу композиции, и писал пьесы и марши для коллектива. Ныне он популярный композитор, творчество его увенчано многими призами и наградами. В 1974 году стал победителем конкурса вокальных произведений. Четыре года спустя как автор лучшей симфонии получил республиканскую Государственную премию. В 2001-м отмечен премией Союза литовских композиторов за лучшие работы года. Через год он – лауреат Национальной премии Литвы. В 2004-м на международном конкурсе “Симфония Балтики” в Риге завоевал первое место за песню “Башня Контрапункт”…
Сотрудничали с Манжухом и известный уже тогда, солист Литовского театра оперы и балета - В.Прудников (бас), заслуженный артист Литвы, профессор консерватории С.Вайнюнас, профессор Т.Макачинас и заслуженный деятель искусств Литвы Б.Горбульскис. С последним из них у Иосифа Моисеевича установились особенно теплые отношения. Горбульскис, автор оперы, пяти оперетт, двух симфоний, более десятка концертов для отдельных инструментов с оркестром, свыше 250 эстрадных песен (с 1960 года он даже был председателем Секции легкой музыки при Союзе композиторов республики), произведений к театральным постановкам и радиоспектаклям, много писал для духовых оркестров. Два его сочинения - “Молодежная увертюра” и “Сюита для духового оркестра” – впервые были представлены слушателям в исполнении оркестра Манжуха. Кстати, нашему коллективу предложили – и это яркое свидетельство высокого профессионального уровня музыкантов и дирижера, авторитета оркестра в республике – записать ряд произведений этих трех композиторов (из нашего репертуара!) на литовском радио. Оркестр был желанным гостем и на республиканском телевидении.
Впрочем, о высоком исполнительском уровне оркестра хорошо говорит даже простой перечень некоторых сложнейших сочинений, которые постоянно звучали на наших концертах в Вильнюсе и других городах республики. Это – “Неоконченная симфония” Ф.Шуберта, “Органная токката и фуга” И.С.Баха, симфоническая поэма “Влтава” Б.Сметаны, Рапсодия на литовские темы для скрипки с оркестром С.Вайюнаса, “Праздничная увертюра” Т.Макачинаса, Увертюра к опере “Сорока-воровка” и некоторые другие произведения Д.Россини, Финал 4-й симфонии П.Чайковского, “Славянские танцы” Д.Дворжака…
Еще одно огромное достижение Иосифа Моисеевича в том, что ему удалось привлечь к совместным выступлениям со своим коллективом известных в то время, музыкантов-исполнителей. Начало этому положил лауреат Всесоюзного конкурса исполнителей на духовых инструментах тромбонист М.Дубирный. А потом много раз выходил на концертную сцену вместе с оркестром блестящий скрипач, заслуженный артист Литвы, профессор консерватории А.Ливантас. Он учился в Москве в классе знаменитого Д.Ойстраха, приехав в Литву стал концертмейстером Театра оперы и балета и оркестра филармонии, преподавал в Каунасской и Вильнюсской консерваториях. Ливантас солировал при исполнении Рапсодии на литовские темы для скрипки с оркестром С.Вайнюнаса.
На протяжении всей службы И.М.Манжуха в Вильнюсе на посту военного дирижера дивизии его коллектив постоянно занимал первые места на окружных конкурсах. Оркестр участвовал в ежегодных фестивалях песни в парке “Вингис” – там было огромное поле, где размещались тысячи хористов. Музыканты были частыми гостями на фабриках и заводах – с концертами коллектив побывал практически во всех городах Литвы. После выступлений в дивизию всегда приходили хвалебные отзывы и благодарности за шефскую работу от ЦК КП республики, министерства культуры, местных партийных и советских органов, от общественных организаций. В эти годы в Вильнюсе не проходило ни одного политического мероприятия, парада или демонстрации, в которых не участвовал бы со своим коллективом И.М.Манжух. Его вклад в развитие музыкального – в том числе и национального, литовского – искусства был по достоинству оценен в республике: в 1962 году ему присвоили звание заслуженного артиста ЛитССР…
В 1969 году произошли всем памятные события на острове Даманском, что привело к резкому ухудшению советско-китайских отношений. Министерство обороны СССР приняло решение перебросить в этот район личный состав дивизии из Вильнюса. Вместе с оркестром (с собой не взяли только воспитанников коллектива) и Манжух прибыл на новое место службы в город Белогорск, расположенный в 108 км от Благовещенска. Как это всегда было и раньше, Иосиф Моисеевич быстро добился, чтобы оркестр, продолжая старые традиции, выдвинулся на лидирующие позиции в Дальневосточном военном округе, стал желанным гостем на концертах для жителей городов и поселков Хабаровского края. Пример И.Манжуха – еще одно подтверждение старой аксиомы: незаурядный талант, в каких бы обстоятельствах он ни оказался, обязательно будет замечен и оценен. Не прошло и года, как его, военного дирижера дивизии, решением командования и политотдела округа назначили начальником и художественным руководителем Ансамбля песни и пляски ДВО. В 2009-м в Вашингтон, домой к Иосифу Моисеевичу, поступило письмо из Хабаровска. Нынешний начальник коллектива К.Милешкин поздравил ветерана военной музыки с 70-летием ансамбля и подчеркнул: он стал одним из ведущих в России и Дальневосточном регионе, благодаря традициям, заложенным Манжухом – блестящим дирижером, отличным хормейстером, и талантливым организатором.
Иосиф Моисеевич прослужил на Дальнем Востоке до 1977 года. Выйдя на военную пенсию, он вернулся в Вильнюс – город, где особенно плодотворно работал в музыке. Манжуху предложили сложное дело: возглавить детский духовой оркестр при Дворце культуры завода «АУШРА». И тут проявились новые грани его таланта. Он оказался умелым педагогом и воспитателем подростков, сумевшим привить ребятам настоящую любовь к искусству. И это сказалось: через несколько лет оркестр “зазвучал”. Все чаще коллектив стал давать концерты перед рабочими завода, в клубах предприятий города, а затем и за пределами республики. В 1979 году в ходе гастролей, организованных комсомолом Украины и Литвы, оркестр проехал с концертами по Одесской области, всюду встречая восторженный прием. Удостоился детский коллектив Манжуха и чести выступить на Декаде культуры и искусства Литвы в Москве, на ВДНХ СССР. Кроме того, Иосиф Моисеевич преподавал в музыкальном училище и руководил здесь студенческим духовым оркестром.
…Живет там, в Америке, удивительный человек Иосиф Моисеевич Манжух, в судьбе которого отразились события истории послевоенной армейской музыки. Несмотря на постигшую его семью трагедию (преждевременно ушла из жизни старшая дочь Светлана), он продолжает служить делу: пишет музыкальные произведения, инструментовки, главы будущей книги воспоминаний, выступает в концертах. И настойчиво осуществляет самое главное для себя – занимается с внуками. Их четверо. Все они учатся музыкe, но действительно способным к творчеству проявил себя Арик. Потому все внимание дедушки отдано ему: с прошлой осени Иосиф Моисеевич сам учит внука.
Прочитал я об этом в письме и подумал: быть может, осуществиться мечта моего Учителя, и через какое-то время вырастет из Арика настоящий музыкант. И тогда продолжится династия Манжухов, людей посвятивших себя творчеству.
Борис ТУРЧИНСКИЙ,
преподаватель консерватории
Петах-Тиква (Израиль).