Показано с 1 по 4 из 4

Тема: "Александр" Генделя в КЗЧ 15 сентября 2014 года

              
  1. #1
    Старожил Аватар для Дискограф
    Регистрация
    08.11.2010
    Адрес
    Тула
    Сообщений
    1,214
    Записей в дневнике
    63

    По умолчанию "Александр" Генделя в КЗЧ 15 сентября 2014 года

    На сцене Концертного зала имени Чайковского 15 сентября прозвучала опера Генделя "Александр".
    У меня сложное отношение к тому, что я услышал вчера. С одной стороны, огромный успех исполнения отрицать невозможно. Более того, он вполне заслужен. С другой стороны, меня далеко не все удовлетворило в исполнении и прежде всего в исполнителях. Так иногда бывает, когда не самые лучшие части по отдельности составляют впечатляющее целое.
    Начну с этого самого целого. Тут надо сделать большой и отдельный респект дирижеру. Ни на секунду не покадло ощущение, что музыкальным потоком управляет уверенная и чуткая рука. Оркестр под управлением Георге Петру звучал очень аутентично, что вполне понятно при использовании редких инструментов. Чувствовалась ансамблевая сыгранность и точность в мелких деталях. За всю трехчасовую оперу я заметил всего одно легчайшее расхождение с Дилярой Идрисовой. Другое дело, что не было каких-то тембральных откровений, но это неудивительно при столь скромном оркестровом составе, состоящем всего из 24 человек, причем группа валторн используется только в первом и третьем актах, а основная нагрузка - огромная - выпадает на струнников и чембало.
    Несколько угнетала однообразность и монотонность музыкального материала. В опере полностью отсутствует хор и фактически нет ни одного дуэта (два маленьких момента совместного пения двух сопрано - не в счет, как и очень скромные по продолжительности и форме финалы первого и третьего актов). Подавляющее большинство арий имеют традиционную форму da capo, причем без вариативности изложения крайних частей. К такой стилистике надо было приспособиться, не всегда она радовала слух. Но такова была эстетика начала 18 века...
    Говоря об исполнителях, я бы не стал раздавать всем сестрам по серьгам. И вообще я был разделил голоса в этой опере на живые и мертвые. Как нетрудно догадаться, к последним я отношу контртеноров. Всех трех, невзирая на разницу в иерархии и имеющихся регалиях. Василий Хорошев звучал крайне задушенно и глухо. Временами в центральном регистре он не мог перекрыть звучание отнюдь не плотного оркестра. Согласен, что в единственной арии, прозвучавшей почти в самом конце оперы, он прыгнул выше головы. Данные у него более чем средние. Наибольшее впечатление оставил его бархатный темно-бордово-свекольный костюм, а также точечная серьга в ухе. Хавьер Сабата несомненно является певцом иного ранга, но моего восторга не вызвал. Колоратурные способности у него на уровне, но впечатление портило глухое звучание нижнего регистра. И кроме того, нельзя обойти вниманием некую нарочитость и манерность его сценического поведения, что при наличии семенящей походки, женского голоса и внешности мачо создавало некоторый неприятный эффект. Подобного эффекта не возникало при пении Ценчича, но не было и восторга. Я слушал певца впервые живьем и ожидал чего-то совершенно иного, уж слишком его превозносит пресса и некоторые любители музыки барокко. На деле вновь оказался налицо глухой нижний регистр. Диапазон голоса тоже не поразил воображение. Вообще голосу явно недоставало полетности. В наилучшем виде была только подвижность. Сценическое поведение было в пределах дозволенного, если не считать бутылки водки в сцене опьянения на пиру...
    Подводя эту критическую черту, я сделал для себя однозначный вывод: контртенор как тип голоса является насквозь искусственным и мертвым изначально. Сплошное головное звучание предполагает отсутствие нормального вибрато и тембрального богатства обертонов, создаваемых грудью. И если уж у одного из двух самых раскрученных контртеноров современности столь неяркий верхний регистр, то я вообще не вижу предмета для восхищения этим типом голоса, основные черты которого - блёклость и придушенность звучания. Надо понимать, кастрат и контртенор - далеко не одно и то же. Второе - всего лишь эрзац-заменитель первого. Да, наличие контртеноров дает возможность прикоснуться к барочной музыке. Но, может быть, женские голоса были бы в кастратных партиях более подходящи?
    Предвижу град гневных несогласий и отповедей. Но вопрос действительно неоднозначный.
    Для меня существуют только три исполнителя в этом амплуа, оставляющие положительное впечатление: Йохен Ковальски, Дерек Ли Рейджин и Пол Эссвуд. Список исчерпывающий. И далекий от современности.
    Остальных четырех участников вчерашнего исполнения я отношу к группе живых голосов. Все они разного качества и калибра, но они именно живые и они ЗВУЧАТ. Чисто вокально неплохое впечатление оставил бас Павел Кудинов. У него в партии есть очень трудные арии, с которыми он технически справился более чем квалифицированно. Голосу, может быть, не хватало насыщенности, но от барочного колоратурного баса этого требовать проблематично. Однако в его исполнении было две ложки дегтя, одна - большая, другая - чуть поменьше. Верхом дурновкусия мне показалось вставлять в выходную арию Клита разухабистый фрагмент из русской народной песни, сопровождаемый к тому же натуральной присядкой. На фоне музыки Генделя это выглядело дико и нелепо. Второй момент связан со сценой ссоры на пиру, когда Клит-Кудинов чуть ли не в буквальном смысле рвет на себе рубаху, то бишь манишку со смокингом, в худших традициях подгулявших отечественных купчиков. Оба этих момента попахивали дешевой провиницальностью...
    Тенор Хуан Санчо порадовал приятным уверенным голосом хорошего тембра. Конечно, диапазончик у него не ахти какой замечательный, но ведь во времена Генделя тенора обитали на оперных задворках, дальше моржовых партий их не пускали. Свою арию в первом акте он исполнил уверенно и достаточно точно. Голос ровный, звучный (куда более звучный, чем у всех трех контров) и, можно сказать, красивый. Даже некий налет латинского тембра можно было расслышать. Партия тенора по объему невелика, но спета вполне достойно и нареканий не вызвала ни в каком отношении.
    Для меня реальными героинями вечера стали две дамы.Вот тут был полный восторг. Все было великолепно, начиная с концертных платьев, перемененных в антракте представления, до собственно вокальной части.
    Диляра Идрисова до этого вечера мне была совершенно неизвестна. Поначалу голос ее показался чересчур субреточным и маленьким по объему. Но по мере развития действия субреточность благополучно исчезла, уступив место небольшому, но достойному лирическому голосу, очень подвижному и приспособленному для исполнения генделевских рулад. Надо сказать, что Гендель наиболее красивые в музыкально-ритмическом отношении арии написал именно для партии Лизауры. Именно ей достались эффектные минорные арии мести и в ритме сицилианы с легкими синкопами. Традиционно-мажорные арии также были исполнены отменно. Самое главное, все было очень стильно и точно. Голос Идрисовой очень подходит под определение "инструментальный", при этом речь не идет о какой-либо механичности. Певица в этот вечер снискала вполне заслуженный успех, с которым ее можно только поздравить.
    И совершенный восторг вызвала Юлия Лежнёва. Тут применимы все самые лестные эпитеты. Когда пару месяцев назад я услышал ее исполнение арии Елены Tanti affetti из "Девы озера" Россини на юбилейном концерте в честь Елены Образцовой, я сделал однозначный вывод, что в этом фрагменте рядом с ней не стояли ни Катя Риччарелли, ни Джун Андерсон, настолько шедевральным было это пение. Я боялся, что первое соприкосновение с живым голосом певицы разобьет это первое восторженное впечатление. Мои опасения оказались напрасными и полностью беспочвенными. Перед публикой предстала 24-летняя сформировавшаяся примадонна с экстраординарным голосом и не менее экстраординарной выучкой. Поразило всё: тембр, объем голоса, безупречный контроль над дыханием, феноменальная подвижность, изумительная способность выпевать мелкие украшения, великолепная трель. И при этом полное спокойствие и уверенность. На сцене находилась предстала реальная звезда мировой оперы если не настоящего, то уж самого ближайшего будущего совершенно точно! Подобные голосовые достоинства просто удивительны в этой маленькой хрупкой девушке. Воистину мал золотник, да дорог! На партию Роксаны пришлись самые головоломные вокальные украшения, каскады рулад, быстрые последовательные трели и прочие вокальные "жуткости". Все было исполнено легко и непринужденно. За этой непринужденностью - огромный труд и огромное дарование. Мы услышали певицу, которую поцеловал Боженька.
    Если кратко подвести итог всему, написанному выше, то общее впечатление, конечно, положительное. Стакан, что называется, полон более чем наполовину. Были минуты настоящего восторга, были и проходные моменты. Но все же на меня лично исполнение "Геркулеса" полтора года назад произвело большее впечатление.
    Тем не менее, хочется выразить огромную признательность всем исполнителям, поспособствовавшим нашему приобщению к одному из шедевров эпохи барокко. Что ж, теперь с еще большим нетерпением будем ожидать концертного исполнения "Альцины", которое намечено на начало 2015 года...

  • #2

    По умолчанию Re: "Александр" Генделя в КЗЧ 15 сентября 2014 года

    Спасибо, что поделились впечатлениями. Я слушала только трансляцию, но впечатления очень близкие. Оркестр и Лежнева - очень понравились, фантастически достоверны.

  • #3

    По умолчанию Re: "Александр" Генделя в КЗЧ 15 сентября 2014 года

    Спасибо! Была. Юлию слышала и раньше, с Вами полностью согласна. Но, открытием для меня стала Идляра. Просто не могу понять, почему я не слышала ее ни когда она училась, ни потом. Это было незабываемо!

  • #4
    Старожил Аватар для Дискограф
    Регистрация
    08.11.2010
    Адрес
    Тула
    Сообщений
    1,214
    Записей в дневнике
    63

    По умолчанию Re: "Александр" Генделя в КЗЧ 15 сентября 2014 года

    Да, Диляра выступила прекрасно. Никаких комплексов от прямого сравнения. Пела очень достойно. И держалась превосходно. Вероятно, это было ее первое исполнение "Александра", о чем свидетельствовали периодически использовавшиеся ноты. Но это мелочи, ведь само исполнение было превосходным.
    Обеих девушек хочется слушать и в будущем.

  • Похожие темы

    1. "Музыкальные жемчужины Европы", Особняк купца В.Д. Носова, 5 марта 2014 года
      от Златта в разделе События: анонсы и обсуждения
      Ответов: 14
      Последнее сообщение: 07.03.2014, 02:28
    2. Ищу ноты Пьяццолла "Времена года", "Забвение" и "Libertango" для скрипки и фортепиано
      от EugeneK в разделе Поиск книг и других печатных материалов о музыке
      Ответов: 5
      Последнее сообщение: 12.01.2014, 14:01
    3. Ищу арию Вивальди, "Gellido in ogni vena" и арию из "Ринальдо" Генделя, "Cara sposa"
      от Мирелла в разделе Поиск нот для вокалистов
      Ответов: 1
      Последнее сообщение: 19.12.2010, 14:26
    4. "Ацис и Галатея" Генделя в Питере в "Театре на Литейном"!
      от Monstera в разделе Опера и вокал / Музыкальный театр
      Ответов: 4
      Последнее сообщение: 23.07.2010, 14:49
    5. Ответов: 284
      Последнее сообщение: 11.09.2007, 00:11

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100