Организация и проведение работ в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории , 2017 год, фортепианный участок.
Возможность помощи, совместного размышления с теми , кто поддерживает учебный процесс в музыкальных заведения в России, подвигла меня на открытие этой темы.
Следовало бы начать с того, что все вышесказанное было бы невозможно, если бы не непосредственное участие директора школы, профессора , пианиста В.В.Пясецкого, который лично участвовал во всех мероприятиях по организации восстановления и обслуживания фортепиано, прямо либо косвенно, находя время и материальные возможности для реализации всех проектов, от закупки запчастей, до координации действий всей вертикали , от настройщика до преподавателя и технических служб, во имя поддержания достойного уровня уровня учебного процесса в школе.
Именно его искреннее чувство , радение за судьбу школы заставило меня взяться за работу.
Изначальные сложности вхождения в казалось, привычную среду сейчас, через пол года интенсивной работы, имеют осязаемый период конечный.
В начале работы занимался несколькими направлениями, связанными с обслуживанием фортепиано.
1. Систематизация сведений о парке фортепиано, сверка номеров, описание состояния каждого инструмента.
2. Работа с настройщиками, распределение обязанностей, организация времени для работы
3. Организация ремонта оборудования в мастерской, закупка инструментов, материалов для работы.
4. Подготовка кадров настройщиков для работы в ЦМШ.
5. Регулярные обходы и проверка состояния фортепиано в школе , интернате, залах
6. Осмысление направлений и практическое обслуживание концертных залов в режиме учебном и концертном.
7. Отбор первоочередных задач в обслуживании и ремонте фортепиано, с плановым восстановлением всего парка фортепиано.
8. Организация взаимодействия между преподавателями, учениками и настройщиками для скорейшего выявления и устранения дефектов.
Итак, пункт первый :
1. Систематизация сведений о парке фортепиано, сверка номеров, описание состояния каждого инструмента
Данная задача является сложной и многоуровневой, она была поставлена директором до начала моей работы и является статистической основой для понимания восстановительного и обслуживающего процесса.
По сути это - паспортизация фортепиано и думаю, данная опция вскоре будет освоена всеми музыкальными заведениями в России.
Стандартный формуляр мы разработали , но при заполнении его настройщиками встретились с проблемвми, которые еще ждут завершения.
При наличии около полутора сотен фортепиано с историей до ста лет ( в основе стоят инструменты 10- 15 летние ), оформление описания состояния и истории отдельного фортепиано требует сложной многоуровневой подготовки или знаний, а потому с первых попыток заполнение анкет было неполным.
В течение месяца мною были переписаны все фортепиано в школе, выявлены несостыковки с данным в ведомостях.
Далее я буду перемежать описание организационных мероприятий с практическими, поскольку подробный рассказ о полугодовой работе занял бы несколько дней
Кроме организационно- учетных работ, основная часть моей работы пришлась на концертные залы и.. затыкание дыр, коих установлено было изрядное количество.
Первым делом было мною установлено, что в концертных роялях во всех залах ЦМШ не работали увлажнители , " демпчейзеры", дорогие установки, поддерживающие климат прежде всего для деки роялей.
Они были выключены несколько лет назад и последствия этого были достаточно разрушительными.
Нет худа без добра, именно установление дефектов от неприменения увлажнителей, подвигло директора школы В.В.Пясецкого, на организацию регулярного обслуживания этих приборов.
К слову, при их регулярной работе в течение отопительного сезона , стабилизируется строй , что позволяет более длительную игру с меньшими потерями по настройке.
Здесь добавлю , что настройщик фортепианных классов, Л.В.Шуров долгие годы сам обслуживал увлажнители на своем участке и у него нет ни одной трещины в деке и футоре и других частях роялей !
Вот это подход настоящего профессионала и пример отношения к работе.
Про обслуживание роялей в концертных залах я заводил на форуме тему, могу лишь повторять, что она огромна и в этом обслуживании важны малейшие нюансы.
Строй, механика, педали , подготовка к концертам и записям, регулировка и интонировка, как следить за внешним видом роялей, банкеток и .. самого зала в целом, расписания, противопоставление усилий дезорганизоционным процессам в расписании занятий и концертов, все следует подробно описывать.
Но ведь важнейшей задачей в школе является поддержка учебных классов и репетиториев, выведение их на уровень, близкий к оптимальному.
вот такой влажностью встретил меня Концертный зал , с отключенными увлажнителями. Обучающе- организационный процесс по использованию увлажнителей сотрудниками школы продлится еще немало месяцев.
Репетитории, главное место для занятий школькиков , встретили меня рваными струнами, годами надвязывающимися, выломанными молотками, залитыми кофе струнами, разбитыми молотками , кое- как бьющими по струнам, тотально скрипящими педалями и это на потрясающих по качеству Петрофах - 135 см, которых в России я до того не видел в продаже.
В первый месяц, пока не пришла подмога в лице Дениса Дельмачинского, пришлось мне вставить 15 струн, около 4 молотков, а потом Денис Евгеньевич , ударным трудом, иногда по 18 ! Часов в день , путем протяжки всего , от рам до механик, регулировки , настройки, интонировки, привел целый этаж в такое состояние, что можно хоть когда , в любой класс приводить любого уровня музыканта и тому будет комфортно заниматься.
Но еще остается вопросы по климату , вентиляции в репетиториях.
Re: Организация и проведение работ в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории , 2017 год, фортепианный участок.
Скажу про "потрясающих по качеству Петрофах", что я их тоже в продаже не видел и не встречал хуже ЦМШ-вской партии с закругленными боковинами. Совершенно невменяемая клавиатура (пианисты меня поймут), местами щелкающие в аграфах струны, из-за чего затруднена настройка. Модераторы, с отслаивающейся словно кожура апельсина краской вместе с фильцем. Достаточно зайти в 420 класс, чтобы понять разницу между нормальным Петрофом, подаренным фирмой (он с табличкой) и 135 см отстоем. Больше подобных экземпляров я нигде не встречал. Скорее всего, это был какой-то неудачный эксперимент, связанный с удешевлением призводства.
Re: Организация и проведение работ в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории , 2017 год, фортепианный участок.
Теперь , небольшое отступление , ретроспективный взгляд .
С 1999 по 2003 гг. я ходил по Москве по учебным заведениям , ведя переговоры с руководителями о размещении мастерской в учебном заведении.
У меня заканчивался срок аренды , а перевоз мастерской , это несколько грузовиков ( 6 Газелей) был неизбежен и давно мое сложившееся мнение, что следует помочь нашему музыкальному образованию, могла быть реализовано.
Я вел переговоры с десятком школ, колледжем, говорил с ректором Гнесинской академии Михаилом Саямовым, с тогдашним директором ЦМШ А.Якуповым, руководством Прокофьевсой, Игумновской, Шебалинской школ, всех сразу не вспомнить.
В 2003 году ЦМШ мы пришли м моим другом -Сергеем Стельмахом. В.В.Пясецкий просил помочь привести в порядок концертные рояли Стейнвей в зале перед конкурсом.
Сроки поджимали, надо было менять молотки срочно, купить их не хватало времени ,а у меня был комплект Абеля, который мы и поставили , за 3 дня , с регулировками, заменами фальшивых и недостающих струн, рихтовками и штифтовками.
Тогдашнее состояние фортепианных классов помню, время было сложное и теперь трудно представить, как тогда содержались и занимались на роялях - парк изношенных инструментов требовал больших восстановительных работ, были сложности и с финансированием, школа готовилась к переезду.
Незадолго перед нашим визитом школа лишилась настройщика - И.И. Домбровского.
В результате в учебные заведения мастерская, с полным набором инструментов и станков и запчастей, с наиболее полным ремонтным опытом , а тогда мы производили в год десятки ремонтов по схеме - новые струны, вирбельбанк, молотки (гаммерштили) любой сложности, впервые позже стали проводить концерты на восстановленных исторических инструментах, не переехала.
Теперь на подобный шаг я бы не пошел, но стало сложнее - мне приходится работать и руководить в двумя мастерскими, одновременно работая над созданием музея.
Вспоминая тот порыв могу сказать, что все возможности и функциональные и административные и правовые для размещения частной мастерской в госучреждени тогда были и есть и сейчас.
Не было воли руководителей , а на уровне заведующих фортепианными отделами и самих пианистов- преподавателей было полное взаимопонимание.
Подобная схема - размещение ремонтной мастерской в музыкальной школе, колледже, это лучшее сочетание учебного процесса и помощи ему.
Только в сфере музыкального образования руководители не осознают практическую невозможность этого сочетания, поскольку громоздкой мастерской, с оборудованием, наемными рабочими у нас весьма сложно выжить и все действующие мастерские выживают прежде всего на внешней отделке, перепродажах инструментов.
Кропотливые ремонты с механиками, штифтовками-гарнировками- мелкой столяркой, частичными заменами колков, постоянной текучкой , понимание акустических задач, поддержка концертной деятельности, все это в комплексе , сфера деятельности из близкого, но параллельного мира для современных мастерских.
В нашей , сложной, но далеко не безнадежной ситуацией с фортепиано в учебном процессе , предстоит еще пройти немалый путь, прежде всего по изменению отношения к качеству фортепиано в учебе у всех , от детей, студентов и их родителей, до преподавателей и руководителей учебных заведений, вплоть до министерств и ведомств, курирующих образовательные процессы .
С другой стороны, практически -ремесленной, еще не пришли в стране к регулярному комплексному обучению многосторонне развитых настройщиков ,с обладанием ремонтных специальностей, а также подготовке механиков, ремонтников узкого профиля.
Чем раньше мы начнем этим заниматься, тем раньше начнутся положительные тенденции с пианино и роялями по всей стране.
Всем участникам музыкального образовательного процесса в России желательно понимать, что ни системы , ни даже близко достаточного количества ремонтников, тем более мастерских, которые могли обеспечить стабильно средний уровень занятий на фортепиано, в стране нет.
Систему придется создавать сейчас ли или перекладывать эту проблему на плечи последующих поколений.
Re: Организация и проведение работ в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории , 2017 год, фортепианный участок.
Продолжу
2. Работа с настройщиками, распределение обязанностей, организация времени для работы.
Конечно, это большая тема.
Зоны нагрузок в учебных заведениях имеют изрядные различия.
Концертные залы, у которых особая нагрузка и ответственность, фортепианные классы, это наиболее нагруженный участок в целом , с особой сложностью во взаимодействии с преподавателями, за ними или рядом, это репетитории, в нашем варианте, это почти все , с пианино, только сейчас вводим рояли, далее , классы камерных ансамблей и концертмейстерские, для духовых, струнных инструментов, арфы, ударных, здесь важно иметь фортепиано стабильно настроенные в камертоне и эти классы , вместе с фортепиано, стоящими в общеобразовательных классах, теоретических, часто используются пианистами, как репетитории.
Нагрузка на настройщиков была распределена достаточно хаотично , особенно контролировались фортепианные классы , настройщиком самым ответственным и самого высокого уровня, далее залы, которые готовили к дорогим ремонтам и там была большая рукотворная проблема с увлажнителями, о чем писал выше. Три зала с 6 роялями настраивали два настройщика и если два зала , самых видовых , старались тянуть как можно тщательнее, зал на Кисловке обслуживался раз в неделю, т,е, совершенно недостаточно.
Этаж репетиториев , с 8 -летними Петрофами обслуживался даже не по остаточному принципу. Заниматься там было можно с трудом.
И здесь я бы описал подробнее.
Мы знаем, что такое недоставленные струны в репах. Это когда молотки пробиваются ы два раза быстрее, когда нет одной- двух струн, это когда после нештифтованных, запущенных капсюлей приходится перегарнировать, когда в целом запускается этаж, годами едва обслуживаемый, далее сложность восстановления повышается в геометрической прогрессии.
Сразу прибавим, что когда репетитории плохо работают, когда там неприятно заниматься, возрастает нагрузка в классах других, в комнатах интерната.
Учебное заведение в обслуживании фортепиано нельзя делить на приоритетные и вторичные по обслуживанию зоны, это ведет к тотальной потерям качества, а забегая вперед, уверен, что и к сложностям в учебном процессе. Если ученикам не на чем или сложно и неприятно заниматься , последствий не может не быть.
Теперь , когда трудности с репетиториями позади, когда прошли многие встречи с учениками, разъяснения и беседы, почему нельзя класть футляры и еду с напитками на пианино и рояли ( в одном из новых пианино замен, например, комплект басовых , струн, очевилно, залитых напитками,) произошли зримые изменения в отношении учеников к инструментам в репетиториях - они стали меньше там есть , чаще заниматься и.. гораздо бережнее относиться к инструментам ! Струны теперь рвут гораздо реже и основная нагруза перешла на слежение за окнами и общим процессом поддержки.
Далее, явно снизились нагрузки на другие классы.
Особым участком является интернат, где десятилетиями складывалась ситуация,что инструменты редко обслуживались, разрушения накапливались десятилетиями и даже сравнительно новые инструменты уже требуют замены десятков струн, а старые многих комплектов молотков и прочих деталей. Что говорить, если в чешских инструментах в некоторых вставлены советские гаммерштили с молотками, можно представить себе степень износа.
Настройщики приходили , по сути, когда хотели. В основно это в воскресенье, во второй половине дня и могли по своему усмотрению переносить время я и дни работы.
На форуме я открыл тему на этот счет :
7 причин работать настройщику в учебных заведениях с утра. http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=111058
Ясно , что эффективнее утреннего регулярного обслуживания придумать сложно, если только не жить на работе.
Оказалось, что эти истины не всем получилось донести. Но теперь , даже в каникулы, мы стараемся приезжать с утра, да и поток машинный в Москве стимулирует это.
Когда настройщики все время на виду, когда о них часто упоминают, это неверно. При отлаженной работе фортепиано нашего брата лучше бы и не слышать
Я надеюсь, что в ЦМШ придет , наконец, такое время , когда все фортепиано будут ровно и исправно служить ученикам , учителям и их слушателям.
Re: Организация и проведение работ в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории , 2017 год, фортепианный участок.
Примеры состояния фортепиано, обслуживания их натройщиками в ЦМШ , это прекрасный повод размышлять о сути нашей профессии, зачем мы в нее пришли.
Два фото со струнами .
На одном видно, что настройщик все время надвязывал порванные струны в дисканте, при наличии новых и его никто не проверял.
Второй вариант с басами совсем не укладывается в рамки анализа ситуации - все настройщики имели доступ к навивальному станку,а в результате получала школа такую работу, когда халтурно сделанную петлю натройщик сажает на один штифт с соседней струной , даже не думая, то штифт может отломиться в будущем и.. это тоже никто не контролирует. Годами.
Ниже фото стертых педалей и их починки мною, одна от концертного Стейнвея, другая от чешского пианино. Этот уровень износа показывает сложность обслуживания роялей.
Здесь я показываю тяжелые, критические точки в деле обслуживания фортепиано настройщиками.
Психологчески это работало в установке настройщиков - нам почти не платят, мы почти не работаем.
Это и приводит к вседозволенности, по сути , к отрицанию профессии, невероятной халтуре, которой не должно было быть , потому.. потому что не должно быть никогда !
Сейчас настает новый период , когда ясно, что если не можешь работать хорошо, по разным причинам, то уходи.
Самое дорогое , что есть у ремесленника. настройщика, ремонтника , это его имя и дав повод и свидетельства о своей халтуре и некомпетентности, трудно годами это исправить.
Но уже создается целый слой как бы настройщиков, которые работают постоянно на вышеуказанном уровне и их работу "берут". Но это уже свойства обывателя, потребителя, если его удовлетворяет подобный уровень, то околопрофессиональные работники будут размножаться.
Re: Организация и проведение работ в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории , 2017 год, фортепианный участок.
Часто встречающийся сдвиг гаммерштилей относительно верхних рычагов фигур.
Это характерно для классов, клторые годами обслуживают настройщики, , которые поправляют в механиках лишь западания и сломы деталей.
Здесь видно, что баоабанчики прорезаны так глубоко, поскольку их не ставили на обе стенки верхнего рычага.
Отдельно о смазке.
Соединение барабанчика и рычага отчаянно скрипит и лишь многократное натирание графитом избавляет надежно от скрипов.
И никаких модных
тефлонов, графит видно , где он держится и где его не хватает.
Re: Организация и проведение работ в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории , 2017 год, фортепианный участок.
В 2017 году около 8-9 месяцев своей жизни я посвятил ЦМШ, Центральной музыкальной школе , по просьбе ее директора В.В.Пясецкого и таким образом были проведены беспрецедентные по объему работы, которые вывели ВСЕ пианино и рояли ЦМШ на качественно другой уровень. Главный показатель учебных заведений- репетитор и, там стояли вме струны , подчинены и вставлены были все молотки , не скрывают ппла ни одна педаль и так , по всей школе .
Одновременно функционировал маленький музей фортепиано , на 5 этаже , а в каменном зальчике интерната мы поставили концертный Беккер, который недавно триумфально играл в Бзк 3 концерта Бетховена.
Для меня распорядок был жестокий подъем в 4.50, в 6.40 в школе, вначале обходил все залы, далее до обеда или дольше , если надо , практически каждый день.
Работало на школу несколько учеников- волонтеров, до 4, школа стала возобновлять даже настройщиков- ремонтников. А потом я ехал в свою мастерскую , в Опалиху и там дорабатывал, готовил фортепиано для будущего музея.
Собственно , я готовился , для работы на два города, потому что понимал , что музей ещё открыть можно , что и произошло через два года в Рыбинске а вот мастерская - это гораздо сложнее.
А мастерская , это фундамент музея.
В тот год мы ещё перевозили огромную коллекцию из " Алмазного мира" , это была почти трагедия мы вывозили около 110 фортепиано, 40-50 тонн крупнейшей экспозиции исторических клавишных , за всю историю России, разные места и для коллекций Любимова, Айду, Зенина и моей это были жестокие дни.
Да , многое осталось невостребовано в столице и стране, особенно мой опыт 30- летнего руководства реставрационной мастерской, умение организовать обслуживание фортепиано в учебных заведениях особым образом .
И теперь я знаю , что если старинным роялем немножко помогать , они сами себе делают концертную карьеру .
Жаль , что наши школьники к ним соприкасаются только во взрослом периоде .
Школу игры и преподавания на исторических клавишных подняли во многом выпускники ЦМШ, преподаватели и исполнители, Любимов , Мартынова, Мартынов , Айду ..и надеюсь , эта традиция возобновится когда-нибудь.
На сцене клуба "Мумий Тролль Music Bar" в Москве 12 марта 2024 года состоялась премьера видеоклипа певицы Лады Мишиной под названием "Просыпаюсь". Это событие входит в проект "Горячая премьера клипа"...
16 марта 204 года состоится Концерт «Вокруг света за 80 нот»
Музыкальный спектакль на 7 языках в одном вечере. 14+
Этот спектакль — концерт объединяет в себе песни на разных языках мира, а также...
Автор elenazharkova (Комментариев: 0)
16.03.2024, 15:59
16 марта 2024 года состоится Новая яркая постановка Театра Аллы Духовой TODES — спектакль «Инзэнайт».
На этот раз Алла Духова предложила зрителю окунуться в мир подлинных шедевров. Картины великих...
Автор elenazharkova (Комментариев: 0)
16.03.2024, 15:58
16 марта 2024 года состоится Концерт «Волшебный оркестр. Продолжение путешествия»
Московский государственный симфонический оркестр
Художественный руководитель и дирижёр — Иван Рудин
Театр...
Автор elenazharkova (Комментариев: 0)
16.03.2024, 15:57
Социальные закладки