-
06.01.2022, 00:49 #1
- Регистрация
- 01.07.2017
- Сообщений
- 2
«Для восприятия искусства недостаточно искренне пережить то чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться..."
Есть такое изречение Льва Выготского: «Для восприятия искусства недостаточно искренне пережить то чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться в структуре произведения – необходимо еще творчески преодолеть свое собственное чувство, найти его катарсис и только тогда действие искусства скажется сполна».
Вопрос: как бы вы объяснили, что значит "творчески ПРЕОДОЛЕТЬ свое собственное чувство"?
Re: «Для восприятия искусства недостаточно искренне пережить то чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться..."
Какие сложные построения... Понапишут, ведь, умники всякие...
А кто бы объяснил ещё — как можно "искренне пережить то чувство, которое владело автором"?? Кто ж его разберёт, что там им владело! Чужая душа — потёмки, пережить чужое чувство нельзя, можно пережить только своё, на свой манер. Уж не знаю, как там насчёт "преодолеть"...![]()














- Регистрация
- 15.09.2013
- Адрес
- Город фонтанов, велосипедов и часов "Ракета" :)
- Сообщений
- 10,332
- Записей в дневнике
- 4
Re: «Для восприятия искусства недостаточно искренне пережить то чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться..."
Нужно пойти дальше собственного чувства, перейти на более глубокую стадию восприятия - пережить катарсис. Правда, если, как рекомендовано выше, почитать дальше, то, по Выготскому, этот катарсис необходим для "экономизации сил и подготовки организма к действию"
![]()
... роль военной музыки сводится вовсе не к тому, что она вызывает боевые эмоции, а скорее к тому, что она, уравновешивая в общем организм в этот критический для него момент со средой, дисциплинирует, упорядочивает его работу, дает нужный разряд его чувству, прогоняет страх и как бы открывает свободный путь для храбрости. Искусство, таким образом, никогда прямо не порождает из себя того или иного практического действия, оно только приготовляет организм к этому действию. Очень остроумно замечает Фрейд, что испуганный человек, когда видит опасность, страшится и бежит. Но полезным, говорит он, является то, что он бежит, а не то, что он боится. В искусстве как раз наоборот: полезным является сам по себе страх, сам по себе разряд человека, который создает возможность для правильного бегства или нападения. И в этом, конечно, заключается та экономизация наших чувств, о которой говорит Овсянико-Куликовский: "Гармонический ритм лирики создает эмоции, отличающиеся от большинства других эмоций тем, что они, эти «лирические эмоции», экономизируют психическую силу, внося стройный порядок в «душевное хозяйство» ( 79, с. 194).
Это не та экономия, о которой мы говорили в самом начале, это не просто стремление избежать всякой психической затраты – в этом смысле искусство не подчинено принципу экономии сил, наоборот, оно заключается в бурной и взрывной трате сил, в расходе души, в разряде энергии. То же самое произведение искусства, воспринятое холодно, прозаически, или переработанное для такого понимания, гораздо более экономизирует силу, чем соединенное с действием художественной формы. Будучи само по себе взрывом и разрядом, искусство все же вносит действительно строй и порядок в наши расходы души, в наши чувства. И, конечно, та трата энергии, которую производила Анна Каренина, переживая вместе с героями романа их чувства, есть экономизацня душевных сил по сравнению с действительным и реальным переживанием чувства.














- Регистрация
- 04.05.2007
- Адрес
- Сидней, Австралия
- Возраст
- 67
- Сообщений
- 19,414
- Записей в дневнике
- 106
Re: «Для восприятия искусства недостаточно искренне пережить то чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться..."
Для исполнения музыки нам совершенно не нужно переживать то чувство, которое владело автором (Мы его не знаем, дежа после скрупулёзного анализа). Нам достаточно пережить собственное чувство, а не механически исполнять написанные ноты.
А слушатель пусть сам переживает то, что ему хочется, независимо от чувств композитора и исполнителя (он их все равно не знает).














- Регистрация
- 15.09.2013
- Адрес
- Город фонтанов, велосипедов и часов "Ракета" :)
- Сообщений
- 10,332
- Записей в дневнике
- 4
Re: «Для восприятия искусства недостаточно искренне пережить то чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться..."
А вообще, пррекрасныйтост...ое предложение не только для восприятия искусства. Ведь сколько раз в реальной жизни приходится преодолевать собственные чувства, чтобы идти дальше! Счастливы, наверное, те, кто считает жизнь увлекательным квестом, компьютерной игрой, в которой поражения не так страшны, да и жизни до поры до времени в запасе ещё остаются. А сам гейм овер всего лишь означает, что просто закончилась эта программа...
Себя преодолеть! Когда б ты мог! Но, ленью
Расслаблен, стариком ты станешь с юных лет;
Чужое и свое, двойное утомленье
Нальет свинцом твой мозг и размягчит скелет.
Эмиль Верхарн
Sturm und Drang !
Re: «Для восприятия искусства недостаточно искренне пережить то чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться..."
Занимаясь различными произведениями и прорабатывая их, я пришла к выводу, что "собственное чувство", это желание сделать интерпретацию той или иной. Творческое преодоление - это, когда нет своего желания. Произведение создаёт себя само, а моя задача быть проводником и свои желания подчинить проведению)
Что такое катарсис такого подчинения? Наверное это сознание бытийности взаимосвязи.
Re: «Для восприятия искусства недостаточно искренне пережить то чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться..."
Если у Вас нет "своего желания", то поручите исполнение музыки Вашему компьютеру. Забейте ноты в музыкальный редактор, нажмите Play и пусть произведение создает себя само, а Вы тем временем и чайку попьете, и щи сварите, и свои желания сэкономите. Тем более, что у компьютера, в отличие от Вас, совершенно отсутствует необходимость "подчинять проведению" свои желания за неимением у него таковых.
Что же касается Вашей формулы "катарсис подчинения - это сознание бытийности взаимосвязи", то каждое слово этого несравненного языкового шедевра заслуживает отдельной бронзовой отливки.
Carthago delenda est.
Re: «Для восприятия искусства недостаточно искренне пережить то чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться..."
Почему-то вспомнился поэт Маяковский, который положил жизнь на то, чтобы наступить на горло собственной песне (то есть, в формулировке топикстартера, "творчески преодолеть свое чувство"), а когда это у него, наконец, получилось, вдруг взял и... застрелился.
Carthago delenda est.
Re: «Для восприятия искусства недостаточно искренне пережить то чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться..."
Помню, как в какой-то беседе о поэзии один мальчик-студент из очень набожной семьи, услышав фамилию Маяковского, уверенно сказал: "Маяковский — плохой поэт". На вопрос, почему он так считает, он заученно ответил: "Потому что он самоубился, а это грех".
Действительно, с чего бы хорошему поэту убиваться? (из серии "хорошая голова болеть не станет")![]()
ﷲ ﺟﻤﻴﻞ ﻳﺤﺐ ﺍﻟﺠﻤﺎﻝ
Каждый человек по-своему прав, а по-моему — нет ©
Похожие темы
-
Завершение неоконченных чужих произведений - это "помощь автору" или "спор с автором"?
от gene_d в разделе Публикации о музыке и музыкантахОтветов: 7Последнее сообщение: 14.09.2015, 20:29 -
Симфоническая музыка "МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТРАНСТВИЯ" - Торжественное закрытие XII международного фестиваля русского искусства "Петербургская осень".
от Софья Журавлёва в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 1Последнее сообщение: 20.11.2013, 20:50 -
Мышление "о" и вербализация восприятия музыки
от Амальтея в разделе Философия и музыкаОтветов: 144Последнее сообщение: 20.06.2008, 10:53 -
удалено автором
от restore в разделе Фортепианная музыкаОтветов: 0Последнее сообщение: 10.04.2008, 12:53
Социальные закладки