Судьба баяна: диалог внутри культуры или конфликт субкультур? Дорогие форумчане! Для затравки – старый, бородатый анекдот. Тот, где обезьяну и прапорщика в целях изучения интеллектуальных возможностей, помещают в разные клетки. (Надеюсь на форуме нету прапорщиков). В каждой клетке – пальма, на ней - бананы. Обезьяна трясет пальму и видя, что ничего не получается, по здравом размышлении ставит ящики, валяющиеся в углу, друг на друга, и дотягивается до бананов. Прапорщик все это видит, но продолжает трясти. До изнеможения. День. Два. Неделю. Трясет. В клетку заходят профессора, отчаявшиеся добиться результата. Спрашивают у прапора – «Ну вы же взрослый человек, видите, не выходит. Ваши дальнейшие действия?». На что он отвечает – «Какие действия?! Трясти надо!!!». Ну так это я о чем, хотите спросить Вы? Я внимательно слежу за всеми дискуссиями вокруг баяна на этом форуме, собственно, я когда-то и завел тут первую тему о нем. И могу заметить только одно, что любая дискуссия, по-сути в дальнейшем вырождается в один вопрос – «баян, это полноценный инструмент или нет?». Но грешен, ранее такая постановка вопроса была и у меня (см. посты anonimus в теме Баян). Ну и тот же вопрос в дальнейшем может, конечно, проецироваться на репертуар, т.е. – полноценный или неполноценный репертуар баянистов. И до конфронтации, что замете, никогда не является проявлением уверенности в себе и подлинной силы. Группа людей волею судеб, лишенная счастливой участи играть на баяне, занимает обычно сдержанно-скептическую позицию, но надо отдать им должное – никогда, или очень редко демонстрируют неприятие баяна, как явления. Но есть другая группа людей – подлинные и бескомпромиссные рыцари баяна, и преданные фанаты авангардной музыки. Вот они-то как раз ищут любой повод, чтобы доказать всем, какой баян замечательный инструмент и как глупо этого не понимать. (Не хочу никого обижать, но такие выводы можно сделать). Третья группа людей вообще стоит на позициях 20-летнего срока просроченности. Ну вы поняли, что я имею ввиду – светит месяц над однозвучно гремящим колокольчиком… А теперь, внимание – вопросы: 1.Возможна ли такая дискуссия в среде напр. пианистов или скрипачей? Фортепиано – это вообще что за инструмент – на нем же невозможно добиться legato? А почему у скрипки только четыре струны, как же играть ниже нотки соль? Возможен ли такой поворот событий, если инструмент в своих выразительных возможностях сопоставим со своими собратьями? Или все же в чем-то несопоставим? 2.Если ареал обитания ценителей баянного авангарда, к которым я себя также могу причислить (с Вашего позволения), гораздо меньше ареала обитания поклонников музыки для таких замечательных и популярных инструментов, например, как кубыз и трембита, то какие можно сделать из этого выводы? Замечу, что на рынке не наблюдалось пока тенденций увеличения потребления не только moderne musik, но и вообще, какой-либо серьезной музыки. 3.Если псевдофольклор, как составная часть баянного репертуара, бывший в широком употреблении еще лет 10 назад, сегодня никто не хочет слушать даже в самых забитых уголках нашей необъятной Родины…? И я могу точно об этом сказать. Если, по-сути своей – это действительно примитив? Наверное, можно и из этого сделать какие-то выводы? Есть ли срединный путь баяна? Общезначимый для всех? От которого отходят плодотворные тропинки авангардного, романтического, фолклорного, гиперкубического, трансцендентального и иже с ними баянных искусств? Или это конфликтующие, непересекающиеся линии, которые не ведут никуда, а только к изоляции? Итак, баян – для диалога внутри общезначимого или конфликта частных мнений? Или просто трясти надо?
Ответ: Судьба баяна: диалог внутри культуры или...
Тяжёлые вопросы,однако........И тема "тяжелосъедающаяся" на форуме "классика".Надо подождать чуток,пока "примитив баянный" надоест на Западе и его перестанут слушать так же,как и в отдалённых уголках России и т.д.А пока слушают........В Америке,Англии,в Средней Европе -поляки "шпарят" весь репертуар народный советских училищ за период 1950 года и до Золотарёва(или Липса.....,что одно и тоже,в смысле периода).Говорю не понаслышке -сам живу в этой средненькой европке....Был у нас А.Дмитриев,умница,виртуоз,профессор и вообще замечательный МУЗЫКАНТ и что......-ну мастеркласс провёл,концерты(2) дал,ну нагнали студентов-классиков,человек 150.Всё!Со стороны почти никого не было....Так обидно мне стало,и "за Державу" и за Дмитриева,и вообще за таких как он баянистов-классиков.Потому что приехал "задрыпаный" итальяшка с программой на итальянские народные песни,с уровнем игры второкурсника музучилища(беру уровень 70гг.-мне ближе,нынешний не знаю) и в зале негде было "яблоку упасть".Тоже самое в залах Европы на наши народные песни творится- "валит" народ,как будто экзотика......А может оно так и есть? Может это нам,русским(советским) надоела своя музыка и давай нам что то иное?И ни причём здесь желание доказать,что баян должен стоять в одном ряду с роялем,скрипкой и т.д.Если в Московской консерватории нет кафедры баяна/аккордеона,а в Парижской есть,то что это означает?Не сами ли мы "принижаем" и инструмент и репертуар его исконный? Всех музыкантов уважаю - сам музыкант со стажем приличным,но ведь кастовость начиная с училища была уже давно: пианисты-это верх,духовики и народники это низ.В середине все остальные.А пусть сыграют "Полёт шмеля" так,как это делает А.Дмитриев! Так что "диалога внутри культуры" не получится,пока не исчезнет у "инструментальной элиты" снобизм и "взгляд сверху" на народные инструменты. А теперь можете меня "кушать",ругать и обвинять ,дорогие эксперты -вы это можете.Почитал я много на этом форуме.Акулы классики!!!
Ответ: Судьба баяна: диалог внутри культуры или...
Ув. Krymskiy! Как автор данного поста кушать, ругать, и обвинять Вас ни в чем не собираюсь. Я задал свои вопросы, Вы высказали свое мнение – в этом суть диалога, как мне кажется. А не конфликта…
Почему лично я считаю, что у обработок нет будущего? Я исхожу из того во-первых, что сам достаточно много концертирую, сижу на всяческих конкурсах и бесконечно наблюдаю за своими студентами. Я вижу, что в музыке подобного рода кроме пустоты и бессмысленного ковыляния по клавишам не содержится ничего. Нечем там трогать человеческую душу, если это является сутью и целью искусства. А мы ведь к этому, наверное, стремимся?
Почему там ничего нету – вопрос несколько в сторону. Есть материал первичный по своим свойствам и есть вторичный. Что я имею ввиду? Можно ли считать отражением души русского народа песню «Светит месяц» или «Валенки», в тех вариантах обработок, как они есть сегодня – как по-Вашему? Наверное, нет. Не душа, а душонка какая-то выходит, (собственно, Шостакович – «Купите бублики»).
Вторичный псевдофольклор, произошедший от городского романса в симбиозе с цыганщиной начинает обрабатываться композиторами, не имеющими никаких представлений о композиции. Насколько это может быть актуально сегодня? Я не знаю. Я не против радио Шансон и маргиналов, но я не хочу множить подобные явления. Скорее сделал бы им небольшое обрезание. А то, о чем идет речь (обработки качества 50-60х годов), находится где-то на соседней полке. Ну, по крайней мере, для меня.
Отступление. Почему-то, когда я слышу о «Валенках» представляется следующая картина. На сцене – хор и оркестр Краснознаменного песни и пляски вдохновенно выводят пЭсню – а позади, на огромной плазме протекает в нескольких скупых зарисовках жизнь маленького, Б-м забытого уездного городка, в котором как эти валенки начали носить в 12-м веке, так и по сей день носят. И не потому, что нравится, а несколько по иным причинам…
И есть другая душа народа. Подлинная. Есть душа в народных скрипичных наигрышах Смоленской области, в донских казачьих думах и песнях, в фольклоре Карпат и т.д. – во всем аутентичном и бережно хранимом; есть подлинно народное у В.Я.Подгорного, есть подлинное у В.Зубицкого , у А.И.Кусякова у В.Семенова. И я за такие корни нашего инструмента, я за такую подлинность. Поскольку она роднит наш инструмент с подлинностью Чайковского, Свиридова, Канчелли, Бартока и многих других композиторов, обращавшихся к фольклору, и за этим будущее. Опять же - на мой взгляд.
Есть лубок и есть икона. И это две большие разницы.
Во-вторых. То что Дмитриев не собрал зал, а итальянец собрал, к сожалению ни о чем не говорит. Ну, мне лично. Значит не теми методами собирали.
А если серьезно - «Gotan Projekt» со своим видением фольклора, (а танго это тоже индивидуальное преломление фольклорного начала, на мой взгляд) задвинул бы любого итальянца всерьез и надолго. Так как в этом есть концепт, креатив и качество. А если еще серьезней – Гренландия опустела бы, если б туда пожаловал Ю.Шишкин – все гренландцы, сколько их там есть,сидели бы в местном концертном зале. И для этого ему бы не понадобилось играть два отделения обработок. Так что все это индивидуально.
Относительно репертуара в Европе могу Вам сказать только как наблюдатель того, что слышу на конкурсах. Коняева, Дикусарова, Репникова слышу, обработки – не слишком часто, в основном от сербов и тех, у кого «наши» педагоги. Хотя, возможно Вы больше «в материале» чем я. Ничего против «неоромантизма» как направления в баянной музыке 60-70 не имею, там действительно много искренности и зачастую это действительно неплохая музыка, которой можно и нужно уделять внимание и играть ее.
А что касается кастовости… Когда-то одна известная немецкая аккордеонистка рассказала мне такую историю: «Когда я только начинала свой путь, я умоляла композиторов написать что-нибудь для баяна, а теперь они умоляют меня сыграть что-то из написанного ими. Когда я только начинала вводить аккордеон в камерный ансамбль, мне приходилось упрашивать других инструменталистов попробовать поэкспериментировать с аккордеоном. Теперь они просят меня сыграть что-нибудь с ними». Как Вы думаете, реально ли добиться такого уважения играя «Полет шмеля»? Даже за 24,345 сек.?
С ув. Schwarzmann
Ответ: Судьба баяна: диалог внутри культуры или...
У баяна есть будущее, потому что для этого инструмента пишут профессиональные композиторы. Думаю, что постепенно тот репертуар, который состоит из работ а ля "звенит колокольчик", будет исчезать из употребления профессионального музицирования, надеюсь на это. Баян очень хорошо вписался как ансамблевый инструмент, причем, в сочетании с классическими смычковыми, духовыми и ударными инструментами. В этом направлении он будет стремительно развиваться. Возможности баяна очень хороши в ансамбле. Он дополняет и расширяет тембральную сторону. При этом тембр баяна "нейтрален" - он может раствориться в тембре другого инструмента. Нюансировака очень тонкая. Короче говоря, это очень современный многоплановый инструмент.
Ответ: Судьба баяна: диалог внутри культуры или...
Сообщение от SCHWARZMANN
Судьба баяна: диалог внутри культуры или конфликт субкультур?...
Прекрасная тема, прекрасное сообщение, спасибо.
Мне приходилось писать на близкую тему в потоке "Какая несправедливость!.."
Насчёт соспоставления со скрипкой и фортепиано,
извините, можно привести цитату? -
Сообщение от DJ Хруст
...
Мне талантливые народники кажутся некой силой, обладающей очень большими волзможностями. Дело в том, что у них нет суперзвёздного классикоромантического репертуара, на котором они могли бы зацикливаться как пианисты, скрипачи или виолончелисты. Виолончелист, если он играет h-moll'ный концерт Дворжака и ещё нечто подобное, то он думает, что он бог и больше вообще ему ничего не надо. А надо лишь только выучить сверхромантическовиртуозноэмоциональносольный концерт и сыграть его публике в 4000 человек, 80 из которых тебе подыгрывают.
У народников нет этой звезданутости. В этом есть отрицательные стороны, но есть и очень важная положительная. А именно "открытость ушей", незашоренность.
Если ты написал необычную, подчас сложную музыку, требующую постижения и нового подхода к инструменту, то, возможно, среди народников больше шанс найти отзывчивых исполнителей, которые не кинут в тебя нотами и смогут пойти на такой шаг.
Должен добавить, что баян представляется мне инструментом, заключающим в себе большое количество возможностей, и полноценный репертуар для него будет увеличиваться. Во Всём мире создаётся много произведений для аккордеона (этот термин на Западе означает и клавишный, но чаще - кнопочный инструмент), а наш баян по техническим возможностям не уступает кнопочному аккордеону других стран.
В некоторых ансамблях, в том числе таких известных, как KlangForum Wien, играют аккордеонисты, и композиторы, которым такой ансамбль заказывает произведение, пишут аккордеонные партии.
Кроме того, для этого инструмента создаются и сольные произведения. Одно из самых известных - секвенция Берио для аккордеона.
У наших баянистов есть, в общем, те же проблемы, что и вообще у наших музыкантов: плохое знание современной мировой музыки. Надо осваивать литературу. Пока всё ограничивается нашей музыкой.
Ответ: Судьба баяна: диалог внутри культуры или...
П.1 Такая дискуссия среди баянистов возможна только потому, что образование баяниста предполагает изучение нескольких инструментов.
Пианисты в большинстве своём не знакомы с другими инструментами и им не с чем сравнивать.
П.2 Что такое кубыз и трембита? Первого слова никогда не слышал, а вторым в советское время вроде какие-то колонки назывались? Поскольку на баяне (при острой необходимости) я могу играть сам, Ваше утверждение о большей распространённости двух указанных Вами инструментов представляется мне несколько сомнительным.
П.3 Когда учился я, этот псевдофольклор нас заставляли играть. Это одна из причин, почему я после окончания консерватории распрощался с баяном.
Ответ: Судьба баяна: диалог внутри культуры или...
Сообщение от DJ Хруст
Мне талантливые народники кажутся некой силой, обладающей очень большими волзможностями. Дело в том, что у них нет суперзвёздного классикоромантического репертуара, на котором они могли бы зацикливаться как пианисты, скрипачи или виолончелисты. Виолончелист, если он играет h-moll'ный концерт Дворжака и ещё нечто подобное, то он думает, что он бог и больше вообще ему ничего не надо. А надо лишь только выучить сверхромантическовиртуозноэмоциональносольный концерт и сыграть его публике в 4000 человек, 80 из которых тебе подыгрывают.
У народников нет этой звезданутости. В этом есть отрицательные стороны, но есть и очень важная положительная. А именно "открытость ушей", незашоренность.
Если ты написал необычную, подчас сложную музыку, требующую постижения и нового подхода к инструменту, то, возможно, среди народников больше шанс найти отзывчивых исполнителей, которые не кинут в тебя нотами и смогут пойти на такой шаг.
Почему же? У народников есть свой собственный репертуар, который они очень ценят и который время от времени пополняют авторы из среды самих народников. Эти сочинения популярны, они исполняемы. Есть ли среди них хоть одно "авангардное"? Очень сомневаюсь.
Ответ: Судьба баяна: диалог внутри культуры или...
Ув. Composer! Баян – действительно имеет уникальное будущее и именно как инструмент камерного ансамбля. Повторюсь вслед за Вами – тембр баяна действительно ненавязчив, имеет огромное количество оттенков, как благодаря тонкости нюансировки так и чисто механически - наличие регистров). Может мимикрировать, подражать тембру и особенностям звукоизвлечения инструментов-партнеров, т.к. в его природе заложено что-то и от струнных и от духовых инструментов. Плюс колоссальные возможности специфически баянных приемов – отдушник, мех и т.д. На разнообразии одних только glissandi можно построить целую пьесу!
Если бы камерный ансамбль пришел на кафедры баяна-аккордеона, польза от этой затеи была бы огромна. Возмем сугубо шкурный интерес, т.е. публику – кто придет на концерт баяниста? Правильно, в основном его же коллеги. А если он будет играть концерт вместе со скрипачем ( флейтистом, гобоистом, виолончелистом…)? Вот то-то же!
Далее – опыт общения с людьми, чьи исполнительские школы насчитывают за своими плечами не одну сотню лет. Неосознанно у тебя начинают вырисовываться совершенно иные горизонты познания, ты начинаешь по-новому смотреть на какие-то вещи – звук, форма, ритм, начинаешь задумываться, а как эти вопросы решаются на других инструментах. Чему поучиться самому, а возможно и осознать, что что-то на твоем инструменте выходит как ни на каком другом. Но – на постсоветском пространстве, за исключением Балтики, идея камерного ансамбля совсем неразвита, а жаль.
Композиторы еще сами не осознали всех благодатных возможностей, которые открывает перед ними баян и современная культурная ситуация. Есть инструмент, есть исполнители, есть масса возможностей и совершенно, ну или почти совершенно отсутствует оригинальный репертуар. Я имею ввиду стабильный, фундаментальный репертуар, который можно бесконечно муссировать и только на него опираться – ведь то, что игралось и почиталось в мире баяна 10 лет назад, сегодня многими исполнителями считается уже безнадежным ретроградством. И это не плохо, а хорошо – в результате зерна отсеиваются от плевел, и остается только жизнеспособное.
Т.е. среди иполнителей-баянистов вы не найдете людей, которые будут вертеть носом, говорить, что они не играют то, не играют это… (и тут я абсолютно согласен с DJ Хруст). Баян сейчас и на долгие годы вперед = повышенный интерес ко всему новому и гарантия реализации самых радикальных, самых безумных композиторских идей. Композиторы – прошу Вас, пишите для баяна!
Через недоверие, через преодоление каких-то штампов, попробуйте написать хотя бы одну пьесу. И вы поймете почему для него стали писать те, кто казалось бы, имел все причины этого не делать – я имею ввиду раскрученность, массу заказов и постоянный интерес со стороны представителей «традиционных» инструментов.
Кстати есть и конкретные предложения – ансамбль баян-флейта call for scores. Если кого-нибудь это интересует, напишите, будьте добры в ЛС, я все подробно расскажу.
С благодарностью и уважением. Schwarzmann
22 января 2025 года состоится Концерт «Татьянин день. Песни о любви. ТенорА XXI века»
Арт-Проект «ТенорА XXI века»
Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония»
Дирижер – Сергей Тарарин...
22 января 2025 года состоится Романс при свечах
Екатерина Смолина (сопрано)
Антон Виноградов (баритон)
Партия фортепиано — Ирина Никонова
Ведущий — Игорь Афанасьев
Вечер «Романс при...
22 января 2025 года состоится Закрытие благотворительного фестиваля «Звезда Рождества»
Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского
Дирижёр — Денис Лотоев
Программа:
I отделение
С....
Социальные закладки