В начале 2-й четверти, на общегородском методическом совещании прозвучала тревожная информация: теоретические дисциплины вытесняются на обочину музыкального образования. В Ульяновской области, например, разрешили отстающим ученикам не посещать сольфеджио и муз. лит-ру, а в Ивановской объявили оные предметы факультативными. Т.е, сами ученики решают, ходить им туда или нет. Нетрудно угадать их преобладающее решение. Но я вовсе не собираюсь плакаться на тему "караул, теоретики в загоне!", тем более, что это уже достаточно обсуждалось в теме "Каково сейчас быть учителем?". Хотелось бы просто спросить: какие предметы в школе, по-вашему, самые главные? И, собственно, почему?
Лично для меня иерархия выстраивается так: сольфеджио, муз. лит-ра, специальность. Сольфеджио потому, что, прежде чем приступать к исполнению незнакомой музыки, ноты надо просто прочитать, т.е. услышать внутренним слухом. Затем проанализировать форму, средства выразительности, образы. По возможности "вставить" произведение в историко-культурный контекст. Если автор известный - рассмотреть произведение с точки зрения имеющейся информации, если нет - по возможности вычислить, "откуда уши растут" (или, как говорят музейщики, атрибутировать). Этим занимается муз. лит. И только после этого можно переходить к исполнению.
Данный алгоритм необходим любому музыканту - неважно, профессионал он и играет в филармонии для массового слушателя, или любитель, музицирующий для себя и своих близких.
Ну и потом уже хор, оркестр, камерный ансамбль - тоже важные предметы, естественно, однако являющиеся скорее "приложением" к специальности, призванном повысить прежде всего качество исполнения.
Последний раз редактировалось boris; 04.01.2008 в 01:30.
Мы расскажем всё, что вы хотели спросить, но боялись узнать.
...Лично для меня иерархия выстраивается так: сольфеджио, муз. лит-ра, специальность. Сольфеджио потому, что, прежде чем приступать к исполнению незнакомой музыки, ноты надо просто прочитать, т.е. услышать внутренним слухом. Затем проанализировать форму, средства выразительности, образы. По возможности "вставить" произведение в историко-культурный контекст. Если автор известный - рассмотреть произведение с точки зрения имеющейся информации, если нет - по возможности вычислить, "откуда уши растут" (или, как говорят музейщики, атрибутировать). Этим занимается муз. лит. И только после этого можно переходить к исполнению.
Данный алгоритм необходим любому музыканту - неважно, профессионал он и играет в филармонии для массового слушателя, или любитель, музицирующий для себя и своих близких...
Уважаемый Stvorchok, то, о чём Вы пишете (вытеснение теоретических дисциплин) - совершенно чудовищный идиотизм. Или вредительство. Потому что это конец музыкальному образованию.
По поводу алгоритма процесса обучения я совершенно с Вами согласна. Только, как мне кажется, "иерархия" и "алгоритм" - понятия нетождественные. Иерархия предполагает различную стоимость составляющих процесса, тогда как алгоритм лишь выстраивает последовательность равных по значению этапов.Для меня совершенно очевидно, что триада "сольфеджио - музлитература - специальность" неразделима, все эти предметы одинаково важны и обязательно должны (в идеале) преподаваться в тесной взаимосвязи. Я давно мечтаю о таких временах, когда все эти предметы будут преподаваться одним педагогом. Конечно, это всего лишь научная фантастика. Но как бы хотелось, чтобы ученик, изучая теоретические постулаты и явления, мог тут же услышать и "пощупать" их на практике, узнавая одновременно о важном музыкально-историческом контексте этого всего... А то ведь сейчас все эти предметы совершенно оторваны друг от друга, программы никак не согласованы. Вот и приходится явочным порядком осуществлять свою "единопедагогическую" мечту. То есть, работая над произведением в классе по специальности, анализировать его с точки зрения теории и сольфеджио, а потом читать развёрнутую лекцию о музыкально-исторических контекстах.
А наша администрация делает упор на "коллективные формы музицирования". Это значит, что в нашей школе главными считаются хор, оркестр и ансамбли, потому что это можно в первую очередь выигрышно показывать. За непосещение хора могут запросто отчислить, за прогулы же уроков сольфеджио или музлитературы - ласково пожурят и погрозят пальчиком. А уж если ребёнок специальность "мотает", то все шишки на педагога, мол, сам виноват. Не заинтересовал, понимаешь! Вот Вам и иерархия!
Любить и плакать от любви не стыдно! Братья Стругацкие.
Хочу вам сказать, что такое уже происходит и в МОскве.
В ДМШ, где занимается мой сын, очень "дружественная" обстановка. Она действительно очне теплая. У моег осына есть несколько друзей, которым разрешили не посещать сольфеджио, лишь бы не бросили школу. Один из-за сольфеджио перестал ходить в музыкалку, так педагог по специальности позвонила, выяснила причину непосещения и сказала, что договорится, что на сольфеджио он ходить не будет.
Правда не знаю, сколько лет так протянется, может в следующем гоуд их попрост со школы. Но таких друзей у нас несколько.
Правда был случай тоже у друзей, когда им сказали, что дочка из-за непосещения сольфеджио не может бльше посещать музкальную школу (она вокалистка). Пришлось оставить школу.
А еще нас вот например не заставляют ходить на хор. Уже второй год никто и не намекает на это. ДА и с оркестром можно договориться, чтобы не посещать
У нас в ДМШ как-то мало прогуливают, почти все дети постоянноходят на занятия. Потому что если прогуливать, то тогда уж совсем бросают. Смысла числиться нет никакого, это же не обязательная общеобразовательная школа.
Родители почти все очень радуются, что дети за скромные 500 руб в месяц так хорошо пристроены, развиваются и по улице не болтаются. В любом другом месте занятия обходились бы намного дороже.
Хор можно вообще не посещать, оркестр тоже реально обойтись редкими визитами (туда, кстати, еще попробуй попади, конкурс), а вот сольфеджио, даже если почти совсем не успевал и не ходил на занятия, то тройку с минусом почти всегда всё равно поставят. Но совсем не посещать, это невозможно, отчислят. По специальности если ученик не ходит и вообще плохо занимается, считается, педагог сам виноват, не заинтересовал.
Если ребенок имеет пятерку по сольфеджио (а таких очень мало, не в каждой группе есть), то родители что бы не попросили, им стараются идти навстречу, эти дети гордость школы
Уважаемый Stvorchok, то, о чём Вы пишете (вытеснение теоретических дисциплин) - совершенно чудовищный идиотизм. Или вредительство. Потому что это конец музыкальному образованию.
Действительно, если, не дай Бог, это произойдёт, это будет КОНЕЦ.
Итак педагогу не успеть сделать на уроке и новый материал, и дом. задание, (которое чаще всего делается на уроке), а теперь ещё и теория с сольфеджио навалится!
Прекрасно ответила Амальтея, полностью с ней согласен. Действительно, специальнось, сольфеджио и муз. литература являются тремя главными предметами, обязательными, без которых никак не обойтись. Каждый дает свои знания о музыке. Сольфеджио - нотная грамота, элементарные теоретические понятия, определения, муз. литература - история музыки, специальность - практика, освоение муз. инструмента.
"Нет, ребята, всё не так, всё не так, ребята!"
В. Высоцкий
Если говорить честно, мы все, когда были учениками, не любили эти предметы. Вечная скукотища. Это потом понимаешь, что без них не обойтись. Может быть теоретикам что-то придумать, чтобы сделать свои уроки более интересными, живыми. А то без нагрузки остаться можно. Да и без работы.
Какой предмет окажется самым важным для выпускника - зависит от педагога.
Мне несказанно повезло с учителями по сольфеджио и музлитературе. Только благодаря им я в своё время не бросила музыкалку. Когда сейчас я говорю своим ученикам, что самым любимым моим предметом в школе было сольфеджио, они просто мне не верят. А ведь это правда.
Возвращаясь к теме, заявленной автором, хочу подумать вот о чём: смотря чего мы ждём от музыкального образования, смотря кого хотим мы из наших ребят вырастить.
Ведь если прикинуть, сколько выпускников ДМШ становятся профессиональными музыкантами, получится едва ли больше одного процента. А остальные должны, по идее, стать слушателями, постоянными "прихожанами" концертных залов и оперных театров, покупателями дисков, грамотными Любителями музыки с большой буквы.
Какой предмет им в этом поможет? Правильно, музыкальная литература.
Свою программу по специальности они рано или поздно забудут. А вот умение слушать музыку, понимать её, разбираться в ней - это надо прививать навечно.
В конце концов мы упираемся в то, с чего я и начала - всё зависит от педагога.
К сожалению, музлитература в наших дэмэша поставлена из рук вон.
Одна моя коллега (уважаемый педагог, чудный человек!!!) сказала мне однажды: "Я обожаю вести сольфеджио. Такой простор для творчества! Столько форм деятельности - и поём, и слушаем, и пишем, и т.д. А музлитература - это не моё. Ну, рассказала биографию, ну включила пластинку - что тут может быть интересного?"
Жалко детей, они и так столькими прекрасными вещами обделены...
В какой школе на уровне администрации, педсоветов, организации всей школьной жизни и т.д. поставлена задача воспитания будущих Слушателей?
В какой аттестационной комиссии добавляют на "весах" баллов тем учителям, чьих выпускников можно встретить в концертных залах?
Подготовка к поступлению в училище поощряется всячески.
А подготовка к будущей жизни с музыкой?
Ну всё это, конечно правильно. Вы забыли добавить развитие муз. слуха, грамотность, умение разбираться в построении муз. произведения, и моного, много плюсов ещё. Но, чтобы уберечь эти предметы от вымирания, надо продумать как строить уроки так, чтобы дети НЕ хотели сбежать оттуда. Иначе конец..
Музыка на фортепиано является одним из самых вдохновляющих и универсальных форм музыкального искусства. Создание композиций на фортепиано — это процесс, требующий вдохновения, творчества и...
25 апреля 2024 года состоится Концерт «Вселенная NEOклассики»
6 июня, тёплым летним вечером, под самым большим звёздным куполом в Московском планетарии зазвучат произведения культовых современных...
25 апреля 2024 года состоится Концерт Жанны Бичевской «Песни иеромонаха Романа»
Жанна бичевская «Песни иеромонаха романа»
Жанна Бичевская – уникальное явление в искусстве. За 50 лет творческой...
Социальные закладки