Сообщение от
Gtn
Порой, передача традиций, самого духа исполнения важнее, чем буквальное следование тексту, впрочем одно другого не отменяет.
В воспоминаниях Бекман- Щербины, приводятся страницы нотного текста, как издано, и как ей говорил играть сам Скрябин - поучительно. Что касается Софроницкого, то он в детстве-юности весьма много общался с лучшим исполнителем Скрябина, (как считал сам композитор) - Всев. Ив. Буюкли. Я чаю, он много чего передал ВВС.
Лично для меня - самое важное в Скрябине Софроницкого то, что стоит за текстом, светит сквозь каждую его ноту - это одухотворенность, огромный заряд любви, трагизм, ломкость (Врубелевская), дух революционной эпохи, в котором вряд ли отдавал себе полный отчет сам композитор, я думаю, уж очень попавший под влияние В.Соловьева, С.Трубецкого и модного тогда антропософского течения. (прозрения Штейнера, бормотание Блаватской)
Сам Буюкли очень интересная фигура. Вот немного о нем:
В. И. Буюкли: «Обыкновенный способ моих упражнений заключается в том, что я возьму какой-нибудь прелюд Шопена или пассаж из чьего-нибудь концерта и сыграю его по метроному медленно и тихо, например сотню раз в С…и т.д. – во всех тонах. Или просижу несколько часов, играя все ту же пьесу – тихо и медленно, - никогда не беря полного темпа и полного FF: это все приберегается преимущественно для концертных выступлений». «И я вскоре довел число моих рабочих часов до 8, 10, 12 и, наконец , 14-ти… так я провел полгода, разрешая себе лишь по воскресеньям отдых, которым, однако, к концу дня обыкновенно начинал тяготиться: я уже скучал без рояля и с нетерпением дожидался понедельника…. Если хотите, путь моей артистической карьеры начинается отсюда, из этого труда запоем: отсюда чуть ли не сама собою начала развиваться моя виртуозность, отсюда моя привычка к упорному труду… сделавшаяся второй натурой». «… Все дело в степени одержимости, которая совершенно изменяет точку зрения на труд...»
- Из технических приемов, которые Буюкли особенно охотно рекомендовал ученикам, известны следующие: держать кисти рук несколько развернутыми в разные стороны («подобно ногам всадника, сидящего верхом на лошади»), не ставить пальцев «слишком перпендикулярно» к клавишам, играть «легко и медленно».
- Он постоянно напоминал ученикам, что научить подлинно художественной игре, в сущности, невозможно, что к этому ученик должен прийти сам, путем развития своего воображения, ума и сердца. «А потому – развивайте себя философией, чтением, путешествиями, природой, общением с людьми, и вы начнете осмысленно играть».
Социальные закладки