В начале декабря в Риге пройдут сразу три (!) концерта знаменитого российского пианиста Дениса Мацуева. Спасибо за это мы должны сказать Фонду Германа Брауна под руководством Инны Давыдовой, который пригласил именитого музыканта в Ригу в рамках традиционного фестиваля Winterfest.
В начале декабря в Риге пройдут сразу три (!) концерта знаменитого российского пианиста Дениса Мацуева. Спасибо за это мы должны сказать Фонду Германа Брауна под руководством Инны Давыдовой, который пригласил именитого музыканта в Ригу в рамках традиционного фестиваля Winterfest.
Три концерта Дениса Мацуева в Риге проводятся совместно с Международным музыкальным фестивалем CRESCENDO, худруком которого сам Мацуев и является. Итак, программа.
5 декабря в 19.00 в Большой гильдии состоится концерт Мацуева, во время которого прозвучат произведения Мендельсона, Рахманинова, Брамса. Билеты по 5 латов уже распроданы, есть билеты от 12 до 30 латов.
6 декабря в 19.00 в Большой гильдии фестиваль CRESCENDO представляет Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии под руководством одного из ведущих дирижеров мира Юрия Симонова. В программе: произведения Шопена, Моцарта, Чайковского, Конюса, Сен-Санса, Бартока, Глазунова. Билеты по 5 латов опять же проданы, но еще есть билеты от 7 до 25 латов.
7 декабря в 19.00 в Большой гильдии состоится вечер камерной музыки. Участвуют: Денис Мацуев(фортепиано), Алена Баева (скрипка), Максим Рысанов (альт), Кристина Блаумане (виолончель), Татьяна Васильева (виолончель), Андрей Иванов (контрабас), Алексей Огриничук (гобой), Екатерина Мечетина (фортепиано). В программе: Бетховен, Бриттен, Аренский, Шуберт. Билеты от 5 до 25 латов.
8 декабря в 19.00 в Большой гильдии — джазовое шоу с участием Дениса Мацуева (фортепиано), Шенды Рул (вокал), Борислава Струлева (виолончель), Андрея Иванова (контрабас), Аркадия Шилклопера (валторна, альпийский рог), Дмитрия Севастьянова (ударные). Дешевые билеты распроданы, в наличии билеты от 15 до 25 латов.
Пользуясь случаем, напомним, что фестиваль Winterfest продолжится и потом
6 декабря в Большой гильдии открылся знаменитый российский фестиваль музыки Crescendo, арт-директором которого является прославленный российский пианист Денис Мацуев. В антракте роскошного концерта прозвучало приветствие президента России Дмитрий Медведева, что для многих стало неожиданностью.
Прежде всего заметим, что музыкальный фестиваль Crescendo — уникальный ежегодный форум лучших представителей молодого поколения российских музыкантов. Главная цель фестиваля — представить публике молодых российских музыкантов, продемонстрировать преемственность поколений и жизненную силу русской классической исполнительской школы.
Идею организации фестиваля молодых исполнителей выдвинул известный российский продюсер, заслуженный деятель искусств России, профессор Давид Смелянский, который сейчас тоже приехал в Ригу. Шесть лет назад он пригласил к сотрудничеству известного пианиста Дениса Мацуева, победителя ХI Международного конкурса имени П.И. Чайковского, ставшего соавтором проекта. Концерты этого проекта проходят в Москве, а также в городах России и за рубежом.
В Риге фестиваль состоялся, как сказала устроитель этих концертов с латвийской стороны Инна Давыдова, «вопреки всякой конъюктуре». Фестиваль поддержали Министерство культуры России и Латвии.
Немаловажно, что фестиваль проводится при поддержке Администрации Президента Российской Федерации, а сам Мацуев входит в наблюдательный Совет при президенте Медведеве, наряду с другими именитыми деятелями российской культуры. Так что, с одной стороны, то, что перед вторым отделением было зачитано приветствие президента Росии Дмитрия Медведева, не удивляет. Но с другой стороны, трудно припомнить аналогичный случай в Латвии.
Дмитрий Медведев подчеркнул в своем приветствии, что фестиваль Crescendo «помогает не только сохранить музыкальные традиции, но способствует росту самих музыкантов». Кроме того, президент России отметил, что география фестиваля расширяется и укрепляет дружеские отношения.
В концерте открытия Денис Мацуев исполнил Третий концерт Сергея Рахманинова, а во втором отделении Академический оркестр Московской филармонии под управлением Александра Слатковского потрясающе исполнил Вторую симфонию Сергея Рахманинова.
Общее настроение на неофициальном приеме после концерта выразил Давид Смелянский, сказавший: «Я хочу поднять бокал за великое государство, которое не знает границ — это государство Искусства, Театра и Музыки».
LifeNews.lv напомнит, что фестиваль продолжится в Риге до 8 декабря.
6 декабря в 19.00 в Большой гильдии фестиваль представляет Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии, Дениса Мацуева, знаменитого альтиста Максима Рысанова и молодых исполнителей. В программе: произведения Шопена, Моцарта, Чайковского, Конюса, Сен-Санса, Бартока, Глазунова. Билеты по 5 латов проданы, но еще есть билеты от 7 до 25 латов.
7 декабря в 19.00 в Большой гильдии состоится вечер камерной музыки. Участвуют: Денис Мацуев (фортепиано), Алена Баева (скрипка), Максим Рысанов (альт), Кристина Блаумане (виолончель), Татьяна Васильева (виолончель), Андрей Иванов (контрабас), Алексей Огриничук (гобой), Екатерина Мечетина (фортепиано). В программе: Бетховен, Бриттен, Аренский, Шуберт. Билеты от 5 до 25 латов.
8 декабря в 19.00 в Большой гильдии — джазовое шоу с участием Дениса Мацуева (фортепиано), Шенды Рул (вокал), Борислава Струлева (виолончель), Андрея Иванова (контрабас), Аркадия Шилклопера (валторна, альпийский рог), Дмитрия Севастьянова (ударные). Дешевые билеты распроданы, в наличии билеты от 15 до 25 латов.
6 декабря в Большой гильдии открылся знаменитый российский фестиваль музыки Crescendo, арт-директором которого является прославленный российский пианист Денис Мацуев. Фестиваль проводится при поддержке Администрации президента Российской Федерации, в связи с чем было зачитано приветствие Дмитрия Медведева. Фестиваль продолжится до 8 декабря.
Денис Мацуев не только выдающийся молодой пианист, заслуженный артист России и лауреат Госпремии РФ, но и яркая личность со знаком "плюс". Хороший, открытый, думающий человек, обладающий могучей харизмой, здоровая, цельная, сильная натура. Редкость по нынешним временам. И дело не только в том, что он сибиряк, родом из Иркутска. Хотя, наверное, подальше от столиц скорее найдешь такого достойного человека.
— Писал же Михайло Ломоносов: "Богатство России Сибирью прирастать будет". Но отношение у Запада к Сибири как к какому–то глухому и дикому краю осталось…
— Когда впервые играл в Америке, рецензии на мое выступление выходили с заголовками вроде "Сибирский медведь завоевал Америку". У меня в Иркутске тоже есть свой фестиваль, называющийся "Звезды на Байкале", которому уже пять лет. На нем перебывали и Мариинский театр, и Санкт–Петербургская филармония с Юрием Темиркановым, и Владимир Спиваков с "Виртуозами Москвы", и Юрий Башмет, и балет Большого театра… Весь наш цвет.
Творческой столицей Сибири становится Иркутск. Я этому очень рад и благодарен, потому что оттуда родом. Байкал — это святое место, где я провел свои первые 15 лет жизни. Я даже квартиру родительскую не продал и не делаю там никаких ремонтов, чтобы каждый раз входить в атмосферу моего детства, в добро и радость. Меня с детства родители приучили не обижать людей…
— Вы вхожи к президенту и премьеру страны. Это вам помогает или мешает в вашей творческой деятельности?
— Я член президентского Совета по культуре, куда входят наши выдающиеся музыканты, но это не значит, что вхож куда–то во власть. Просто когда заседает наш совет, у тебя есть возможность высказать президенту все свои наболевшие моменты. Но не могу позвонить президенту запросто.
— Куда направитесь после Риги?
— В тур со знаменитым оркестром и маэстро из Флоренции, потом в Берлин, где играю с Берлинским филармоническим под управлением маэстро Валерия Гергиева, потом у меня Рождественские концерты в Москве. Я постоянно куда–то перелетаю, и чтобы быть три дня на одном месте, как сейчас в Риге с фестивалем "Крещендо", такого просто не бывает.
Фестиваль — мое любимое детище, его участники — мои друзья, однокашники по школе и консерватории, атмосфера здесь бывает всегда потрясающей, и на сцене, и за сценой. Любой концерт фестиваля — это событие, потому что у нас уникальная команда, которая прославляет нашу исполнительскую школу. Нашу — имею в виду не только русскую, но и латвийскую, и украинскую. Это все НАШЕ. Когда приезжаю в наши бывшие советские республики, говорю, что это НАША публика. Это НАША школа.
Наша задача — открыть миру этих молодых, но уже получивших признание в мире исполнителей самой широкой нашей публике. И наша задача — помочь им в наше безумное время, которое немного другие акценты расставляет. Название фестиваля Crescendo, означающее постепенное нарастание звука, красивое, но, кажется, мы с ним немного прогадали. Потому что у нас получилось стартовать очень ярко, и теперь непонятно, куда развивать и наращивать это звучание. Но мы будем стараться.
— Вы говорите, что музыкантам "надо помочь", но ведь это уже достойные, состоявшиеся музыканты, несмотря на их молодость!
— Если ты сегодня достойный классический музыкант, ты — гражданин мира. Ты не живешь в России, ты живешь нигде и везде одновременно. Я сам бываю в Москве не больше 28 дней в году.
Помочь в том смысле, чтобы публика, одурманенная разными низкопробными моментами, которые идут из медийного пространства, в первую очередь в России, услышала и увидела Настоящее.
К культуре отношение до недавних времен в России было как к чему–то прилагающемуся — скорее, развлекающему, что приводило в полный тупик. Мы теряли нашу публику, нашу аудиторию, которая выросла на потрясающих, гениальных концертах советского времени. И сегодня, когда на разных телеканалах идет… затрудняюсь даже сказать — что и со страниц газет тоже льется… Не хочу заводиться, а то буду много ругательных слов говорить.
— Вы играли Рахманинова на концерте, открывшем фестиваль в Риге, совсем не так, как за неделю до вас Вестард Шимкус. Что для вас Рахманинов?
— Музыкальный язык невозможно переводить на язык мира. Каждый концерт — это огромное испытание. Третий концерт Рахманинова я играю с 13 лет, сыграл его, наверное, больше 300 раз. Но когда выхожу на сцену, это каждый раз как будто впервые — первая нота "ре", первая тема, открывающая этот, пожалуй, один из самых гениальных концертов, написанных для фортепиано с оркестром, в котором, как кто–то подсчитал, 50 000 нот. Можно заносить в Книгу рекордов Гиннесса.
Каждый раз, когда ты выходишь на сцену с эти концертом, ты должен подготовиться к огромному бою. Настолько нужно затратиться на этот концерт, ТАК провести его через себя, свое видение этой музыки, что потом выходишь обессиленный.
Мне повезло, потому что я играл его с оркестрами под управлением Валерия Гергиева, Юрия Темирканова, Владимира Спивакова, Мариса Янсонса, который сейчас работает со знаменитыми мировыми оркестрами.
Мы ведь у вас не впервые, однажды давали даже джазовый концерт в Опере, а потом три года назад выступали в Юрмале, тоже играли джаз. Мне кажется, что ваш регион потрясающий в плане музыкальной "намоленности", публика много чего повидала. Мне очень хотелось бы возобновить большие, серьезные концерты в Юрмале, в зале "Дзинтари". Туда ведь приезжали с оркестрами и Кондрашин, и Мравинский. Это были наши "летние резиденции" потрясающих оркестров и дирижеров. Сегодня, к сожалению, там выступают другие, но мы не сдаемся.
— А вы видитесь сейчас с нашим Марисом Янсоном?
— Ну конечно! Ведь с этим потрясающим человеком связана определенная ступень моей музыкальной карьеры, ведь та запись, которую мы сделали с ним однажды, — это эпохальная история. Вообще выступления с Марисом — это чудо. Он принадлежит к когорте великих дирижеров, и я его ставлю в самые–самые. У нас нет рейтингов, как в спорте, но Янсонс — один из величайших дирижеров современности. Как он успевает управлять такими лучшими в Европе оркестрами, как нидерландский "Концертгебау" и Симфонический оркестр Баварского радио, загадка. Он и личность редкая, человек прекрасный, интеллигент во многих поколения. У него, конечно, и отец был гениальный — Арвид Янсонс. Когда выхожу с ним играть на сцену, получаю удовольствие от каждой минуты, проведенной с ним. Он, в отличие от многих других дирижеров, обожает репетировать, но каждая его репетиция — огромное удовольствие! Это в хорошем смысле "пережевывание", оттачивание каждой ноты. Помню, насколько дотошно он с каждым инструментом обсуждал, как это должно звучать, какие флажолетто там или здесь сделать. Помню, как он мне предлагал какие–то новые идеи попробовать. У нас скоро состоится тур с его "Концертгебау", и я счастлив. Но Латвия, конечно, родила и многих других гениальных музыкантов.
— Творческих планов, понятно, у вас громадье. А не мешает ли этому ваша организационная деятельность?
— Пока нет. Я вошел в жюри будущего Международного конкурса им. Чайковского. Для меня очень важно то, что теперь в жюри будут входить не педагоги и профессора, как раньше, а выдающиеся музыканты. К сожалению, конкурс растерял в последнее время свой прежний престиж и значение из–за элементарной… коррупции. Педагоги тянули своих учеников, и всякие другие нехорошие вещи творились. Теперь, надеюсь, все вернется на круги своя. И вернутся на конкурс выдающиеся музыканты из разных стран, которых отпугнула временная, незаслуженная дурная слава. И конкурс заблистает в своем прежнем величии и значении.
Re: Пианист Денис Мацуев - заслуженный артист России
Мне очень долго "везло" со знаком минус -- никак не удавалось послушать Мацуева, хотя интерес к нему у меня был давно и, не скрою, дополнительно подогревался противоречивостью отзывов о музыканте. И вот 26 декабря мне наконец удалось побывать на его концерте. Денис играл в Актовом зале МГУ -- зале совершенно не концертном, рассчитанном на собрания и всякого рода официальные мероприятия, но притом нередко используемом как концертный. Учитывая, что сейчас, кажется, подзвучку используют на академических концертах даже в КЗЧ, я насторожился, увидев перед роялем "батарею" микрофонов. Как в связи с этим не вспомнить сказанное выше:
Сообщение от stranger77
Проблема насколько я понимаю как раз в том,
что Денис Мацуев всё чаще выступает именно
с этой самой усилительной акустикой ...
Неужели его к этому принуждают?
И даже вот это (!!!):
Сообщение от lerit
Что ж тут странного? Больше зал - больше бабок. А силенок озвучить такой зал не хватает.
Вполне возможно, что скоро он будет выступать на стадионах.
Так вот, сразу же скажу, что микрофоны понадобились только ведущей, и когда она объявила программу концерта, их убрали. Мацуева мы слушали в живом звучании, безо всяких подзвучек. Что же касается "бабок" -- замечу, что для слушателей концерт был бесплатным. Приглашения распространялись в подразделениях университета.
Программа была той же, что и двумя (тремя?) днями позже в КЗЧ:
После всего, что здесь было высказано, писать о Мацуеве очень трудно. Рискованное дело: похвалишь -- схлопочешь от кого-нибудь за плохой вкус, поругаешь -- другие влепят за предвзятость и тенденциозность. Ну, со вкусом в музыкальном восприятии дело совсем не просто, ведь сколько ожесточенных баталий наблюдалось на форумных страницах в связи с оценками некоторых явлений в музыке -- и все от того, что эти оценки у разных людей были полярными. Хорош ли у меня вкус, судить не мне; я же, прекрасно понимая, что никакие признания не являются индульгенцией в этом вопросе, все-таки замечу: Г. Нейгауз и С. Рихтер всегда были и, думаю, навсегда останутся для меня образцами, музыкантами непревзойденными, теми заоблачными вершинами, выше которых -- только стратосфера. А я очень многих послушал за полвека активного интереса и любви к музыке, и среди этих многих было немало музыкантов, которые или просто понравились, или очень понравились, или восхитили и т.д. -- налицо весь мыслимый диапазон симпатий (аналогично с антипатиями).
Но вот что я вынес из всего своего слушательского опыта: практически никогда и нигде ожесточенная ругань в адрес того или иного музыканта не бывает адекватной оценкой, даже если "нет дыма без огня". Хвала взахлеб, как правило, тоже. Поэтому я сразу же, a priori, отнесся с недоверием к этой реплике:
Сообщение от timalism
А уж Султанова... Мацуев недостоин даже мизинца левой ноги.
Пусть не обижается на меня timalism, но я повторю сказанное однажды по другому поводу: все-таки лучше воздерживаться от подобных сравнений -- столь же унизительных для музыканта, сколь и (как правило!) несправедливых.
Собираясь на концерт, я был готов ко всему -- и к "звериной виртуозности", и к "зашкаливающим децибелам" (и о том, и о другом см. выше по потоку). И с радостью убедился, что ничего подобного в концерте не было (точнее, почти не было). Мацуева очень даже есть за что похвалить, а мотивы разгромнных отзывов сильно преувеличены -- по крайней мере, насколько можно судить по программе, сыгранной пианистом в этот раз. Есть у меня к нему и серьезный упрек (о нем ниже) -- но это все нормально, мы говорим о живом человеке.
Очень поэтично исполненные "Детские сцены". Искренняя, глубинная, щемящая грусть в начале "Симфонических этюдов". Богатая палитра настроений и звучностей (действительно "вкусный" звук, о котором говорит mitka). (Временами в быстрых эпизодах, правда, был некоторый -- не особенно выпирающий -- элемент моторности.) Прекрасно выявленная "давидбюндлерская" решимость в финальном эпизоде. Все это было.
С "Карнавалом" несколько сложнее. Пианисту прекрасно удалась пестрота и разнохарактерность мелькающих масок. Отдельно хочется отметить и "Благородный вальс", и "Эвсебия", и "Шопена", и "Признательность", и "Прогулку". В целом хорошо прозвучал и всё венчающий собой "Марш давидсбюндлеров" -- с той лишь оговоркой , что заключительный такты были тяжеловаты.
Но вот что оказалось неожиданным и очень досадным. По моему впечатлению, образ Киарины -- а это ведь лирическая кульминация, сердцевина всего цикла, можно сказать, его смысловая опора! -- был не то что смазан, а просто безнадежно потерян. Совершенно неоправданная торопливость, даже скороговорка, сильно перегруженное звучание -- все это абсолютно не вязалось с представлением о романтической героине-возлюбленной. И это при том, что другие лирические эпизоды в исполненных шумановских циклах прозвучали прекрасно.
Наконец, бисы.
Вначале Денис исполнил Экспромт Ges-dur Шуберта, ор. 90 № 3 -- великолепно! Прозрачная звуковая ткань, тонкость нюансировки. Точно переданное настроение.
За ним -- "В пешере горного короля". Как можно было бы подумать, Грига -- Листа -- Мацуева. Ослепительный, громыхающий фейерверк в заключение пьесы. Если и проглядывала "звериная виртуозность", то именно здесь. Занятно. Но не Григ. (UPD: Спасибо беглецу с ноева ковчега за справку: это была обработка Г. Гинзбурга.)
И, наконец, импровизация -- вполне в джазовой манере. С притопыванием левой ногой. В середине появилась мелодия "В лесу родилась елочка", виртуозно обработанная музыкантом. Головокружительно и эффектно. Но это, конечно, жанр весьма специфический, на любителя.
Подводя итог, скажу, что знакомство с Денисом Мацуевым меня безусловно порадовало, я нашел в его игре много такого, что заслуживает внимания. Это личность, которой есть что сказать людям.
Сообщение от Muzylo
В таланте Мацуева нет никаких сомнений: человек, достигший такого высокого профессионализма, не может не обладать талантом соответствующей высоты. Другой вопрос, что талант по-разному проявляет себя.
Возможно, по-разному. В этот раз он проявил себя весьма и весьма достойно.
И еще кое-какие мысли "по поводу".
Сообщение от Vic
Надеюсь, что общественная деятельность не заменит такого развития и впереди нас ждут подлинные художественные откровения, а не очередной номер с козами под новый год.
Я считаю, что, хотя художественные откровения и номер с козами -- явления разной "весовой категории", их не надо противопоставлять друг другу. Нельзя же отказывать академическому музыканту в праве пошутить и повеселиться! Не будем уподобляться известному герою кинофильма Антону Ивановичу, который сердился на любые проявления "легкомыслия" у музыкантов.
Добавлю, что я не увидел и тени чего-либо такого:
Сообщение от Критикан
P.S.:А нынешнее поведение на сцене - всем своим видом как будто говорит: ВООТ, ЯАА, ДЕНИЫЫС МАЦУУУУЭВ!!! ВДУМАЙТЕСЬ В ЭЭЭТО!!!!!! (Это даже не собирался писать, как-то само вырвалось)
Ничего пошловато-дешевого; все в его облике и манерах было стопроцентно корректно.
И я безусловно согласен со следующим:
Сообщение от Aprile
Что за мода - брюзжать по любому поводу, отчего бы не порадоваться успеху своих коллег.
Не брюзжать, а находить хорошее, даже если оно не всегда показывается явно и с первого взгляда. А в тот вечер и явно хорошего было немало.
Последний раз редактировалось avg; 07.01.2011 в 22:19.
____________________________
Amicus Plato, sed magis amica veritas. ..............Ищите меня на Фейсбуке...
Re: Пианист Денис Мацуев - заслуженный артист России
Сообщение от avg
За ним -- "Хоровод гномов". Как можно было бы подумать, Грига -- Листа -- Мацуева.
.
Заподозрить Листа в причастности к такому тяжелому десертику было бы неверно.
Денис исполнил Свою доработку Гинзбурговского "Шествия Гномов" по мотивам Грига.
Такая вот двойная обработочка.
Re: Пианист Денис Мацуев - заслуженный артист России
Сообщение от беглец с ноева ковчега
Заподозрить Листа в причастности к такому тяжелому десертику было бы неверно.
Денис исполнил Свою доработку Гинзбурговского "Шествия Гномов" по мотивам Грига.
Такая вот двойная обработочка.
Ну, насчет Листа -- это я условно и абсолютно несерьезно. Так сказать, широта размаха. А что обработочка все же двойная -- подробность интересная.
UPD: Ошибочка вышла -- см. ниже.
Последний раз редактировалось avg; 06.01.2011 в 19:13.
____________________________
Amicus Plato, sed magis amica veritas. ..............Ищите меня на Фейсбуке...
Re: Пианист Денис Мацуев - заслуженный артист России
Вторая попытка. Может, всё-таки "В пещере горного короля"?
Увидите Alex'а, передайте, что я с ним согласен!
----------------------
"Это не котельная! Это, извини меня, какая-то Сорбонна!.. Я мечтал погрузиться в гущу народной жизни. Окрепнуть морально и физически. Припасть к живительным истокам... А тут?! Какие-то дзенбуддисты с метафизиками! Какие-то ........ политональные наложения! Короче, поехали домой!.."
Re: Пианист Денис Мацуев - заслуженный артист России
Сообщение от Сергей
Вторая попытка. Может, всё-таки "В пещере горного короля"?
Ну вот, пока я разбирался в своей ошибке, меня Сергей уже поправил. Спасибо! Конечно, "В пещере", конечно. Одно название случайно подменилось другим. Но еще раз подчеркиваю: Листа я упомянул, имея в виду только лишь мое впечатление от феерической обработки (ну не зря же я там смайлик поставил!) -- конечно, на самом я его не имел в виду.
____________________________
Amicus Plato, sed magis amica veritas. ..............Ищите меня на Фейсбуке...
Летние шины - это неотъемлемый элемент автомобиля в теплый сезон, обеспечивающий безопасность, комфорт и проходимость на дороге в условиях высоких температур и дождей. В этой статье мы рассмотрим...
Перевоспитание, как понятие, часто ассоциируется с изменением человеческого поведения и мировоззрения с целью улучшения личности. В современном мире возможности для перевоспитания значительно...
Актерское мастерство - это искусство превращения, способность воплотить разнообразные персонажи и их эмоциональные состояния на сцене или перед камерой. Это сложный и многогранный процесс, который...
Автор elenazharkova (Комментариев: 1)
26.03.2024, 12:40
Социальные закладки