Читаешь и думаешь- сколько же в людях злобы, жестокости, зависти...Откуда? Ради чего?
Невольно вспомнилась тема "Шнитке- не композитор, а компилятор".
Но это надо видеть.
(цитируется из независимого альманаха www.lebed.com)
[Опровержение лживых легенд и устоявшихся стереотипов]
Заметки о Шостаковиче в декабрьских (2001) номерах журнала The New Republic Double Trouble и Dissonant подтолкнули меня к написанию этой статьи. Власти страны абсурда умудрились навязать извращенное представление о Шостаковиче и его музыке не только своим согражданам, но и многим в странах Запада, поэтому не удивляет, когда пишущие о нем американские музыковеды не имеют ни малейшего представления ни о том, кем он был в действительности, ни о сущности его музыки.
В мире музыкальных произведений, не имеющих прочного фундамента, или, другими словами, не являющихся истинными носителями разумного, доброго, вечного, время меняет оценки и отношение к ним вне зависимости от желаний, предпочтений и активности каких либо групп или индивидуумов. Так в последние годы в России наблюдается резкое падение интереса к музыке Шостаковича. Чем это вызвано? Для правильного понимания и объяснения этого явления исследователи должны обладать рядом необходимых качеств: быть честными (это, повидимому, самый важный фактор, поскольку почти вся музыковедческая литерататура о Шостаковиче и его музыке, на мой взгляд, начинена писаниями совковых лжецов и лицемеров), быть активными участниками музыкальной жизни СССР в годы с 1945 (или раньше) по 1975 (или позже), страстно любить и хорошо знать мировую музыку, всегда резко отрицательно относиться к советскому режиму и к его почитателям и пропагандистам. Всем прочим ни понять, ни объяснить это явление не дано. Они (прочие) также не в состоянии понять процессы становления музыки Шостаковича и неотделимости его музыки от его личности.
В начале тридцатых можно было предугадать направление развитития музыки Шостаковича, поскольку уже тогда проявились сходные черты его музыки и его личности. Он нарисовал свой собственный портрет, портрет садиста, в "Декларации обязанностей композитора" (1931), а затем утверждал музыкальный садизм почти в каждом своем произведении, начиная с "Носа", "Болта" и "Леди Макбет Мценского уезда". А произведения для омузыкаливания, с которых начиналось его восхождение: "Условно убитый", "Негр", "Твердеет бетон", "Нос", "Болт" (названия то какие музыкальные !!!), не просто сами говорят, а кричат: таким грязным делом мог заниматься только индивидуум с исключительно низким интеллектом. В последующие годы эти присущие личности Шостаковича черты проявлялись постоянно в его музыкальных опусах и многочисленных статьях во славу коммунизма. А собственно говоря, ведь понятия садизм и коммунизм - это почти синонимы, поскольку все коммунисты были садистами. Ну и Шостакович был, в первую очередь, садистом, а затем коммунистом, приобщившимся к советскому музыкальному бизнесу. В своих газетно-журнальных писаниях он садистски поносил выдающихся музыкантов и превозносил палачей и подoнков. В 1935 участвовал в обсуждении мейерхольдовской "Пиковой дамы", в котором горячо поддержал надругательство над оперой Чайковского и продемонстрировал свое глубочайшее невежество, рассуждая о текстах либретто. В своих музыкальных опусах он с садистской страстью прославлял Ленина, коммунизм и революхию, и его "Казнь Степана Разина" - это, очевидно, один из памятников музыкального садизма. А его оркестровка "Бориса Годунова" - это образчик гармонического садизма. Интеллект Шостаковича не возрос к концу его жизни, и его вокальный опус "Четыре стихотворения капитана Лебядкина", в котором композитор приписал Лебядкину чужое стихотворение "Светлую личность", - яркое тому свидетельство.
Шостакович также не чурался плагиата и коньюнктурных подтасовок. Песня о встречном и Романс из кинофильма "Овод" - это присвоенные им чужие мелодии. Сам он был полностью лишен мелодического дара, и его многочисленные бездарные вокальные сочинения для слушания непригодны. В Седьмой симфонии Шостакович не постеснялся использовать в Теме нашествия композицию равелевского "Болеро", а саму тему первоначально предназначал для изображения Ленина во главе Октябрьского переворота. Но началась война, и образ дрыгающегося Ленина был превращен в немецкое наступление. При этом оба варианта были начинены ложью, так как Ленин в Октябрьском перевороте не участвовал, а для немецкого наступления использовалась русско-венгерская мелодия.
За верную службу советскому режиму Шостакович получил двенадцать сталинских премий и был причислен к …гениям. Он, именно, был причислен, потому-что народу его музыка, в которой, помимо отсутствия мелодий, не было ни грана русского, а лишь сплошная советчина, была абсолютно не нужна. Но советскому режиму и Шостакович, и его музыка были нужны для оболванивания собственных граждан и чтобы дурaчить западный мир. Власти объявили его гением, а бывший советский премьер В. Молотов в конце жизни подтвердил: "Шостаковичу создаем славу мы сами".
Чем же так полезен был композитор самому гнусному режиму в истории человечества? С одной стороны, он сумел убедить власти в своей преданности, а с другой стороны, он обладал гениальной способностью быстро наворачивать массы угодного режиму музыкального мусора. Очень быстро возник культ Шостаковича, и образовалась целая армия служителей культа во главе с бесчестными музыкантами и музыковедами. Для них это была бизнесовская кормушка, а слушателей они привлекали посредством лживой пропаганды. Основными слушателями были подхалимы, лицемеры и музыкальные профаны, к которым вскоре присоединились многочисленные западные дегенераты.
Но одно из возможных объяснений падения интереса к музыке Шостаковича в России следующее: в тоталитарном СССР его музыка навязывалась всей государственной машиной, а после распада это музыкальное насилие прекратилось.
Интересно, что за семидесятилетний период исполнения музыки Шостаковича (1930 - 2000) самую правильную оценку его творчеству дали великие и выдающиеся западные дирижеры, отказавшиеся исполнять его симфонии. Как показал анализ, около 100 дирижеров (из 125) не записали ни одной его симфонии. Среди них Г. Абендрот, Э. Ансерме, Дж. Барбиролли, Д. Баренбойм, К. Бём, Т. Бичем, П. Булез, К.М. Джулини, Э. Йохум, Р. Кемпе, О. Клемперер, Х. Кнапперсбуш, Р. Кубелик, И. Маркевич, З. Мета, Ш. Мюнш, П. Монте, С. Озава, П. Парай, Дж. Сэлл, Ф. Фричай, В. Фуртвенглер, Г. Шерхен, К. Эшенбах. Менее 10% (из 125) исполнили и записали по нескольку симфоний Шостаковича (Л. Бернстаин, Ю. Орманди, А. Превин, А. Родзинский, Л. Стоковский, Дж. Шолти), и только Б. Хайтинк записал все его симфонии. Исполнение некоторыми выдающимися дирижерами одной-двух его симфоний лишь подтверждает отсутствие у них интереса. Так Герберт фон Караян исполнил и записал только Десятую симфонию Шостаковича, в то время как он четырежды записал все симфонии Бетховена. Артуро Тосканини категорически отказался продирижировать Пятой симфонией Шостаковича, несмотря на настойчивые уговоры советского посла, а по поводу исполненной и записанной им Седьмой симфонии Шостаковича он выразился следующим образом:
"I asked myself, did I conduct that? Did I spend two weeks memorazing that symphony? Impossible. I was stupid! Did I really learn and conduct such junk? (из книги "A. Ho & D. Feofanov, Shostakovich reconsidered, Toccata Press, 1998, p. 110").
Это просто чудовищно. После всего, что было в 36, 48 годах... казалось, что подобное повториться просто не может...
Правда, есть подозрение, что это либо а) провокация, рассчитанная на возмущенные ответы, б) колоссальная безграмотность.
И то, и другое в воинствующем виде наводит на достаточно грустные размышления...
Читаешь и думаешь- сколько же в людях злобы, жестокости, зависти...Откуда? Ради чего?
Я боюсь, Анна, что главное свойство этой статьи Вы забыли назвать. Я имею в виду глупость!
Статья заканчивается списком Ляпорелло, что собственно и отражает подход г-на Рубенчика - тривиального scorer'a. (По этой логике можно составить список выдающихся дирижеров не отличившихся, скажем на Малере или Брукнере, и записать двух последних в ничтожества) В славном городишке Oudewater , недалеко от Утрехта есть музей ведьм. Там вас взвешивают и выдают справку что вы не ведьма (не помню, способствовало ли равноправие распространению этой процедуры на мужчин, кажется, что так - мне не повезло - музей ведьм был закрыт, хотя и тогда мой вес не оставлял сомнений в моей благопристойности). Процедура, как Вы догадались (или давно знаете) предельно проста - измеряют ваш вес и сравнивают с нормой, собственно то, чем и занимается г-н Рубенчик и пр.. Некоторым удается подать это талантливо ("талантливая шельма!"), г-н Рубенчик лишен этого дара.
Вот и все. Что касается фигуры Дм. Дм., то он, безусловно, представляет собой главный объект для такого рода дискуссий
у любителей (и профессионалов) ангажированных социологией музыки (не в смысле Адорно, а скорее в смысле предмета таковой (- по крайней мере, начиная с публикации книги Волкова. Мифологизация на западе (культ pro et contra) несоизмеримо превосходит все, что имело место быть в СССР/России - начиная с публикации проф. Тарускина и неутихающих споров вокруг них, и кончая T-shorts с темой 7-й симфонии.
Я, например, встречался с интересным взглядом на Шостаковича, как на рупор Одесской [культурной] экспансии России (ч-з спец. городской мелос, и его - DSCH - генезис как музыканта - тапера в кинотеатре). Надеюсь, не надо объяснять, что имелось в виду под Одесской экспансией?
Иное дело крайне негативные свидетельства близких композитору людей, например Г. И. Уствольской и некоторых других. Таковые свидетельства частично основаны на эстетике самого свидетеля, "не всегда совпадающей....", частично содержат факты личного свойства.
Что ж, они не уменьшают противоречий связанных с фигурой Шостаковича. Но, в конце концов, остается его музыка и личное отношение каждого к ней.
Борис II, голосующий за DSCH опус 67 одной рукой и за опус 45 Schoenberg'a - другой
...навязывание мнения о том,что каждый имеет право на свое мнение... ослабляет чужие мнения, разьеденяет их (с) Adriano, Классика, 18.06.2009
Дорогой Борис II, похоже, Вы читали и вот этот перл Рубенчика:
...Хочу привести один пример довольно странного духовного симбиоза суперрусского с махрово-советским. Одиозно знаменитый математик и публицист Игорь Шафаревич написал после своего занимательного трактата "О русофобии" больщую статью в НРС, прославляющую Шостаковича. Статья появилась где-то в конце восьмидесятых или в начале девяностых (в моем архиве она не сохранилась, а то бы я давно уже написал статью типа "Шостакович и Шафаревич"). В целом трактат меня не взволновал, поскольку явного проявления антисемитизма в нем не было, то есть автор не предлагал уничтожать евреев. Глубоко задела меня лишь следующая фраза: '…пониманию наших потомков будет недоступно влияние Фрейда как ученого, слава композитора Шёнберга, художника Пикассо, писателя Кафки или поэта Бродского…' (из журнала "Время и Мы" No 104, 1989, стр. 169). (Должен заметить, что из-за стилистической неграмотности фразы я не смог выделить только имя Шёнберга, а вынужден был привести ее полностью). Естественно, все названные имена на совести Шафаревича, но наличие имени Шёнберга в этой фразе меня особенно возмутило. Когда же вслед за трактатом появилась его хвалебная статья о Шостаковиче, это меня еще больше возмутило, и я решил устроить музыкальный вечер для друзей с демонстрацией произведений обоих композиторов. Мне удалось убедить многих присутствовавших в том, что Шёнберг был истинным гением и истинным новатором, честнейшим художником и выдающимся мелодистом, блестящим мастером оркестровки и благороднейшей личностью. С другой стороны, я сумел убедить многих в том, что Шостакович был липовым совковым гением, лишенным мелодического дара плагиатором, невежественной личностью с дурным вкусом, фальшивым новатором и советским музыкальным деятелем, сочинявшим свои опусы не на народно-национальной основе, а на политической в угоду властям. И даже в опере по Лескову он умудрился показать не деревню девятнадцатого века, а советский колхоз...
Я, откровенно говоря, теряюсь, когда встречаю в жизни нечто подобное этой статье про Шостаковича. Такое явление сродни появлению дурака (психбольного) на улице или в общественном транспорте, орущего непотребное. Бесполезно спорить, увещевать, объяснять. Тут - "если надо объяснять - то не надо объяснять".
Некий человек врет (в смысле "брешет") от первого слова до последнего. Его где-то жаль, потому что не может не вызывать жалости человек не открывший для себя изысканнейшую хрупкую красоту лирики Шостаковича - красоту не имеющую аналогов в подлунном мире, не понявший масштабности симфонизма, грандиозности и потрясающей смелости в разведке новых целинных пластов, порой жутких и бесчеловечно-звериных, куда до него не хаживал еще никто. Это чем нужно слушать (как говорила Береника), чтобы не воспринимать этого?...
Шостакович велик независимо от эпохи развитого социализма, развитого бандитизма или еще какой другой. И еще: любой художник живет и творит в конфликте с эпохой - опять таки - любой. Только натянутая тетива может пустить стрелу.
Невольно напрашивается аналогия с "фельетонной эпохой".
Так дико было видеть все эти рассказы о "делании гения" - и, главное, честно опубликованные в популярном журнале - начинает казаться, что ты сам- ненормален, а это вот - интересные и глубокомысленные исследования. Потому и не удержалась от цитирования в форуме
Ведь что такое гений? Человек, отмеченный особым образом, неким отличием, которое никогда не смогут стереть руки других.
Для меня гении - Моцарт, Мусоргский, Шостакович - люди, прожившие именно жизнь гения, пророки в своем отечестве, инопланетяне, потерявшиеся дети, чужие среди своих, насмешники, ни во что не ставящие свою эпоху, композиторы, чья музыка не знает земного притяжения и течения времени.
Надеюсь, понятно, почему я не ставлю Баха в эту троицу. Обсуждать гениальность Баха - все равно что обсуждать внешность демиурга.
(Статья для дураков в стиле "геббельсовской пропаганды".)
Из интереса я сосчитал записи (без повторов имен!) 1-й симфонии - 41 дирижер. Ясно, что это не только "соц.лагерь".
4-я симфония (многим она знакома? ) - 20 дирижеров.
5-я - 70 дирижеров.
и т.д.
(Особенно смешно (не-смешно) представить себе, как в фашистской Германии Фуртвенглер, Бём или Караян исполняли бы Шостаковича. 7-ю!!!)
Теперь о более серьезном.
А кто читал книгу Волкова? Что скажете?
Невольно напрашивается аналогия с "фельетонной эпохой".
Так дико было видеть все эти рассказы о "делании гения" - и, главное, честно опубликованные в популярном журнале - начинает казаться, что ты сам - ненормален, а это вот - интересные и глубокомысленные исследования.
А Вы задумайтесь о значениях слова популярный (как определения издания). По крайней мере, одно из них гораздо «страшнее» самого по себе факта негативного отношения к Шостаковичу. Сразу станет легче! Как выгодно блеснуть таким неологизмом как «гармонический садизм» или сентенцией вроде « все коммунисты – это садисты». И не поспоришь вроде, и популярность издания ни к чему не обязывает.... А главное - эти претензия и пафос ниспровержителя!
Ну а с Шафаревичем поспорить,.... так с ним и спорить-то не нужно – достаточно его процитировать. Непонятно мне только, почему автор так сильно принял к сердцу мнение Игоря Рафаиловича о Шенберге и так легко смирился с поношением всех остальных упомянутых Шафаревичем имен из хх века.
Чрезвычайно трогательна процедура катехизации по г-ну Рубенчику (возможно с элементами садизма )
«я решил устроить музыкальный вечер для друзей с демонстрацией произведений обоих композиторов. Мне удалось убедить многих присутствовавших в том, что Шёнберг был истинным гением <.....> С другой стороны, я сумел убедить многих [почему не всех?- Б] в том, что Шостакович был липовым совковым гением»
«разверзлись..... и виждь, и внемли»
Вот так-с! За один вечер!
Гораздо более интересный, но не менее негативный и не менее «ad hominem» взгляд на Шостаковича можно найти в письме Виктора Суслина к Галине Уствольской, приведенным в книге О. Гладковой «Галина Уствольская – музыка как наваждение» СПб, Музыка, 1999 ISBN 5-85772-006-0. Там, вообще, много и другого интересного (без иронии)!
Сообщение от krivitch
Ведь что такое гений? Человек, отмеченный особым образом, неким отличием, которое никогда не смогут стереть руки других.
Нет, «гений» – это «как ты да я»
Сообщение от krivitch
Для меня гении - Моцарт, Мусоргский, Шостакович - люди, прожившие именно жизнь гения, пророки в своем отечестве, инопланетяне, потерявшиеся дети, чужие среди своих, насмешники, ни во что не ставящие свою эпоху,
...но почему же «ни во что» ?! Категорически против!
Сообщение от krivitch
композиторы, чья музыка не знает земного притяжения и течения времени.
В непреходящем ценностном смысле – да. Но не по сути! Т.е. обязательно все «земное», «человеческое» и «подверженное тлению» – т.е. времени – не «об этом» ли ИХ музыка? Хотя, наверное, мой комментарий – это тривиа
Сообщение от krivitch
Надеюсь, понятно, почему я не ставлю Баха в эту троицу. Обсуждать гениальность Баха - все равно, что обсуждать внешность демиурга.
Я полагаю, что любое обсуждение гениальности лишено смысла. Само слово в лучшем (Вашем) случае отражает крайнюю степень личного восхищения некой творческой личностью, а в худшем – просто стереотип.
Неужели звучание слов «Бах – гений!» «богаче» для [д]уха, чем слова «Бах»? По-моему, все наоборот! Для меня это как «Шуберт» и «Шуберт-Лист» ....
...навязывание мнения о том,что каждый имеет право на свое мнение... ослабляет чужие мнения, разьеденяет их (с) Adriano, Классика, 18.06.2009
На сцене клуба "Мумий Тролль Music Bar" в Москве 12 марта 2024 года состоялась премьера видеоклипа певицы Лады Мишиной под названием "Просыпаюсь". Это событие входит в проект "Горячая премьера клипа"...
16 марта 204 года состоится Концерт «Вокруг света за 80 нот»
Музыкальный спектакль на 7 языках в одном вечере. 14+
Этот спектакль — концерт объединяет в себе песни на разных языках мира, а также...
Автор elenazharkova (Комментариев: 0)
16.03.2024, 15:59
16 марта 2024 года состоится Новая яркая постановка Театра Аллы Духовой TODES — спектакль «Инзэнайт».
На этот раз Алла Духова предложила зрителю окунуться в мир подлинных шедевров. Картины великих...
Автор elenazharkova (Комментариев: 0)
16.03.2024, 15:58
16 марта 2024 года состоится Концерт «Волшебный оркестр. Продолжение путешествия»
Московский государственный симфонический оркестр
Художественный руководитель и дирижёр — Иван Рудин
Театр...
Автор elenazharkova (Комментариев: 0)
16.03.2024, 15:57
Социальные закладки